Судья суда 1 инстанции Дело №33-141/2021
Медников А.В. №2-26/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Анадырь 23 сентября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе
председательствующего Принцева С.А.,
судьи Трушкова А.И., Малова Д.В.,
при секретаре Лысаченко Е.А.,
с участием представителя истца по доверенности ФИО1,
представителя ответчика Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район по доверенности ФИО2,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО3 на решение Билибинского районного суда от 16 марта 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район о взыскании единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску; материальной помощи; денежной компенсации за задержку единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску и материальной помощи; обязании заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее гарантии, установленные Постановлением Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 декабря 2017 года № 24, взыскании компенсации морального вреда; расходов, понесенных на приобретение лекарств; судебных расходов - отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи Малова Д.В., судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратилась в Билибинский районный суд с иском к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район с требованиями о взыскании единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску; материальной помощи; процентов (денежной компенсации) за нарушение установленного срока единовременной выплаты и материальной помощи; денежной компенсации морального вреда; расходов, понесенных на приобретение лекарств, а также просила возместить судебные расходы.
В обоснование иска указано, что она работает в архивном отделе Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район (далее - Администрация МО Билибинский муниципальный район). С 21 сентября 2020 года ей был предоставлен ежегодный отпуск, но работодателем не были выплачены единовременная выплата и материальная помощь, предусмотренные постановлением главы Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 года № 24.
На основании изложенного ФИО3, с учётом последующих уточнений, просила взыскать с ответчика единовременную выплату к ежегодному оплачиваемому отпуску в размере 51 000 рублей, материальную помощь в размере 46 435 рублей 50 копеек, проценты (денежную компенсацию) за нарушение установленного срока единовременной выплаты и выплаты материальной помощи с 18 сентября 2020 года по день вынесения решения судом; денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей; деньги, уплаченные за лекарственное средство «Ново-Пассит» в размере 411 рублей; возложить на ответчика обязанность заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее гарантии, установленные постановлением Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 декабря 2017 года № 24, а также просила возместить судебные расходы в виде уплаченных денег за совершение нотариальных действий по оформлению доверенности в размере 2 500 рублей.
Судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец ФИО3, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда отменить и вынести новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержал апелляционную жалобу истца по изложенным в ней основаниям. Представитель ответчика Администрации МО Билибинский муниципальный район ФИО2 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца, просил решение суда первой инстанции по настоящему делу оставить без изменения.
Истец ФИО3, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявляла.
Судебная коллегия, руководствуясь статьёй 167 ГПК РФ, рассмотрела дело в отсутствие истца ФИО3
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив решение суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО3, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренные Положением о некоторых гарантиях работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями муниципальной службы в Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, утверждённым постановлением Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 года № 24 (далее - Положение о некоторых гарантиях), материальная помощь и единовременная выплата к ежегодному оплачиваемому отпуску не носят обязательного характера, не являются гарантированными выплатами и не могут быть выплачены сотрудникам без соответствующего приказа (распоряжения) руководителя организации, в соответствии с положениями абзаца 2 статьи 313 ТК РФ являются дополнительными гарантиями и компенсациями для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, и выплачиваются исходя из финансовых возможностей работодателя.
Кроме того, суд признал, что Положение о некоторых гарантиях отменено постановлением Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года № 897 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район» (далее - постановление Главы МО Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года №897), которое, по мнению суда, не подлежало опубликованию и вступило в законную силу с момента его подписания.
Поскольку в удовлетворении требований о взыскании с ответчика единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску и материальной помощи отказано, суд первой инстанции указал, что также отсутствуют основания для взыскании процентов (денежной компенсации) за нарушение установленного срока их выплаты и денежной компенсации морального вреда.
Разрешая требования ФИО3 о возложении на ответчика обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее гарантии, установленные постановлением Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 декабря 2017 года № 24, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что поскольку доказательств изменения условий трудового договора между сторонами при рассмотрении дела истцом не представлено, то основания для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции несоответствующими установленным обстоятельствам дела и основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, а доводы апелляционной жалобы истца ФИО3 о том, что постановление Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район, Администрации МО Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года № 897, которым признано утратившим силу постановление Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 года № 24 «Об утверждении некоторых гарантий работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями муниципальной службы в Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район» является недействующим, поскольку не было опубликовано в установленном порядке, - заслуживающим внимания.
Так, в силу части 2 статьи 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются, в том числе, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
Частью 3 статьи 13 ТК РФ определено, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.
Согласно части 1 и пункта 3 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 данной статьи, издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Пунктом 3 части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно части 4 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 данной статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами.
В силу части 1 и 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Как следует из положений пункта 4 части 1 статьи 23 Устава муниципального образования Билибинский муниципальный район (далее – Устав), глава муниципального района издает в пределах своих полномочий правовые акты в виде постановлений и распоряжений.
Согласно части 4 статьи 25 Устава муниципальные правовые акты Главы муниципального района утрачивают силу в случаях истечения срока действия, на который был принят муниципальный правовой акт; принятия нового муниципального правового акта, если положения ранее изданного муниципального правового акта противоречат ему или поглощаются им; отмены муниципального правового акта или отдельных его положений Главой муниципального района или по решению суда.
В силу частей 5, 6 и 7 статьи 25 Устава муниципальные правовые акты Главы муниципального района вступают в силу одновременно на всей территории муниципального района с момента их подписания Главой муниципального района, если иной порядок не установлен действующим законодательством или самим муниципальным правовым актом.
Муниципальные нормативные правовые акты Главы муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным периодическим изданием, в котором публикуются муниципальные правовые акты Главы муниципального района, является газета «Золотая Чукотка» и (или) «Информационный вестник Билибинского муниципального района».
Муниципальные правовые акты Главы муниципального района могут быть доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, распространены иным способом.
В силу части 6 статьи 281 Устава официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Использование портала Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» является дополнительным официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов.
Постановлением Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 года № 24 утверждено Положение о некоторых гарантиях работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями муниципальной службы в Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район.
Из пунктов 1.1 и 1.2 Положения о некоторых гарантиях следует, что оно вводится в целях повышения материальной заинтересованности работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы в Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, а также для их стимулирования в выполнении трудовых функций и работе в одной и той же организации и определяет порядок и условия единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи.
В силу части 4 статьи 26 Устава структура Администрации муниципального района утверждается Советом депутатов муниципального района по представлению Главы Администрации муниципального района. В структуру Администрации муниципального района могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации муниципального района. Органы Администрации муниципального района могут обладать правами юридического лица.
Решением Совета депутатов муниципального образования Билибинский муниципальный район от 28 июля 2019 года № 2 утверждена структура Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, куда, в том числе, включены Управление промышленной и сельскохозяйственной политики, Управление правового и организационного обеспечения, а также являющиеся юридическими лицами Управление финансов, экономики и имущественных отношений и Управление социальной политики.
Согласно пояснениям, данным в суде апелляционной инстанции представителями истца ФИО1 и ответчика ФИО2, стимулирующие выплаты, определённые в Положении о некоторых гарантиях подлежали выплате не только работникам архивного отдела, где работает ФИО3, а также работникам иных отделов и управлений органов местного самоуправления муниципального образования, в том числе юридически лиц.
Поскольку названное Положение о некоторых гарантиях регулирует трудовые отношения не конкретных работников, а всех работников, замещающих определённые в нём должности у различных работодателей, входящих в структуру Администрации Билибинского муниципального района, то настоящий правовой акт не является локальным, порождает правовые последствия для работодателей, в том числе, самостоятельных юридических лиц, и работников Администрации. В связи с этим судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 года № 24 является нормативным правовым актом.
Из материалов дела следует, что постановление Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 № 24 официально опубликовано в периодическом печатном издании «Информационный вестник Билибинского муниципального района» в 2017 году.
Пунктом 1 постановления Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года № 897 признано утратившим силу постановление Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 года № 24 с последующими изменениями.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что, несмотря на то обстоятельство, что пунктом 2 постановления Главы МО Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года № 897 определён срок вступления его в силу с момента подписания, фактически, отменяя постановление Главы МО Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 года № 24, оно затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, как работающих в Администрации, так и претендующих на замещение должностей, указанных в нём, в связи с чем постановление от 30 декабря 2019 года № 897 подлежит официальному опубликованию в периодическом печатном издании в газете «Золотая Чукотка» и (или) «Информационный вестник Билибинского муниципального района» и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования), так как отменяет нормативный правовой акт.
В силу части 1 статьи 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из информации, размещённой в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов на портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф), постановление Главы МО Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года № 897 «О признании утратившим силу некоторых нормативных правовых актов Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район» зарегистрировано в регистре 10 февраля 2021 года, опубликовано в периодическом печатном издании «Информационный вестник Билибинского муниципального района» от 9 января 2020 года № 1 (301).
Вместе с тем в размещённом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Билибинского муниципального района (https://www.bilchao.ru/index.php?newsid=14570) периодическом печатном издании «Информационный вестник Билибинского муниципального района» постановление Главы МО Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года № 897 не опубликовано.
На запрос суда апелляционной инстанции ответчик доказательства, подтверждающие факт и дату опубликования текста постановления Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года № 897 в периодическом печатном издании, распространяемом в Билибинском муниципальном районе, не представил.
В письменном ответе, направленном в суд апелляционной инстанции, Глава Администрации МО Билибинский муниципальный район сообщил, что названное постановление не опубликовано, поскольку вступало в силу с момента его подписания.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года № 897 до настоящего времени официально не опубликовано и не вступило в законную силу. Поскольку основания, определённые в части 4 статьи 25 Устава, для признания постановления Главы МО Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 года № 24 утратившим силу отсутствуют, оно до настоящего времени действует на территории Билибинского муниципального района.
Следовательно, гарантированные нормами трудового законодательства единовременная выплата и выплата материальной помощи к ежегодному оплачиваемому отпуску работникам Администрации МО Билибинский муниципальный район, замещающим должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, является обязанностью работодателя, а не его правом, как ошибочно указал суд первой инстанции.
Пунктом 1.3 Положения о некоторых гарантиях определено, что оно распространяется на лиц, осуществляющих в Администрации района трудовую деятельность, в том числе, по должности начальника архивного отдела.
Согласно пунктам 3.1-3.3 Положения о некоторых гарантиях начальнику архивного отдела один раз в год при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, на основании заявления работника о предоставлении отпуска, выплачивается материальная помощь в размере 1,7 должностного оклада с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Пунктами 4.1, 4.3 и 4.5 Положения о некоторых гарантиях установлено, что при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска работникам выплачивается единовременная выплата в размере семнадцати тысяч рублей с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на основании распоряжения о предоставлении отпуска. Право на единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска.
Как следует из материалов дела, распоряжением о приеме работника на работу от 3 февраля 2014 года № 51-л и трудовым договором от 3 февраля 2014 года № 27 ФИО3 принята на работу, на должность начальника архивного отдела Аппарата администрации МО Билибинский муниципальный район (должность, не являющаяся должностью муниципальной службы).
Согласно справке, выданной Главой администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, с 3 февраля 2014 года ФИО3 установлена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 100 %.
Дополнительным соглашением от 29 декабря 2018 года № 82 к трудовому договору от 3 февраля 2014 года № 27 ФИО3 установлен оклад в размере 9 105 рублей.
Распоряжением Главы Администрации МО Билибинский муниципальный района от 15 сентября 2020 года № 281-л начальнику Архивного отдела Управления правового и организационного обеспечения ФИО3 предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 21 сентября по 13 ноября 2020 года.
Материальная помощь и единовременная выплата работнику выплачены не были.
Поскольку ФИО3 был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск, в соответствии с Положением о некоторых гарантиях она имела право на единовременную выплату к ежегодному оплачиваемому отпуску в размере 51 000 рублей (17 000 х районный коэффициент х процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера) и материальную помощь в размере 46 435 рубля 50 копеек (9 105 х 1,7 х районный коэффициент х процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера), которые подлежат взысканию с ответчика Администрации МО Билибинский муниципальный района.
Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильное истолкование закона привели к вынесению неправильного решения и в силу пункта 3 части 1, пункта 3 части 2 статьи 330 ГПК РФ являются основаниями для отмены решения суда в части требований о взыскании единовременной выплаты и материальной помощи к ежегодному оплачиваемому отпуску в апелляционном порядке.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия в соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ полагает необходимым принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО3 о взыскании единовременной выплаты и материальной помощи к ежегодному оплачиваемому отпуску по вышеприведённым мотивам.
В связи с тем, что решение суда первой инстанции в части взыскания единовременной выплаты и материальной помощи к ежегодному оплачиваемому отпуску подлежит отмене по изложенным основаниям, то подлежит отмене и решение суда первой инстанции в части взыскания с ответчика в пользу ФИО3 денежной компенсации за нарушение сроков выплаты сумм, причитающихся работнику к отпуску, и денежной компенсации морального вреда.
В соответствии со статьёй 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии с частью 4 статьи 3 и частью 9 статьи 394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Как видно из искового заявления, истец указала, что моральный вред обусловлен действиями ответчика, выразившимися в незаконном отказе ей в осуществлении предусмотренных трудовым законодательством выплат.
Поскольку судебная коллегия установила нарушение трудовых прав истца на единовременную выплату к ежегодному оплачиваемому отпуску и материальную помощь, имеются основания для взыскания с ответчика Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в пользу ФИО3 компенсации морального вреда.
Учитывая степень вины работодателя, длительность периода, в котором допущены нарушения прав ФИО3, а также требования разумности и справедливости, коллегия приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей. В удовлетворении остальной части искового требования в размере 40 000 рублей надлежит отказать.
В силу части 9 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.
Частью 1 статьи 236 ТК РФ определено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку распоряжением главы администрации Билибинского муниципального района от 15 сентября 2020 года № 281-л отпуск ФИО3 представлен с 21 сентября 2020 года, то все причитающиеся ей выплаты, связанные с отпуском, должны были быть выплачены не позднее 18 сентября 2020 года, и начиная с 19 сентября 2020 года работодателем подлежат уплате проценты (денежная компенсация) за каждый день задержки этих выплат.
Принимая во внимание, что в период с 11 сентября 2020 года по 23 сентября 2021 года ставка рефинансирования Центральным банком Российской Федерации неоднократно изменялась, при расчёте денежной компенсации, подлежащей уплате ФИО3, следует применять размеры ставки, исходя из периода их действия, а не исходя из ставки в размер 4,25 %, действовавшей на момент начала периода, подлежащего компенсации, как ошибочно указал истец в своих расчётах:
период | Дней | ставка % | документ, определивший ставку | невыплаченная сумма х 1/150 х ставка х кол-во дн. задержки | сумма, рублей |
с 19.09.20по 21.03.21 | Информационное сообщение Банка России от 24.07.2020 | ||||
с 22.03.21 по25.04.21 | Информационное сообщение Банка России от 19.03.2021 | ||||
с 26.04.21 по14.06.21 | Информационное сообщение Банка России от 23.04.2021 | ||||
с 15.06.21 по25.07.21 | Информационное сообщение Банка России от 11.06.2021 | ||||
с 26.07.21 по12.09.21 | Информационное сообщение Банка России от 23.07.2021 | ||||
с 13.09.21 по23.09.21 | Информационное сообщение Банка России от 10.09.2021 | ||||
Итого |
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что с ответчика Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в пользу ФИО3 подлежат взысканию проценты (денежная компенсация) за нарушение установленного срока выплаты сумм, причитающихся работнику к отпуску, за период с 19 сентября 2020 года по 23 сентября 2021 года в размере 11 724 рублей 74 копеек.
Судебная коллегия находит заслуживающим внимание довод апелляционной жалобы истца о том, что работодатель обязан заключить с ФИО3 дополнительное соглашение к трудовому договору и внести в него изменения в части определения условий оплаты труда, предусмотрев единовременную выплату к ежегодному оплачиваемому отпуску и выплату материальной помощи, по следующим основаниям.
Как следует из абзаца 4 части 2 статья 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор, в том числе, являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В силу части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из пункта 1.1 Положения о некоторых гарантиях следует, что оно вводится в целях повышения материальной заинтересованности работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы в Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, а также для их стимулирования в выполнении трудовых функций и работе в одной и той же организации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что выплаты, установленные постановлением Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 декабря 2017 года № 24, являются стимулирующими и в силу части 2 статьи 57 ТК РФ подлежали обязательному включению в трудовой договор, заключаемый работодателем с ФИО3
Трудовым договором от 3 февраля 2014 года № 27, заключенным ответчиком с ФИО3, условия оплаты труда вообще не определены.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 3 февраля 2014 года № 27 работодателем был установлен должностной оклад ФИО3, а также его изменение.
Как следует из части 3 статьи 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй данной статьи, то он должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильное истолкование закона привели к вынесению неправильного решения и в силу пункта 3 части 1, пункта 3 части 2 статьи 330 ГПК РФ являются основаниями для отмены решения суда в части требования о возложении на ответчика обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору в апелляционном порядке.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия в соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ полагает необходимым принять по делу новое решение об удовлетворении искового требования ФИО3 о возложении на Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район обязанности заключить с ней дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее стимулирующие выплаты, установленные постановлением Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 декабря 2017 года № 24, по вышеприведённым мотивам.
Учитывая, что все юридически значимые обстоятельства установлены на основании имеющихся материалов дела, с которыми стороны ознакомлены, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 328 ГПК РФ полагает необходимым принять по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований ФИО3 о взыскании единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, материальной помощи, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты, денежной компенсации морального вреда по вышеприведённым мотивам.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов между сторонами, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 98 ГПК РФ в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
Согласно части 1 статьи 88, статье 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым, в том числе, относятся признанные судом необходимыми расходы.
Как следует из разъяснений, данных в абзацах 2 и 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», перечень судебных издержек, предусмотренный указанными кодексами, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом, административным истцом, заявителем (далее также - истцы) в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления (далее также - иски) в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости. Расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Как следует из материалов дела, истец ФИО3 просила суд возложить на ответчика обязанность возместить ей издержки, связанные с рассмотрением дела, состоящие из сумм уплаченных за совершение нотариального действия по оформлению достоверности на представителя ФИО1, за приобретение лекарств.
Согласно доверенности 87 АА 0057655, выданной 13 ноября 2020 года представителю ФИО1 и удостоверенной нотариусом Билибинского нотариального округа, с ФИО3 взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей, а также уплачено за оказание услуг правового и технического характера 2300 рублей.
Поскольку из текста доверенности не следует, что она выдавалась только для участия представителя в настоящем гражданском деле, судебная коллегия приходит к выводу о том, что расходы на оформление доверенности представителя ФИО1 в размере 2 500 рублей не могут быть отнесены к судебным издержкам.
Кроме того, поскольку истец ФИО3 не представила в суд доказательства, подтверждающие, что расходы на приобретение лекарственного средства «Ново-Пассит» в размере 411 рублей понесены именно ею, а также не доказала, что его приобретение обусловлено действиями ответчика и связано с рассмотрением настоящего гражданского дела в суде, судебная коллегия приходит к выводу, что они не относятся к судебным расходам.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Билибинского районного суда от 16 марта 2021 года по настоящему делу в части отказа в удовлетворении требований о взыскании единовременной выплаты и материальной помощи к ежегодному оплачиваемому отпуску; денежной компенсации за задержку единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску и материальной помощи и денежной компенсации морального вреда, а также о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору отменить.
Исковые требования ФИО3 к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район о взыскании единовременной выплаты и материальной помощи к ежегодному оплачиваемому отпуску; денежной компенсации за задержку единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску и материальной помощи и денежной компенсации морального вреда, а также о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в пользу ФИО3 единовременную выплату к ежегодному оплачиваемому отпуску в размере 51 000 рублей.
Взыскать с Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в пользу ФИО3 материальную помощь в размере 46 435 рублей 50 копеек.
Взыскать с Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в пользу ФИО3 проценты (денежную компенсацию) за нарушение установленного срока выплаты единовременной выплаты и материальной помощи в размере 11 724 рублей 74 копеек.
Взыскать с Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в пользу ФИО3 возмещение морального вреда за нарушение срока выплат, причитающихся работнику, в размере 10 000 рублей. В удовлетворении остальной части данного искового требования в размере 40 000 рублей отказать.
Возложить на Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район обязанность заключить с ФИО3 дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее стимулирующие выплаты, установленные Положением о некоторых гарантиях работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями муниципальной службы в Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, утверждённым постановлением Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 № 24.
В остальной части решение Билибинского районного суда от 16 марта 2021 года по настоящему делу оставить без изменения.
Апелляционную жалобу истца ФИО3 удовлетворить частично.
Председательствующий С.А. Принцев
судья А.И. Трушков
Д.В. Малов
Мотивированное определение в окончательной форме изготовлено 24 сентября 2021 года.