Судья Никитенко Т.Н. | Дело № 33-3927/17 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь | 30 мая 2017 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего | Дубинина А.И. |
судей | Калоевой З.А., Муратовой Н.И. |
с участием секретаря | Богдановой Т.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по СК по доверенности Шахрамяна Э.В.,
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 21 февраля 2017 года,
по гражданскому делу по иску Яковлева В.А. к ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты,
заслушав доклад судьи Дубинина А.И.,
установила:
Яковлев В.А. обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с исковыми требованиями о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование исковых требований указано: Яковлев В.А., 12.03.1973 г.р., место рождения Ставропольский край, Георгиевский район, с. Обильное, проходит службу в системе ФСИН России в настоящее время, с общей продолжительностью службы в календарном исчислении на момент подачи рапорта 08.07.2014 г. - 18 лет 10 месяцев 14 дней, что на основании ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 г. № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - ФЗ РФ №283-Ф3), дает ему право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Федеральным законом ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 30.12.2012 г. № 283-Ф3 предусмотрено, что сотрудник органов уголовно-исполнительной системы, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата) (ч. 1 ст. 4).
08.07.2014 г. истец обратился к директору ФСИН России Корниенко Г.А. с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369. К данному рапорту приложены все необходимые, в соответствии с законодательством РФ в данной сфере правоотношений, документы, подтверждением чего является опись документов, прилагаемая к его рапорту, и справка секретаря комиссии УФСИН России по СК от 08.07.2014 г.
В конце июля 2014 г. истец получил выписку из протокола № 16 от 08.07.2014 г. комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № 16 от 08.07.2014 г., Яковлев В.А. обратился с рапортом в территориальную подкомиссию УФСИН России по СК 08.07.2014г. Состав семьи - 5 человек: Яковлев В.А., супруга Яковлева Л.Б., 27.11.1980 г.р., дочь Яковлева В.В., 10.09.1999 г.р., дочь Яковлева М.В.,15.08.2004 г.р., сын Яковлев А.В., 04.03.2012 г.р. Выслуга лет в календарном исчислении - 18 лет, 10 месяцев, 14 дней, в книге учета заявлений (рапортов) зарегистрирован 08.07.2014 г. под № 285. Других жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на территории РФ Яковлев В.А. и члены его семьи не имеют. Ранее Яковлеву В.А. и членам его семьи социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась. В соответствии со ст. 4 п. З п.п. 1 ФЗ от 30.12.2012 г. № 283-Ф3 Яковлев В.А. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения, членом семьи собственника жилого помещения.
Комиссия УФСИН России по СК постановила направить документы для получения единовременной социальной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты Яковлева В.А. с семьей в составе 5 человек (он, жена, сын, 2 дочери).
Выводы комиссии УФСИН по СК подтверждают, что сданные Яковлевым В.А. документы соответствуют законодательству РФ в данной области правоотношений, в частности, ФЗ от 30.12.2012 г. № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Постановлению Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ».
Согласно уведомления ВрИО начальника УФСИН России по СК Костенко А.С. № 26/ТО/7/1-14219 от 09.07.2014 г. в адрес директора ФСИН России Корниенко Г.А. направлены документы истца на 89 листах в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Комиссия ФСИН России с момента получения документов истца до 05.09.2016 г. не оповестила ни истца, ни УФСИН России по СК о принятом решении. 05.09.2016 г. в УФСИН России по СК поступила выписка из протокола комиссии ФСИН России № 1 от 14.01.2016 г. В середине сентября 2016 г. в УФСИН России по СК истец получил ответ ВрИО начальника управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта (УКСНЭР ФСИН России) Кочегурова А.В. исх. № 20-48991 от 26.08.2016 г., в соответствии с которым: «Направляем выписки из протоколов заседаний комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для уведомления сотрудников о принятом комиссией решении».
Действия Комиссии ФСИН России, вытекающие из выписки из протокола № 1 от 14.01.2016 г., истец считает необоснованными и незаконными по следующим основаниям.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии УФСИН России по СК № 16 от 08.07.2014 г. принято решение о направлении документов для получения Яковлевым В.А. и членами его семьи единовременной социальной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Яковлеву В.А. с семьей в составе из 5-и человек (он, жена, сын, 2 дочери).
В соответствии с п. 19 Порядка формирования и работы комиссий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 г. № 496, документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией ФСИН России в течение 3-х месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений (п. 19 раздел IV «Принятие решений Комиссией ФСИН России»),
Как следует из предоставленных документов, Комиссия ФСИН России рассмотрела заявление Яковлева В.А., со значительным превышением установленного законом трехмесячного срока, а именно, 14.01.2016 г., а выписку из протокола № 1 от 14.01.2016 г. отправили в его адрес только в конце августа 2016 г., т.е. спустя 7 месяцев, и только после неоднократных обращений истца, что является грубейшим нарушением п. 23 раздела IV «Принятие решений Комиссией ФСИН России», согласно которого выписки из решений Комиссии ФСИН России в течение 10 дней со дня их издания направляются в заинтересованные Территориальные подкомиссии и Подкомиссии, а Территориальные подкомиссии и Подкомиссии не позднее трех рабочих дней со дня получения выписок из решений Комиссии ФСИН России доводят их до сведения сотрудников и граждан.
В соответствии с п. 21 приказа Министерства юстиции РФ Федеральной службы исполнения наказаний от 29.08.2013 г. № 496, председатель, заместитель председателя и члены Комиссии ФСИН России несут ответственность за правомерность и своевременность принятых ими решений в соответствии с законодательством РФ. О какой своевременности и правомерности принятых ими решений можно говорить, если председатель, заместитель председателя и члены Комиссии ФСИН России грубейшим образом нарушают, а, вернее, не исполняют надлежащим образом, требования законодательный актов РФ в данной области правоотношений. В частности, ими нарушены нормы приказа Министерства юстиции РФ Федеральной службы исполнения наказаний от 29.08.2013 г. № 496, Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369, ФЗ от 30.12.2012 г. №283-Ф3.
Однако, в соответствии с п. 3 раздела I «Общие положения» Порядка формирования и работы комиссий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Порядок), утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 г. № 496, комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы..., утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369.
Согласно п. 10.1 раздела II «Функции и полномочия комиссий» Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 г. № 496 Территориальные подкомиссии и Подкомиссии осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В соответствии с п. 10.2 Порядка, в целях выполнения возложенных на них функций, Территориальные подкомиссии и Подкомиссии осуществляют следующие основные полномочия:
регистрируют рапорта и заявления в Книгах учета заявлений;
проводят проверку предоставленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также, установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах, возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата;
- рассматривают в 20-дневный срок со дня регистрации рапорта, заявления на заседаниях Территориальных подкомиссий и Подкомиссий документы для получения единовременной выплаты в целях принятия решения об их направлении в Комиссию ФСИН
России с указанием в протоколах заседаний указанных подкомиссий оснований принятых решений.
Как видно из пунктов 10.1 и 10.2 раздела II «Функции и полномочия комиссий» Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 г. № 496, на Территориальную подкомиссию и Подкомиссию возложены функции предварительной проверки сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты и проверка представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также, установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах, возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Однако, комиссией УФСИН России по СК не были исполнены обязательные для них действия по проверке представленных документов на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, и проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; при подготовке для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, что способствовало необоснованному и незаконному принятию комиссией ФСИН России решения об отказе Яковлеву В.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий в 2011 г., в соответствии с п.12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369.
Комиссия УФСИН России по СК обязана была обнаружить недостатки в представленных документах Яковлева В.А. и возвратить их ему с указанием в письменном виде причин возврата, но Комиссия УФСИН России по СК, по непонятным причинам, не обнаружила нарушения Яковлевым В.А. п. 12 Правил и направила документы в комиссию ФСИН России.
Из материалов, представленных в суд следует, что 08.07.2014 г. истцом директору ФСИН России Корниенко Г.А. был подан рапорт о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369 с описью документов согласно п. 5 Правил, зарегистрированный в Книге учета заявлений (рапортов) под № 285 от 08.07.2014 г., что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № 16 от 08.07.2014 г.
Как следует из вышесказанного и представленных суду документов, комиссия ФСИН России рассмотрела рапорт Яковлева В.А. со значительным превышением установленного законом трехмесячного срока, а именно в течение полутора лет и вынесла решение об отказе Яковлеву В.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий в 2011 г., предусмотренных п.12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369. Согласно выписке из протокола № 1 заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 14.01.2016 г., основанием для отказа Яковлеву В.А. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило ухудшение жилищных условий в соответствии с п. 12 Правил, хотя, в соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии УФСИН России по СК № 16 от 08.07.2014 г., истцом были представлены все необходимые документы в соответствии с п.5 Правил, что подтверждается описью документов, приложенных к моему рапорту от 08.07.2014 г.
О нарушении прав и охраняемых законом интересов, истцу стало известно в середине сентября 2016 г., после получения уведомления ВрИО начальника УКСНЭР ФСИН России Кочегурова А.К исх. № 20-48991 от 26.08.2016 г., в соответствии с которым ФСИН России направил в УФСИН Росси по СК выписки из протоколов заседаний комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН
России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для уведомления сотрудников о принятом комиссией решении.
Пункт 7 раздела II «Порядок и условия принятия на учет для получение ЕСВ» Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ 24.04.2013 г. № 369 указывает на то, что на основании заявления и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, комиссия в 3-х месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ по одному из условий, определенных частью 3 ст. 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. А в соответствии с п. 19 раздела IV «Принятие решений комиссией ФСИН России» Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 г. № 496, документы для получения ЕСВ должны быть рассмотрены комиссией ФСИН России в течение 3-х месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.
В соответствии с выпиской из протокола № 1 заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия) от 14.01.2016г., истец обратился с рапортом в территориальную подкомиссию УФСИН России по СК 08.07.2014 г.
В связи с тем, что рапорт о постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения зарегистрирован в Книге учета заявлений (рапортов) 08.07.2014 г. под № 285, соответственно, началом срока 3-х месячного рассмотрения комиссией ФСИН России документов истца является 08.07.2014 г., т.е. с даты регистрации рапорта в Книге учета заявлений, а моментом окончания рассмотрения и принятия ею решения является дата не позднее 08.10.2014 г.
Поскольку предусмотренный 3-х месячный срок для принятия комиссией ФСИН России решения по рапорту Яковлева В.А. истек 08.10.2014г., который являлся рабочим днем, то окончанием срока следует считать 08.10.2014г., который и следует считать датой принятия Яковлева В.А. на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.
Данные факты послужили основанием для предъявления в суд исковых требований: признать решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе № 1 от 14 января 2016 г. в части, касающейся отказа Яковлеву В.А. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты - незаконным; обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Яковлева В.А. с составом семьи из пяти человек: Яковлев В.А., жена - Яковлева (Потей) Л.Б., сын - Яковлев А.В., дочь - Яковлева В.В., дочь - Яковлева М.В., с 08 октября 2014 г.; признать незаконными действия комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по предварительной проверке сведений, содержащихся в документах Яковлева В.А., представленных для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 21 февраля 2017 года, исковые требования Яковлева Виталия Александровича к ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю - удовлетворены частично.
Решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе № 1 от 14 января 2016 г. в части, касающейся отказа Яковлеву Виталию Александровичу и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты – признано незаконным.
Суд обязал Федеральную службу исполнения наказаний России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Яковлева В.А. с составом семьи из пяти человек: Яковлев В.А., жена - Яковлева (Потей) Л.Б., сын - Яковлев А.В., дочь - Яковлева В.В., дочь - Яковлева М.В., с 08 октября 2014 г.
В удовлетворении исковых требований Яковлева В.А. к УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконными действия комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по предварительной проверке сведений, содержащихся в документах Яковлева Виталия Александровича, представленных для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369 - судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по СК по доверенности Шахрамян Э.В. просит отменить решение суда первой иснатцнии и принять по делу новое, которым отказать в удовлетворении иска Яковлева В.А. в полном объеме. Указывает, что истец с 21.11.2006 г. по 03.11.2011 г. вместе с членами семьи, были постоянно зарегистрированы по адресу: СК, с. Балахоновское, ул. Лысенко, 84. С 29.01.2013 г. по 29.01.2016 г. Яковлев В.А. с членами семьи временно были зарегистрированы по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 20/1, кв. 57. Решения суда о выселении гр. Яковлева В.А. и членов его семьи из жилого помещения, расположенного по адресу: СК, с. Балахоновское, ул. Лысенко, 84 не имеется. Яковлев В.А. в территориальную комиссию ФСИН России обратился 08.07.2014 г. Комиссия ФСИН России при принятии решения посчитала действия Яковлева В.А. намеренными недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, тем самым приобрести в результате этих действий статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Такие действия в силу положений ч. 8 ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ дают право для отказа в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее, чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Яковлева В.А. по доверенности Волчков А.П. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 ГПК Российской Федерации на ведение в суде дела через представителя, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав представителя ответчика Шахрамян Э.В., представителя истца Волчкова А.П., обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, что следует из ч. 1 ст. 1 данного закона.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с п. 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в п. 19 этих правил, имевшегося у них на день увольнения.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных чч. 1 и 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Яковлев В.А., 12.03.1973 г.р., место рождения Ставропольский край, Георгиевский район, с.Обильное, проходит службу в системе ФСИН России в настоящее время, с общей продолжительностью службы в календарном исчислении на момент подачи рапорта 08.07.2014г. - 18 лет 10 месяцев 14 дней, что не оспаривается сторонами.
08.07.2014 г. истец обратился к директору ФСИН России Корниенко Г.А. с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369. К данному рапорту были приложены все необходимые, в соответствии с законодательством РФ в данной сфере правоотношений, документы (л.д. 17-оборот).
Согласно выписке из протокола заседания комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № 16 от 08.07.2014 г., Яковлев В.А. обратился с рапортом в территориальную подкомиссию УФСИН России по СК 08.07.2014 г. Состав семьи - 5 человек: Яковлев В.А., супруга Яковлева Л.Б., 27.11.1980 г.р., дочь Яковлева В.В., 10.09.1999 г.р., дочь Яковлева М.В.,15.08.2004 г.р., сын Яковлев А.В., 04.03.2012 г.р. Выслуга лет в календарном исчислении - 18 лет, 10 месяцев, 14 дней, в книге учета заявлений (рапортов) зарегистрирован 08.07.2014 г. под № 285. Других жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на территории РФ Яковлев В.А. и члены его семьи не имеют. Ранее Яковлеву В.А. и членам его семьи социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась. В соответствии со ст. 4 п. 3 п.п. 1 ФЗ от 30.12.2012 г. № 283-Ф3 Яковлев В.А. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения, членом семьи собственника жилого помещения.
Комиссия УФСИН России по СК постановила направить документы для получения единовременной социальной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты Яковлева В.А. с семьей в составе 5 человек (он, жена, сын, 2 дочери) (л.д. 18-оборот-19).
Согласно уведомления ВрИО начальника УФСИН России по СК Костенко А.С. № 26/ТО/7/1-14219 от 09.07.2014 г. в адрес директора ФСИН России Корниенко Г.А. были направлены документы истца на 89 листах в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 16).
Согласно выписки из протокола № 1 от 14.01.2016 г. заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Яковлев В.А.обратился с рапортом в территориальную подкомиссию 08.07.2014 г. Выслуга лет в календарном исчислении более 10 лет. Состав семьи 5 человек: заявитель, супруга - Яковлева (Потей) Л.Б., 27.11.1980 г.р. (брак заключен 24.04.1999 г.), дочь - Яковлева В.В., 10.09.1999 г.р., дочь - Яковлева М.В., 15.08.2004г.р., сын - Яковлев А.В,, 04.03.2012 г.р. Ранее заявитель с 21.11.2006 г. по 03.11.2011г. и супруга с дочерями с 21.11.2006 г. по 23.12.2011 г. были постоянно зарегистрированы по адресу: СК, с. Балахоновское, ул. Лысенко, 84. Жилое помещение общей площадью 87,1 кв.м. принадлежит Потей Б.И. - отцу супруги. Постоянно зарегистрированных было 5 человек. Представлены: свидетельство о гос. регистрации права, копия домовой книги, выписка из домовой книги, справка из администрации о том, что ФЛС не ведется по данному адресу. Постановили: отказать Яковлеву В.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369 в связи с ухудшением жилищных условий в 2011 г. (л.д. 22-оборот).
Разрешая требования в части признания решения Комиссии ФСИН России в части отказа Яковлеву В.А. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным и в части возложения на Федеральную службу исполнения наказания России поставить на учет для получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истца с составом семьи, суд первой инстанции пришел к выводу, что Комиссия ФСИН России рассмотрела рапорт Яковлева В.А. со значительным превышением установленного законом трехмесячного срока, затянув его рассмотрение на полтора года, и признал необоснованным вывод комиссии об ухудшении жилищных условий истцом в 2011 году.
Изложенные выводы следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ. Мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в решении суда. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с ними и отвергает доводы апелляционной жалобы.
Так рассматривая заявление Яковлева В.А. 14.01.2016 г. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Комиссия ФСИН России пришла к выводу о том, что Яковлев В.А., снявшись 2011 г. с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем отцу его супруги, и отказавшись от права пользования этим жилым помещением, намеренно ухудшил свои жилищные условия, поскольку в настоящее время зарегистрирован с членами своей семьи по месту жительства по адресу: г. Ставрополь ул. Доваторцев, 39, к. 1, кв. 54 в жилом помещении общей площадью 49,4 кв. метра, принадлежащее на праве долевой собственности Ащепковой Г.В., Ащепкову А.А., Ащепкову И.А. по 1/3 доле каждому. ФЛС по данному адресу не представлено (ответ от ОАО «СГРЦ» от 08.07.2014).
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Истец, обосновывая необходимость смены места жительства, сослался на перевод его в 2011 году для продолжения службы в городе Ставрополь в должности начальника отделения транспорта, главного механика и энергетика УФСИН по СК, что подтверждено соответствующим приказом.
До 2011 года истец был зарегистрирован и проживал по ул. Лысенко, 84, села Балахоновское, Кочубеевского района, Ставропольского края и проходил службу в должности заместителя начальника – начальника центра трудовой адаптации осужденных ФБУ «Исправительная колония № 1УФСИН по СК» расположенной в с. Кочубеевском Ставропольского края.
Проживание на территории Кочубеевского района до 2011 года было обусловлено объективными причинами, а именно местом прохождения службы истцом Яковлевым В.А. в указанном районе.
Смена места жительства также обусловлена объективными причинами, а именно сменой места службы из села Кочубеевское на город Ставрополь.
Жилой дом, в котором Яковлев В.А. проживал в селе Балахоновское, Кочубеевского района, Ставропольского края им и членами его семьи не отчуждался, поскольку никогда им не принадлежал на праве собственности.
Приведенные обстоятельства применительно к положениям части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ обоснованно не признаны судом первой инстанции как намеренные действия, приведшие к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Нарушений норм процессуального права, которые по смыслу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации послужить основанием для безусловной отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 21 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УФСИН России по СК по доверенности Шахрамяна Э.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи