НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 30.03.2016 № 33-2091/2016

Судья Степанова Е. В. дело № 33-2091/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 30 марта 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Ситьковой О. Н.,

судей Турлаева В. Н., Шурловой Л. А.,

при секретаре судебного заседания Павловой Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края, поданной полномочным представителем по доверенности Сластёновой С. В.,

на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10 ноября 2015 года

по исковому заявлению Куриловой О. Н., действующей в интересах несовершеннолетней Куриловой Е. М., к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной пенсии по инвалидности,

заслушав доклад судьи Турлаева В. Н.,

установила:

Курилова О. Н., действуя в интересах несовершеннолетней дочери Куриловой Е. М., … года рождения, обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о признании незаконным решения № 67 от 16.06.2015 года об отказе в назначении Куриловой Е. М. социальной пенсии по инвалидности и обязании назначить Куриловой Е. М. указанную пенсию с 18.05.2015 года.

В обоснование иска указано, что, будучи законным представителем малолетней Куриловой Е. М., она 18.05.2015 года обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении ребенку социальной пенсии по инвалидности, представив все имеющиеся документы. В конце мая 2015 года сотрудники ответчика потребовали представить документы, подтверждающие фактическое проживание на территории России. Однако в настоящее время у нее имеется только документ, подтверждающий регистрацию по месту пребывания на территории России – свидетельство № 2022 от 19.11.2014 года, выданное Отделом УФМС России по Ставропольскому краю в Октябрьском районе г.Ставрополя, которое изначально было предоставлено ответчику со всем пакетом документов. Между тем решением № 67 от 16.06.2015 года ответчиком было отказано в назначении Куриловой Е. М. социальной пенсии по инвалидности со ссылкой на отсутствие документа, подтверждающего постоянное проживание на территории Российской Федерации, а именно, свидетельства о регистрации по месту жительства. Считает данный отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку в соответствии с п. 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 958н от 28.11.2014 года, для установления пенсии при отсутствии места жительства на территории РФ необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории РФ, коим в соответствии с п. 58 этого же Перечня является свидетельство о месте пребывания на территории РФ, которое ею было предоставлено в Пенсионный фонд. Кроме того, в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверять акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Таким образом, регистрация является лишь предусмотренным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Обжалуемым решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10 ноября 2015 года исковые требования Куриловой О. Н., заявленные в интересах малолетней Куриловой Е. М., удовлетворены частично.

Суд признал незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края № 67 от 16.06.2015 года об отказе в назначении Куриловой Е. М. социальной пенсии по инвалидности и обязал ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края рассмотреть в установленном законом порядке заявление Куриловой О. Н. о назначении Куриловой Е. М. социальной пенсии по инвалидности.

В удовлетворении требований Куриловой О. Н. об обязании ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить Куриловой Е. М. социальную пенсию по инвалидности с 18 мая 2015 года отказано.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края Сластенова С. В. просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новое решение, ссылаясь на то, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 11 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» имеют постоянно проживающие в российской Федерации дети-инвалиды. Согласно п. п. 42, 43 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 958н от 28.11.2014 года, для назначения социальной пенсии необходим документ о постоянном проживании в РФ. А для назначения социальной пенсии по инвалидности в дополнение необходим документ об установлении инвалидности. П. 57 указанного перечня предусмотрено, что документом, подтверждающим место жительства гражданина РФ на территории РФ, является паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина РФ, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста – свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы. В данном случае Курилова О. Н. ни при подаче заявления о назначении пенсии, ни в дальнейшем в отведенный пенсионным органом срок не представила свидетельство о регистрации Куриловой Е. М. по месту жительства на территории РФ, что и послужило основанием для отказа в назначении пенсии по инвалидности. Считает, что суд первой инстанции неправомерно принял свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории РФ в качестве доказательства, подтверждающего регистрацию по месту жительства.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края, который о дате, времени и месте слушания дела извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав истца Курилову О. Н., считающую доводы апелляционной жалобы несостоятельными и просившую оставить их без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене не нашла.

Согласно п. п. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети-инвалиды.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец Курилова О. Н. является матерью Куриловой Е. М., … года рождения, которой на основании акта освидетельствования № … от 10.04.2015 года установлена группа инвалидности «ребенок-инвалид» на срок до 01.05.2016 года, что подтверждается справкой серии … № … от 27.04.2015 года, выданной Бюро № 28 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» (л. д. 5, 6).

18 мая 2015 года истец Курилова О. Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ее дочери Куриловой Елизавете социальной пенсии по инвалидности, приложив к нему: свидетельство о рождении ребенка, свой паспорт гражданина РФ, выписку из акта освидетельствования ребенка, свидетельства о регистрации ее и ребенка по месту пребывания на территории российской Федерации (л. д. 8).

Однако решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю № 67 от 16 июня 2015 года в назначении малолетней Куриловой Е. М. социальной пенсии по инвалидности отказано по причине отсутствия у нее регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации (л. д. 9).

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а равно из допущенного ответчиком нарушения установленного законом срока рассмотрения заявления Куриловой О. Н. о назначении социальной пенсии по инвалидности.

Судебная коллегия указанные выводы суда первой инстанции находит верными в силу следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Применительно к рассматриваемому случаю Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года № 958н.

Согласно п. 2 указанного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктами 41, 43 названного Перечня предусмотрено, что для назначения социальной пенсии по инвалидности необходимы документы об установлении инвалидности и о постоянном проживании в Российской Федерации. Документом, подтверждающим место жительства гражданина РФ на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина РФ, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 57 Перечня).

Вместе с тем, абз. 2 п. 2 Перечня установлено, что при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации.

Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина РФ, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.

В данном случае, как усматривается из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Курилова О. Н. при подаче заявления о назначении ее малолетней дочери Куриловой Е. социальной пенсии по инвалидности представила в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю свидетельства №№ 2016, 2022 от 19.11.2014 года об их регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации по адресу: г. Ставрополь, пер. …, кв. …, выданные 19.11.2014 года территориальным органом Федеральной миграционной службы – ОУФМС России по Ставропольскому краю в Октябрьском районе г. Ставрополя.

Соответственно, Куриловой О. Н. были соблюдены вышеприведенные требования действующего законодательства в части представления для назначения социальной пенсии документа, подтверждающего место пребывания на территории Российской Федерации.

А потому суд перовой инстанции правомерно признал незаконным и нарушающим конституционные права малолетней Куриловой Елизаветы отказ ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю в назначении ей, как ребенку-инвалиду, социальной пенсии по мотиву отсутствия документа, подтверждающего ее постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Приведенные ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю в апелляционной жалобе доводы о том, что для назначения социальной пенсии по инвалидности в обязательном порядке требуется предоставление исключительно документа о постоянном проживании в Российской Федерации, коим для малолетней Куриловой Е. М. является свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании вышеприведенных норм действующего законодательства.

По мнению судебной коллегии, разрешая спор, суд первой инстанции, сославшись на положения ст. 27 Конституции РФ, Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах российской Федерации, утвержденные Постановлением правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, правильно исходил из того, что сам по себе факт регистрации гражданина РФ на территории Российской Федерации или отсутствие таковой не порождает для него каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Также судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ответчиком при рассмотрении заявления Куриловой О. Н. о назначении ее малолетней дочери Куриловой Е. социальной пенсии по инвалидности был нарушен срок предоставления недостающих документов, установленный п. 31 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н.

Так, в соответствии с п. 31 указанных Правил в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда РФ недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда РФ, днем обращения за пенсией считается день, указанный в п. п. 25-28 настоящих правил.

В данном случае, с учетом подачи Куриловой О. Н. заявления о назначении социальной пенсии 18.05.2015 года, с момента предложения ответчиком представить недостающий, по мнению ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю, документ, подтверждающий сведения о месте жительства малолетней Куриловой Е. на территории Российской Федерации, и до момента вынесения решения об отказе в назначении социальной пенсии - 16.06.2015 года прошло менее 3 аме6сяцев.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно возложил на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю обязанность в установленном законом порядке рассмотреть заявление Куриловой О. Н. о назначении ее малолетней дочери Куриловой Е. социальной пенсии по инвалидности.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не усматривается, поскольку при разрешении спора судом полно и всесторонне исследованы и оценены в соответствии со ст. 67 ГПК РФ все представленные доказательства, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются исследованными доказательствами. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327-1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10 ноября 2015 года оставить без изменений, апелляционную жалобу ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи