НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 29.09.2021 № 2-1125/2021

судья Аветисова Е.А.

дело № 33-3-8530/2021

дело № 2-1125/2021

УИД 26RS0012-01-2021-001601-07

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

29 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего

ФИО2,

судей

Дробиной М.Л., ФИО3,

с участием секретаря

ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к жалобе истца ФИО1 на решение Ессентукского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Управлению культуры, искусства и молодежной политики администрации <адрес> о признании незаконным дополнительного соглашения к трудовому договору, взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Дробиной М.Л.,

установила:

ФИО9 Ж.Б. обратилась в суд с иском к Управлению культуры, искусства и молодежной политики администрации <адрес>, в котором просила признать незаконным дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика в пользу истца 37 630 руб. 64 коп. задолженность по заработной плате, денежную компенсацию за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда; а также в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что она состоит в должности главного специалиста Управления культуры, искусства и молодежной политики администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ей незаконно недоплачивалась заработная плата. Всего за указанный период задолженность ответчика по основным выплатам составила 35 639,33 руб. ДД.ММ.ГГГГ с ней было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, в котором устанавливалась выплата 35% должностного оклада - ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы, то есть предыдущая выплата была снижена на 65 %. Считает данное соглашение недействительным, поскольку, подписывая его, она искренне заблуждалась и находилась в нестабильном психологическом состоянии.

Обжалуемым решением Ессентукского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО10 Ж.Б. к Управлению культуры, искусства и молодежной политики администрации <адрес> о признании незаконным дополнительного соглашения к трудовому договор), взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней истец ФИО11 Ж.Б. просит решение Ессентукского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с неправильным применением норм материального и процессуального права, просит принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Считает, что у ответчика отсутствовали основания для вынесения в отношении нее приказа о снижении надбавки за особые условия муниципальной службы, а судом были неправильно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Документального подтверждения недобросовестного исполнения истцом своих трудовых обязанностей ответчиком не представлено, в связи с чем нарушены ее трудовые права.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Управления культуры, искусства и молодежной политики администрации <адрес>ФИО12 Н.В. просит решение Ессентукского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО13 Ж.Б. и ее представитель по доверенности ФИО14 З.В. поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, просили решение Ессентукского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, апелляционную жалобу и дополнения к жалобе удовлетворить.

Представитель ответчика Управления культуры, искусства и молодежной политики администрации <адрес> в судебное заседание не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается имеющейся в материалах дела информацией отслеживания почтовых отправлений; доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, не предоставил.

Таким образом, принимая во внимание, что указанные выше участники судебного разбирательства были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях, также в возражениях, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО15 Ж.Б. работает в Управлении культуры с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, из них с ДД.ММ.ГГГГ в должности главного специалиста Управления культуры и осуществляет деятельность по учету, охране и использованию памятников истории и культуры (п. 1.2., раздел III должностной инструкции главного специалиста Управления культуры, искусства и молодежной политики администрации <адрес>ФИО16 Ж.Б. утвержденной начальником Управления культуры ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно трудовому договору, изложенному в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, оплата труда ФИО17 Ж.Б. состоит из должностного оклада, а также из надбавок и доплат, определяемых и выплачиваемых в соответствии с Положением об оплате труда, и (или) коллективным договором, премиальных выплат, установленных в соответствии с положением о премировании.

В соответствии с п. 2.3.1. положения об оплате труда работников Управления культуры, искусства и молодежной политики администрации <адрес>, утвержденного приказом Управления культуры от ДД.ММ.ГГГГ-ОД «Об утверждении Положения об оплате труда работников Управления культуры, искусства и молодежной политики администрации <адрес>» (далее положение об оплате груда) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы (сложность, напряженность, специальный режим работы и иные особые условия) выплачивается в размере до 200 процентов должностного оклада.

В соответствии с п. 2.3.3. положения об оплате груда основанием для выплаты ежемесячной надбавки является приказ начальника Управления культуры о ее установлении.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 15, 16, 20, 22, 56, 67, 129, 135, 144, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, установив, что локальными нормативными актами Управления культуры прямо предусмотрена выплата надбавки за особые условия муниципальной службы, исходя из размера субсидий, субвенций и по усмотрению работодателя, а отнесение стимулирующих выплат и компенсационных выплат к непостоянной части заработной платы соответствует положениям ст.ст. 129, 135 ТК РФ, пришел к выводу о том, что изменение размера надбавки за особые условия муниципальной службы истцу в сторону ее уменьшения, произведенное приказом Управления культуры отДД.ММ.ГГГГ-ЛС, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в сфере трудовых правоотношений, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера, а также дополнительные системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 191 ТК РФ, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Применительно к ст. 135 ТК РФ система оплаты труда включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы; доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера.

Фиксированный размер оплаты труда выплачивается работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему трудовые обязанности в нормальных условиях труда.

Стимулирующие выплаты не являются составной частью заработной платы, гарантированной работодателем и выплачиваются по его усмотрению, по итогам работы сотрудника.

Судом установлено, что локальными нормативными актами Управления культуры прямо предусмотрена выплата надбавки за особые условия муниципальной службы исходя из размера субсидий, субвенций и по усмотрению работодателя.

Таким образом, надбавка за особые условия муниципальной службы не является гарантированной работодателем выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только по решению руководителя организации на основании соответствующего приказа.

Следовательно, решение работодателя в назначении истцу размера надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 35% соответствует требованиям законодательства, а также Положению об оплате труда раьотников.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд правомерно отказал в иске о взыскании с ответчика 37 630 руб. 64 коп. задолженности по заработной плате.

Учитывая, что оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности по выплате заработной платы решением суда не установлено, то производные требования истца о взыскании процентов в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ обоснованно отклонены судом.

Поскольку нарушения трудовых прав истца судом не установлено, требование о взыскании компенсации морального вреда также не подлежало удовлетворению в силу ст. 237 ТК РФ.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что установленный ей размер стимулирующей надбавки за особые условия труда является проявлением дискриминации. Какой-либо определенный размер ежемесячной надбавки за особые условия труда действующими локальными нормативными актами ответчика не установлен, указан лишь максимальный ее, а сам по себе факт определения размера оспариваемой надбавки другим работникам ответчика в большем размере, чем истцу, не может, безусловно, в отсутствие иных доказательств, свидетельствовать о дискриминации истца по какому-либо основанию.

По смыслу закона суд не вправе входить в оценку обоснованности соответствующих решений работодателя, при недоказанности факта дискриминации работника по какому-либо основанию.

Все остальные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ессентукского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к жалобе истца ФИО1 без удовлетворения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 04.10.2021.

Председательствующий

Судьи