судья Лихоман В.П. Дело № 33-3-2464/2020
26RS0029-01-2019-007738-63
№ 2-3886/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ставрополь 17 марта 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Шурловой Л.А.,
Судей: Калоевой З.А., Кононовой Л.И.
с участием секретаря Костина Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску ФИО1 на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 16 декабря 2019 года по делу ФИО2 к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по докладу судьи Шурловой Л.А.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 в настоящем иске указала, что обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) с заявлением от 05 декабря 2017 за № 969958/17 о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ответчика № 6 от 05 марта 2018 отказано в назначении указанной пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа, педагогический стаж в учреждениях образования для детей составил 20 лет 10 месяцев 25 дней.Так, ответчиком засчитаны периоды работы истицы: с 02.09.1996 по 31.10.1999, с 09.03.2000 по 16.05.2010, с 18.05.2010 по 16.04.2012, с 18.04.2012 по 04.12.2017 в должности преподавателя в Минераловодском краевом музыкальном училище им. В.И. Сафонова.
Не включены период работы истицы:
- с 01.02.1991 по 31.05.1995, с 26.08.1995 по 01.09.1996 в должности концертмейстера (с педагогической нагрузкой с 01.01.1992 по 30.06.1992, с 01.09.1992 по 30.06.1993, с 01.09.1993 по 30.06.1994, с 01.09.1994 по 31.05.1995, с 01.09.1995 по 30.06.1996),
- с 01.11.1999 по 08.03.2000 в должности преподавателя в Минераловодском краевом музыкальном училище.
Не согласившись с отказом в части невключения в специальный стаж периодов работы с 01.01.1992 по 31.08.1996 в должности концертмейстера (с 01.06.1995 по 25.08.1996 период нахождения в отпуске по уходу за ребенком) указала, что с01.02.1991 начала работать в Минераловодском краевом музыкальном училище в должности концертмейстера с почасовой оплатой (приказ № 101 от 11.02.1991), а с 02.09.1991 была принята на должность концертмейстера (приказ № 6 от 05.09.1991). В данный период работы с 01.08.1991 по 28.01.1999 действовал Закон РФ от 20.22.1990 № 340 «О государственных пенсиях в РФ». В постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (в редакции от 22.09.1993) предусмотрено, что в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывается педагогическая деятельность в средних специальных учреждениях в должности преподавателя.
Согласно справке, уточняющей льготный характер работы ГБПОУ СК СКМК им. Сафонова в период работы истицы в должности концертмейстера имела педагогическую нагрузку (педагогические часы) в объеме: с 01.01.1992 по 31.08.1992, 2-е полугодие 1991-1992 уч.г. - 258 ч.; с 01.09.1992 по 31.12.1992, 1-е полугодие 1992-1993 уч.г. -398 ч.; с 01.01.1993 по 31.08.1993, 1-е полугодие 1993-1994 уч.г. -416 ч.; с 01.09.1993 по 31.12.1993, 2-е полугодие 1993-1994 уч.г. -434 ч.; с 01.01.1994 по 31.08.1994, 1-е полугодие 1994-1995 уч.г. -299 ч.; с 01.09.1994 по 31.12.1994, 2-е полугодие 1994-1995 уч.г. -362 ч.; с 01.09.1995 по 31.12.1995, 2-е полугодие 1995-1996 уч.г. -387 ч.; с 01.01.1996 по 31.08.1996, 2-е полугодие 1995-1996 уч. г. -447 ч. В спорный период с 01.09.1992 по 31.08.1996 истица работала в ГБПОУ СК СКМК им. Сафонова в должности концертмейстера и имела педагогическую нагрузку. В указанный период работы действовал Закон РФ от 20.22.1990 № 340 «О государственных пенсиях в РФ». Работа преподавателем в среднем специальном учебном заведение согласно Списка №463 является педагогической.
Заявление о назначении пенсии истица подала 05.12.2017 № 969958/17, тем самым выразив желание получать досрочную трудовую пенсию, ее педагогический стаж составлял более 25 лет и был достаточен для назначения досрочной трудовой пенсии, в т.ч.: 20 лет 10 месяцев 25 дней - педагогический стаж неоспариваемый ответчиком: 04 года 04 месяца 06 дней - период работы с 01.01.1992 по 30.05.1995, с 26.08.1995 по 31.08.1996 в должности концертмейстера с педагогической нагрузкой.
Истица считает, что право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости у нее возникло со дня обращения за назначением указанной пенсии, в связи с чем, пенсия должна быть ей назначена с 05.12.2017.
ФИО2 просила суд признать отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) в досрочном назначении ей страховой пенсии незаконным и обязать ответчика включить в ее специальный стаж трудовой деятельности ФИО2 период работы с 01.01.1992 по 30.05.1995, с 26.08.1995 по 31.08.1996 в должности концертмейстера; признать за ФИО2 право на досрочное назначение страховой пенсии на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и обязать ответчика назначить ей страховую пенсию досрочно со дня обращения с заявлением к ответчику 15.12.2017.
Решение суда постановлено при участии представителя истца ФИО2 – ФИО3, представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску – ФИО4 В судебное заседание истица ФИО2 не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 16 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) в досрочном назначении ФИО2 страховой пенсии согласно решению от 05 марта 2018 года № 6; признал за ФИО2 право на включение в страховой стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды ее работы с 01.01.1992 по 30.05.1995 и с 26.08.1995 по 31.08.1996 в должности концертмейстера в государственном учреждении среднего профессионального образования «Минераловодское краевое музыкальное училище» (до 21.12.1994 Минераловодское музыкальное училище); обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) включить ФИО2 в страховой стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 19 ч. 1 ст. ЗС Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях » периоды ее работы с 01.01.1992 по 30.05.1995 и с 26.08.1995 по 31.08.1996 в должности концертмейстера в государственном учреждении среднего профессионального образования «Минераловодское краевое музыкально училище (до 21.12.1994 Минераловодское музыкальное училище) и назначить ФИО5 досрочную страховую пенсию по старости согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ с даты ее обращения -05.12.2017.
В апелляционной жалобе представитель ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску –ФИО1 просит определение отменить как незаконное, указывает, что при подсчете стажа педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение пенсии, не подлежит включению в педагогический стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком (с 01.06.1995 по 28.08.1995). У суда отсутствовали основания для включения периодов нахождения истицы в командировках – с 28.03.1998 по 01.04.1998, 17.05.2010, 17.04.2012. Суд не уполномочен устанавливать тождественность различных наименований работ, профессий и должностей, этот вопрос может быть решен только в случае неправильного поименования работодателем должности истца. Суд не принял во внимание довод ответчика о том, что представленная в судебное заседание справка о работе от 12.12.2019 № 155 (л.д.82), выданная Минераловодским краевым училищем, истицей в Управление не была представлена. Суд неверно применил норму материального права в части зачета в льготный педагогический стаж периода работы по должности, которая не предусмотрена законодательно.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истица ФИО5 просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что выполнение ею педагогической нагрузки, кроме выполнения работы по должности концертмейстер, подтверждается тарификационными ведомостями за указанные периоды работы, приказами по училищу, в частности, приказами о предоставлении ежегодных трудовых отпусков по училищу. Ей ежегодно в спорные периоды предоставлялся отпуск как преподавателю фортепианного отделения. Работа в должности концертмейстера с совмещением должности преподавателя, выполняемая в одном и том же образовательном учреждении не являлась работой по совместительству, не требовала заключения трудового договора.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в возражениях, заслушав представителя ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску – ФИО6 поддержавшей доводы жалобы и просившей об ее удовлетворении, пояснения представителя истицы по доверенности ФИО3 об отклонении, как необоснованных, доводов жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия полагает о наличии оснований к отмене решения ст.330 ч.1 п.п.3.4 ГПК РФ с разрешением спора.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
С заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости ФИО2 обратилась 05.12.2017. и Решением № 6 от 05 марта 2018 года в назначении пенсии истице отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 25 лет, в бесспорном порядке зачтено 20 лет 10 месяцев 25 дней.
Дата регистрации истицы в системе обязательного пенсионного страхования 25.12.1997 года, спорными заявлены периоды до даты регистрации, а именно:
с 01.01.1992 по 30.05.1995 ; с 26.08.1995 по 31.08.1996 в должности концертмейстера в государственном учреждении среднего профессионального образования «Минераловодское краевое музыкальное училище» (до 21.12.1994 Минераловодское музыкальное училище).
Из трудовой книжки серия AT-V №3292686 (л.д.18) на имя ФИО2 следует, что с 01.02.1991 она начала работать в Минераловодском краевом музыкальном училище в должности концертмейстера с почасовой оплатой, приказ № 101 от 11.02.1991, а с 02.09.1991 была принята на должность концертмейстера, приказом № 6 от 05.09.1991 и продолжала работать в этой должности по 01.09.1996;
с 02.09.1996 была переведена в штат преподавателей по 11 разряду (приказ № 10 от 10.09.1996), работает в должности ( трудовая книжка).
В период с 01.06.1995 по 25.08.1995 истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, приступила к работе 29.08.1995 (л.д. 31 уточняющая справка № 18).
Из представленных истицей справок, уточняющих льготный характер работы № 25 от 26.01.2018, а также № 155 от 12.12.2019 (л.д.82) следует, что в период работы с 01.09.1991 по 31.08.1996 истица в должности концертмейстера вела также преподавательскую работу по должности преподаватель фортепианного отделения и имела педагогическую нагрузку в объеме:
с 01.01.1992 по 31.08.1992, 2-е полугодие 1991-1992 уч.г. - 258 ч.;
с 01.09.1992 по 31.12.1992, 1-е полугодие 1992-1993 уч.г. - 398 ч.;
с 01.01.1993 по 31.08.1993, 1-е полугодие 1993-1994 уч.г. - 416 ч.;
с 01.09.1993 по 31.12.1993, 2-е полугодие 1993-1994 уч.г. - 434 ч.;
с 01.01.1994 по 31.08.1994, 1-е полугодие 1994-1995 уч.г. - 299 ч.;
с 01.09.1994 по 31.12.1994, 2-е полугодие 1994-1995 уч.г. - 362 ч.;
с 01.09.1995 по 31.12.1995, 2-е полугодие 1995-1996 уч.г. - 387 ч.;
с 01.01.1996 по 31.08.1996, 2-е полугодие 1995-1996 уч.г. - 447 ч.
По представленным в пенсионный орган заявителем документов в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по Списку и Правилам от 29.10.2002 №781 не включены периоды:
- 01.02.1991 по 31.05.1995, с 26.08.1995 по 01.09.1996 в должности концертмейстера (с педагогической нагрузкой с 01.01.1992 по 30.06.1992, с 01.09.1992 по 30.06.1993, с 01.09.1993 по 30.06.1994, с 01.09.1994 по 31.05.1995, с 01.09.1995 по 30.06.1996), с 02.09.1996 по 08.03.2000 в должности преподавателя в Минераловодском краевом музыкальном училище (далее Государственное учреждение среднего профессионального образования Минераловодское краевое музыкальное училище, Государственное образовательное учреждение культуры Минераловодское краевое музыкальное училище), т.к.:
1.должность концертмейстер Списком 781 не предусмотрена,
2.периоды работы с педагогической нагрузкой с 01.01.1992 по 30.06.1992, с 01.09.1992 по 30.06.1993, с 01.09.1993 по 30.06.1994, с 01.09.1994 по 31.05.1995, с 01.09.1995 по 30.06.1996- не усматривается наименование должности,
3.с 21.12.1994 по 13.12.1995 в Государственном учреждении среднего профессионального образования Минераловодское краевое музыкальное училище, т.к. Списком 781 предусмотрены образовательные учреждения среднего профессионального образования для детей,
4.с 14.12.1995 по 08.03.2000 в Государственном образовательном учреждении культуры Минераловодское краевое музыкальное училище, т.к. Списком 781 предусмотрены образовательные учреждения среднего профессионального образования для детей.
По иному расчету, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, в данный стаж не включены периоды эти же периоды по основаниям:
должность концертмейстер Перечнем от 17.12.1959 №1397, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 не предусмотрена,
периоды работы с педагогической нагрузкой с 01.01.1992 по 30.06.1992, с 01.09.1992 по 30.06.1993, с 01.09.1993 по 30.06.1994, с 01.09.1994 по 31.05.1995, с 01.09.1995 по 30.06.1996- не усматривается наименование должности,
с 01.11.1999 по 08.03.2000 в Государственном образовательном учреждении культуры Минераловодское краевое музыкальное училище, т.к. Постановлением №1067 предусмотрены образовательные учреждения среднего профессионального образования для детей.
Из уточняющей справки № 25 от 26.01.2018 ГБПОУ СК СКМК им. Сафонова следует, что Минераловодское музыкальное училище образовано приказом Управления культуры Ставропольского края № 75 от 25.07.1969. С момента образования является юридическим лицом, 21.12.2994 (регистрационный № 1345-15) переименовано в государственное учреждение среднего профессионального образования «Минераловодское краевое музыкальное училище». Распоряжением главы администрации г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края № 1196-р от 14.12.1995 учреждение зарегистрировано как государственное образовательное учреждение культуры «Минераловодское краевое музыкальное училище им. В.И. Сафонова». Распоряжением № 135-р/98-р от 09.03.2000 изменение наименования учреждения- государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Минераловодское музыкальное училище им. В.И. Сафонова»; приказ министерства культуры Ставропольского края № 528 от 16.10.2015 наименование -государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ставропольского края «Ставропольский краевой музыкальный колледж имени В.И. Сафонова» (г. Минеральные Воды). Сокращенное наименование: ГБПОУ СК СКМК им Сафонова. Из указанной справки также следует, что общее количество учащихся в ГБПОУ СК СКМК им Сафонова в возрасте до 18 лет с 01.01.1991 по 2017 составляет более 50% от общего числа студентов (л.д.78).
Разрешая спор с удовлетворением требований суд исходил из того, что выполнение истицей педагогической нагрузки, помимо выполнения работы по должности концертмейстер, подтверждено тарификационными ведомостями за указанные периоды работы, приказами по училищу о предоставлении ежегодных трудовых отпусков как преподавателю фортепианного отделения. Работа в должности концертмейстера с совмещением преподавателя, выполняемая в одном и том образовательном учреждении, не являлась работой по совместительству, и не требовала заключения трудового договора;
наименование должности «преподаватель» включено в Список № 463, дающий право на назначение досрочной пенсии, постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет». Наименование учреждения также соответствует Списку № 463 и не оспаривается ответчиком; истица в спорные периоды была занята педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Судебная коллегия не может согласиться с позицией суда первой инстанции, полагая убедительными доводы жалобы об отсутствии оснований к удовлетворению иска.
Актом документальной проверки пенсионного органа от 18.01.2018 № 1 (л.д.77) проведена документальная проверка факта льготной работы истицы за периоды с 01.02.1991 по 01.09.201996 в качестве концертмейстера и с 02.09.1996 в качестве преподавателя в ГБПОУ СК Ставропольский краевой музыкальный колледж имени В.И. Сафонова», представлены документы: Расчетно-платежные ведомости за 1991-2018: Тарификационные списки за 1991-2018; Книги приказов за 1991-2018; Должностная инструкция; Штатные расписания за 1991-2018; Карточка формы Т-2; Списки обучающихся за 1991-2018. Другие, кроме представленных, документы подтверждающие юридическую значимость факта работы в условиях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, отсутствуют, и не могут быть представлены. Результаты проверки:
В книгах приказов ФИО2 ( в заявленный период 1992 по август 1996 включительно) значится:
приказ от 11.02.1991 № 101 «принять ФИО2 на должность концертмейстера с почасовой оплатой с 01.02.1991»;
приказ от 05.09.1991 № 6 «принять ФИО2 на должность: концертмейстера с 02.09.1991»;
приказ от 23.09.1991 Ш 20 «считать педагогическую нагрузку на 1991-1992 учебный год - концертмейстер: конц.час. 726»;
приказ от 12.02.1992 № 74 « считать педагогическую нагрузку на 2 полугодие 1991-1992 учебного года - концертмейстер: конц.час. 528, пед.час 258»;
приказ от 18.09.1992 № 14а «считать нагрузку преподавателей на 1 полугодие 199 1993 учебного года: ФИО2: конц.час. 448, пед.час 398»:
приказ от 12.02.1993 № 89а «считать нагрузку преподавателей на II полугодие 1992-1993 учебного года: ФИО2: конц.час. 440, пед.час. 416»;
приказ от 16,09.1993 № 11 «считать нагрузку преподавателей на I полугодие 1993-1994 учебного года: ФИО7,Е.В. - концертмейстер; конц.час. 314, пед.час. 434»;
приказ от 21.02.1994 № 78 «считать нагрузку преподавателей на II полугодие 1993-1994 учебного года: ФИО2: конц.час. 314, пед.час. 299»;
приказ от 05.09.1994 № 5а «считать нагрузку преподавателей на I полугодие 1994-1995 учебного года: ФИО2: конц.час. 288, пед.час. 362»;
приказ от 03.02.1995 № 63 «считать нагрузку преподавателей на II полугодие 1994- 1995 учебного года: ФИО2: д/о»(дополнительный отпуск),
приказ от 30.08.1995 № 138 «Преподавателя фортепианного отделения считать приступившей к работе с 26.08.1995г. после декретного отпуска»;
приказ от 11.09.1995 № 8 «считать нагрузку преподавателей на 1995-1996 учебный год: ФИО2: конц.час. 432, пед.час. 387»;
приказ от 01.02.1996 № 63 «Считать нагрузку преподавателей на II полугодие 1995-1996 учебного года: ФИО2: конц.час. 368, пед.час. 447»;
приказ от 10.09.1996 № 10 «ФИО2- концертмейстера перевести в штат преподавателей со 02.09.1996 года с оплатой по II разряду».
Представленные по делу доказательства свидетельствовали о том, что в периоды с 01.01.1992 по 01.09.1996 значиться в должности концертмейстера, а с 02.09.1996 года по настоящее время преподаватель. По выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица страховой номер…38, данным личной карточки работника, код льготной профессии проставлен работодателем только с 02.09.1996 года в должности « преподаватель», работодатель не признавал наличие льгот за истицей в должности концертмейстера.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (женщины, достигшие возраста 55 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 3 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежали применению Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Ранее Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других образовательных учреждениях для детей дает право на выслугу лет, были утверждены Постановлением Правительства РСФСР от 06.09.1991 N 463, аналогичным Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067.
Ни действующим в настоящее время Списком, ни ранее действовавшими аналогичными Списками не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности концертмейстера, в которой в спорном периоде согласно данным трудовой книжки работала истица.
В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принятом Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 предусмотрена самостоятельная должность "концертмейстер".
Постановление Минтруда Российской Федерации от 11.11.1992 N 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации" также предусматривает самостоятельные должности "концертмейстер" и "педагог", "преподаватель". Данные должности отличаются по своим характеристикам в учреждениях народного образования, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза от 31.08.1995 N 463/1268, не совпадают с должностными обязанностями по должностям и "педагог", "преподаватель".
Примерные должностные обязанности по должности "концертмейстер": разрабатывает совместно с преподавателями специальных и профилирующих дисциплин тематические планы и программы, проводит индивидуальные и групповые учебные занятия с обучающимися; формирует у обучающихся исполнительские навыки, прививает им навыки ансамблевой игры, способствует развитию у них художественного вкуса; обеспечивает профессиональное исполнение музыкального материала на уроках, экзаменах, зачетах, концертах (спектаклях), показательных выступлениях и т.п.
Истец проходила повышение квалификацию по педагогической деятельности, однако как следует из трудовой книжки, таковую не осуществляла. Сопряженность работы концертмейстера с образовательным процессом не свидетельствует о работе истца в педагогической должности, указанной в соответствующих Списках.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Должность "концертмейстер" является самостоятельной, переименований в должность "педагог" не происходило. Эта должность предусмотрена Единым тарифно-квалификационным справочником и при этом, как указано выше, никогда не включалась в специальный список должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.
Поскольку характер работы и занятие определенной должности должны подтверждаться только письменными доказательствами, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о доказанности факта осуществления истицей педагогической деятельности в спорный период. Первичных документов в обоснование довода об осуществлении истицей педагогической деятельности в указанный период не представлено.
Из записи в трудовой книжки суд установил, истица в спорный период работала именно в качестве концертмейстера.
Доводы иска, принятые в основу постановленного судом решения, о том, что в спорный период работы в педагогическую нагрузку входила работа преподавателем фортепианного отделения, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку сама по себе сопряженность работы концертмейстера с образовательным процессом не свидетельствует о ее льготном характере.
Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, указано, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 01.01.2001, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Аналогичное положение было предусмотрено и п. 3 Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067.
Отменяя постановленное решение и разрешая заявленные исковые требования по существу коллегия пришла к выводу, что должность "концертмейстер" не содержится ни в одном из указанных выше списков, которые давали бы право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Также отсутствуют правовые основания для отождествления данной должности с должностью "педагог", "преподаватель", об отсутствии надлежащих доказательств фактического осуществления истцом в спорные периоды работы педагогической деятельности преподавателем фортепианного отделения.
В обоснование доводов о фактическом осуществлении педагогической деятельности истцом представлены справка работодателя, из которых следует, что истец фактически на должности концертмейстера работала с учащимися в качестве преподавателя фортепианного отделения.
Между тем первичные документы (штатные расписания, приказы и иные) свидетельствуют об ином. Других документов, как то: расписания занятий, планы, журналы, другие документы, отражающие педагогическую нагрузку, на основании которых можно было бы сделать обратный вывод, истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, равно как и иные доказательства осуществления истцом именно педагогической деятельности.
Наименование должности "концертмейстер" не предусмотрено ни Списком, действующим в настоящее время, ни ранее действовавшими Списками.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12.2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", - установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене как постановленного в нарушением норм материального права, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 16 декабря 2019 года –отменить с новым решением об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности.
Апелляционную жалобу Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи