Судья Ливинская Н.С. Дело №33а-1885/2023
УИД - 26RS0026-01-2023-001216-64
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 28 ноября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Строчкиной Е.А.
судей Болотовой Л.А., Пшеничной Ж.А.
при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.
рассмотрев административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района в лице руководителя ФИО5 на решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 4 сентября 2023 года
по административному делу по иску ФИО1 к ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района о признании незаконным приказов о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работ (в качестве безработного) и прекращении выплаты пособия по безработице,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., объяснения представителя административного ответчика ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района по доверенности ФИО6, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы административного истца ФИО1 и его представителя по доверенности ФИО8,
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района о признании незаконным приказов о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работ (в качестве безработного) и прекращении выплаты пособия по безработице.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО7 было подано заявление о постановке на регистрационный учет по безработице посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» в дистанционном режиме.
Уведомления о необходимости предоставления недостающих документов или сведений от центра занятости ФИО7 не получал.
В заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы он подтвердил, что не относится к категории граждан, которые не могут быть признаны безработными.
На основании приказа ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района» он был признан безработным с 01.02.2023 года и получил право получать пособие по безработице.
На основании приказов КУ «Центр занятости населения Нефтекумского района» от 11.07.2023 года №192ДЯ/2322 и №192ПК/2322 ФИО1 был снят с учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного), а также ему была прекращена выплата пособия в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Из протокола от 11.07.2023 года №22 заседания комиссии по досудебному разрешению споров ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района» следует, что 06.07.2023 года при оказании государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы ФИО7 по запросам СМЭВ был выявлен факт сокрытия занятости.
ФИО7 был заключен лицензионный договор от 21.03.2019 года №125/19С с ООО «Звук-М» сроком действия 5 лет.
Вследствие данного обстоятельства, ФИО7 был выставлен дог в сумме 30722 руб. 07 коп., образовавшийся за период с 01.02.2023 года по 06.07.2023г., который он в добровольном порядке должен погасить
Считает данные приказы незаконными и необоснованными, нарушают права административного истца на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице.
В соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 №1909, при постановке гражданина на учет в качестве безработного необходимые сведения и документы, а также достоверность указанных в заявлении данных центры занятости населения запрашивают и проверяют самостоятельно путем межведомственного взаимодействия.
До принятия ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района» решения о признании ФИО7 безработным, проверка указанных им в заявлении сведений, а также документов, в том числе касающихся трудовой деятельности ответчиком произведена не была, либо имеющиеся сведения были проигнорированы, следовательно, оснований полагать, что ФИО1 действовал недобросовестно с целью получения пособия по безработице обманным путем, не имеется.
В соответствии со ст.2 Законом №1032-1 занятыми считаются граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов. ФИО1 не относится ни к одной из категории, перечисленной в ст.2 Закона №1032-1.
Между ФИО1 и ООО «Звку-М» был заключен лицензионный договор от 21.03.2019 года №125/19, предметом которого явилось предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности (исполнения и фонограммы, являющихся объектами смежных прав). По данному договору ФИО1 не оказывал ООО «Звук-М» никаких услуг, не выполнял никаких работ. Также он не выполнял и не оказывал услуг по авторскому договору. В трудовых отношениях с ООО «Звук-М» истец не состоит. ПО лицензионному договору от 21.03.2019 №125/19С ООО «Звук-М» в 2019 году ему оплачено вознаграждение в сумме 174 рубля. Больше никаких выплат он не получал.
Согласно сведений о трудовой деятельности, предоставляемых из информационных ресурсов Фонда пенсионного и социального страхования РФ, сведений о его трудовой деятельности в 2023 году не имеется.
На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконными и отменить приказы ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района» от 11.07.2023 №192ДЯ/2322 о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы в качестве безработного, от 11.07.2023 №192ПК/2311 о прекращении выплаты пособия по безработице; обязать ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района» возобновит ФИО7 выплату пособия по безработице.
Обжалуемым решением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 4 сентября 2023 года административное исковое заявление ФИО1 к ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района о признании незаконным приказов о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работ (в качестве безработного) и прекращении выплаты пособия по безработице, удовлетворено частично.
Суд признал приказ ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района» от 11.07.2023 года №192ДЯ/2322 о снятии ФИО1 с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы в качестве безработного, незаконным.
Суд признал приказ ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района» от 11.07.2023 года №192ПК/2311 о прекращении выплаты ФИО1 пособия по безработице незаконным.
Суд возложил на ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района» обязанность возобновить ФИО1 выплату пособия по безработице с 07 июля 2023 года.
ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований к ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района об отмене приказа 11.07.2023 года №192ДЯ/2322 о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работ (в качестве безработного) и приказа от 11.07.2023 года №192ПК/2311 прекращении выплаты пособия по безработице, отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района в лице руководителя ФИО5, просит решение в части удовлетворенных требований отменить.
В обоснование доводов ссылается на то, что в ходе личной беседы с гражданином было выяснено, что гражданином ФИО1 был заключен лицензионный договор с ООО «Звук-М».
Следовательно, на момент подачи заявления 01.02.2023 года гражданин ФИО1 не имел права на статус безработного и на получение пособия по безработице, т. к. согласно ст. 2 Закона о занятости являлся занятым. Данный факт подтверждает справка из Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК от 28.09.2023 г № 198 о том, что на момент подачи заявления гражданин состоял в трудовых отношениях (договор ГПХ). Договор гражданско-правового характера расторгнут 07.07.2023г. по причине - окончание договора ГПХ. Период работы у страхователя, согласно сведениям, учтенным в электронной книжке составляет с 01.01.2019 по 07.07.2023 г. Таким образом, пособие по безработице, полученное ФИО1, в сумме 30 722 руб., 07 коп., за период 01.02.2023 г. по 06.07.2023 г., является незаконно полученным и подлежит возврату. 11.07.2023 г. руководствуясь п.2 ст. 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного, гражданин ФИО1 приказом от 11.07.2023 г. № 192ДЯ/2322 снят с регистрационного учета в качестве безработного. На момент подачи заявления 01.02.2023г. гражданин ФИО1 не имел право на статус безработного, включая право на получение пособия по безработице, т. к. согласно ст. 2 Закона о занятости являлся занятым.
Относительно доводов изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом ФИО1, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.
Согласно ст.31 Закона, решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки.
Частью 3 статьи 3 Закона определено, что безработными не могут быть признаны граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными. В соответствии с ч.2 ст.35 Закона, выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях: признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Из представленных материалов следует, что 01.02.2023 года ФИО1 путем подачи электронного заявления через портал «Работа в России» обратился в Центр занятости населения Нефтекумского района с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Приказом ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района» №039ППН/2322 от 08.02.2023, ФИО1 признан безработным, ему назначено пособие по безработице с 01.02.2023 года. Период выплаты пособия установлен 6 месяцев с 01.02.2023г. по 31.07.2022.
Приказом ГКУ «Центр занятости населения Нефтекумского района» №192ДЯ/2322 от 17 июля 2023 года ФИО1 снят с регистрационного учета, в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Приказом №192ПК/2322 от 11.07.2023г. ФИО1 прекращена выплата пособия по безработице.
Из протокола №22 заседания комиссии по досудебному разрешению споров ГКУ «Центра занятости населения Нефтекумского района» от 11.07.2023 года следует, что 06 июля 2023 года при оказании государственных услуг по содействию в поиске подходящей работы гр. ФИО1 по запросам СМЭВ был выявлен факт сокрытия занятости.
ФИО1 был зарегистрирован в качестве безработного в центре занятости населения Нефтекумского района с 01.02.2023 года. 21 марта 2019 года ФИО1 был заключен лицензионный договор №125/19С с ООО «Звук-М» сроком действия на 5 лет. Вследствие чего за данным гражданином образовался долг в сумме 30722 рубля 07 коп. за период с 01.02.2023 по 06.07.2023г., который ФИО1 обязался погасить в добровольном порядке.
Из материалов дела следует, что 21 марта 2019 года между ООО «Звук-М» и ФИО1 заключен лицензионный договор №127/19С, по условиям которого ФИО1 предоставил ООО «Звук-М» за вознаграждение право на использование объектов интеллектуальной собственности (фонограммы песни).Срок действия договора определен 5 лет. Сумма вознаграждения установлена в размере 100 рублей. Данный договор по соглашению сторон расторгнут 07.07.2023 года, что подтверждается соглашением о расторжении.
Из ответа ООО «Звук-М» на запрос суда от 26.08.2023 года следует, что в соответствии с условиями лицензионного договора №125/19С, заключенного ООО «ЗвукМ» с ФИО1, ему был произведена выплата в размере 100 рублей. Из указанной суммы был удержан и перечислен в бюджет РФ налог на доходы лиц в размере 13 рублей.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства не относятся к договорам, заключаемым в рамках трудовых отношений, а являются разновидностью гражданско-правовых договоров.
Предметом лицензионных договоров является передача права на использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (стихов, музыки, исполнения). Ни каких работ или услуг по данным договорам ответчик не осуществлял.
Согласно сведениям о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов Фонда пенсионного и социального страхования РФ, в отношении застрахованного лица ФИО1, сведений о его трудовой деятельности в ООО «Звук-М» не имеется. Также не имеется указанных сведений и в трудовой книжке административного ответчика. Иных доказательств, подтверждающих, что ФИО1 состоял в трудовых отношениях с ООО «Звук-М», оказывал услуги возмездного характера суду не представлено, в связи с чем, выводы административного ответчика о том, что на момент подачи заявления 01.02.2023 года ФИО1 не имел права на статус безработного и получения пособия по безработице, суд счел необоснованными и пришел к выводу об отсутствии у ответчика оснований для снятия ФИО1 с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы в качестве безработного и прекращении выплаты пособия по безработице, в связи с чем признал незаконными приказы №192ДЯ/2322 и №192ПК/2311 от 11.07.2023 изданные административным ответчиком в отношении ФИО1
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции и полагает необходимым отметить, что согласно ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ на застрахованных лиц, граждан Российской Федерации, распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Звук-М» за период осуществления истцом обязанностей по договору оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производилась.
В связи с чем, в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" ответчик не относится к категории занятых граждан и имеет право на получение пособия по безработице.
Исходя из указанных выше обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 307- 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 4 сентября 2023 года оставить без изменения - апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Е.А.Строчкина
Судьи Ж.А.Пшеничная
Л.А. Болотова