НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 27.10.2020 № 2-444/20

Судья Зацепина А.Н. Дело № 33-3-7668/2020

№ 2 – 444/2020

УИД 26RS0012-01-2020-000262-31

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 27 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Переверзевой В.А.

судей Мясникова А.А., Журавлевой О.В.

при секретаре судебного заседания Горбенко Т.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1

на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 июля 2020 года,

по гражданскому делу по иску ФИО1 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации г.Ессентуки о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты с момента присвоения звания «Ветеран труда»,

заслушав доклад судьи Мясникова А.А.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации г.Ессентуки о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты с момента присвоения звания «Ветеран труда».

Свои требования мотивировала тем, что на основании приказа руководителя следственного управления следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю № 136-к от 18.02.2019 она освобождена от должности и уволена в связи с выходом на пенсию за выслугу лет на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЭ «О Следственном комитете Российской Федерации».

21.02.2019 ей выдано соответствующее пенсионное удостоверение СПУ № 004743.

Она в настоящее время является пенсионером и на нее распространяются требования действующего законодательства, касающиеся прав и законных интересов такой категории лиц (пенсионеров) несмотря на то, что общий пенсионный возраст не достигнут.

За гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от 29.12.2015 N 388-Ф3).

Управлением труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки ей выдано удостоверение ветерана труда серии T-VI № 862416.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение "Ветеран труда".

В содержании удостоверения указано, что его предъявитель имеет право на меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах». Указанной нормой определено также, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьёй 13 Федерального закона «О ветеранах» отмечено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации: 2) получение ежемесячной денежной выплаты. Очевидно, что эти две поддержки, по сути, являются разными понятиями и получение ежемесячной денежной выплаты, законодатель не связывает с достижением пенсионного возраста.

На основании изложенного, она обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки с заявлением о назначении ей соответствующей надбавки за звание ветерана труда к пенсии и ежемесячно перечислять ей соответствующую денежную добавку.

Ответчик в своём окончательном ответе от 29.05.2020 отказало ей в положенной выплате, ссылаясь на то, что льготы ветеранам труда предоставляются по достижении возраста 55 лет для женщин в соответствии со ст. 4 Закон Ставропольского края от 07.12.2004 N 103-КЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов" и Закон Ставропольского края от 11 февраля 2014 года №8-кз "О ветеранах труда Ставропольского края", а ею указанный возрастной порог не достигнут.

С такой позицией она не согласна и считает, что она является незаконной, так как противоречит требованиям действующего законодательства и существенно нарушает ее и права и законные интересы.

Просит суд признать отказ Управления труда и социальной защиты населения администрации г.Ессентуки о признании ее права на ежемесячную денежную выплату с момента присвоения звания «Ветеран труда» несоответствующим требованиям действующего законодательства, назначить и выплачивать ей ежемесячную денежную выплату. Признать ее право на ежемесячною денежную выплату, как ветерану труда. Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки признать её право на ежемесячную денежную выплату с момента присвоения звания "Ветеран труда» и назначить её выплату, как ветерану труда с 26.02.2020 с последующей индексацией.

Обжалуемым решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм права.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для их удовлетворения и отмене решения суда не нашла.

Судом правильно определен характер правоотношений сторон, юридически значимые обстоятельства. Материальный закон применен и истолкован верно. Нарушений норм процессуального законодательства не допущено.

В соответствии со ст. ст. 56, 195, 196 ГПК РФ, суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По смыслу приведённых конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.

Согласно ст. 22 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Положениями Федерального закона "О ветеранах" и Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определить направления расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, действующим федеральным законодательством не определены конкретные меры социальной поддержки лиц, имеющих звание "Ветеран труда", а также порядок предоставления таких мер, субъект Российской Федерации в рамках предоставленных ему федеральным законодательством полномочий вправе самостоятельно устанавливать объем и содержание мер социальной поддержки ветеранам труда Ставропольского края, финансируемых исключительно из бюджета субъекта Российской Федерации с учетом его возможностей, а также определять порядок и условия их предоставления, в том числе возраст, по достижении которого данная категория граждан вправе претендовать на их получение. Указанное направлено на уточнение адресности мер социальной поддержки, предоставляемых за счет средств краевого бюджета.

В Ставропольском крае в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Закон СК №103-кз определяются меры социальной поддержки лиц ветеранов труда в Ставропольском крае.

Ежемесячная денежная выплата установлена для ветеранов труда подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Закона Ставропольского края от 7 декабря 2004 года № 103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов» (далее - Закон СК №103-кз). В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 4 Закона СК № 103-кз меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, предоставляются ветеранам труда, не достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, при возникновении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей на 31 декабря 2018 года.

Подпунктом 3 статьи 4 Закона СК № 103-кз установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов труда осуществляется в порядке, определяемом Правительством Ставропольского края.

Порядок осуществления ежемесячных денежных выплат, установленных законами Ставропольского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», «О мерах социальной поддержки ветеранов» и «О ветеранах труда Ставропольского края», утвержден Постановлением Правительства Ставропольского края от 21.01.2009 № 4-п «О мерах по реализации законов Ставропольского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», «О мерах социальной поддержки ветеранов» и «О ветеранах труда Ставропольского края».

В соответствии с пунктом 3 Порядка ежемесячная денежная выплата, установленная Законом СК № 103-кз, осуществляется: ветеранам труда, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин; ветеранам труда, не достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, при возникновении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей на 31 декабря 2018 года, в том числе реализовавшим право на досрочную пенсию.

Судом первой инстанции и судебной коллегией установлено, что ФИО1 и С.А. работала в должности помощника руководителя следственного отдела по городу Ессентуки и уволена 20 февраля 2019 года из следственного комитета РФ по СК в связи с выходом на пенсию за выслугу лет на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТКРФ, ч. 2 ст. 30 ФЗ от 28.12.2010 № 403 ФЗ «О следственном комитет Российской Федерации», что подтверждается удостоверением № 004743, выданным следственным комитетом РФ 21 февраля 2019 года.

ФИО1 26 февраля 2020 года было выдано удостоверение «Ветеран труда» T-VI № 862416.

Истец 24 марта 2020 года обратился в Управление труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки с заявлением о назначении ей ежемесячных денежных выплат за звание ветерана труда к пенсии.

Управлением труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки 29.05.2020 отказано ФИО1 в предоставлении мер социальной поддержки, ссылаясь на то, что льготы ветеранам труда предоставляются по достижении возраста 55 лет для женщин в соответствии со ст. 4 Закон Ставропольского края от 07.12.2004 N 103-КЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов" и Закон Ставропольского края от 11 февраля 2014 года №8-кз "О ветеранах труда Ставропольского края".

Во взаимосвязи и в системном толковании положений Закона СК № 103-кз, для получения мер социальной поддержки необходима совокупность условий: наличие звания «Ветеран труда»; достижение возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин; а в случае если ветеран труда не достиг возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, при возникновении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на 31 декабря 2018 года.

ФИО1 является пенсионером органов следственного комитета РФ по СК и получает пенсию за выслугу лет, назначенной на основании Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролюза оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", то есть ей пенсия назначена по иным основаниям, нежели чем в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 31.12.2018 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или Федеральным законом от 15.12.2001166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Однако, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь получателем пенсии за выслугу лет, на момент обращения с заявлениями о назначении мер социальной поддержки и до настоящего времени, возраста 55 лет не достигла.

На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.

Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: