судья Никитенко Т.Н. Дело № 33-6253/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ставрополь 25 сентября 2015 года
Судебная коллегия по гражданским дела Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Гедыгушева М.И.
судей Шурловой Л.А., Фоминова Р.Ю.
с участием прокурора Протасовой О.Б.
при секретаре Русиновой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю в лице представителя по доверенности ФИО1
на решение Ленинского районного суда от 26 мая 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении обязанности по перерасчету размера ежемесячной денежной компенсации,
заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.,
установила:
ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о возложении обязанности по перерасчету размера ежемесячной денежной компенсации, возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя в размере *** рублей.
В обоснование исковых требований указала, что является супругой сотрудника органов внутренних дел ФИО2, погибшего 27.12.1999 при исполнении служебных обязанностей по выполнению боевых задач в зоне вооруженного конфликта в республике Чечня, Указом Президента РФ № 1267 от 07.07.2000г. присвоено звание Героя РФ. Согласно ч. 4 ст. 3 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Постановлением от 22.02.2012 № 142 утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации(далее -ЕДК), п. 10 Правил предусматривает пересмотр размера такой компенсации в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, и в других предусмотренных законодательством РФ случаях. До 01.06.2014г. членами семьи погибшего сотрудника органов внутренних дел ФИО2, имеющими право на получение ежемесячной денежной компенсации были сын ФИО2 - ФИО2, дочь мужа от первого брака ФИО2, и ее погибший супруг - ФИО2 В связи с окончанием учебы ФИО2 с 01.06.2014 членами семьи погибшего сотрудника органов внутренних дел ФИО2, имеющими право на получение ЕДК, остались ее сын ФИО2 и погибший муж ФИО2 01.10.2014 ФИО2 обратилась в ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю по вопросу пересмотра и назначения ее сыну ЕДК в новом размере в соответствии с п. 10 Правил и получила ответ начальника ОПО ЦФО ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю № 16/17473 от 14.10.2014, согласно которого правовых оснований для пересмотра ранее назначенной ее сыну ЕДК, не имеется. Хотя, в соответствии с п. 10 Правил ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю обязано было осуществить пересмотр сыну и погибшему мужу размера ЕДК в связи с изменением состава семьи, получающей ЕДК, из расчета двух человек, данный ответ считает незаконным. Указанные акты не содержат запрета на перерасчет в сторону увеличения размера возмещения, в пределах суммы, установленной ч. 13 ст. 3 ФЗ в случае изменения (уменьшения) состава семьи умершего (погибшего) военнослужащего.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 26.05.2015 г. исковые требования ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю удовлетворены.
Суд обязал Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю произвести ФИО2 перерасчет ежемесячной денежной компенсации с 01 октября 2014 года в соответствии с пунктом 10 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и взыскал с Главного управления Министерства внутренних дел по Ставропольскому краю в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере *** рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в лице представителя по доверенности ФИО1 просит решение отменить, как незаконного, с принятием нового решения об отказе в иске. По своему правовому смыслу в ст. 1089 ГК РФ, лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. В соответствии с п. 3 указанной статьи установленный каждому из имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца размер возмещения не подлежит дальнейшему перерасчету, кроме случаев: рождения ребенка после смерти кормильца; назначения или прекращения выплаты возмещения лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего кормильца, то есть в случае возникновения права. Таким образом, пункт 10 Правил, во взаимосвязи со ст. 1089 ГК РФ, не предусматривает пересмотра ежемесячной денежной компенсации, назначенной каждому члену семьи погибшего, в случае прекращения выплаты одному из этих членов семьи.В связи с этим, полагает, что в ходе рассмотрения дела судом применено неправильное толкование закона, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание судебной коллегии явились ответчик ГУ МВД России по Ставропольскому краю в лице представителя ФИО1, представитель ФИО2 по доверенности ФИО3, иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания не явились. ФИО2 представлено письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 ГПК РФ, учитывая, что все лица, участвующие в деле, извещены своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции Ставропольского краевого суда, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю в лице представителя ФИО1 об отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, удовлетворения апелляционной жалобы, представителя ФИО2 по доверенности ФИО3 об оставлении решения суда без изменения, заключение прокурора Протасовой О.Б. об отсутствии оснований к отмене решения суда, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает о наличии оснований к отмене решения суда ввиду неправильного применения судом норм материального права по следующему.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса российской федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как установлено из материалов дела, ФИО2 является супругой сотрудника органов внутренних дел ФИО2, погибшего 27.12.1999г. при исполнении служебных обязанностей по выполнению боевых задач в зоне вооруженного конфликта в республике Чечня.
01.10.2014 ФИО2 обратилась ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю по вопросу пересмотра и назначения ее сыну ФИО2 единой денежной компенсации ( далее ЕДК), ч. 9,10,13 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в новом размере в соответствии с п. 10 Правил выплаты данной компенсации.
Согласно ответа начальника ОПО ЦФО ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю № 16/17473 от 14.10.2014г., правовых оснований для пересмотра ранее назначенной ее сыну ФИО2 ЕДК, не имеется.
Указанные обстоятельства установлены судом и сторонами не оспаривались.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции указал, что в связи с изменением состава семьи погибшего майора ФИО2, члены которого получали ЕДК, истец своевременно проинформировала ответчика о данных обстоятельствах в соответствии с пунктами 10-12 Правил. Пункт 10 Правил ставит в прямую зависимость размер ЕДК от количества членов семьи, имеющих право на ее получение, при условии сохранения общего размера ЕДК, то есть право на пересмотр размера ЕДК в зависимости от количества членов семьи погибшего военнослужащего. К спорным правоотношениям подлежит применению ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 142, которым утверждены Правила, не содержащие запрета на перерасчет в сторону увеличения. Ссылка ответчика на положения ст. 1089 Гражданского кодекса РФ является несостоятельной, так как они имеют отсылочный характер.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции по следующему.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Соответственно, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, а государство гарантирует адекватное возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей военной службы (постановления от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 17 мая 2011 года N 8-П и др.).
С учетом того, что правовой статус семьи военнослужащего, погибшего при исполнении воинского долга (умершего вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы), производен от правового статуса военнослужащего и обусловлен спецификой его профессиональной деятельности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 18-П), федеральный законодатель предусмотрел особый правовой механизм для возмещения вреда, причиненного в связи со смертью кормильца, членам семей погибших (умерших) военнослужащих, направленный на восполнение основного или одного из основных источников постоянного дохода семьи военнослужащего - денежного довольствия, утраченного в результате его гибели (смерти), в том числе в случае, когда у самих членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего отсутствует возможность (в силу нетрудоспособности, занятости воспитанием малолетних детей, несовершеннолетия и т.п.) компенсировать утраченный доход собственными силами. Как и в отношении военнослужащих (в том числе инвалидов вследствие военной травмы), он включает в себя обязательное государственное страхование жизни и здоровья, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты.
Согласно ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ) в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Статьей 3 данного закона ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, установлена в размере 14000 рублей- инвалиду 1 группы.
Согласно ч. 16 ст. 3 размеры ЕДК, установленные частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, ежегодно повышаются(индексируются) с учетом уровня инфляции(потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Во исполнение статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и предоставленной законом компетенции Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 февраля 2012 года N 142, которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил, ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что ежемесячная денежная компенсация может выплачиваться каждому члену семьи индивидуально.
Выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается (п.11) с месяца, следующего за месяцем, в течение которого появились основания для прекращения выплаты ежемесячной денежной компенсации (достижение ребенком 18-летнего возраста, окончание ребенком обучения по очной форме в образовательном учреждении или достижение им 23-летнего возраста и др.)
Постановлением Правительства РФ от 27.02.2015 N 173 наименование Правил изложено в новой редакции, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, содержит более конкретизированный п.11 Постановления, предусматривающий, что выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается с месяца, следующего за месяцем, в течение которого появились основания для ее прекращения (в том числе, окончание ребенком обучения по очной форме в образовательной организации или достижение им 23-летнего возраста….).
Удовлетворяя исковые требования, суд не учел, что нормами статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ, устанавливающими основания и порядок определения выплат, возможность перерасчета ежемесячной денежной компенсации не предусмотрена.
Как установлено судом и следует из материалов дела, членами семьи военнослужащего, погибшего при исполнении военной службы, ФИО2, имеющими право на получение ЕДК являются : дочь ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С 01 января 2012 года пенсионным органом ГУ МВД РФ по СК несовершеннолетнему ФИО2 назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация, как члену семьи погибшего военнослужащего. Наряду с ним, указанную денежную компенсацию получала также дочь погибшего- ФИО2. Размер ежемесячной компенсации составлял *** рублей на каждого члена семьи погибшего ФИО2 С 01.01.2014 г. с учетом индексации указанная сумма составила *** рублей.
Состав семьи, получавшей ежемесячную денежную компенсацию (сын и дочь погибшего), не изменился, отпали основания для получения данной компенсации у дочери погибшего- ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в связи с окончанием ею учебы 01.06.2014 г.. Однако данное обстоятельство, по мнению коллегии, не влечет перерасчет размера ежемесячной компенсации.
Соответственно, вывод суда о наличии у заявителя права на перерасчет ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, судебная коллегия признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права.
Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим, как лицам, выполняющим конституционно значимые функции, а также задачи Российской Федерации как социального государства по обеспечению эффективной защиты и поддержки семьи и исходя из того, что правовой статус семьи военнослужащего, погибшего при исполнении воинского долга (умершего вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы), произволен от правового статуса военнослужащего и обусловлен спецификой его профессиональной деятельности, федеральный законодатель предусмотрел также особый правовой механизм возмещения вреда, причиненного в связи со смертью кормильца, для членов семей погибших (умерших) военнослужащих.
При этом оспариваемая выплата по своему характеру однородна выплатам по возмещению вреда в связи со смертью кормильца, которые регулируются нормами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности статьей 1089 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный каждому из имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца размер возмещения не подлежит дальнейшему перерасчету, кроме случаев:
рождения ребенка после смерти кормильца;
назначения или прекращения выплаты возмещения лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего кормильца.
Данная норма делает отсылку к другим предусмотренных законодательством РФ случаях.
Исходя из системного толкования норм возмещения вреда по случаю потери кормильца ежемесячная денежная компенсация в связи с гибелью кормильца вследствие военной травмы по своей правовой природе и целевому назначению аналогична выплатам, осуществляемым в системе социального страхования работников от несчастных случаем на производстве и возмещения вреда по случаю потери кормильца по иным основаниям. Федеральный законодатель, установив данную ежемесячную денежную компенсацию, установил схожий порядок определения размера данной выплаты, что и по вышеуказанным основаниям. Ежемесячная денежная компенсация рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 статьи 3 Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).
Согласно пункта 10 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации", пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, получающей ежемесячную денежную компенсацию, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях производится на основании заявления, подаваемого заявителем в уполномоченный орган по месту жительства, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи этого заявления.
При этом пункт 10 Правил Постановлением Правительства РФ от 27.02.2015 г. N 173 изложен в новой редакции, согласно которой пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением группы инвалидности, а также ее перерасчет в связи с возникновением права членов семьи на получение указанной выплаты и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях производятся на основании заявления, подаваемого заявителем в уполномоченный орган по месту жительства, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи этого заявления.
Данная редакция п. 10 Правил распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 года.
Таким образом, в данной редакции Постановления конкретизировано, что перерасчет выплаты связан с изменением состава семьи в том случае, если появились в семье новые члены, имеющие право на данную выплату, что предусматривает возможность изменения денежной компенсации лишь в сторону ее уменьшения, но не увеличения.
Поскольку суд допустил ошибку в применении норм материального закона, в связи с этим сделал неправильные выводы, решение суда не может быть признано законным и обоснованным. Поэтому решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 26 мая 2015 г. –отменить, апелляционную жалобу- удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении обязанности на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю произвести ФИО2 перерасчет ежемесячной денежной компенсации с 01 октября 2014 года в соответствии с пунктом 10 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», взыскании с Главного управления Министерства внутренних дел по Ставропольскому краю в пользу ФИО2 судебных расходов по оплате услуг представителя в размере *** рублей.