Судья Санеев С. О. дело № 33-1209/2014
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ставрополь 25 марта 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Мясникова А. А.,
судей краевого суда Песоцкого В. В., Быстрова О. В.,
при секретаре Николаевой С. Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истцов Бычкова А. В., Журавского С. С., Животикова Л. В., Клапкова В. В., Куксова А. А., Нефедова В. Г., Пушина П. А., Русских И. Д., Скиба А. Н., Степанова В. Н. на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 5 сентября 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению Бычкова А. В., Журавского С. С., Животикова Л. В., Клапкова В. В., Куксова А. А., Нефедова В. Г., Пушина П. А., Русских И. Д., Скиба А. Н., Степанова В. Н. к Военному комиссариату Ставропольского края о признании неправомерными действий по выплате пенсии и возложении обязанности по производству перерасчета пенсии,
заслушав доклад судьи Песоцкого В. В.,
УСТАНОВИЛА:
Бычков А. В., Журавский С. С., Клапков В. В., Куксов А. А., Пушин П А., Русских И. Д., Скиба А. Н., Степанов В. Н., Животиков Л. В., Нефедов В. Г. обратились в Промышленный районный суд г. Ставрополя с вышеуказанным исковым заявлением к Военному комиссариату Ставропольского края.
В обоснование иска указано, что истцы являются пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации и состоят не пенсионном учете в Военном комиссариате Ставропольского края. Согласно подпункту «г» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» им, как участникам испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в размере 1,5 оклада по воинской должности. В течение более десяти лет до 1 января 2012 года им выплачивалась пенсия с учетом окладов по воинской должности с коэффициентом 1,5. С января 2012 года ответчик приостановил указанные выплаты, а в феврале 2012 года выплатил пенсии с учетом коэффициента 1,25, установленного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 года № 1745 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации», которым внесены изменения в подпункт «г» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 года № 1745 не содержит положения об отмене ранее установленного увеличения должностного оклада в 1,5 раза при исчислении пенсии бывшим военнослужащим, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса, потому не может рассматриваться как не допускающий (запрещающий) реализацию возникшего ранее права на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию из расчета должностного оклада в размере 1,5 оклада по воинской должности и после 31 декабря 2011 года. Установив надбавку в размере 1,25 оклада по воинской должности, ответчик придал закону обратную силу, что в данном случае не допустимо. Истцы просили суд первой инстанции признать неправомерными действия Военного комиссариата Ставропольского края по выплате им пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563 в редакции Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 года № 1745 с учетом коэффициента 1,25 оклада по воинской должности с 1 января 2012 года вместо коэффициента 1,5; обязать Военный комиссариат Ставропольского края с 1 января 2012 года по июль 2013 года произвести перерасчет пенсии с учетом коэффициента 1,5 вместо 1,25 к должностному окладу каждому из истцов, выплатить единовременно причитающиеся суммы согласно произведенного расчета каждому истцу и в дальнейшем пожизненно выплачивать пенсию в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563 с учетом коэффициента равного не менее 1,5 оклада по воинской должности каждого истца.
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 5 сентября 2013 года и дополнительным решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 14 января 2014 года в удовлетворении иска Бычкову А. В., Журавскому С. С., Клапкову В. В., Куксову А. А., Пушину П А., Русских И. Д., Скибе А. Н., Степанову В. Н., Животикову Л. В., Нефедову В. Г. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истцы просили решение районного суда отменить, как незаконное и необоснованное. Указывают, что Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 года № 1745, которым подпункт «г» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563 изложен в новой редакции, не может применяться к пенсионерам, вышедшим на пенсию до 1 января 2012 года, поскольку прямо не предусматривает изменение для военных пенсионеров ранее установленного коэффициента к окладу по воинской должности 1,5, на 1,25. Федеральный закон от 08 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» изменяет только правовое регулирование в области обеспечения военнослужащих денежным довольствием и соответственно пенсионное обеспечение военных пенсионеров, но не регулирует ежемесячное дополнительное пожизненное материальное обеспечение, в связи с чем не может применяться при выплате социального пособия. В связи с применением нового коэффициента к окладу по воинской должности, установленного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 года нарушены их права по выплате ежемесячного дополнительного пожизненного материального обеспечения, поскольку величина этого обеспечения существенно уменьшена по сравнению с этой мерой социальной поддержки, выплачиваемой действующим военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав ФИО1, ФИО2, ФИО3, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Так, суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда в процессе проверки решения установили, что истцы ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО1 ФИО9 и ФИО10 являются пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации, состоят на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Ставропольского края и получают пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно статье 43 названного Закона (в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года № 309-ФЗ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 данного Закона, в том числе проходившим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих.
Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации: оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
В соответствии со статьей 49 данного Закона назначенные пенсии подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.
Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (статья 2 пункт 2).
Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» в целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Подпунктом «г» пункта 3 данного Указа военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в Перечне, установлены оклады по воинским должностям в размере 1,5 окладов по воинским должностям, предусмотренных соответственно штатами (штатными расписаниями), нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 года № 1745 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» в подпункт «г» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563 внесены изменения, согласно которым гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в Перечне, установлены соответственно должностной оклад (тарифная ставка) в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, предусмотренных соответствующими штатами (штатными расписаниями), установленными правовыми актами Президента Российской Федерации.
При назначении истцам пенсии установлено ежемесячное пожизненное материальное обеспечение с увеличением оклада по воинской должности в размере 1,5 должностного оклада в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» в редакции, действующей на момент назначения пенсии.
С 1 января 2012 года указанное увеличение оклада по воинской должности установлено истцам в размере 1,25 должностного оклада в соответствии со статьей 49 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 года № 1745 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации».
Судом установлено, что до 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.50 раза у ФИО4 составлял …. Итоговая сумма пенсии составляла … коп.
С 01 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.25 раза у ФИО4 составил … руб. Итоговая сумма пенсии составила … коп. То есть с 01 января 2012 года увеличение должностного оклада у ФИО4 произошло в 4.4 раза, а суммы пенсии в 1.9 раза.
До 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.50 раза у ФИО5 составлял … руб. 00 коп. Итоговая сумма пенсии составляла … коп.
С 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.25 раза у ФИО5 составил … руб. Итоговая сумма пенсии составила … руб. 11 коп. То есть с 1 января 2012 года увеличение должностного оклада у ФИО5 произошло в 4.5 раза, а суммы пенсии в 1.9 раза.
До 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.5 раза у ФИО6 составлял … руб. 00 коп. Итоговая сумма пенсии составляла … руб. 06 коп.
С 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.25 раза у ФИО6. составил … руб. Итоговая сумма пенсии составила … руб. 43 коп. То есть с 1 января 2012 года увеличение должностного оклада у ФИО6 произошло в 4.3 раза, а суммы пенсии в 1.9 раза.
До 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.5 раза у ФИО2 составлял … руб. 00 коп. Итоговая сумма пенсии составляла … руб. 92 коп.
С 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.25 раза у ФИО2 составил … руб. Итоговая сумма пенсии составила … руб. 60 коп. То есть с 01 января 2012 года увеличение должностного оклада у ФИО2 произошло в 4.4 раза, а суммы пенсии в 1.9 раза.
До 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.50 раза у ФИО3 составлял.. руб. 00 коп. Итоговая сумма пенсии составляла … руб. 20 коп.
С 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.25 раза у ФИО3 составил … руб. Итоговая сумма пенсии составила … руб. 05 коп. То есть с 01 января 2012 года увеличение должностного оклада у ФИО3 произошло в 4.4 раза, а суммы пенсии в 1.9 раза.
До 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.50 раза у ФИО7 составлял … руб. 00 коп. Итоговая сумма пенсии составляла … руб. 88 коп.
С 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.25 раза у ФИО7 составил … руб. Итоговая сумма пенсии составила … руб. 44 коп. То есть с 1 января 2012 года увеличение должностного оклада у ФИО7 произошло в 4.5 раза, а суммы пенсии в 1.9 раза.
До 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.50 раза у ФИО8 составлял … руб. 50 коп. Итоговая сумма пенсии составляла …руб. 40 коп.
С 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.25 раза у ФИО8 составил … руб. Итоговая сумма пенсии составила … руб. 30 коп. То есть с 01 января 2012 года увеличение должностного оклада у ФИО8 произошло в 4.2 раза, а суммы пенсии в 1.8 раза.
До 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.50 раза у ФИО1 составлял … руб. 00 коп. Итоговая сумма пенсии составляла …руб. 96 коп.
С 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.25 раза у ФИО1 составил … руб. Итоговая сумма пенсии составила … руб. 40 коп. То есть с 1 января 2012 года увеличение должностного оклада у ФИО1 произошло в 4.4 раза, а суммы пенсии в 1.9 раза.
До 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.50 раза у ФИО10 составлял … руб. 50 коп. Итоговая сумма пенсии составляла … руб. 86 коп.
С 01 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.25 раза у ФИО10 составил … руб. Итоговая сумма пенсии составила … руб. 43 коп. То есть с 01 января 2012 года увеличение должностного оклада у ФИО10 произошло в 4.11 раза, а суммы пенсии в 1.9 раза.
До 1 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.50 раза у ФИО11 составлял … руб. 00 коп. Итоговая сумма пенсии составляла … руб. 20 коп.
С 01 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1.25 раза у ФИО11 составил … руб. Итоговая сумма пенсии составила … руб. 05 коп. То есть с 01 января 2012 года увеличение должностного оклада у ФИО11 произошло в 4.36 раза, а суммы пенсии в 1.9 раза.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что с 1 января 2012 года подлежали пересмотру размеры пенсий, назначенные до 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 года № 1745.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 года № 1745, которым подпункт «г» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563 изложен в новой редакции не может применяться к пенсионерам, вышедшим на пенсию до 1 января 2012 года, поскольку прямо не предусматривает возможность изменения для военных пенсионеров ранее установленного коэффициента к окладу по воинской должности, основаны на ошибочном толковании указанных нормативно-правовых актов.
По смыслу преамбулы Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение является мерой социальной поддержки, не относится к обязательным видам социального обеспечения и фактически выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым назначена трудовая пенсия. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года № 399-О-О).
Изложенные в этом Указе меры социальной поддержки установлены на срок до вступления в силу соответствующих федеральных законов.
В Указе от 31 декабря 2011 года № 1745 Президент Российской Федерации, поручив Правительству Российской Федерации установить военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, перечисленных в Указе, оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, определил тем самым размер меры социальной поддержки военнослужащих - специалистов ядерного оружейного комплекса применительно к новым окладам по воинской должности, введенным с 1 января 2012 года, то есть с даты вступления в силу федеральных законов, изменивших регулирование обеспечения военнослужащих денежным довольствием и предоставления им дополнительных выплат.
При этом объем ранее предоставлявшейся меры социальной поддержки в денежном выражении не снижен, а был повышен за счет увеличения размера окладов по воинским должностям, в процентном отношении к которым определяется размер дополнительного материального обеспечения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (Постановления от 19 июня 2002 года № 11-П, от 27 ноября 2008 года № 11-П, Определения от 11 июля 2002 года № 191-О, от 16 мая 2007 года № 375-О-П и др.).
При этом изменение законодателем ранее установленных условий пенсионного обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года № 8-П, от 29 января 2004 года № 2-П и др.).
Исходя из изложенного правовых оснований для сохранения с 1 января 2012 года ежемесячного пожизненного материального обеспечения в размере 1,5 оклада по воинской должности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 № 1563 не имелось, поскольку в связи с изменением законодательства, регулирующего порядок пересмотра получаемой пенсии военнослужащим до 1 января 2012 года, законодателем установлен иной порядок исчисления пенсии и пересмотра назначенной ранее пенсии.
В данном случае положения пункта «г» Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 № 1563 не подлежали применению с 01 января 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы истцов о том, что применением нового коэффициента к окладу по воинской должности нарушено их право на получение ежемесячного дополнительного пожизненного материального обеспечения, поскольку величина этого обеспечения существенно уменьшена по сравнению с этой мерой социальной поддержки, выплачиваемой действующим военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, являются необоснованными.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1800 «По запросам Свердловского районного суда города Костромы о проверке конституционности части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», определяемого законодательством о статусе военнослужащих и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года № 429-О).
Этот вывод обусловлен и особенностями правового положения военнослужащих, которые в отличие от лиц, уволенных с военной службы, продолжают исполнять обязанности, связанные с необходимостью выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, а также осуществляют деятельность, направленную на постоянное повышение квалификации и совершенствование своей профессиональной подготовки.
Другие доводы жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, по существу они сводятся к переоценке выводов суда и представленных сторонами доказательств, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела.
Таким образом, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения в апелляционном порядке не имеется
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 5 сентября 2013 года и дополнительное решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 14 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4, ФИО3, ФИО9, ФИО5, ФИО6, ФИО10, ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: