НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 24.10.2023 № 33-3-8893/2023

Судья Суржа Н.В.

Номер дела присвоенный: судом первой инстанции - 2-3666/2022, судом апелляционной инстанции - 33-3-8893/2023.

УИД 26RS0002-01-2022-005320-66.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 октября 2023 года г. Ставрополь

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

судьи-председательствующего Шурловой Л.А.,

судей: Киселева Г.В., Муратовой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Горбенко Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», поданной представителем на основании доверенности ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 23 ноября 2022 года

по исковому заявлению ФИО2 к Некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», Комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании включения в региональную программу недействительным, признании начисление взносов незаконными, возложении обязанностей, признании отсутствующей задолженности,

заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,

установила:

12 августа 2022 года ФИО2 обратилась в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным исковым заявлением, указав, что в марте 2021 года собственникам многоквартирного дома в платежных документах включена плата по строке «взносы на капитальный ремонт» с учётом начислений за период с января 2015 года по февраль 2021 год. Ранее начисление взносов на формирование фонда капитального ремонта не производилось. Указанные начисления являются незаконными. Многоквартирный дом по адресу: <...> «» является отдельно стоящим домом с самостоятельными независимыми коммуникациями, имеет отдельный кадастровый номер «». Данный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером «», вид пользования: продолжение строительства индивидуального жилого дома. На данном земельном участке расположен дом по адресу: <...> «» с кадастровым номером «». Многоквартирный дом по адресу: <...> «» построен в 2012 году, в установленном порядке в эксплуатацию не введён. На основании решения Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 сентября 2012 года установлено, что объект соответствует строительным нормам и правилам, что послужило основанием для включения его в реестр недвижимости. Многоквартирный дом по адресу: <...> «» с кадастровым номером «» является отдельным многоквартирным домом, поставленный на кадастровый учет как самостоятельное пятиэтажное здание, состоящее из 43-х жилых помещений, общей площадью 1 510,3 кв.м., имеющий свои инженерные коммуникации и конструктивные элементы дома, что подтверждается техническим паспортом на многоквартирный дом, выпиской из ЕГРН. В соответствии с ответом Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя от 14 октября 2021 года «», многоквартирный дом по адресу: <...> «» включен в региональную программу в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 23 ноября 2015 года №494-п «О внесении в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы», утверждённую постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года №225-п», вступившим в законную силу 05 декабря 2015 года. По указанному адресу в отношении отдельно стоящего здания многоквартирного дома по адресу: <...> д«» с 2015 года собственникам помещений начисляется плата по строке «взносы на капитальный ремонт» в отношении 43 жилых помещений. Из ответа НО СК «Фонд капитального ремонта» следует, что многоквартирный дом по адресу: <...> «» включен в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества» как дом, состоящий из 43-х помещений, общей площадью 1 690,9 кв.м., этажностью - 5. В региональную программу под адресом дом «» без литера) по ул. ФИО3 включен дом «»», так как данный литер соответствует приведённым характеристикам. Вторая очередь дома «» по ул. ФИО3 (литер Б согласно технического паспорта) с кадастровым номером «» в установленном порядке не вводилась в эксплуатацию, представляет собой отдельно стоящее семиэтажное здание, состоящее из 60-х жилых помещений и четырёх нежилых помещений, общей площадью 2 636,5 кв.м., имеющий свои инженерные коммуникации. Возможность его эксплуатации по назначению дома установлена в декабре 2014 года на основании решения Ленинского районного суда г. Ставрополя от 02 июня 2014 года. Вторая очередь дома по адресу: <...> «» на момент утверждения региональной программы в программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края на 2014-2043 годы», утверждённой Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 апреля 2014 года не включен и не мог быть включен как составная часть ранее учтенного в перечне дома с идентичным адресом: <...> «», кадастровый номер «»). Исходя из представленных ответов НО СК «Фонд капитального ремонта», Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя при формировании программы в неё не включен дом по адресу: <...> «». Просила суд признать недействительным включение Комитетом городского хозяйства администрации г. Ставрополя, Министерством ЖКХ Ставропольского края самостоятельного здания с назначением многоквартирный дом: многоквартирного дома «» по ул. ФИО3 с кадастровым номером «» в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы», утверждённой Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года №225-п. Признать незаконными начисления взносов НО СК «Фонда капитального ремонта» на капитальный ремонт собственникам многоквартирного «» по ул. ФИО3 с кадастровым номером «» за период с 01 января 2015 года по 01 февраля 2021 года. Обязать НО СК «Фонд капитального ремонта» произвести перерасчёт денежных средств, уплаченных за капитальный ремонт собственникам многоквартирного дома «» по ул. ФИО3 с кадастровым номером «», путём возврата плательщикам уплаченных денежных средств. Признать отсутствующей задолженность у собственников помещений дома по адресу: Ставрополь, ул. ФИО3, «» у квартир с номерами с 44 по 103 по взносам на капитальный ремонт перед НО СК «Фонд капитального ремонта» начисленной за период расчёта задолженности с 01 января 2015 года по 01 февраля 2021 года. Обязать НО СК «Фонд капитального ремонта» дать поручение АО «Ставропольский городской расчетный центр» исключить из платёжного документа задолженность собственников помещения, расположенных по адресу: Ставрополь, ул. ФИО3, «» с кадастровым номером «» у квартир с номерами с 44 по 103 по взносам на капитальный ремонт начисленной за период с 01 января 2015 года по 01 февраля 2021 года (л.д.10-15).

19 сентября 2022 года ФИО2 уточнила исковые требования. Просила суд признать недействительным включение Комитетом городского хозяйства администрации г. Ставрополя, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края самостоятельного здания с назначением многоквартирный дом: многоквартирного дома «» по ул. ФИО3 с кадастровым номером «» номерами помещений №№44-103 в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы», утверждённую Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года №225-п. (в редакции от 29 мая 2014 года) с 01 января 2015 года. Признать незаконными начисления взносов НО СК «Фонда капитального ремонта» на капитальный ремонт собственникам многоквартирного дома «» по ул. ФИО3 с кадастровым номером «» с номерами помещений №№44-103 за период с 01 января 2015 года по дату вступления в законную силу окончательного судебного акта по данному гражданскому делу. Обязать НО СК «Фонд капитального ремонта» произвести перерасчёт денежных средств, уплаченных за капитальный ремонт собственникам многоквартирного дома «» (кадастровый номер 2«» ) по ул. ФИО3, номерами помещений №№44-103 путём возврата плательщикам уплаченных денежных средств. Признать отсутствующей задолженность у собственников помещений с №44 по №103 дома по адресу: Ставрополь, ул. ФИО3, «» с кадастровым номером «» по взносам на капитальный ремонт перед НО СК «Фонд капитального ремонта» начисленной за период расчёта задолженности с 01 января 2015 года по дату вступления в законную силу окончательного судебного акта по данному гражданскому делу. Обязать НО СК «Фонд капитального ремонта» дать поручение АО «Ставропольский городской расчетный центр» исключить из платёжного документа задолженность собственников помещения по адресу: Ставрополь, ул. ФИО3, «» с кадастровым номером «» у квартир с №№44 по 103 по взносам на капитальный ремонт начисленной за период с 01 января 2015 года по дату вступления в законную силу окончательного судебного акта по данному гражданскому делу (л.д.101-106).

В судебном заседании от 19 сентября 2022 года уточнённое исковое заявление истца ФИО2 принято судом к производству (л.д.107-110).

Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 23 ноября 2022 года исковые требования ФИО2 удовлетворены частично. Признано недействительным включение самостоятельного здания с назначением многоквартирный дом: многоквартирного дома «» по ул. ФИО3 с кадастровым номером «» с номерами помещений «», в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года №225-п (в редакции от 29 мая 2014 года) с 01 января 2015 года. Признаны незаконными начисления взносов НО СК «Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» на капитальный ремонт собственникам многоквартирного дома «» по ул. ФИО3 г. Ставрополя с кадастровым номером «» с номерами помещений №№44-103 за период с 01 января 2015 года по дату вступления решения в законную силу. НО СК «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» обязано произвести перерасчет денежных средств, уплаченных за капитальный ремонт собственникам многоквартирного дома «» (кадастровый номер «») по ул. ФИО3 г. Ставрополя с номерами помещений №№44-103 путем возврата плательщикам уплаченных денежных средств. НО СК «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» обязано дать поручение АО «Ставропольский городской расчетный центр» исключить из платежного документа задолженность собственников помещений по адресу: Ставрополь, ул. ФИО3, «») с кадастровым номером «») у квартир с «») по взносам на капитальный ремонт начисленной за период с 01 января 2015 года по дату вступления решения в законную силу. В удовлетворении требования о признании отсутствующей задолженности у собственников помещений с №№«») дома по адресу: Ставрополь, ул. ФИО3, «») с кадастровым номером «») по взносам на капитальный ремонт перед НО СК «Фонд капитального ремонта» начисленной за период расчета задолженности с 01 января 2015 года по дату вступления решения в законную силу отказано (л.д.180-190).

В поданной 22 декабря 2022 года апелляционной жалобе ответчик НО СК «Фонд капитального ремонта» в лице представителя на основании доверенности ФИО1 просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 23 ноября 2022 года отменить, указав, что согласно письму Комитета городского хозяйства администрации г. Став­рополя от 23 декабря 2020 года № 05/1-12/05-19877, многоквартирный дом по адресу: <...>­ «») имеет единый адрес, количество жилых помещений - 103 квартиры. С учётом представленной информации и в соответствии с данными получен­ными из Единого государственного реестра недвижимости, региональным операто­ром присвоены лицевые счета и произведён расчёт взносов на капитальный ремонт с момента наступления обязанности по уплате взносов в отношении всех по­мещений в многоквартирном доме. По результатам проверки, проведенной Управлением Ставрополь­ского края - Государственной жилищной инспекцией (акт проверки от 20 июля 2021 года №2101-33/1) по вопросу начисления взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирном доме, в действиях регионального оператора не выявлено нарушений. Начисление взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в МКД осуществляется региональным оператором в со­ответствии с требованиями жилищного законодательства. При проведении актуализации региональной программы, в неё внесены изме­нения в части уточнения сведений об указанном МКД, а не включения в неё нового МКД. Администрации г. Ставрополя по соб­ственной инициативе или собственникам помещений в МКД необходимо уточнить (изменить) адрес объектов недвижимости в МКД для изменения соответствующих данных, содержащихся в региональной программе, в целях определения наступления обязанности по уплате взноса капитальный ремонт у собственников помещений в МКД. Довод истца о том, что МКД не объект недвижимости с кадастровым номером «») не включен в первоначальную редакцию региональной про­граммы, не подтверждён документально. Действия Фонда не нарушают требований законодательства и не могут быть признаны незаконными (л.д.192-196).

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 20 апреля 2023 года решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 23 ноября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика НО СК «Фонд капитального ремонта» без удовлетворения (л.д.240-247). 14 июня 2023 года в Ленинский районный суд г. Ставрополя от ответчика НО СК «Фонд капитального ремонта» в лице представителя на основании доверенности ФИО1 поступила кассационная жалоба на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 23 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 20 апреля 2023 года (том 2 л.д.4-9). Определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 07 августа 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 20 апреля 2023 года отменено, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (том 2 л.д.55-63).

Исследовав материалы гражданского дела №2-3666/2022, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя ответчика НО СК «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» на основании доверенности ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО2 на основании доверенности ФИО4, возражавшую против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

Судом первой инстанции установлено, что Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 №225-П утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043годы». В данную региональную программу включен дом на адресу: <...> «»). Положениями п.4 ст.3 Закона Ставропольского края «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края» от 28 июня 2013 года №57-кз предусмотрено, что с 01 января 2015 года собственники помещений обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт многоквартирного дома. В марте 2021 года собственникам многоквартирного дома по адресу: <...>«») в платёжных документах была включена плата по строке: «взносы на капитальный ремонт» с учётом начислений за период с января 2015 по февраль 2021 года. Ранее начисление взносов на капитальный ремонт не производилось. Данное начисление было произведено после проведения в марте 2021 года актуализации региональной программы. Из возражений Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края следует, что в марте 2021 года, в результате проведенного мониторинга технического состояния МКД «») по ул. ФИО3 г. Ставрополя, при актуализации региональной программы, предусмотренной п.7 ст.6 Закона Ставропольского края «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края» от 28 июня 2013 года №57-кз были уточнены технические характеристики: общая площадь МКД с 1 690,9 кв.м на 2 636,5 кв.м., количество квартир - с 43 на 103, количество этажей - с 5 на 6. Данная актуализация имеет сквозную нумерацию, соответственно является единым объектом. На земельном участке с кадастровым номером «»), по адресу <...> «») расположено два отдельно стоящих объекта недвижимости с кадастровыми номерами «»). Объект недвижимости, имеющий кадастровый номер «»), является МКД, состоящим из пяти этажей, общей площадью 1 510,3 кв.м., в котором расположено 43 квартиры. При инвентаризации объекту присвоен литер «А». По сведениям ЕГРН данному объекту присвоен кадастровый номер «»). Из справки о характеристиках объекта государственного технического учёта №12-«») от 02 апреля 2021 года следует, что объектом государственного технического учёта является МКД литер «А», общей площадью 1 690,9 кв.м., жилой площадью 779,5 кв.м., количество квартир - 43, год постройки - 2012, разрешение на ввод дома в эксплуатацию отсутствует. Второй объект недвижимости с кадастровым номером «») является МКД, состоящим из семи этажей, общей площадью 2 636,5 кв.м., жилой площадью 1 022,4 кв.м., количество квартир – 60, с нумерацией с №44 по №103, год строительства - 2013, год ввода в эксплуатацию отсутствует, разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома литер «Б» отсутствует. В 2014 году произошло переоборудование мансардного этажа в пятый этаж и строительство нового этажа. Данные сведения подтверждаются справкой о характеристиках объекта государственного технического учёта №12-369088/1 от 02 апреля 2021. Из выписке из ЕГРН от 01 апреля 2021 года в отношении МКД, имеющего кадастровый номер «») следует, что год завершения строительства указан - 2013, в отношении года ввода в эксплуатацию сведения отсутствуют. Из вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Ставрополя от 02 июня 2014 года следует, что предметом спора являлись помещения, возведённые по инвестиционному договору в 2014 году на мансардном этаже МКД «» литер «Б» по ул. ФИО3 г. Ставрополя. Данное решение вступило в законную силу 04 июля 2014 года. С учётом приведённых обстоятельств суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что МКД с кадастровым номером «») был введён в эксплуатацию после дня вступления в законную силу указанного решения. Иных доказательств материалы дела не содержат. Председатель совета МКД «» литер «Б» по ул. ФИО3 г. Ставрополя ФИО2, представляющая интересы всех собственников помещений пояснила, что возможность эксплуатации по назначению МКД была реализована в декабре 2014 года, так как дом ранее имел многочисленные недостатки не позволяющие говорить о готовности в 100%. С учётом приведённых обстоятельств суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что на земельном участке по адресу <...> «») расположены два отдельно стоящих МКД, которые возведены поочередно, имеют разные технические и конструктивные характеристики. МКД «») по ул. ФИО3 г. Ставрополя с кадастровым номером «») фактически является второй очередью строительства. Данные обстоятельства подтверждаются ответом Главы г. Ставрополя ФИО5 на имя заместителя прокурора Ленинского района г. Ставрополя при рассмотрении обращения ФИО2 от 15 июня 2021 года, из которого следует, что после проведённого 30 ноября 2020 года мониторинга Комитетом городского хозяйства администрации г. Ставрополя установлено, что на земельном участке с кадастровым номером «») расположены два отдельно стоящих многоквартирных дома «»)» (43 квартиры) и «»)» (60 квартир), в региональную программу внесена информация о 43 квартирах, которые расположены в литере «А» многоквартирного дома. Сведений о выдаче разрешений на ввод указанных объектов в эксплуатацию не представлено. Суд первой инстанции. Приведя положения п.5 ст.3 Закона Ставропольского края «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» от 28 июня 2013 года №57-кз (в редакции №17 от 27 декабря 2019 года) указал, что в адрес Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя 26 ноября 2020 года от НО СК «Фонд капитального ремонта» потупило уведомление о невозможности начисления взносов на капитальный ремонт собственникам помещений «» квартиры указанного дома, в связи с чем Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя с Единой справочной службой «Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в телефонном режиме установил, что в данном доме имеется 103 квартиры. Приведя положения частей 1, 3 ст.158 ЖК РФ, суд первой инстанции указал, что отсутствие в действующем законодательстве особого порядка включения в региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию по секциям в разные периоды, не должно накладывать на собственников помещений дополнительные обязанности по уплате излишних взносов по капитальному ремонту и лишать их возможности защищать свои права в судебных процедурах и пришёл к выводу о том, что помещения №43-№103 расположенные во второй очереди строительства дома «») с кадастровым номером «»), не могли быть включены в состав собственников, у которых обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла по истечении семи месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем официального опубликования утвержденной в установленном порядке региональной программы. Приведя положения п.5 ст.3, ст.7 Закона Ставропольского края «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» от 28 июня 2013 года №57-кз суд первой инстанции указал, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений квартир №44-№103 дома «») по ул. ФИО3 г. Ставрополя должна возникнуть через три года с даты актуализации программы в виде включения в региональную программу МКД, сведения о котором ранее отсутствовали в региональной программе, не ранее 11 января 2024 года, так как изменения были внесены Постановлением Правительства Ставропольского края от 11 января 2021 года №3-п. По изложенным основаниям суд первой инстанции пришёл к выводу о недействительности включения МКД с кадастровым номером «») в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы», признании незаконным начисление взносов на капитальный ремонт, возложении на НО СК «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» произвести перерасчёт путём возврата плательщикам уплаченных денежных средств, исключении из платёжного документа задолженность собственников помещений и отказе в удовлетворении требования о признании отсутствующей задолженности у собственников помещений с №44 по №103 МДК «») по взносам на капитальный ремонт перед НО СК «Фонд капитального ремонта» начисленной за период расчёта задолженности с 01 января 2015 года по дату вступления в законную силу решения суда, так как данное требование является излишне заявленным, исходя из удовлетворения требования о перерасчёте задолженности.

Положениями ч.4 ст.390 ГПК РФ предусмотрено. что указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Судом кассационной инстанции в определении от 07 августа 2023 года указано, что установлено судом и следует из материалов дела, в марте 2021 года собственникам многоквартирного дома в платежных документах была включена плата по строке «взносы на капитальный ремонт» с учетом начислений за период с января 2015 года по февраль 2021 год. Ранее начисление взносов на формирование фонда капитального ремонта не производилось. С указанными начислениями собственники помещений МКД не согласны и считают их незаконными поскольку многоквартирный дом «») ул. ФИО3 является отдельно стоящим домом с самостоятельными независимыми коммуникациями, имеет отдельный кадастровый номер «»). Данный дом расположен на земельном участке имеющий кадастровый номер «»), вид пользования - продолжение строительства индивидуального жилого дома. На данном земельном участке также расположен МКД «») по ул. ФИО3 с кадастровым номером «»). МКД «») по ул. ФИО3 был построен в 2012 году. В установленном порядке в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в эксплуатацию введен не был. Однако, на основании решения Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 сентября 2012 года, было установлено, что объект соответствует строительным нормам и правилам, что послужило основанием для включения его в реестр недвижимости. МКД «») по ул. ФИО3 г. Ставрополя с кадастровым номером «») является отдельным многоквартирным домом, поставленный на кадастровый учет как самостоятельное 5-ти этажное здание, состоящее из 43-х жилых помещений, общей площадью 1 510,3 кв.м., имеющий свои инженерные коммуникации и конструктивные элементы дома, что подтверждается техническим паспортом на многоквартирный дом, а также выпиской из ЕГРН. В соответствии с ответом Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя от 14 октября 2021 года №05/1-12/05-15498, многоквартирный дом расположенный по адресу <...> «») включен в региональную программу в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 23 ноября 2015 года №494-п «О внесении в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы», утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года №225-п, вступившее в законную силу 05 декабря 2015 года. По указанному адресу в отношении отдельно стоящего здания МКД №«») по ул. ФИО3 с 2015 года собственникам помещений начисляется плата по строке «взносы на капитальный ремонт», то есть плата начислялась в отношении 43 жилых помещений. Согласно ответу НО СК «Фонд капитального ремонта» МДК «» по ул. ФИО3 г. Ставрополя был включен в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества», как МКД состоящий из 43-х помещений, общей площадью 1 690,9 кв.м., этажностью - 5. Таким образом, в региональную программу под адресом дом №«») (без литера) по ул. ФИО3 включен МКД № «») с литером «А», так как данный литер соответствует приведенным выше характеристикам. Вторая очередь МДК «») по ул. ФИО3 (литер «Б» согласно технического паспорта) с кадастровым номером «») в установленном порядке согласно ст.55 Градостроительного кодекса РФ не вводился в эксплуатацию, представляет собой отдельно стоящее 7-ми этажное здание, состоящее из 60-х жилых помещений и 4-х нежилых помещений, общей площадью 2 636,5 кв.м, имеющий свои инженерные коммуникации. Возможность его эксплуатации по назначению МКД установлена на основании решения Ленинского районного суда г. Ставрополя от 02 июня 2014 года. Вторая очередь дома «» по ул. ФИО3 г. Ставрополя на момент утверждения региональной программы в программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края на 2014-2043 годы», утвержденную Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 апреля 2014 года включен не был и не мог быть включен как составная часть ранее учтенного в Перечне дома с идентичным адресом: <...> «»», кадастровый номер «»). Исходя из ответов НО СК «Фонд капитального ремонта», Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя, при формировании программы в нее не был включен МКД «» имеющий литер ««»». Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что помещения №43-№103 расположенные во второй очереди строительства дома «» с кадастровым номером «» не могли быть включены в состав собственников, у которых обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла по истечении семи месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем официального опубликования утвержденной в установленном порядке региональной программы. С учетом требований п.5 ст.3 Закона Ставропольского края «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» от 28 июня 2013 года № 57-кз (в редакции №17 от 27 декабря 2019 года) обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений квартир №44-№103 дома «» по ул. ФИО3 г. Ставрополя должна возникнуть через 3 года с даты актуализации программы в виде включения в региональную программу МКД, сведения о котором ранее отсутствовали в региональной программе, то есть не ранее 11 января 2024 года, так как изменения были внесены Постановлением Правительства Ставропольского края от 11 января 2021 года №3-п. В связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о недействительности включения МКД с кадастровым номером «» в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы», признании незаконным начисление взносов на капитальный ремонт, возложении обязанности на НО СК «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» произвести перерасчет путем возврата плательщикам уплаченных денежных средств, исключить из платежного документа задолженность собственников помещений. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что жилые дома, расположенные по адресу: ул. ФИО3, «» г. Ставрополя с кадастровым номером «» и с кадастровым номером «» являются отдельно стоящими жилыми домами, разрешение на ввод в эксплуатацию в отношении спорного жилого дома с кадастровым номером «» не выдавалось, а потому у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований. Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что с выводами судов согласиться нельзя, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу ст.249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. В связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 года №271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступил в силу с 26 декабря 2012 года) был изменен порядок организации проведения капитального ремонта. С учетом изменений, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Согласно ч.1 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. В соответствии с ч.3 ст.158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Согласно ст.ст.153 и 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт в ходит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (пункт 1 статьи 168 ЖК РФ). В соответствии с ч.5 ст.168 ЖК РФ, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Согласно ч.1 ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Частью 3 ст.169 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч.5.1 ст.170 ЖК РФ. Частью 5.1 ст.170 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. В соответствии с положениями статьи 3 Закона Ставропольского края от 28 июня 2013 года №57-кз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края» Фонд капитального ремонта формируется в соответствии с требованиями, установленными статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящей статьей (п.1). Собственники помещений в многоквартирном доме принимают и реализуют решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда его капитального ремонта, за исключением случая, установленного частью 5 настоящей статьи, (п.2). Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями, установленными статьей 173 Жилищного кодекса Российской Федерации. Передача региональным оператором и (или) владельцем специального счета документов и информации, связанной с формированием фонда капитального ремонта, в случае изменения способа формирования фонда капитального ремонта, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через шесть месяцев после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не ранее наступления условия, предусмотренного частью 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (п.3). Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении семи месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем официального опубликования утвержденной в установленном порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5 настоящей статьи (п.4). Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенном в такую программу при ее актуализации, возникает по истечении трех лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу (п. 5). В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 7 статьи 6 Закона Ставропольского края от 28 июня 2013 года №57-кз под актуализацией региональной программы понимается внесение изменений в региональную программу, предусматривающих включение в региональную программу многоквартирного дома, сведения о котором ранее отсутствовали в региональной программе, а также многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию. Применяя положения пункта 5 статьи 3 Закона Ставропольского края от 28 июня 2013 года № 57-кз судом не учтено, что на момент включения в региональную программу на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 23 ноября 2015 №494-п многоквартирного дома по адресу <...> «» (литер «А»), возможность эксплуатации по назначению многоквартирного дома, по адресу <...> «» (литер «Б») уже была установлена на основании решения Ленинского районного суда г. Ставрополя от 02 июня 2014 года. Многоквартирному жилому дому в соответствии с ФИАС присвоен единый почтовый адрес: <...> «» со сквозной нумерацией квартир. При этом многоквартирный жилой дом с 2016 года из программы не исключался, а в адрес регионального оператора были направлены выявленные в ходе мониторинга изменения основных характеристик многоквартирного дома в части корректировки площади жилого дома, этажности и количества квартир. Оценка указанным обстоятельствам не была дана судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда по доводам жалобы ответчика, допущенные недостатки не устранил.

Как следует из положений ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Положениями ст.249 ГК РФ предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей по общему имуществу, а также в расходах и издержках по его содержанию и сохранению.

В соответствии с положениями ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч.1). Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч.2).

Из положений ч.1 ст.153 ЖК РФ следует, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно положений ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Как следует из положений ст.158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи (ч.1). Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (ч.3).

Положениями ст.168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч.1). Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч.5).

В соответствии с положениями ч.1 ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Из положений ч.5.1 ст.170 ЖК РФ следует, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Согласно положений ст.3 Закона Ставропольского края «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края» от 28июня2013года №57-кз, фонд капитального ремонта формируется в соответствии с требованиями, установленными статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящей статьей (ч.1). Собственники помещений в многоквартирном доме принимают и реализуют решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда его капитального ремонта, за исключением случая, установленного частью 5 настоящей статьи (ч.2). Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями, установленными статьей 173 Жилищного кодекса Российской Федерации. Передача региональным оператором и (или) владельцем специального счета документов и информации, связанной с формированием фонда капитального ремонта, в случае изменения способа формирования фонда капитального ремонта осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не ранее наступления условия, предусмотренного частью 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (ч.3). Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении семи месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем официального опубликования утвержденной в установленном порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5 настоящей статьи (ч.4). Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенном в такую программу при ее актуализации, возникает по истечении одного года с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу. Собственники помещений в таком многоквартирном доме принимают и реализуют решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта не позднее чем за три месяца до возникновения у них в соответствии с настоящей частью обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (ч.5).

Как следует из положений п.п.2 п.7 ст.6 Закона Ставропольского края «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края» от 28 июня 2013 года №57-кз, актуализация региональной программы представляет собой внесение изменений в региональную программу, предусматривающих включение в региональную программу многоквартирного дома, сведения о котором ранее отсутствовали в региональной программе, а также многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию.

Из материалов дела следует, что в марте 2021 года собственникам многоквартирного дома в платежных документах была включена плата по строке «взносы на капитальный ремонт» с учётом начислений за период с января 2015 года по февраль 2021 год. Ранее начисление взносов на формирование фонда капитального ремонта не производилось. С указанными начислениями собственники помещений МКД не согласны и считают их незаконными поскольку многоквартирный дом «» по ул. ФИО3 является отдельно стоящим домом, с самостоятельными независимыми коммуникациями, имеет отдельный кадастровый номер «». Данный дом расположен на земельном участке имеющий кадастровый номер «», вид пользования: продолжение строительства индивидуального жилого дома. На данном земельном участке также расположен МКД №85/1-6 по ул. ФИО3 с кадастровым номером «». МКД «» по ул. ФИО3 был построен в 2012 году. В установленном порядке в соответствии со ст.55 ГрК РФ в эксплуатацию введён не был. На основании решения Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 сентября 2012 года установлено, что объект соответствует строительным нормам и правилам, что послужило основанием для включения его в реестр недвижимости. МКД «» по ул. ФИО3 г. Ставрополя с кадастровым номером «» является отдельным многоквартирным домом, поставленным на кадастровый учёт как самостоятельное пятиэтажное здание, состоящее из 43-х жилых помещений, общей площадью 1 510,3 кв.м., имеющие свои инженерные коммуникации и конструктивные элементы дома, что подтверждается техническим паспортом на многоквартирный дом, а также выпиской из ЕГРН. В соответствии с ответом Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя от 14 октября 2021 года №05/1-12/05-15498, многоквартирный дом расположенный по адресу <...> «» включен в региональную программу в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 23 ноября 2015 года №494-п «О внесении в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы», утверждённую постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года №225-п, вступившим в законную силу 05 декабря 2015 года. По указанному адресу в отношении отдельно стоящего здания МКД «» по ул. ФИО3 с 2015 года собственникам помещений начисляется плата по строке «взносы на капитальный ремонт», плата начислялась в отношении 43 жилых помещений. Из ответа НО СК «Фонд капитального ремонта» следует, что МДК «» по ул. ФИО3 г. Ставрополя включен в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества», как МКД состоящий из 43-х помещений, общей площадью 1 690,9 кв.м., этажностью - 5. В региональную программу под адресом дом «» (без литера) по ул. ФИО3 включен МКД № «» с литером «А», так как данный литер соответствует указанным характеристикам. Вторая очередь МДК «» по ул. ФИО3 (литер «Б» согласно технического паспорта) с кадастровым номером «» в установленном порядке согласно ст.55 ГрК РФ не вводился в эксплуатацию, представляет собой отдельно стоящее семиэтажное здание, состоящее из 60-х жилых помещений и 4-х нежилых помещений, общей площадью 2 636,5 кв.м, имеющее свои инженерные коммуникации. Возможность его эксплуатации по назначению МКД установлена на основании решения Ленинского районного суда г. Ставрополя от 02 июня 2014 года. Вторая очередь дома «» по ул. ФИО3 г. Ставрополя на момент утверждения региональной программы в программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края на 2014-2043 годы», утверждённой Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 апреля 2014 года включен не был и не мог быть включен, как составная часть ранее учтенного в перечне дома с идентичным адресом: <...> «» (литер «А», кадастровый номер «»). Исходя из ответов НО СК «Фонд капитального ремонта», Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя, при формировании программы в неё не был включен МКД №85/16 имеющий литер «Б». Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что помещения №43-№103 расположенные во второй очереди строительства дома «» с кадастровым номером «» не могли быть включены в состав собственников, у которых обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла по истечении семи месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем официального опубликования утверждённой в установленном порядке региональной программы. С учётом требований п.5 ст.3 Закона Ставропольского края «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» от 28 июня 2013 года № 57-кз (в редакции №17 от 27 декабря 2019 года) обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений квартир №44-№103 дома «» по ул. ФИО3 г. Ставрополя должна возникнуть через три года с даты актуализации программы в виде включения в региональную программу МКД, сведения о котором ранее отсутствовали в региональной программе, не ранее 11 января 2024 года, так как изменения были внесены Постановлением Правительства Ставропольского края от 11 января 2021 года №3-п. Суд первой инстанции пришёл к выводу о недействительности включения МКД с кадастровым номером «» в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы», признании незаконным начисление взносов на капитальный ремонт, возложении обязанности на НО СК «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» произвести перерасчет путем возврата плательщикам уплаченных денежных средств, исключить из платежного документа задолженность собственников помещений. Применяя положения п.5 ст.3 Закона Ставропольского края от 28 июня 2013 года № 57-кз суд первой инстанции не принял во внимание, что на дату включения в региональную программу на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 23 ноября 2015 №494-п многоквартирного дома по адресу <...> «»»), возможность эксплуатации по назначению многоквартирного дома, по адресу <...> «» (литер «Б») была установлена на основании решения Ленинского районного суда г. Ставрополя от 02 июня 2014 года. Многоквартирному жилому дому в соответствии с ФИАС присвоен единый почтовый адрес: <...> «» со сквозной нумерацией квартир. При этом многоквартирный жилой дом с 2016 года из программы не исключался, а в адрес регионального оператора были направлены выявленные в ходе мониторинга изменения основных характеристик многоквартирного дома в части корректировки площади жилого дома, этажности и количества квартир.

С учётом изложенного судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, доводы апелляционной жалобы – удовлетворению, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении искового заявления ФИО2 к НО СК «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», Комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании включения в региональную программу недействительным, признании начисление взносов незаконными, возложении обязанностей, признании отсутствующей задолженности.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, п.2 ст.328, ст.329, п.2 ч.1 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 23 ноября 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО2 (паспорт «», Комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя (ИНН «»), Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании включения в региональную программу недействительным, признании начисление взносов незаконными, возложении обязанностей, признании отсутствующей задолженности отменить, апелляционную жалобу ответчика НО СК «Фонд капитального ремонта» удовлетворить.

В удовлетворении искового заявления ФИО2 к НО СК «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», Комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании включения в региональную программу недействительным, признании начисление взносов незаконными, возложении обязанностей, признании отсутствующей задолженности отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, с подачей жалобы в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Судья-председательствующий

Судьи: