НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 23.04.2019 № 33-3012/19

Судья: Приходько О.Н. Дело № 33-3012/2019

УИД 26RS0029-01-2018-006780-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 апреля 2019 года г. Ставрополь

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Дубинина А.И.,

судей: Криволаповой Е.А., Шеховцовой Э.А.,

при секретаре судебного заседания: Кузьмичевой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Геворгян Р.А. на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 21 ноября 2018 года по гражданскому делу по иску Геворгян Р.А. к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску (межрайонное) Ставропольского края о назначении страховой пенсии по старости,

заслушав доклад судьи Криволаповой Е.А.,

установила:

Истец Геворгян Р.А. обратилась с иском к ГУ-УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований истец указала, что 13.11.2017 обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако, в назначении пенсии ей было отказано. Период работы с 28.01.1982 по 10.04.1992 в В., в должности бухгалтера, ответчик не засчитал в страховой стаж. На запрос ответчика о достоверности сведений о трудовой деятельности ответ не поступил. С решением не согласна, так как в указанный период работала в Азербайджанской ССР. В марте 1984 года ей вручен партийный билет, так как вступила в члены Коммунистической партии Советского Союза. Фамилию Цатурян после замужества сменила на Геворгян. В трудовой книжке имеется запись номер 1 о принятии на работу бухгалтером в В., дата заполнения трудовой книжки 09.09.2002, так как это была новая трудовая книжка. Запись об увольнении произведена за номером 2. Запись о приеме и увольнении произведена отделом кадров организации. Подлинник трудовой книжки находится у ответчика. Сочла, что к возникшему спору подлежат применению положения Соглашения между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской федерации «О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения» от 05.11.1999, ст.39 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ « О страховых пенсиях».

Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 21 ноября 2018 года в удовлетворении искового заявления Геворгян Р.А. к ГУ-УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску (межрайонное) СК о назначении страховой пенсии по старости - отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец Геворгян Р.А. в своей апелляционной жалобе просит его отменить. Указывает, что в ее трудовой книжке было две записи: первая о приеме на работу бухгалтером в В.; вторая об увольнении, которые ставились руководителем отдела кадров организации. Считает, что за правильное/неправильное ведение трудовой книжки или ее оформление сам работник не несет никакой ответственности; и при назначении пенсии это не должно влиять на ее назначение. Полагает, что суду первой инстанции при вынесении решения, следовало принять во внимание положения Соглашения между правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации «О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения» от 05.11.1999.

В своих письменных возражениях на апелляционную жалобу начальник ГУ-УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску СК (межрайонное) – Медведева О.А. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом истец Геворгян Р.А. как переселенец из Республики Азербайджан, постоянно находится и проживает на территории России, зарегистрирована по месту жительства 20.01.2001, документирована паспортом гражданина РФ 29.11.2007. На территории Российской Федерации после переселения не работала.

13.11.2017 Геворгян Р.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Как следует из материалов дела ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) рассмотрены представленные Геворгян Р.А. документы: заявление о назначении пенсии от 13.11.2017 (рeг. № 902979/17), ксерокопия фрагмента паспорта, ксерокопия трудовой книжки, дата заполнения 09.09.2002, ксерокопия документа на иностранном языке, выданного на имя Геворгян С.З., ксерокопия документа на иностранном языке, выданного на имя Г.А.З., выписка из лицевого счета застрахованного лица.

Согласно решению № 28 2018 года ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное), Геворгян Р.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права на назначение пенсии. ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) не засчитаны периоды работы Геворгян Р.А. в В. с 28.01.1982 по 10.04.1992, так как запись № 1 о приеме на работу внесена в трудовую книжку с нарушением пункта 2.2. Инструкции о ведении Трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда ССР от 20.06.1974 №162, не представлен нотариальный перевод на русский язык печати проставленной на записи № 2 об увольнении заявителя в установленный законодательством срок, не поступили документы, подтверждающие достоверность сведений в предоставленной трудовой книжке.

Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении исковых требований Геворгян Р.А. указал на то, что запись № 1 в трудовой книжке о приеме на работу внесена в трудовую книжку с нарушением пункта 2.2. Инструкции о ведении Трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда ССР от 20.06.1974 №162, не представлен нотариальный перевод на русский язык печати проставленной на записи №2 об увольнении заявителя в установленный законодательством срок, не поступили документы, подтверждающие достоверность сведений в предоставленной трудовой книжке.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в виду того, что они основаны на законе.

Так, с 01.01.2015 по нормам Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» производится выплата страховой пенсии и фиксированной выплаты.

Размер страховой пенсии определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента. Фиксированная выплата к страховой пенсии установлена в твердом размере.

Согласно ч,1 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

С 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержден Приказом Минтруда России от 28.11.2014 №958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному обеспечению».. Согласно Перечню к заявлению гражданина, обратившегося за назначением пенсии должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования, о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, об индивидуальном пенсионном коэффициенте.

В страховой стаж согласно статье 11 Федерального закона №400-ФЗ включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности при условии если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и иной деятельности (не зависимо от их продолжительности), указанные в статье 11.

Согласно статье 14 Федерального закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с положениями пункта 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов.

При несоответствии данных о периодах работы, имеющихся в сведениях индивидуального (персонифицированного учета, сведениям документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР вправе в соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона №400-ФЗ проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В случае, если период работы по которому имеется несоответствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета сведениям документов, представленных для установления пенсии, влияет на право на страховую пенсию или на ее размер, проводится работа по уточнению индивидуального лицевого счета застрахованного лица с учетом Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 01.01.2002, утвержденного постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 № 246п.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии со статьей 8 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с статьей 35 вышеуказанного закона страховая пенсия по старости в 2017 году назначается при наличии не менее 8 лет страхового стажа, а также при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 11,4.

Согласно пункту 6 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 №958н, для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника и в соответствии с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015, документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка установленного образца.

При этом согласно Положению о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденному Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N190 трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы. Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка (п. 1.1 Положения).

Согласно п. 1 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 №656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» устанавливал, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности, в нее заносятся сведения о приеме на работу, переводе на другую работу, увольнении в строгом соответствии с формулировкой законодательства.

В соответствии с Постановлением Совнаркома от 20.12.1938 №1320 «О введении трудовых книжек», постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 №656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 №225, ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.

За нарушение установленного данными Правилами порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, а не работники, чьи трудовые книжки оформлены не в соответствии с указанными Правилами.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии с п.З ст. 13 Федерального закона, при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Судом также установлено, что согласно копии трудовой книжки *** Геворгян РА, *** года рождения была принята 28.01.1982 бухгалтером В. села Нахичеваник 3-го участка согласно приказа № 14 от 28.01.1982, 10.04.1992 в связи с разукрупнением совхоза освобождена из совхоза, согласно приказа №1 от 10.04.1992.

Во время работы истца на территории Азербайджанской ССР порядок ведения трудовых книжек определялся Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N162.

Согласно пункту 2.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, действовавшей в то время, все записи в трудовой книжке о приеме, переводе на другую постоянную работу или увольнении должны были точно соответствовать приказу (распоряжению).

Аналогичный порядок записей в трудовую книжку содержит и действующая в настоящее время Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 (п. 1.2).

Пункт 4.1 названного выше Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР от 04.10.1991 №190 устанавливает, что документы, представляемые для подтверждения трудового стажа, должны быть подписаны руководителями предприятий, организаций (кадровых служб) и заверены печатью.

Записи в трудовой книжке должны быть оформлены в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, действовавшей на момент заполнения и внесения данной записи.

В том случае, если записи в трудовых книжках и других документах сделаны с отступлением от установленных правил, вопрос о возможности их принятия в качестве доказательства трудового стажа решается коллегиально органами социального обеспечения. Порядок коллегиального рассмотрения вопросов по пенсионному обеспечению предусмотрен соответствующим Положением и не нарушен в отношении Геворгян Р.А.

Согласно п.4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 №555, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются документами, выдаваемыми работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В п. 6 указанных Правил закреплено, что если в трудовой книжке содержатся неточные сведения, в подтверждение трудового стажа принимаются иные документы, содержащие сведения о периодах работы (справки, выдаваемые работодателем или соответствующим государственным (муниципальным) органом, выписки из приказов, лицевые счета, ведомости на выдачу заработной платы).

Трудовая книжка является основным документом, подтверждающим стаж работы. Суд обозрел в судебном заседании представленную копию трудовой книжки, как установлено датой заполнения трудовой книжки является 09.09.2002, в то время когда периодами работы указаны в 1982-1992 годах, не прибегая к помощи специалиста можно определить, что все записи в трудовой книжке выполнены одним лицом, все записи заверены оттиском одной печати. Бланк представленной трудовой книжки имеет герб СССР. Бланк трудовой книжки *** изготовлен на русском языке, также все записи в трудовой книжке произведены на русском языке.

Сведений о том, что преставления трудовая книжка является дубликатом не имеется.

Согласно письма ГУ УПФ РФ по СК от 17.12.2009 N 04-07/9850, в управления направлены данные по изготовлению трудовых книжек и вкладышей, представленные ФГУП "Гознак" МФ РФ, доведенные до сведения письмом ПФ РФ от 11.11.2009 года N 25-25/11052. Образец бланка трудовой книжки и вкладыша к ней был утвержден Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих". В указанных образцах впервые была введена нумерация, учет которой велся с 1974 года.

Из приложения к данному письму, в сведениях по изготовлению изделия "Трудовые книжки" указано, что трудовые книжки серии ПТ-I №1480001-1560000 изготовлены на армянском языке в 1990 году. В соответствии с пунктом 17 Указания Министерства Социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств-бывших Республик Союза ССР» документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в представленный бланк трудовой книжки изготовленный на русском языке запись № 1 о приеме внесена в трудовую книжку внесена с нарушением пункта 2.2. Инструкции о порядке ведения Трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162. Вместе с тем в соответствии с пунктом 2.2. Инструкции заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.

Проанализировав ксерокопию трудовой книжки, было установлено, что нотариально заверенный перевод на русский язык печати проставленной на запись № 2 об увольнении заявитель в установленный законодательством срок не предоставил. Согласно записям трудовой книжки Геворгян Р.А. осуществляла трудовую деятельность на территории Азербайджанской Республики.

Более того, Российская Федерация и Азербайджанская Республика являются государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой не заключен.

Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Российская Федерация является государством - участником Соглашения от 13.03.1992, Азербайджанская Республика - не является.

В Решении Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 N 01-1/6-04 по делу о толковании применения п. 2 ст. 6 Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 высказана правовая позиция, согласно которой Государства, являющиеся участниками Соглашения от 13.03.1992 должны учитывать трудовой стаж приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего Союза ССР и впоследствии не ставших участниками указанного Соглашения, то есть только трудовой стаж, приобретенный на территории государства в период их вхождения в состав Союза ССР до 01.12.1991.

После распада Советского Союза трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, может учитываться только на основании соответствующих двусторонних соглашений, заключенных между государствами.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 1011-0-0 в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в страховой стаж граждан, учитываемый при назначении пенсии, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, а также иные периоды, определенные законодательством. При этом согласно ст. 10 названного Федерального закона периоды-работы и (или) иной деятельности засчитываются в данный стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Однако для лиц, осуществлявших работу и (или) иную деятельность за пределами РФ, законодатель с целью гарантирования этим лицам, постоянно проживающим в РФ, права на получение трудовой пенсии в п. 2 указанной статьи закрепил возможность зачета периодов такой деятельности независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ. Кроме того, законодатель, исходя из необходимости сохранения пенсионных прав, приобретенных по нормам ранее действовавшего законодательства, в п. 2 ст. 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" приравнял уплату платежей (взносов, налогов), существовавших в рамках пенсионной системы СССР, а также до 01.01.1991 в РФ, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В Определении от 19.12.2017 N 2915-0 Конституционный Суд РФ повторил позицию о том, что решение вопроса о зачете времени работы на территории Азербайджанской Республики с 01.01.1991 в страховой стаж заявителя, не являвшегося в этот период застрахованным в российской системе государственного социального страхования, возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием РФ и Азербайджанской Республики или специального закона.

В соответствии с п. 8 распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15.01.2003 N 88- 16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, суд первой инстанции правильно сделал выводы о том, не подлежит зачету в страховой стаж, согласно записям трудовой книжки представленной истцом, период работы в Винсовхозе им. Фрунзе с 01.01.1991 по 10.04.1992.

В соответствии с частью 9 статьи 21 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и подпункта «б» пункта 22 Правил обращения за пенсией за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда от 17.11.2014 № 884н, территориальные органы ПФР вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В соответствии с пунктом 65 Правил проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, осуществляется путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Срок рассмотрения заявления был приостановлен с 13.11.2017 до 13.02.2018.

В установленный законодательством срок ответ на наш запрос не поступил.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, отраженных на лицевом счете застрахованного лица.

Судом установлено, что согласно сведений ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) в выписке из лицевого счета застрахованного лица Геворгян Р.А. сведения о периодах работы на территории Российской Федерации отсутствуют. Ответчиком не приняты к рассмотрению документы на иностранном языке, так как согласно пункту 17 Указания документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

Кроме того, ссылка истца в обоснование иска на партийный билет №*** на имя Цатурян Р.А., *** года рождения, выданный 28.04.1984, с отметками об уплате членских взносов за период с февраля 1984 года по декабрь 1990 года, судебная коллегия считает несостоятельной, поскольку как следует из разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащихся в письме от 27.11.2001, о том, что при установлении пенсии, в том случае, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.

Таким образом, судебная коллегия считает, что поскольку истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено надлежащих доказательств подтверждения работы в спорный период, истцом не были приняты исчерпывающие меры для получения архивных сведений о работе на территории республики Азербайджан, установление и выплата пенсии пенсионным органом не могут быть произведены на основании указанного представленного стороной партийного билета, из которого можно сделать вывод только об индивидуальном характере заработка работника.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения иска об обязании ГУ-УПФ России по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о включении в стаж работы, для назначения Геворгян Р.А. страховой пенсии по старости, периодов работы с 28.11.1982 по 10.04.1992 в Винсовхозе имени Фрунзе, в должности бухгалтера с Азербайджанской ССР, а также обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда по городу- курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) назначения Геворгян Р.А. пенсии по старости с момента ее обращения - не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 21 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: