НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 22.12.2016 № 33-9837/2016

Судья Сподынюк Л.В. Дело №33-9837/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Ставрополь

22 декабря 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

Загорской О.В., ФИО2,

при секретаре

ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционным жалобам истца ФИО4, ответчика ГУ-УПФ РФ по г.Ставрополю Ставропольского края

на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 01 июня 2016 года

по иску ФИО4 к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по г.Ставрополю Ставропольского края о включении в стаж работы на Крайнем Севере периоды отпусков, произвести перерасчет пенсии на основании архивной справки,

заслушав доклад судьи Загорской О.В.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по г.Ставрополю Ставропольского края (далее - Управление ПФ, ответчик) в котором просит:

обязать Управление ПФ включить с 11.01.2013 в стаж работы на Крайнем Севере периоды отпусков:

-с 28.04.1984 по 12.06.1984 отпуск 36 рабочих дней без содержания с последующей отработкой, в том числе: 21 рабочий день в счет очередного трудового отпуска + дополнительно 15 рабочих дней;

-с 10.01.1985 по 15.02.1985 дополнительный оплачиваемый отпуск для участия в экзаменационной сессии;

-с 03.02.1986 по 14.03.1986 дополнительный оплачиваемый отпуск для участия в экзаменационной сессии;

-с 18.11.1986 по 29.12.1986 отпуск на период сессии;

-с 07.09.1987 по 16.10.1987 дополнительный оплачиваемый учебный отпуск;

-с 14.09.1988 по 28.09.1988 дополнительный оплачиваемый учебный отпуск для сдачи экзаменационной сессии;

-с 02.01.1989 по 22.05.1989 отпуск за 3 года за минусом 14 рабочих дней, использованных ранее с предоставлением 6 дней на дорогу;

-с 01.03.1989 по 30.06.1989 учебный отпуск для сдачи госэкзаменов (трудовой отпуск продлен с 23.05.1989 – 101 рабочий день; в отпуске считать по 16.09.1989);

обязать Управление ПФ произвести ФИО4 перерасчет пенсии на основании архивной справки №02-04-02-23/Г-27 от 27.01.2016, выданной администрацией городского округа Анадырь, за период работы с 23.10.1989 по 01.04.1992 с учетом районного коэффициента 2 с 11.01.2013.

В обоснование заявленных требований ФИО4 указал, что 15.02.2016 он обратился в Управление ПФ с заявлением о перерасчете пенсии, на что 31.03.2016 получил ответ, в котором разъяснено, что трудовая пенсия по старости ему была установлена досрочно с 11.03.2013, согласно представленному 20.12.2012 заявлению и соответствующим документам, как лицу, имеющему стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет 26 дней, в размере 14081,69 рублей.

19.03.2016 в связи представлением им справки №02-04-02-23/Г-27 от 27.01.2016 пенсия увеличена до 23438,40 рублей.

На основании представленной им справки из архивного отдела Анадырского муниципального района от 20.01.2016 №01-22/Г-50,51 о заработной плате за период работы в районах Крайнего Севера (далее - РКС) с августа 1980 по октябрь 1989 года, а также уточняющей справки от 20.01.2016 №01-22Г-48 о периодах нахождения в учебных отпусках, Управление ПФ произвело уточнение его пенсионного капитала по заработной плате и откорректировало правовую информацию по квалификации страхового стажа: условия работы в РКС по соответствующим периодам нахождения в отпусках без сохранения заработной платы и учебных отпусках изменены на работу в обычных условиях. В результате этого продолжительность его страхового стажа за период работы в РКС уменьшилась до 14 лет 28 дней и он лишился права на применение отношения заработков, а также повышения фиксированной выплаты.

Считает отказ Управления ПФ в перерасчете досрочной пенсии по старости незаконным и необоснованным ввиду следующего.

Так, согласно справке №01-22/Г-48 от 20.01.2016 ему как плотнику были предоставлены следующие отпуска:

с 28.04.1984 по 12.06.1984 – отпуск 36 рабочих дней без содержания с последующей отработкой, в том числе: 21 рабочий день в счет очередного трудового отпуска + дополнительно 15 рабочих дней (приказ №333 от 12.06.1984);

с 10.01.1985 по 15.02.1985 - дополнительный оплачиваемый отпуск для участия в экзаменационной сессии (приказ №10 от 10.01.1985);

с 03.02.1986 по 14.03.1986 - дополнительный оплачиваемый отпуск на период экзаменационной сессии (приказ №24 от 21.01.1986);

с 18.11.1986 по 29.12.1986 - дополнительный оплачиваемый отпуск на период экзаменационной сессии (приказ №159 от 14.11.1986);

с 07.09.1987 по 16.10.1987 - дополнительный оплачиваемый учебный отпуск (приказ №169 от 03.09.1987);

с 14.09.1988 по 28.09.1988 - дополнительный оплачиваемый учебный отпуск на период экзаменационной сессии (приказ №175 от 09.09.1988);

с 02.01.1989 по 22.05.1989 - отпуск за 3 года за минусом 14 рабочих дней, использованных ранее с предоставлением 6 дней на дорогу;

с 01.03.1989 по 30.06.1989 - учебный отпуск для сдачи государственных экзаменов; продлен трудовой отпуск с 23.05.1989 - 101 рабочий день; в отпуске считать по 16.09.1989;

Ссылаясь на положения ч.2 ст.39 Конституции РФ, Федерального закона от 17.12.2001 №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 №516 и утвержденных им Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановления Совета Министров СССР от 10.11.2967 №1029 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», считает, что спорные периоды отпусков подлежали включению в специальный трудовой стаж.

Просит учесть, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, поэтому такие периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости. Соответственно, по аналогии закона спорные периоды нахождения его в учебных отпусках в период обучения так же подлежат зачету в стаж работы в РКС.

Просит учесть, что к моменту назначения досрочной трудовой пенсии по старости он имел необходимый специальный стаж работы в РКС более 15 лет, с учетом признанного Управлением ПФ стажа продолжительностью 14 лет 28 дней.

Кроме того, считает, что на основании архивной справки №02-04-02-23/Г-27 от 27.01.2016 о периоде работы в РКС с 23.10.1989 по 01.04.1992 у него имеются законные основания требовать перерасчета ответчиком пенсии с учетом районного коэффициента 2 с момента её первоначального назначения, а именно с 11.01.2013.

Решением суда от 01.06.2016 года (с учетом определения суда от 21.07.2016 об исправлении описки) иск ФИО4 удовлетворён частично, судом постановлено:

обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Ставропольского края включить ФИО4 с 11.01.2013 года в стаж работы в районах Крайнего Севера следующие периоды отпусков:

-с 10.01.1985 по 15.02.1985 - дополнительный оплачиваемый отпуск для участия в экзаменационной сессии (приказ №10 от 10.01.1985);

-с 03.02.1986 по 14.03.1986 - дополнительный оплачиваемый отпуск на период экзаменационной сессии (приказ №24 от 21.01.1986);

-с 18.11.1986 по 29.12.1986 - дополнительный оплачиваемый отпуск на период экзаменационной сессии (приказ №159 от 14.11.1986);

-с 07.09.1987 по 16.10.1987 - дополнительный оплачиваемый учебный отпуск (приказ №169 от 03.09.1987);

-с 14.09.1988 по 28.09.1988 - дополнительный оплачиваемый учебный отпуск на период экзаменационной сессии (приказ№175 от 09.09.1988);

-с 02.01.1989 по 22.05.1989 - отпуск за 3 года за минусом 14 рабочих дней, использованных ранее с предоставлением 6 дней на дорогу;

-с 01.03.1989 по 30.06.1989 - учебный отпуск для сдачи государственных экзаменов; продлен трудовой отпуск с 23.05.1989 - 101 рабочий день; в отпуске считать по 16.09.1989;

во включении в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости периода с 28.04.1984 по 12.06.1984 отпуска 36 рабочих дней без содержания с последующей отработкой, в том числе: 21 рабочий день в счет очередного трудового отпуска + дополнительно 15 рабочих дней - отказать;

обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Ставропольского края произвести ФИО4 перерасчет пенсии на основании архивной справки №02-04-02-23/Г-27 от 27.01.2016, выданной администрацией городского округа Анадырь, за период работы с 23.10.1989 по 01.04.1992 с учетом районного коэффициента 2 - с 11.01.2013.

Не соглашаясь с решением суда, истец ФИО4 в апелляционной жалобе, приведя доводы, аналогичные указанным в иске, так же указывает, что суд отказал ему во включении в стаж периода с 28.04.1984 по 12.06.1984 отпуска 36 рабочих дней без содержания с последующей отработкой, в том числе: 21 рабочий день в счет очередного трудового отпуска + дополнительно 15 рабочих дней – необоснованно, поскольку за данный период ему выплачивалась заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд, что подтверждается архивной справкой №01-22/Г-51 от 20.01.2016. Без данного периода у него отсутствует 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера, необходимого для назначения досрочной пенсии по старости, в связи с чем обжалуемое решение суда в удовлетворенной части является неисполнимым. Следует учесть, что первоначально с 11.01.2013 ему была назначена досрочная трудовая пенсия по старости как лицу, имеющему 15 лет 26 дней работы в районах Крайнего Севера, а после предоставления им архивных справок и заявления о перерасчете пенсии ответчик необоснованно исключил спорные периоды из необходимого стажа и лишил его права на применение отношения заработков, отменил повышение фиксированной выплаты, в результате чего стаж стал составлять менее 15 лет и пенсия была понижена с 23438,80 рублей до 15669,88 рублей.

Просил решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Не соглашаясь с решением суда, ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Ставропольского края в апелляционной жалобе указывает, что произвести перерасчет на основании решения не представляется возможным так как, при включении в стаж работы периодов отпусков общий стаж составил 14 лет 11 месяцев, а необходимый стаж для перерасчета составляет 15 лет. Считает, что отказ в зачете периодов нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках в льготный стаж, установлении повышенного коэффициента отношения заработков в связи с работой в районах Крайнего Севера при начислении страховой пенсии по старости ФИО4 является обоснованным, а действия Управления ПФ совершены в соответствии с Законом в пределах полномочий. Также считает, что суд, оценивая действия Управления ПФ, прежде всего должен рассматривать вопрос о правильности применения закона в области пенсионного обеспечения, а не толковать его расширительным образом.

Просил решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Письменных возражений на апелляционные жалобы не поступило.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, выслушав мнение истца ФИО4 и его представителя по доверенности – ФИО5, поддержавших и просивших удовлетврить апелляционную жалобу, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №173-ФЗ) предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Работа и проживание в местностях с неблагоприятными климатическими условиями в районах Крайнего Севера требуют возникающих в этой связи дополнительных государственных гарантий и соответствующих компенсаций, в том числе в области социального обеспечения.

В соответствии с подп.6 п.1 ст.28 Федерального закона №173-ФЗ право на досрочную трудовую пенсию и на применение повышенного отношения среднемесячного заработка для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют мужчины, достигшие возраста 55 лет, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (РКС) либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях (МКС) и имеющие страховой стаж не менее 25 лет.

Согласно ст.28.1 Федерального закона №173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ лицам, указанным в абз.1 подп.6 п.1 ст.28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст.28.1 настоящего Федерального закона, соотношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной се в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размерах 1,4; 1,7; 1,9 независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

До введения в действие указанной нормы, то есть до 31.12.2004, соответствующий порядок исчисления «северного» стажа регулировался Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N516 (далее – Правила №516), а еще ранее – Законом о государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 N 340-1 и ст.29 Закона РФ от 19.02.1993 N4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях".

В настоящее время правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ) пользуются мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (далее - РКС) либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считать за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.

При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется.

Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N1029 город Анадырь включен в Перечень районов Крайнего Севера.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и из исследуемых материалов дела усматривается следующее.

Трудовая пенсия по старости назначена ФИО4 досрочно с 11.01.2013 года в соответствии с подп.6 п.1 ст.28 действовавшего до 01.01.2015 Федерального закона №173-ФЗ согласно представленному 20.12.2012 заявлению и соответствующим документам, как лицу, имеющему стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет 26 дней, в размере 14081,69 рублей, в том числе 6557,19 рублей - фиксированный базовый размер, установленный в повышенном размере с учетом нахождения на иждивении сына, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также повышения, как лицу, имеющему стаж работы в РКС не менее 15 лет (л.д. 8-9).

19.03.2016 в связи представлением истцом справки №02-04-02-23/Г-27 от 27.01.2016 пенсия была увеличена до 23438,40 рублей. (19118,86+4319,94), что подтверждается квитанциями к поручению №034119.

15.02.2016 истец обратился в Управление ПФ с заявлением о перерасчете пенсии и представил справку из архивного отдела Анадырского муниципального района от 20.01.2016 №01-22/Г-50,51 о заработной плате за период работы в районах Крайнего Севера (далее - РКС) с августа 1980 по октябрь 1989, а также уточняющей справки от 20.01.2016 №01-22Г-48 о периодах нахождения в учебных отпусках.

Письмом №03-08/167 от 31.03.2016 Управление ПФ отказало истцу в перерасчете пенсии, разъяснив, что на основании справки от 20.01.2016 №01-22/Г-50,51 Управление ПФ произвело уточнение пенсионного капитала истца по заработной плате и откорректировало правовую информацию по квалификации его страхового стажа: условия работы в РКС по соответствующим периодам нахождения в отпусках без сохранения заработной платы и учебных отпусках изменены на работу в обычных условиях.

После уточнения пенсионного капитала истца продолжительность его страхового стажа за период работы в РКС уменьшилась с 15 лет 26 дней до 14 лет 28 дней и он утратил право на применение повышенного отношения заработков за работу в РКС, а также повышения фиксированной выплаты, поскольку продолжительность периода работы в РКС стала составлять менее 15 лет. Размер пенсии был снижен с 23438,80 рублей до 15669,88 рублей (в том числе: 5844,79 рублей страховой пенсии + 9825,09 рублей фиксированной выплаты).

Согласно справке №01-22/Г-48 от 20.01.2016 истцу как плотнику были предоставлены следующие дополнительные (учебные) отпуска:

с 10.01.1985 по 15.02.1985 - дополнительный оплачиваемый отпуск для участия в экзаменационной сессии (приказ №10 от 10.01.1985);

с 03.02.1986 по 14.03.1986 - дополнительный оплачиваемый отпуск на период экзаменационной сессии (приказ №24 от 21.01.1986);

с 18.11.1986 по 29.12.1986 - отпуск на период экзаменационной сессии (приказ №159 от 14.11.1986);

с 07.09.1987 по 16.10.1987 - дополнительный оплачиваемый учебный отпуск (приказ №169 от 03.09.1987);

с 14.09.1988 по 28.09.1988 - дополнительный оплачиваемый учебный отпуск на период экзаменационной сессии (приказ№175 от 09.09.1988);

с 01.03.1989 по 30.06.1989 - учебный отпуск для сдачи государственных экзаменов; продлен трудовой отпуск с 23.05.1989 - 101 рабочий день; в отпуске считать по 16.09.1989.

Как установлено судом, в вышеуказанные спорные периоды обучения истца в имеющем государственную аккредитацию Дальневосточном институте советской торговли (1982-1989) работодателем ему ежегодно предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы для прохождения промежуточной аттестации и впоследствии для сдачи государственных экзаменов в данном высшем учебном заведении и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Судебная коллегия считает, что обжалуемое ответчиком решение суда в части включения указанных периодов нахождения истца в дополнительных (учебных) отпусках в его стаж работы в районах Крайнего Севера для досрочного назначения трудовой пенсии отмене либо изменению не подлежит, ввиду следующего.

Согласно ст.116 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В соответствии сост.173 ТК РФработникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе.

Аналогичные положения содержались и в ст.198 Кодекса законов о труде РФ (утв. ВС РСФСР 09.12.1971), действовавшим в спорный период до 01.02.2002.

Согласно п.130 Инструкция по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях (утв. Госкомстатом СССР 17.09.1987 N 17-10-0370) (ред. от 20.04.1993), в число человеко-дней учебных отпусков включаются человеко-дни неявок на работу в связи с предоставлением отпусков работникам, сдающим зачеты или экзамены в период экзаменационной сессии или государственные экзамены, защищающим дипломные проекты или сдающим экзамены на аттестат о среднем образовании, если за ними сохраняется полностью или частично заработная плата.

В соответствии с п.4 Правил №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п.5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Прямого закрепления о включении (не включении) в специальный стаж периодов учебных отпусков с сохранением заработной платы в пенсионном законодательстве не имеется.

В Правилах №516 вообще не упоминаются периоды отпуска в связи с обучением с сохранением заработной платы, то есть отсутствуют указания на включение либо не включение этих периодов в специальный стаж.

Согласно ч.3ст.11 ГПК РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Следует так же учесть, что в соответствии с п.21 Рекомендации N 148 Международной организации труда "Об оплачиваемых учебных отпусках" (Принята в г. Женеве 24.06.1974 на 59-ой сессии Генеральной конференции МОТ) период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Данное обоснование соответствует положениям ч.1ст.11 ГПК РФ, согласно которой суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства РФ, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 19.12.2016 N 310-КГ16-16885 по делу N А48-5811/2015, на основании абз.2 п.5 Правил №516 периоды нахождения работников в дополнительном оплачиваемом отпуске, предоставленном в соответствии с положениями ч.2 ст.116 ТК РФ, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в указанные периоды за работником сохраняется средняя заработная плата, на которую начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В данном случае, поскольку отсутствует норма права РФ, регулирующая данное спорное отношение, судебная коллегия, применяя рекомендательную норму МОТ, членом которой является Российская Федерация, исходит из общих начал и смысла законодательства РФ, которое основывается на положениях Конституции РФ, в том числе на том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ, и приходит к выводу о том, что периоды нахождения истца в учебном отпуске в связи с обучением в высшем учебном заведении с сохранением заработной платы должны приравниваться к периоду фактической работы в условиях РКС и подлежат включению в стаж истца при определении его стажа работы в районах Крайнего Севера для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах.

Кроме дополнительных оплачиваемых учебных отпусков, согласно справке №01-22/Г-48 от 20.01.2016, истцу были предоставлены следующие отпуска:

с 28.04.1984 по 12.06.1984 – отпуск 36 рабочих дней без содержания с последующей отработкой, в том числе: 21 рабочий день в счет очередного трудового отпуска + дополнительно 15 рабочих дней (приказ №333 от 12.06.1984);

с 02.01.1989 по 22.05.1989 - отпуск за 3 года за минусом 14 рабочих дней, использованных ранее с предоставлением 6 дней на дорогу.

В части включения в специальный стаж вышеуказанного периода очередного ежегодного отпуска истца с 02.01.1989 по 22.05.1989 решение суда никем не обжалуется, в связи с чем, в силу диспозитивности гражданского процесса, в апелляционном порядке не проверяется и остается в этой части в неизменном виде.

В п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы. Вместе с тем, на основании абз.2 ч.2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления. При этом под интересами законности с учетом положений ст.2 ГПК РФ следует понимать, необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального права, устранения существенных нарушений норм процессуального права, защиты публичных интересов, а также защиты социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина.

Судебная коллегия, руководствуясь ст.327.1 ГПК РФ, сочтя необходимым в интересах законности проверить обжалуемое решение суда полностью с выходом за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к выводу о его отмене в части отказа во включении в специальный стаж вышеуказанного периода с 28.04.1984 по 12.06.1984 отпуска 36 рабочих дней без содержания с последующей отработкой (21 рабочий день в счет очередного трудового отпуска + дополнительно 15 рабочих дней), поскольку судом первой инстанции не верно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, и постановить по делу в отмененной части новое решение об удовлетворении данного требования, ввиду следующего.

Так, отказывая в удовлетворении указанного требования, суд первой инстанции исходил из того, что периоды нахождения истца в неоплачиваемых отпусках, в силу п.п. 4, 5 Правил №516 и ст.11 Федерального закона №173-ФЗ не подлежат включению в специальный стаж.

Однако судом первой инстанции не учтено, что положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 года N2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В данном случае следовало учесть действующее положение ст.76 Кодекса законов о труде РФ (утв. ВС РСФСР 09.12.1971), согласно которому по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику, по его заявлению, с разрешения руководителя предприятия, учреждения, организации либо руководителя производственной единицы может быть предоставлен кратковременный отпуск без сохранения заработной платы, который оформляется приказом (распоряжением). В необходимых случаях по соглашению сторон этот отпуск может быть отработан работником в последующий период, исходя из условий и возможностей производства (в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 12.08.1980, от 20.12.1983).

В Постановлении Совмина СССР, ВЦСПС от 28.07.1983 N 745 (ред. от 23.08.1986) "О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины" и Постановлении Совмина РСФСР от 23.08.1983 N 399 "О мерах по выполнению Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 N 745" предусматривалось: усилить контроль за предоставлением рабочим и служащим кратковременных отпусков без сохранения заработной платы. Установить, что в необходимых случаях по соглашению сторон эти отпуска могут быть отработаны трудящимися в последующий период, исходя из условий и возможностей производства.

В Разъяснении "О некоторых вопросах, связанных с применением законодательства об укреплении трудовой дисциплины", утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 25.10.1983 N 240/22-31, разъяснялось, что:

предоставление кратковременных отпусков без сохранения заработной платы должно оформляться приказом (распоряжением) администрации объединения, предприятия, учреждения, организации или производственной единицы с обязательным указанием срока отпуска и причин, вызвавших необходимость в таком отпуске (п.8.1);

в необходимых случаях по соглашению сторон указанные отпуска могут быть отработаны в последующий период, исходя из условий и возможностей производства. Отработка и период, в течение которого она может быть произведена (в пределах трех месяцев после окончания отпуска), могут быть обусловлены как при оформлении отпуска без сохранения заработной платы, так и впоследствии (п.8.2);.

отработка возможна в нерабочее время из расчета один день работы соответствующей продолжительности для данной категории работников за каждый день отпуска. Оплата за время отработки производится по фактически выполненной работе в одинарном размере (п.8.3);

администрация обязана обеспечить учет предоставления отпусков без сохранения заработной платы и времени их отработки. О предоставлении отпусков без сохранения заработной платы и их отработке вносится запись в личную карточку работника (типовая междуведомственная форма Т-2, раздел IV "Отпуска") (п.8.4).

Согласно п.129 Инструкции по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях" (утв. Госкомстатом СССР 17.09.1987 N 17-10-0370) (ред. от 20.04.1993) в число человеко-дней ежегодных отпусков включаются рабочие дни без общих выходных и праздничных (нерабочих) дней и вторые дни отдыха при пятидневной рабочей неделе, приходящиеся на время ежегодных отпусков, включая человеко-дни ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством за ненормированный рабочий день, по вредности условий труда, за непрерывный стаж работы на одном предприятии и в других случаях.

Судебная коллегия исходит из того, что приказ №333 от 12.06.1984 издан в соответствии с указанными нормами права, действовавшими в спорный период. Оформление истцу отпуска без сохранения заработной платы было обусловлено отработкой в последующий период, исходя из условий и возможностей производства, а именно в нерабочее время из расчета один день работы для данной категории работников за каждый день отпуска, с оплатой дней отработки по фактически выполненной работе в одинарном размере, с внесением времени отработки в личную карточку истца в раздел "Отпуска".

Учитывая, что прямого закрепления о включении (не включении) в специальный стаж периодов кратковременных отпусков без сохранения заработной платы с последующей отработкой, оформленных приказом (распоряжением) администрации объединения, предприятия, учреждения, организации, в пенсионном законодательстве не имеется, судебная коллегия, исходя из конституционных положений прямого действия, а так же из общих начал и смысла законодательства (аналогия права), а так же из презумпции того, что такая отработка могла производиться истцом на этом же предприятии, то есть не иначе как в местности с неблагоприятными климатическими условиями в районах Крайнего Севера, и подлежала оплате в установленном порядке, судебная считает, что период отпуска с 28.04.1984 по 12.06.1984 без содержания с последующей отработкой (36 рабочих дней) надлежит включить в специальный стаж истца.

При таких обстоятельствах, в связи с наличием у истца стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, истец имеет право на применение повышенного отношения заработков, а так же на повышение фиксированной выплаты. Соответственно, оснований для отмены решения суда в части возложения на ответчика обязанности произвести ФИО4 перерасчет пенсии на основании архивной справки №02-04-02-23\Г-27 от 27.01.2016, выданной администрацией городского округа Анадырь, за период работы с 23.10.1989 - 01.04.1992 с учетом районного коэффициента 2 - с 11.01.2013, не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.327,327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 01 июня 2016 года в части отказа в удовлетворении искового требования ФИО4 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Ставропольского края о включении в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера периода с 28.04.1984 по 12.06.1984 – отпуска 36 рабочих дней без содержания с последующей отработкой (в том числе: 21 рабочий день в счет очередного трудового отпуска + дополнительно 15 рабочих дней) - отменить и принять в этой части новое решение, которым данное исковое требование удовлетворить.

Это же решение суда в остальной части оставить без изменения.

Апелляционную жалобу истца ФИО4 - удовлетворить.

Апелляционную жалобу ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Ставропольского края - оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи