НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 22.09.2020 № 33А-1079/20

Судья Куцев А.О. Дело №33а-1079/2020

УИД 26RS0008-01-2020-002085-12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 22 сентября 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Строчкиной Е.А.

судей Пшеничной Ж.А. и Шишовой В.Ю.,

при секретаре судебного заседания Ениной С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2020 г. апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 14 июля 2020 г. по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам,

заслушав доклад судьи Пшеничной Ж.А., выслушав административного ответчика ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы,

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Ставропольскому краю (далее – Инспекция, Межрайонная ИФНС № 6 России по Ставропольскому краю) обратилась в суд с административным иском к ФИО7 о взыскании недоимки по страховым взносам, указав в обоснование, что ФИО7 с 22 ноября 2016 г. по 1 июля 2019 г. состоял на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае прекращения физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя уплата им страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней, с даты снятия с учета в налоговом органе (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, срок уплаты страховых взносов истек 16 июля 2019 г.

Налоговым органом в отношении ответчика выставлено требование от 20 августа 2019 г. № 78264 об уплате страховых взносов, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.

Сумма задолженности по страховым взносам на ОПС за 2019 год, подлежащая уплате в бюджет, - 14 755,91 рулей (29354/12)*6+(29354/12)*1/31=14755,91).

Сумма задолженности по страховым взносам на ОМС за 2019 год, подлежащая уплате в бюджет, - 3460,51 рулей (6884/12)*6+(6884/12)* 1/31=3460,51).

В связи с тем, что в установленные сроки ответчиком страховые взносы уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом начислена пеня, подлежащая уплате в бюджет, и составляет: пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС – 122,72 рулей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС – 28,78 рулей.

Решением № 63365 от 3 декабря 2018 г. ФИО1 привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, за 2017 год в виде штрафа в сумме 9 рублей.

Общая сумма задолженности, подлежащая уплате в бюджет, составляет: страховые взносы – 18 216,42 рулей, пени -151,50 рулей, штраф - 9 рублей.

Определением от 9 января 2020 г. судебный приказ № 2а-435-04-412/2019 от 24 декабря 2019 г. в отношении административного ответчика отменен. Из чего следует, что срок для обращения в суд, в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истекает 9 июля 2020 г.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, МИФНС России № 6 по Ставропольскому краю просила взыскать с ФИО1 недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере: взносы за 2019 год в размере 3 460.51 рулей, пеня в размере 28.78 рулей и недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере: взносы за 2019 год в размере 14 755.91 рулей, пеня в размере 122.72 рулей, а также налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации): штраф в размере 9 рублей, на общую сумму 18 376.92 рублей.

Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 14 июля 2020 г. административный иск удовлетворен, с ФИО7 взыскана недоимка по страховым взносам в заявленном МИФНС России № 6 по Ставропольскому краю размере; с ответчика в доход Буденновского муниципального района Ставропольского края взыскана государственная пошлина в размере 735.07 рублей.

Не согласившись с решением суда, административный ответчик ФИО7 подал апелляционную жалобу, указывая, что налоговым органом в требованиях неправильно определен налог; он не является плательщиком страховых взносов; обжалуемым решением суда нарушаются его права и права супруги, поскольку затрагивает денежные средства из семейного бюджета. Просит решение суда первой инстанции отменить.

Начальник МИФНС России № 6 по Ставропольскому краю ФИО6 предоставил ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя Инспекции, в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав административного ответчика ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены вынесенного по делу решения ввиду следующего.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов.

В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неправомерно отказываясь от исполнения установленной законодательством о налогах и сборах публично-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов, сборов, страховых взносов, налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов несут риск возникновения у них недоимки и начисления пеней, а также риск привлечения их к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В Российской Федерации Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации признаются плательщиками страховых взносов.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

С 1 января 2017 года в соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, который определяется в следующем порядке: в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 29354 рублей за расчетный период 2019 года;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 рубля за расчетный период 2019 года.

Пунктом 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расчетным периодом признается календарный год. При этом пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В настоящее время главой 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов – индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 621-0-0 предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Рассматривая административный спор, судом первой инстанции установлено, что в период с 22 ноября 2016 г. по 01 июля 2019 г. ФИО7 являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 14-15); как индивидуальный предприниматель состоял на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю.

Всилу вышеприведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации, ФИО1 должен уплачивать страховые взносы в фиксированном размере, как индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

ФИО1 обязанность по уплате страховых взносов в установленные сроки (до 16 июля 2019 г. включительно) не исполнена, в связи с чем на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом начислена пеня, подлежащая уплате в бюджет.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов ФИО7 направлено требование от 20 августа 2019 г. № 78264 об уплате страховых взносов в срок до 15 октября 2019 г., в котором сообщалось о наличии у него задолженности и сумме начисленной на сумму недоимки пени (л.д. 8-9).

Сумма задолженности по страховым взносам на ОПС за 2019 год, подлежащая уплате в бюджет, - 14 755,91 рулей (29354/12)*6+(29354/12)*1/31=14755,91); пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС – 122,72 рулей.

Сумма задолженности по страховым взносам на ОМС за 2019 год, подлежащая уплате в бюджет, - 3460,51 рулей (6884/12)*6+(6884/12)* 1/31=3460,51); пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС – 28,78 рулей.

Указанное требование в добровольном порядке плательщиком страховых взносов ФИО7 не исполнено.

В силу пункта 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, имеют право выбирать между двумя объектами налогообложения: «доходы, уменьшенные на величину расходов» и «доходы».

Административный ответчик применял в качестве налогового режима упрощенную систему налогообложения, а в качестве объекта налогообложения выбрал «доходы, уменьшенные на величину расходов». Следовательно, ФИО7 являлся налогоплательщиком налога, изымаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Решением № 63365 от 3 декабря 2018 г. ФИО1 привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, за 2017 год в виде штрафа в сумме 9 рублей (л.д. 19-21). Данное решение ответчиком не оспорено и не исполнено.

24 декабря 2019 г. мировым судьей судебного участка № 2 города Буденновска и Буденновского района Ставропольского края вынесен судебный приказ № 2а-435-04-412/2019, которым с административного ответчика взыскана задолженность: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере: взносы за 2019 год - 3 460.51 рулей, пеня - 28.78 рулей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере: взносы за 2019 год - 14 755.91 рулей, пеня - 122.72 рулей, а также штраф по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, - 9 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 города Буденновска и Буденновского района Ставропольского края от 9 января 2020 г. судебный приказ № 2а-435-04-412/2019 от 24 декабря 2019 г. в отношении административного ответчика отменен (л.д. 16).

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 16, 25 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», суд первой инстанции исходил из установленных оснований для взыскания с административного ответчика сумм задолженности и санкций: административный ответчик, являясь индивидуальным предпринимателем, должен уплачивать страховые взносы, в установленные сроки взносы за 2019 год им уплачены не были, в связи с чем налоговым органом правомерно начислена пеня, требование налогового органа ответчиком до настоящего времени не исполнено, как не исполнено и решение налогового органа о взыскании штрафа за неполную уплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, за 2017 год. Принимая во внимание, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию сумм страховых взносов, а также пени и штрафа, при этом установленный законом срок обращения в суд не пропущен, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования МИФНС России № 6 по Ставропольскому краю к административному ответчику являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с обжалуемыми выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям закона, которым руководствовался суд, подробно изложив их в обжалуемом решении.

Судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика, которая не содержит ссылок на не исследованные судом обстоятельства, имеющие юридическое значение для существа возникшего спора, а также доказательства, опровергающие выводы суда.

Доводы административного ответчика о том, что он не является плательщиком страховых взносов, основаны на неверном толковании норм права, не опровергают правомерность и обоснованность административных исковых требований Инспекции.

Вопреки утверждениям административного ответчика, в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве плательщиков страховых взносов перечислены лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, самостоятельно обеспечивающие себя работой, отнесенные к категории застрахованных лиц и одновременно к категории страхователей.

В их число входят как индивидуальные предприниматели, так и адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Налоговое законодательство относит индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой к отдельным категориям.

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Деятельность адвокатов, нотариусов, арбитражных управляющих и иных лиц, занимающихся частной практикой, в силу прямого указания Закона не является предпринимательской и не требует государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - указанные лица проходят лишь специальную процедуру получения статуса, связанную с проверкой их профессиональных знаний.

Следовательно, административный ответчик не относится к субъектам профессиональной деятельности, занимающимся частной практикой, состоит на учете в налоговом органе как индивидуальный предприниматель, должен уплачивать страховые взносы в фиксированном размере как индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

При указанных обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений, возникших между сторонами по настоящему делу, и, исходя из этого, верно установил юридически значимые обстоятельства, а также закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неправильном понимании налогового законодательства, не содержат в себе обстоятельств, которые влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено.

Так как вынесенное по делу решение является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 307 – 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 14 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационной суд общей юрисдикции путем подачи через суд первой инстанции кассационной жалобы (представления) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: