НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 22.07.2020 № 2-846/20

Судья Суворова С.М. Дело № 33-3-5057/2020

( 2-846/2020)

УИД26RS0029-01 -2020-000787-77

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2020 года город Ставрополь

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

Председательствующего Ситьковой О.Н.

судей Калединой Е.Г., Свечниковой Н.Г.

при секретаре Павловой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по городу-курорту <адрес> (межрайонное) на решение Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по городу-курорту <адрес> (межрайонное) о включении периода работы в общий страховой стаж для назначения пенсии по старости,

заслушав доклад судьи Ситьковой О.Н.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, в котором просила обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного Фонда РФ по городу курорту <адрес> (межрайонное) включить в общий трудовой и страховой стаж период ее работы с сентября 1981 года по декабрь 1991 года в должности - рабочего в совхозе имени Фрунзе села <адрес>.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в соответствии со ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с достижением пенсионного возраста истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением пенсионного органа ей отказано в назначении трудовой пенсии со ссылкой на то, что представленное ей в качестве доказательства продолжительности трудового стажа решение Суда общей юрисдикции первой инстанции года по гражданскому делу СОЮ/1400/02/18, вынесенного в <адрес>, не может быть принято в целях пенсионного обеспечения. Истец полагает, что отказ в назначении страховой пенсии по достижению пенсионного возраста по причине невозможности представить дополнительные документы противоречит конституционному принципу правовой определенности.

Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 26 мая 2020 года исковые требования удовлетворены.

Суд решил: обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного Фонда РФ по городу курорту <адрес> (Межрайонное) включить ФИО1 в общий страховой стаж период работы с сентября 1981 года по декабрь 1991 года в должности - рабочего в совхозе имени Фрунзе села <адрес>.

В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по городу-курорту <адрес> (межрайонное) ФИО6, приводя доводы, аналогичные доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление и в целом отражающие позицию стороны ответчика по делу просит решение суда отменить по основаниям неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не принято во внимание, что обращаясь с заявлением в пенсионный орган истец не представила ни одного надлежащего письменного доказательства, подтверждающего спорный период ее работы в должности - рабочего в совхозе имени Фрунзе села <адрес>. Представленное же в качестве доказательства решение Суда общей юрисдикции первой инстанции года по гражданскому делу СОЮ/1400/02/18, вынесенного в <адрес> считает недопустимым доказательством, поскольку при разрешении спора пенсионный орган в качестве заинтересованного лица привлечен не был. Также судом не принято во внимание, что <адрес> и НКР участником какого-либо международного договора с Российской Федерацией по вопросам пенсионного обеспечения своих граждан не является и стаж для определения права на пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до ДД.ММ.ГГГГ

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца ФИО7, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив по ним законность и обоснованность решения суда первой инстанции с оценкой имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из дела ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, СНИЛС 190-771-450-83.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого страхового стажа не менее 9 лет в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого страхового стажа не менее 9 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 13,8.

При этом пенсионным органом не приняты представленные ФИО1 в качестве доказательств подтверждения ее трудовой деятельности документы – решение суда общей юрисдикции первой инстанции Арцахской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на то, что при разрешении спора пенсионный орган участие в рассмотрении дела не принимал.

Из заявления истца в ГУ УПФР по <адрес> следует, предоставление трудовой книжки и иных документов, подтверждающих период работы невозможно, по причине того, что, после военных действий документы и приказы аппарата совхоза имени Фрунзе села Нахичеваник с 1981 по 1991 не были сданы на гос.хранение в ГНКО «Государственный архив АР».

В подтверждение периода трудовой деятельности с сентября 1981 года по декабрь 1991 года в должности - рабочего в совхозе имени Фрунзе села <адрес> предоставлена заверенная копия решения суда общей юрисдикции первой инстанции Арцахской Республики от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве рабочего в совхозе им. Фрунзе села <адрес>.

Истец обратилась с запросом в Аппарат Суда Первой инстанции общей юрисдикции <адрес>, с целью подтвердить факт действительности рассмотрения гражданского дела по заявлению ФИО1 об утверждении трудового стажа.

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт рассмотрения гражданского дела по заявлению ФИО1 об утверждении трудового стажа.

Также в подтверждение трудовой деятельности в качестве рабочего в совхозе им.Фрунзе села Нахичеваник, представлена почетная грамота.

На запрос Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу – курорту <адрес> (межрайонное) о периодах работы ФИО1 JI.A. поступил ответ Аскеранского территориального отдела социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов НКР от ДД.ММ.ГГГГ, в котором значится, что в списках выплаты заработной платы совхоза имени Фрунзе села <адрес> имя ФИО1 с января-июль, с сентября- декабрь 1981, с января-февраля, с мая-декабрь 1982, и с января-март, с мая-ноябрь 1983 не значится. Также указано, что с 1984 по 1991 документы на хранение совхоза им. Фрунзе не поступали.

Разрешая дело, суд, установив на основании представленных в материалы дела документов, что трудовая деятельность истца в спорный период осуществлялась в <адрес> Азербайджанской ССР, входившей в состав СССР, что подтверждается решением суда общей юрисдикции первой инстанции Арцахской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу о том, что ФИО1 имеет право на назначение пенсии, как гражданка, прибывшая на территорию России в соответствии с п. 2 письма Минсоцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР», в связи с чем, счел период работы с сентября 1981 года по декабрь 1991 года в должности рабочего в совхозе имени Фрунзе села <адрес> подлежащим включению в общий страховой стаж.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, считает, что данные выводы основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

При этом удовлетворяя заявленные исковые требования суд первой инстанции, с которым соглашается судебная коллегия, обоснованно исходил из нижеследующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года, статьей 8 которого было установлено, что по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (части 2 и 3 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ).

В статье 35 Федерального закона N 400-ФЗ установлены переходные положения, согласно которым продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 35 Федерального закона N 400-ФЗ).

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (часть 3 статьи 35 Федерального закона N 400-ФЗ).

В период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону (часть 4 статьи 35 Федерального закона N 400-ФЗ).

Таким образом, для лиц, обратившихся за назначением страховой пенсии по старости в 2018 году, необходимо наличие страхового стажа 9 лет и индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) 13,8.

Согласно статье 14 упомянутого Закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 400-ФЗ, в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истец осуществляла трудовую деятельность в совхозе имени Фрунзе села Нахичеваник с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей город, является административным центром <адрес> НКР; согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики - расположен в <адрес> Азербайджана.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств подписано ДД.ММ.ГГГГ, Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств подписан ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из дат принятия Соглашения о создании СНГ и Протокола к нему СССР прекратил свое существование в декабре 1991 года. Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ<адрес> входила в состав СССР.

В сентябре 1991 года Нагорно-Карабахский Совет провозгласил создание Нагорно-Карабахской Республики. В январе 1992 года парламент Нагорно-Карабахской Республики принял декларацию о независимости от Азербайджана.

Таким образом, судом достоверно установлено, что трудовая деятельность истца осуществлялась в Азербайджанской ССР, входившей в состав СССР.

В силу статьи 1 Соглашения стран СНГ от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения", пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а для установления права на пенсию учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств.

Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Соглашение стран СНГ от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> не подписала, участником Соглашения не является.

<адрес> стран СНГ от ДД.ММ.ГГГГ не подписала, участником данного Соглашения не является.

На основании статьи 5 Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран - участниц Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ создан Экономический суд Содружества Независимых Государств. Правовой статус данного суда установлен "Соглашением о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств" от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 5 Соглашения Экономический суд осуществляет толкование: применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Данное Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 23.10.1992. Таким образом, Российская Федерация как участник Соглашения признает юрисдикцию Экономического суда СНГ по вопросам толкования и применения актов Содружества Независимых Государств, в том числе и Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".

Как следует из преамбулы, государства - участники Соглашения при его подписании руководствовались статьями 2 и 4 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года. Так, в соответствии со статьей 2 указанного Соглашения Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам, а также гражданам других сторон и лицам без гражданства, проживающим на их территории, независимо от национальной принадлежности или иных различий, гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.

Протокол от 21 декабря 1991 года к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанный Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Казахстан, Российской Федерацией, Республикой Узбекистан, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан, Республикой Беларусь, Республикой Молдова, Туркменистаном и Украиной, а также Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 года, принятая ими, закрепили статус государств как участников Содружества Независимых Государств, а также их приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.

Следовательно, Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года было принято с целью реализации статьи 2 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года.

В преамбуле Соглашения от 13 марта 1992 года подчеркивается особый статус нетрудоспособных лиц в отношении прав на пенсионное обеспечение, которые они приобрели на территории государств - участников Содружества или территориях других республик за период их вхождения в СССР и реализуют на территории государств - участников Соглашения. Пенсионное обеспечение таких лиц рассматривается как обязательство всех государств - участников Содружества.

Анализ законодательства государств - участников Содружества и их договорной практики позволяет сделать вывод о том, что трудовой стаж граждан, приобретенный на территории государств в период их вхождения в состав бывшего СССР, учитывается при назначении пенсии как в государствах - участниках Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, так и в государствах Содружества, не являющихся его участниками.

В Решении Экономического Суда СНГ от 7 апреля 2005 года N 01-1/6-04 по делу о толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года высказана правовая позиция, согласно которой Государства, являющиеся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года должны учитывать трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего Союза ССР и впоследствии не ставших участниками указанного Соглашения, то есть только трудовой стаж, приобретенный на территории государств в период их вхождения в состав бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.

Кроме того, в соответствии с п. 2 письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 г. № 1- 369-18 Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года (Азербайджанская Республика, Республика Молдова), а также Республики Грузия, Литовской Республики, Эстонской Республики), производится в порядке, предусмотренном Законодательством Российской Федерации. При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст. 98 Закона РСФСР от 20.11.90 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой работа за границей после 1 декабря 1991 г. включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР.

Вместе с тем, как следует из разъяснений, данных в п. 8 Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств-участников бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ (Азербайджан, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991 г., независимо от уплаты страховых взносов.

Однако, разъяснения, данные Правлением ПФР в Распоряжении от 22.06.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств- участников бывшего СССР» в той их части, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 января 1991 года, вступает в противоречие изложенным положениям Решения Экономического Суда от 07.04.2005 г. и разъяснениям, данным в письме Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 г. № 1-369-18, о том, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года, в связи с чем в соответствии с положениями ст. 11 ГПК РФ при разрешении настоящего дела суд руководствуется последними.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что периоды работы истца с сентября 1981 года по декабрь 1991 года в должности - рабочего в совхозе имени Фрунзе села Нахичеваник Аскеранского района приходились на период вхождения Республики Азербайджан в состав бывшего СССР, в связи с чем, подлежит включению в страховой стаж истца.

Доводы жалобы о том, что представленное ФИО1 в качестве доказательства, подтверждающего наличие у нее трудового стажа в спорный период решение суда общей юрисдикции первой инстанции Арцахской Республики от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано в качестве доказательств подтверждения ее трудовой деятельности поскольку при разрешении спора пенсионный орган участие в рассмотрении дела не принимал судебная коллегия признает несостоятельными.

Обращаясь в пенсионный орган и далее в суд с настоящим иском ФИО1 указывала, что предоставление трудовой книжки не возможно, по причине того, что, после военных действий документы и приказы аппарата совхоза имени Фрунзе села Нахичеваник с 1971 по 1991 не были сданы на гос.хранение в ГНКО «Государственный архив АР».

В материалы дела представлена заверенная копия решения суда общей юрисдикции первой инстанции Арцахской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым подтвержден факт работы ФИО1 в период с сентября 1981 года по декабрь 1991 года в должности рабочего в совхозе имени Фрунзе села Нахичеваник Аскеранского района. При этом в указанном решении имеется ссылка суда о том, что факт работы истца в спорный период установлен в том числе и на основании свидетельских показаний.

Таким образом, отсутствие у истца возможности представить иные документы, подтверждающие наличие у нее трудового стажа в спорный период по независящим от нее обстоятельствам, не должно ущемлять законно возникшее у истца право на получение пенсии.

Другие доводы апелляционной жалобы на решение суда основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12,56 и 67 ГПК РФ, и выводов суда не опровергают.

Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 26 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: