НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 22.03.2022 № 33А-441/2022

Судья Воробьев В.А. Дело №33а-441/2022

УИД - 26RS0001-01-2021-012517-46

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 22 марта 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шишовой В.Ю.

судей Болотовой Л.А., Кострицкого В.А.

при секретаре судебного заседания Заболоцкой Г.А.

рассмотрев административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 10 декабря 2021 года по административному делу по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных санкций и платежей,

заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Ставропольскому краю по доверенности ФИО2,

установила:

Межрайонная ИФНС № 12 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных санкций и платежей.

В обоснование исковых требований указано, что административный ответчик, не исполнил обязанность по своевременной уплате налогов и сборов. МИФНС России № 12 по Ставропольскому краю произведено начисление по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц. В сроки, установленные законодательством, налогоплательщик сумму не оплатил.

Поскольку возникла просрочка исполнения обязательств, в порядке ст. 75 НК РФ, административным истцом начислены пени.

В порядке досудебного урегулирования спора административному ответчику были направлены требования об оплате долга, в которых предложено добровольно оплатить задолженность по налогам и пени. До настоящего времени в добровольном порядке задолженность по налогам и пени не оплачена.

На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с ФИО1 задолженность в размере 11 183,50 руб. (образовавшейся по сроку уплаты, указанному в требовании), в том числе, по уплате: транспортного налога с физических лиц в размере 10 686.00 руб. (налог) за 2019 г., 18,17 руб. (пеня) за 2019 г. с 02.12.2020 по 13.12.2020, 349,72 руб. (пеня) за 2018 г. с 20.12.2019 по 05.07.2020, налога на имущество физических лиц в размере 125.00 руб. (налог) за 2019 г., 0.21 руб. (пеня) за 2019 г. с 02.12.2020 по 13.12.2020, 4.40 руб. (пеня) за 2018 г. с 20.12.2019 по 05.07.2020, судебные расходы.

Обжалуемым решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 10 декабря 2021 года административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных санкций и платежей удовлетворены.

Суд взыскал с ФИО1 задолженность в размере 11 183,50 руб. (образовавшейся по сроку уплаты, указанному в требовании), в том числе, по уплате: транспортного налога с физических лиц в размере 10 686.00 руб. (налог) за 2019 г., 18,17 руб. (пеня) за 2019 г. с 02.12.2020 по 13.12.2020, 349,72 руб. (пеня) за 2018 г. с 20.12.2019 по 05.07.2020, налога на имущество физических лиц в размере 125.00 руб. (налог) за 2019 г., 0.21 руб. (пеня) за 2019 г. с 02.12.2020 по 13.12.2020, 4.40 руб. (пеня) за 2018 г. с 20.12.2019 по 05.07.2020.

Суд взыскал с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 447,32 рублей.

В апелляционной жалобе административный ответчик ФИО1, просит решение изменить, административные исковые требования удовлетворить частично, в части налога на имущество физических лиц по квартире по адресу: <адрес>, налоговая база 345 390, налоговая ставка 0,30, количество месяцев владения - 12/12, за 2019 г. в размере 125,00 (срок уплаты 01.12.2020 г.) удовлетворить, а в остальной части отказать.

В обоснование доводов ссылается на то, что определением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.05.2018 г. возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ИП ФИО3 КФХ ФИО1 Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 20.06.2018 г. в отношении ИП ФИО3 КФХ ФИО1 введена процедура наблюдения. Определением Арбитражного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО3 КФХ ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Согласно определениям Арбитражного суда Ставропольского края транспортные средства: УАЗ 323602, г/н ; <данные изъяты>; УАЗ ПИКАП, г/н ; трактор БЕЛАРУС 1221, г/н , включены в конкурсную массу, а ? квартиры по адресу <адрес> не включена в конкурсную массу ИП ФИО3 КФХ ФИО1

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В заседании апелляционной инстанции произведена замена административного истца Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю правопреемником Межрайонной ИФНС России № 14 по Ставропольскому краю, о чем вынесено соответствующее определение.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом в силу статьи 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно части 1 статьи 70 Налогового кодекс Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (часть 2 ст.48 НК РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 3 ст.48 НК РФ).

Согласно положениям части 2 статьи 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (часть 3 статьи 75 НК РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела ФИО1 является собственником квартиры с кадастровым номером <данные изъяты> расположенной по адресу <адрес>, дата регистрации права собственности 12.04.2016, а также собственником следующих траспортных средств: УАЗ 23602, г/н , УАЗ 330365, г/н , БЕЛАРУС 1221, г/н , УАЗ ПИКАП, г/н .

Согласно налогового уведомления № 54573072 от 01.09.2020, направленного посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», налогоплательщику произведено начисление сумм:

- транспортного налога с физических лиц по транспортному средству УАЗ 23602, г/н , налоговая база (лошадиные силы) - 128,00, налоговая ставка 30,00 исходя из 12 месяцев владения за 2019 г. в размере - 3 840,00 руб.;

- транспортного налога с физических лиц по транспортному средству УАЗ 330365, г/н , налоговая база (лошадиные силы) - 112,20, налоговая ставка 30,00 исходя из 12 месяцев владения за 2019 г. в размере - 3 366,00 руб.;

- транспортного налога с физических лиц по транспортному средству БЕЛАРУС 1221, г/н , налоговая база (лошадиные силы) - 129,99, налоговая ставка 12,00 исходя из 12 месяцев владения за 2019 г. в размере - 1 560,00 руб.;

- транспортного налога с физических лиц по транспортному средству УАЗ ПИКАП, г/н , налоговая база (лошадиные силы) - 128,00, налоговая ставка 15,00 исходя из 12 месяцев владения за 2019 г. в размере - 1 920,00 руб.;

- налога на имущество физических лиц по квартире с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу <адрес>, налоговая база 345 390, налоговая ставка 0.30, количество месяцев владения - 12/12, за 2019 г. в размере 125.00 руб. (срок уплаты 01.12.2020 г.).

Кроме того, согласно налоговому уведомлению налогоплательщику произведено начисление сумм транспортного налога с физических лиц за 2018 год – 9 060.00 руб. (срок уплаты 02.12.2019), налога на имущество с физических лиц за 2018 год - 114.00 руб. (срок уплаты 02.12.2019).

В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате данных налогов, в связи с чем, ему произведено начисление сумм пеней по транспортному налогу с физических лиц в размере 349.72 руб. за 2018 г. с 20.12.2019 по 05.07.2020, 18.17 руб. за 2019 г. с 02.12.2020 по 13.12.2020, по налогу на имущество физических лиц в размере 4.40 руб. за 2018 г. с 20.12.2019 по 05.07.2020, 0.21 руб. за 2019 г. с 02.12.2020 по 13.12.2020.

Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка № 10 Промышленного района г. Ставрополя был вынесен судебный приказ от 15.03.2021 о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам.

Определением мирового судьи судебного участка № 10 Промышленного района г. Ставрополя от 09.04.2021 судебный приказ отменен.

Судом установлено, что определением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.05.2018 г. возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ИП ФИО3 КФХ ФИО1

Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 20.06.2018 г. в отношении ИП ФИО3 КФХ ФИО1 введена процедура наблюдения.

Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.10.2018 г. ИП ФИО3 КФХ ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.09.2018 г. Межрайонная ИФНС России №12 по Ставропольскому краю включена в реестр требований кредиторов.

Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 08.07.2019 г. в конкурсную массу включены автотранспортные средства: УАЗ 323602, г/н , УАЗ 330365, г/н , УАЗ ПИКАП, г/н .

Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.10.2021 г. продлена процедура конкурсного производства в отношении ИП глава КФХ ФИО1, на шесть месяцев, до 11.04.2022 г.

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, указано, что при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статья 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.

Согласно пункту 3 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).

Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.

В соответствии с пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции суд пришел к выводу о том, что дело о несостоятельности (банкротстве) в отношении ФИО1 возбуждено Арбитражным судом города Ставропольского края 16.05.2018 года, следовательно, недоимка за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018,2019,2020 год, недоимка за несвоевременную уплату налога на имущество физических лица за 2019, 2020 годы относится к текущим платежам, так как образовалась после принятия судом заявления о признании ФИО1 несостоятельным (банкротом).

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они полностью подтверждаются материалами дела, основаны на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального и процессуального права, их регулирующих.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 307- 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 10 декабря 2021 года оставить без изменения - апелляционную жалобу без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи