НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 20.12.2023 № 2-5229/2023

Судья Рогозин С.В.

Дело №2-5229/2023

Апелляционное пр-во №33-3-11479/2023

УИД 26RS0001-01-2023-008107-19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь

20 декабря 2023

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Луневой С.П.,

судей Свечниковой Н.Г., Кононовой Л.И.,

с участием секретаря Ушакова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 12 октября 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Ставропольского края» о признании решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет незаконным,

заслушав доклад судьи Свечниковой Н.Г.,

установила:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к военному комиссариату Ставропольского края, в котором просил признать решение военного комиссара Ставропольского края ФИО2 №9/12410 от 29.11.2022 об отказе в назначении пенсии за выслугу лет по линии Минобороны России ФИО1 незаконным, нарушившим его права, свободы и законные интересы и обязать ФКУ «Военный комиссариат Ставропольского края» устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем назначения ему пенсии за выслугу лет по линии Минобороны России с 09.11.2022.

В обоснование искового заявления указано, что согласно послужному списку ФИО1 в период с 05.08.1981 по 08.02.2013 проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации. Приказом МЧС России от 08.02.2013 №14-ВК истец в звании полковника досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, т.е. соответственно получил статус пенсионера Министерства обороны Российской Федерации со всеми правами и льготами, предусмотренными Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 №4468-1, однако, этим правом не воспользовался, так как на основании п.п. «б» п. 2 ст. 51 Закона, тем же приказом был переведен на службу в Государственную противопожарную инспекцию. 21.03.2013 истец приказом МЧС России назначен на должность начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий бедствий по Ставропольскому краю, в которой состоял вплоть до конца 2019 г., после чего был уволен из вышеуказанного Министерства в звании генерал-лейтенанта внутренней службы. С 01.05.2020 истец состоял на учете в отделе пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Ставропольскому краю и на основании Закона №4468-1 от 12.02.1993 получал пенсию за выслугу лет. 29.07.2022 вступившим в законную силу приговором Ленинского районного суда г.Ставрополя истец признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ и ему назначено наказание в виде четырех лет лишения свободы со штрафом в размере 500 000 рублей с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, выполнять организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в системе государственной службы, вооруженных силах и правоохранительных органах Российской Федерации сроком на два года, с лишением специального звания генерал-лейтенант внутренней службы. С 01.10.2022 выплата истцу пенсии за выслугу лет отделом пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Главного Управления МВД России по Ставропольскому краю прекращена, в связи с лишением его специального звания генерал-лейтенанта внутренней службы. С учетом вышеизложенного, а также того обстоятельства, что конечный срок обращения лица, уволенного с военной службы с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет по линии Минобороны России действующим законодательством не определен, 09.11.2022 истец воспользовался правом, предоставленным ему п. «а» ст. 13 Закона №4468-1 от 12.02.1993 и обратился с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет в военный комиссариат г..Невинномысска и Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, которое было перенаправлено для рассмотрения в ФКУ «Военный комиссариат Ставропольского края», однако, ответа на свое обращение от должностных лиц ответчика истец не получил, и в июле 2023 г. был вынужден обратиться к указанным лицам с просьбой выдать ему на руки ответ по результатам рассмотрения его заявления. В июле 2023 г. истец лично прибыл в отделение социального и пенсионного обеспечения военного комиссариата г.Ставрополь Ставропольского края Центра социального обеспечения ответчика, где получил ответ на его обращение №9/12410 от 29.11.2022, подписанного военным комиссаром Ставропольского края ФИО2, с указанием на отказ в назначении истцу пенсии за выслугу лет по линии Минобороны России в связи с тем, что у него отсутствует право выбора федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, уполномоченного осуществлять пенсионное обеспечение, а также в связи с правоприменительной практикой, в том числе судебной практикой, согласно которой истец права для назначения пенсии по линии Минобороны не имеет. Истец считает данный отказ №9/12410 от 29.11.2022 незаконным, нарушившим его права, свободы и законные интересы, поскольку на момент увольнения с военной службы, т.е. на 08.02.2013 его общая продолжительность военной службы составила 31 год 06 месяцев (в льготном исчислении 35 лет 07 месяцев), что согласно п. 1 ст. 13 Закона №4468-1 от 12.02.1993 является достаточным для того, чтобы иметь право на пенсию за выслугу лет (20 лет и более), ее назначение и дальнейшую выплату. С 01.05.2020 по настоящее время истец военную службу, а также иную службу, указанную в Законе №4468-1 от 12.02.1993 не проходит, и с 25.04.2022 по настоящее время занимает должность директора МБУ «Спортивная школа по зимним видам спорта» города Невинномысска.

Обжалуемым решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 12.10.2023 отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Ставропольского края» о признании решения военного комиссара Ставропольского края ФИО2 №9/12410 от 29.11.2022 об отказе в назначении пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны России ФИО1 незаконным, нарушившим его права, свободы и законные интересы и просившему обязать ФКУ «Военный комиссариат Ставропольского края» устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1 путем назначения ему пенсии за выслугу лет по линии Минобороны России с 09.11.2022.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что Приказом МЧС России от 08.02.2013 №14-ВК истец в звании полковника досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, т.е. соответственно получил статус пенсионера Министерства обороны Российской Федерации со всеми правами и льготами, предусмотренными Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 №4468-1, однако, этим правом не воспользовался, так как на основании п.п. «б» п. 2 ст. 51 Закона, тем же приказом был переведен на службу в Государственную противопожарную инспекцию. При этом с февраля 2013 г. истец являлся пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, о чем прямо указано в послужном списке: «с 02.2013 Пенсионер МО». Заявитель полагает, что на момент увольнения истца с военной службы, т.е. по состоянию на 08.02.2013 его общая продолжительность военной службы составила 31 год 06 месяцев (в льготном исчислении 35 лет 07 месяцев), что согласно п. 1 ст. 13 Закона № 4468-1 от 12.02.1993 является достаточным для того, чтобы иметь право на пенсию за выслугу лет (20 лет и более), ее назначение и дальнейшую ее выплату. Таким образом, на 08.02.2013, т.е. на момент увольнения в запас по линии Минобороны России в воинском звании полковника, истец имел необходимый для назначения и выплаты ему пенсии по линии данного ведомства за выслугу лет срок службы более 20 лет, преступлений в статусе военнослужащего не совершал, судимостей, в том числе за военные преступления, также не имел, а напротив, имел ряд поощрений и благодарностей, в том числе за безупречную службу, что прямо указано в приказе о его увольнении с военной службы от 08.02.2013 г. № 14-ВК. При этом воинского звания полковник истец судом не лишался, Военную присягу и воинские Уставы не нарушал, и с указанного времени по настоящее время имеет действующий статус военнослужащего запаса, что предоставляет истцу полное право на назначение и выплату пенсии за выслугу лет по линии Минобороны России.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО1, представитель ФКУ «Военный комиссариат Ставропольского края», будучи надлежащим образом уведомленные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель ФИО1 адвокат Иванов В.В., действующий на основании ордера, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить по изложенным в ней основаниям.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника ФПС ГПС.

Правоотношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе военнослужащими или государственными гражданскими служащими, регулируются законодательством Российской Федерации соответственно о военной службе или государственной гражданской службе, а трудовые отношения работников – трудовым законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона № 141-ФЗ от 23.05.2016 года специальные звания сотрудников федеральной противопожарной службы устанавливаются по должностям в федеральной противопожарной службе и присваиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 45 Федерального закона № 141-ФЗ от 23.05.2016 года - гражданам, проходившим военную службу, государственную гражданскую службу и государственную службу иных видов, при назначении на должности в федеральной противопожарной службе первое специальное звание присваивается с учетом присвоенного воинского звания, специального звания, классного чина или дипломатического ранга и продолжительности пребывания в воинском звании, специальном звании, классном чине или дипломатическом ранге.

Гражданину, состоящему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, после поступления на службу в федеральную противопожарную службу на должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава присваивается специальное звание, соответствующее присвоенному ему воинскому званию, или более высокое специальное звание, если в соответствии с настоящим Федеральным законом он имеет на это право.

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Он предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но только при наличии двух обязательных условий: соответствующей выслуге лет и наличии воинского или специального звания служащего в правоохранительных органах.

В силу статьи 5 Закона № 4468-1, лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии, в том числе, за выслугу лет.

Согласно статье 43 Закон № 4468-1, одной из составных частей сумм денежного довольствия для исчисления пенсии уволенным со службы сотрудникам Государственной противопожарной службе, является оклад по званию.

В связи с тем, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, пенсии за выслугу лет, назначаемые в связи с прохождением военной службы, службы в органах внутренних дел или осуществлением иной деятельности, дающей право на государственное пенсионное обеспечение, заработаны указанной службой и выполнением значимых для общества обязанностей. Это предполагает необходимость при определении права на пенсию учитывать как характер профессиональной деятельности гражданина, ее продолжительность, условия осуществления, так и соблюдение им особых требований, установленных законодателем в отношении отдельных видов государственной службы.

Лишение воинского звания (специального звания) по приговору суда свидетельствует о невыполнении требований, необходимых для назначения пенсии по нормам Закон № 4468-1, и гражданин в таких случаях не приобретает право на пенсию за выслугу лет независимо от ведомства (Министерство внутренних дел РФ или Министерство обороны РФ).

Вместе с этим, согласно части 3 статьи 2 Закон № 4468-1 пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, назначаются на основаниях, установленных Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Кроме того, согласно нормативному предписанию, закрепленному в ст.43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 - для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию.

Такой порядок определен в Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 04.07.2023) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации". Так, согласно п.п. «а» п.9 Постановления от 22 сентября 1993 года № 4468-1 - в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке предписано включать … уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзацев второго и третьего настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.

Согласно послужному списку ФИО1 в период с 05.08.1981 по 08.02.2013 проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации.

Приказом МЧС России от 08.02.2013 № 14-ВК истец в звании полковника досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, т.е. соответственно получил статус пенсионера Министерства обороны Российской Федерации, со всеми правами и льготами, предусмотренными Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 №4468-1, однако, этим правом не воспользовался, так как на основании п.п. «б» п. 2 ст. 51 Закона, тем же приказом был переведен на службу в Государственную противопожарную инспекцию.

21.03.2013 истец приказом МЧС России назначен на должность начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий бедствий по Ставропольскому краю, в которой состоял вплоть до конца 2019 г., после чего был уволен из вышеуказанного Министерства в звании генерал-лейтенанта внутренней службы.

С 01.05.2020 истец состоял на учете в отделе пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Ставропольскому краю и на основании Закона №4468-1 от 12.02.1993 получал пенсию за выслугу лет.

29.07.2022 вступившим в законную силу приговором Ленинского районного суда г.Ставрополя истец признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ и ему назначено наказание в виде четырех лет лишения свободы со штрафом в размере 500 000 рублей с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, выполнять организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в системе государственной службы, вооруженных силах и правоохранительных органах Российской Федерации сроком на два года, с лишением специального звания генерал-лейтенант внутренней службы.

С 01.10.2022 выплата истцу пенсии за выслугу лет отделом пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Главного Управления МВД России по Ставропольскому краю прекращена, в связи с лишением его специального звания генерал-лейтенанта внутренней службы.

За период с 08.02.2013 по 21.03.2013 занимал должность заместителя начальника Главного управления (по Государственной противопожарной службе) – начальник отдела организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Республике Алтай, с присвоением первого специального звания полковник внутренней службы с зачислением в кадры ГПС МЧС России.

Указом Президента РФ от 11.06.2014 №414 «О присвоении воинских званий высших офицеров, специальных званий высшего начальствующего состава, высших специальных званий и классных чинов» ФИО1 присвоено специальное звание генерал-майор внутренней службы (подпункт «б» пункта 2).

Указом Президента РФ от 12.12.2017 №592 «О присвоении воинских званий высших офицеров, специальных званий высшего начальствующего состава и высших специальных званий» ФИО1 присвоено специальное звание генерал-лейтенант внутренней службы (подпункт «в» пункта 2).

ФИО1 – генерал-лейтенант внутренней службы, находящийся в распоряжении Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю уволен из ФПС ГПС по пункту 2 части 1 статьи 83 (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в ФПС) Федерального закона 141-ФЗ.

То есть, за период с 08 августа 1985 года по 08 февраля 2013 года истец проходил военную службу и ему присваивались воинские звания.

Разрешая настоящий спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями норм действующего законодательства, исходил из того, что в соответствии со ст.ст.6 и 53 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 пенсия за выслугу лет назначается только со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении, то пенсия истцу по линии Министерства обороны РФ назначена быть не могла (истец, уволившись с 08 февраля 2013 года с военной службы с должности первого заместителя начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области с 08 февраля 2013 года был назначен на должность заместителя начальника Главного управления (по Государственной противопожарной службе) – начальник отдела организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Республике Алтай, с присвоением первого специального звания полковник внутренней службы с зачислением в кадры ГПС МЧС России) и назначена быть не может в силу части 3 статьи 2 Закон № 4468-1 от 12 февраля 1993 года № 4468-1. В этой части истец не отрицал, что пенсия ему военным комиссариатом Ставропольского края не назначалась и не выплачивалась.

Доводы истца о том, что лишившись по приговору суда специального звания «генерал-лейтенант внутренней службы» и, как следствие, утратив право на пенсионное обеспечение по линии Министерства внутренних дел РФ, он, однако, не утратил право на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ, как лицу, имевшему ко дню увольнения из Вооруженных Сил РФ (08 февраля 2013 года) воинское звание «полковник» суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и военнослужащих внутренних войск осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Вышеуказанный закон является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Он предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но только при наличии двух обязательных условий: соответствующей выслуге лет и наличии воинского или специального звания служащего в правоохранительных органах.

Согласно ч.3 ст. 2 указанного выше Закона Российской Федерации, на основаниях, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях", назначаются также пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.

В соответствии с разъяснениями в определении Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 г. N 379-О, Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности при наличии соответствующей выслуги лет, а также воинского звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего.

Лишение воинского или специального звания по приговору суда свидетельствует о невыполнении требований, необходимых для назначения пенсии по нормам вышеуказанного Закона РФ, и гражданин в таких случаях не приобретает право на пенсию за выслугу лет, независимо от ведомственной принадлежности (МВД РФ или МО РФ).

Между тем, как было указано выше, полковник ФИО1, «» года рождения бывший первый заместитель начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области приказом МЧС от 08 февраля 2013 года № 14-ВК (по личному составу) был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с переходом на службу в Государственную противопожарную службу (подпункт «б» пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и пенсия ему по линии Министерства обороны РФ не назначалась и назначена быть не могла, так как истец, уволившись с 08 февраля 2013 года с должности первый заместитель начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области с 08 февраля 2013 года был назначен на должность заместителя начальника Главного управления (по Государственной противопожарной службе) – начальник отдела организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Республике Алтай, с присвоением первого специального звания полковник внутренней службы с зачислением в кадры ГПС МЧС России, которую занимал до 21 марта 2013 года (указанные сведения имеются в пенсионном деле, истребованном Промышленным районным судом г.Ставрополя из Главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю).

Истец своим правом на назначение пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел РФ воспользовался, уволившись со службы 30 апреля 2020 года с должности начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю.

Законных оснований для выбора пенсии между пенсией по линии Министерства внутренних дел РФ и пенсией по линии Министерства обороны РФ, истец на момент увольнения из органов внутренних дел, не имел. Пенсия по линии Министерства обороны РФ истцу не назначалась и не выплачивалась. Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, являясь специальным Законом, регулирующим спорные правоотношения, не предусматривает права выбора между ведомствами при лишении лица воинского или специального звания. Такое нормативное предписание отсутствует.

Сам по себе факт наличия выслуги, необходимой для назначения пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны РФ и нахождение в запасе, о праве истца на такую пенсию, не свидетельствует.

В связи с тем, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, пенсии за выслугу лет, назначаемые в связи с прохождением военной службы, осуществлением иной деятельности, дающей право на государственное пенсионное обеспечение, заработаны службой в Вооруженных Силах РФ или в правоохранительных органах и выполнением значимых для общества обязанностей. Это предполагает необходимость при определении права на пенсию учитывать как характер профессиональной деятельности гражданина, ее продолжительность, условия осуществления, так и соблюдение им особых требований, установленных законодателем в отношении отдельных видов государственной службы (Постановления Конституционного Суда РФ от 16.10.1995 N 11-П и от 15.06.1998 N 18-П).

Так, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности (Постановление от 06.06.1995 года N 7-П, Определения от 21.12.2004 N 460-О, от 16.04.2009 N 566-О-О, от 21.03.2013 N 421-О), а сотрудник органов внутренних дел в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязан быть верными Присяге, уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, свято соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы, быть мужественным, честным и бдительным, не щадить сил в борьбе с преступностью и достойно исполнять свой служебный долг и возложенные обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, хранить государственную и служебную тайну, в связи с чем совершение сотрудником органов внутренних дел преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение его специального звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им Присяги сотрудника органов внутренних дел, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей. Таким образом, сотрудник органов внутренних дел, совершивший преступление в период прохождения службы и лишенный по приговору суда специального звания, не имеет права на получение пенсии за выслугу лет, однако при этом он не лишается полностью предусмотренного ст. 39 Конституции РФ права на пенсионное обеспечение, поскольку его пенсионное обеспечение в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 осуществляется по нормам Федерального закона от 27.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии у него права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Законом (Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2011 N 863-О-О).

При этом утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина (Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 N 132-О).

Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам искового заявления, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в обжалуемом решении суда, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, а потому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене обжалуемого решения суда в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 12 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи