НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 20.11.2018 № 33А-1318/18

Судья Кузнецова Н.М. дело № 33а-1318/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 20 ноября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе

председательствующего судьи Фомина М.В.,

судей Луневой С.П., Ковалева Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Пика А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя администрации города Ставрополя Багировой Ю.В.,

заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя
Долбышенко С.В.

на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 07 августа 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района города Ставрополя
Филюшкина С.К. к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным бездействием муниципального органа, обязательстве незамедлительно принять меры по переселению граждан из аварийного многоквартирного жилого дома,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Октябрьского района города Ставрополя Филюшкин С.К. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой Октябрьского района города Ставрополя по коллективному обращению собственников многоквартирного дома № … по улице … города Ставрополя в апреле 2018 года проведена дополнительная проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что по улице … города Ставрополя расположен многоквартирный дом (литеры «А», «А1» 1905 года постройки, «Б» 1900 года постройки, «В» 1910 года постройки, «Г» 1962 года постройки), состоящий из 18 квартир, в том числе 5 муниципальных.

Постановлением главы администрации города Ставрополя от 10.12.2004 № … «Об утверждении актов технического состояния ветхого и непригодного для проживания муниципального жилищного фонда города Ставрополя, составленных в период до 2000 года» квартиры № № … в МКД признаны ветхими, непригодными для постоянного проживания граждан и включены в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийною жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 годы и на период до 2010 года», утвержденную постановлением главы города Ставрополя от 16.12.2004.

Постановлением главы города Ставрополя от 31.12.2008 № … утверждены акт от 15,12.2008 № … обследования МКД и заключение от 15.12.2008 № … о признании МКД аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы города Ставрополя от 21.01.2009 № … отменено постановление главы города Ставрополя от 10.12.2004 № ….

Постановлением главы города Ставрополя от 23.07.2009 № … в соответствии со ст. 48 Устава города Ставрополя, постановление главы города Ставрополя от 31.12.2008 № … незаконно отменено, что установлено решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23.08.2017, которым Постановление главы города Ставрополя от 23.07.2009 № … признано незаконным и подлежащим отмене.

Во исполнение указанного решения суда принято постановление администрации города Ставрополя от 17.01.2018 № … «О внесении изменения в постановление администрации города Ставрополя от 23.07.2009 № … в части признания утратившим силу абзаца 13». Вместе с тем, переселение жильцов из аварийного и непригодного для проживания МКД до настоящего времени не осуществлено и невозможно в связи с завершением реализации краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 годах».

Собственники жилых помещений в многоквартирном доме не могут самостоятельно защитить свои права и законные интересы ввиду юридической неграмотности, а также ввиду того, что большинство из них находятся в преклонном возрасте, имеют проблемы со здоровьем.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации города Ставрополя, выразившиеся в непринятии своевременно мер по реализации полномочий органа местного самоуправления по созданию условий для осуществления права на жилище, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, предусмотренных статьей 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации; возложить обязанность на администрацию города Ставрополя, комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя незамедлительно переселить собственников и нанимателей по договору социального найма помещений в многоквартирном доме №… по ул. … в городе Ставрополе в благоустроенные, равнозначные по площади ранеее занимаемым жилые помещения в черте города Ставрополя.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 07 августа 2018 года административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации города Ставрополя, выразившиеся в непринятии своевременно мер по реализации полномочий органа местного самоуправления по созданию условий для осуществления права на жилище, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, предусмотренных статьей 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации; возложена обязанность на администрацию города Ставрополя, комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя во внеочередном порядке переселить собственников и нанимателей по договору социального найма из аварийного многоквартирного жилого дома №… по ул. … в городе Ставрополе в благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, равнозначные по площади ранее занимаемым жилым помещениям в черте города Ставрополя.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации города Ставрополя Багирова Ю.В., просит обжалуемое решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, указывая, что в настоящее время отсутствуют правовые основания и механизмы реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. Кроме того административное исковое заявление подано в отношении определенного круга лиц обратившихся с заявлением, а не всех собственников многоквартирного дома, которые участвовали в судебных заседаниях и могли сами защищать свои права и интересы, что в свою очередь не соответствует ч.1 ст. 39 КАС РФ.

В апелляционной жалобе административный ответчик - заместитель главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя
Долбышенко С.В. просит обжалуемое решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, указывая, что судом не изучены обстоятельства дела не запрошены сведения о жильцах, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме, согласно статье 308 КАС РФ, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по ул. … города Ставрополя расположен многоквартирный дом (литеры «А», «А 1» 1905 года постройки, «Б» 1900 года постройки, «В» 1910 года постройки, «Г» 1962 года постройки. Дом состоит из 18 квартир, в том числе 5 муниципальных.

Прокуратурой Октябрьского района города Ставрополя по коллективному обращению собственников многоквартирного дома № … по улице … города Ставрополя в апреле 2018 года проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что Постановлением главы администрации города Ставрополя от 10.12.2004 № … «Об утверждении актов технического состояния ветхого и непригодного для проживания муниципального жилищного фонда города Ставрополя, составленных в период до 2000 года» квартиры № № … в МКД признаны ветхими, непригодными для постоянного проживания граждан и включены в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийною жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 годы и на период до 2010 года», утвержденную постановлением главы города Ставрополя от 16.12.2004.

Постановлением главы города Ставрополя от 31.12.2008 № … были утверждены акт от 15,12.2008 № … обследования МКД и заключение от 15.12.2008 № … о признании МКД аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы города Ставрополя от 21.01.2009 № … отменено постановление главы города Ставрополя от 10.12.2004 № ….

Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23.08.2017 года постановление главы города Ставрополя от 23.07.2009 № … в части отмены постановления главы города Ставрополя от 31.12.2008 № … «Об утверждении акта от 15.12.2008 года № … обследования многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50 и заключения от 15.12.2008 года № … о признании многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу, аварийным и подлежащим сносу» признаны незаконными, подлежащими отмене. Решение суда вступило в законную силу 22.11.2017 года.

О техническом состоянии многоквартирного жилого дома, по указанному адресу, органу местного самоуправления было известно, в том числе принимались решения о проведении в нем ремонтных работ в период 2014-2016 года, которые не были выполнены, что также установлено судебным решением.

Во исполнение указанного решения суда, принято постановление администрации города Ставрополя от 17.01.2018 № … «О внесении изменения в постановление администрации города Ставрополя от 23.07.2009 № … в части признания утратившим силу абзаца 13».

Вместе с тем, переселение жильцов из аварийного и непригодного для проживания МКД до настоящего времени не осуществлено.

С момента вступления решения суда от 23.08.2017 года в законную силу 22.11.2017 года, лишь спустя 7 месяцев в отношении многоквартирного дома № … по улице … в городе Ставрополе администрацией города Ставрополя принято постановление № … от 20.06.2018 «О признании многоквартирного дома № …, расположенного по улице … в городе Ставрополе, аварийным и подлежащим сносу».

Ответчик указал на то, что в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» с 2010 - 2017 годы город Ставрополь являлся участником 5 краевых адресных и муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда:

краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 - 2010 годах», утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 18 марта 2009 №…;

краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае на 2008 - 2011 годы», утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 17 декабря 2008 г. № 196-п, ведомственная (отраслевая) муниципальная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2010 - 2011 годы», утвержденная постановлением администрации города Ставрополя от № …;

краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2011 - 2012 годах», утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 20 апреля 2011 г. № 153-п, ведомственная (отраслевая) муниципальная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2011-2012 годы», утвержденная постановлением администрации города Ставрополя от 17.05.2012 № …;

краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2011 - 2012 годах (вторая заявка Ставропольского края)», утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 06 декабря 2011 г. № 483-п, ведомственная (отраслевая) муниципальная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2011 - 2012 годы (вторая заявка Ставропольского края)» от 17.05.2012 № 1320;

краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013 - 2017 годах», утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 17 июня 2013 г. № 237-п (Программа № 237-п).

В настоящее время все вышеуказанные программы завершили свое действие.

В рамках реализации последней действовавшей Программы № 237-п, было предусмотрено проведение мероприятий по расселению граждан из аварийных многоквартирных домов, путем заключения договоров мены недвижимого имущества либо предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Постановлением администрации города Ставрополя от 20.06.2018 № … «О признании многоквартирного дома № 50, расположенного по улице Орджоникидзе в городе Ставрополе, аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный дом № … по улице … в городе Ставрополе признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно пункту 2 вышеуказанного постановления установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома в течение 11 месяцев со дня принятия указанного постановления.

Сведений о том, что по объективным причинам, до окончания сроков действия указанных выше краевых адресных Программ, органом местного самоуправления не было принято мер к расселению граждан по ул. … в городе Ставрополе, включению многоквартирного дома для участия в указанной программе, суду не представлено.

Разрешая иск прокурора, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, исследовал и оценил представленные сторонами доказательства, изложив в решении выводы, которые не противоречат материалам дела. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч. 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу ч. 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Судом первой инстанции было установлено, что техническое состояние многоквартирного жилого дома по ул. … города Ставрополя не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам, и многоквартирный дом не может быть отнесен к категории жилых помещений.

Для граждан, проживание в таких помещениях представляет опасность их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года).

Исходя из этих норм, срок расселения граждан должен быть обоснован объективными критериями, не носить произвольный характер. Однако неразумность этого срока как основание для его изменения судом ни нормативно-правовыми актами, ни разъяснениями по их применению не установлена.

Как отмечено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Следовательно, в рассматриваемой ситуации жилищные права граждан восстанавливаются путем предоставления им во внеочередном порядке жилого помещения.

Также суд пришел к верному выводу о том, что муниципальным органом администрацией города Ставрополя в отношении жильцов многоквартирного жилого дома по ул. … допущено бездействие в непринятии своевременно мер по реализации полномочий органа местного самоуправления по созданию условий для осуществления права на жилище, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, предусмотренных статьей 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации, поскольку решение органом местного самоуправления от 20.06.2018 года о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу лишь после обращения органа прокуратуры в судебную инстанцию в защиту прав граждан.

Довод апелляционной жалобы о том, что административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения неопределенного круга лиц, в интересах которых предъявлено данное административное исковое заявление, в связи с чем, в рамках рассматриваемых правоотношений, отсутствует субъективное материальное право, подлежащее судебной защите, нельзя признать обоснованным.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что прокурор вправе в данном случае обратиться в суд с исковым заявлением в порядке статей 39, 218 КАС РФ, так как бездействие администрации может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами многоквартирного, так и иных граждан.

В целом, апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 84 КАС РФ на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 07 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: