НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 19.09.2018 № 33-6837/18

Судья Филева Е.Н. Дело №33-6837/18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 19 сентября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Киселева Г.В.,

судей Медведевой Д.С., Шурловой Л.А.,

при секретаре Костине Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1

на решение Левокумского районного суда Ставропольского края от 03 апреля 2018 года

по иску ФИО1 к Совету Левокумского муниципального района Ставропольского края о признании незаконной процедуры увольнения, об отмене записи в трудовой книжке, о признании незаконным несвоевременного предоставления документов, касающихся работы, о признании незаконным несвоевременного проведения окончательного расчета и о компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к председателю Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО2, в котором просил:

1) признать незаконной процедуру увольнения председателем Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО2 ФИО1;

отменить запись №19 от 03.11.2017 года «Прекратил полномочия главы Левокумского муниципального района Ставропольского края на основании решения Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края от 03.11.2017г. №9» в трудовой книжке ФИО1, сделанную председателем Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО2;

обязать председателя Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края внести запись «Прекратил исполнение полномочий главы Левокумского муниципального района на постоянной основе с 31 октября 2017 года в связи с выходом на страховую пенсию по старости» в трудовой книжке ФИО1;

признать незаконным несвоевременное предоставление ФИО1 документов, касающихся работы;

признать незаконным несвоевременное проведение окончательного расчета с ФИО1;

взыскать с председателя Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО2 компенсацию морального вреда в пользу истца ФИО1 в размере одного рубля.

В обоснование исковых требований указал, что 22.11.2012 г. он был избран главой Левокумского муниципального района Ставропольского края. С 04.02.2013 г. на основании решения Совета Левокумского муниципального района СК от 28.01.2013 г. №27 и распоряжения в аппарате Совета района в соответствии со штатным расписанием Совета стал исполнять полномочия главы на постоянной основе.

23.10.2017 г. обратился в Совет Левокумского муниципального района Ставропольского края с заявлением о прекращении исполнения полномочий главы Левокумского муниципального района Ставропольского края на постоянной основе с 31.10.2017 г., в связи с выходом на социальную пенсию по старости. Председатель Совета района ФИО2 мер по рассмотрению его заявления Советом муниципального района и расторжению трудового договора в срок, указанный в заявлении, в соответствии со ст.80 ТК РФ не приняла, трудовые отношения с ним были прекращены на основании п.2 решения Совета Левокумского муниципального района от 03.11.2017г. №9 «Об избрании главы Левокумского муниципального района Ставропольского края», который полагает принятым с нарушением регламента Совета, также не прекращающим его полномочия на постоянной основе, а потому - незаконным.

Не обеспечив рассмотрение его заявления, и не выполнив п.1 распоряжения главы Левокумского муниципального района от 31 октября №37 о прекращении исполнения полномочий главы района на постоянной основе с 31.10.2017 г. по собственному желанию в связи с выходом на страховую пенсию по старости, председатель Совета района ФИО2 распорядилась внести в трудовую книжку длись, которая не соответствует требованиям трудового законодательства, и не позволяет ему реализовать права, предусмотренные постановлением Правительства СК от 19.05.2010 №155-п «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, муниципальным служащим муниципальной службы в Ставропольском крае».

С целью отстаивания своих интересов 17.11.2017 г. ФИО1 обратился к председателю Совета района с просьбой выдать документы, касающиеся работы, ответы на которые в нарушение ст.62ТКРФ получил 28.11.2017 г. и 12.12.2017 г.

С нарушением норм ТК РФ были произведены окончательные расчеты при увольнении, запись в трудовой книжке произведена 03.11.2017 года, денежные средства перечислены 15.11.2017 г..

Незаконными действиями председателя Совета депутатов Левокумского муниципального района ФИО2 ему причинены физические и нравственные страдания, размер компенсации морального вреда оценивает в один рубль.

14.03.2018 г. протокольным определением суда по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика председателя Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО2 на надлежащего ответчика Совет Левокумского муниципального района СК (л.д.165)

Решением Левокумского районного суда Ставропольского края от 03 апреля 2018 года исковые требования ФИО1 к Совету Левокумского муниципального района Ставропольского края удовлетворены частично.

Суд признал незаконными несвоевременное предоставление ФИО1 документов, касающихся работы и несвоевременное проведение окончательного расчета.

Взыскал с Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края в пользу ФИО1 в счёт компенсации морального вреда один рубль.

В остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит изменить решение Левокумского районного суда Ставропольского края от 03 апреля 2018 года.

Принять новое решение по делу, которым:

1) признать незаконной процедуру увольнения председателем Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО2 ФИО1;

2) обязать Совет Левокумского муниципального района Ставропольского края внести запись «Прекратил исполнение полномочий главы Левокумского муниципального района на постоянной основе с 31 октября 2017 года в связи с выходом на страховую пенсию по старости» в трудовой книжке ФИО1.

В остальной части решение Левокумского районного суда от 03 апреля 2018 года по исковому заявлению ФИО1 к Совету Левокумского муниципального района Ставропольского края оставить без изменения.

Указывает, что суд рассмотрел варианты полного прекращения полномочий главы муниципального района, как выборного должностного лица, что не соответствует обстоятельствам дела, поскольку истец просил изменить форму исполнения своих полномочий и не заявлял о полном прекращении своих полномочий, просил прекратить исполнение полномочий на постоянной основе.

Ссылается на неправильное применение судом норм материального права, не применены законы в соответствии, с которыми исполнение полномочий на постоянной основе законодатель трактует как работу. Подчеркивает, что наличие признаков трудовых правоотношений между ФИО1 и Советом района подтверждено в письме №10-259-1840 Б от 29.01.2018 главного инспектора труда К.С.В., в связи с чем, заявление истца, полагает апеллянт, должно быть рассмотрено Советом района с учетом действия норм трудового права, а именно с учетом ст. 80 ТК РФ. Ссылается на то, что председатель Совета района не довела заявление истца от 23 октября 2017 года до адресата-Совета района, единолично и безосновательно отказала в рассмотрении заявления. Кроме того, председатель Совета района ФИО2, являясь руководителем юридического лица, в штатном расписании которого находилась должность главы района, не обеспечила рассмотрения заявления истца, тем самым лишила его права исполнять полномочия главы Левокумского муниципального района на непостоянной основе, так как это было с 22.11.2012 по 04.02.2013.

Высказывает свое несогласие с выводом суда о том, что истец исполнял полномочия председателя Совета района и осуществлял организацию деятельности Совета муниципального района, а избранная председателем Совета района ФИО2, вступила в должность только с 03.11.2017 в связи с прекращением полномочий главы района ФИО1, поскольку судом не в полной мере исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела и доказательства, представленные истцом. Просит приобщить к материалам дела, приложенные к апелляционной жалобе документы.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Совет Левокумского муниципального района Ставропольского края в лице председателя ФИО2 просит решение Левокумского районного суда Ставропольского края от 03 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просил об отмене обжалуемого решения суда.

Полномочный представитель ответчика - Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО3 просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившие на нее возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.

Как установлено судом и следует из материалов дела 22.11.2012 г. решением Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края третьего созыва №1 ФИО1 избран главой Левокумского муниципального района Ставропольского края.

04.02.2013 г., согласно записи в трудовой книжке №18 от 04.02.2013 г., приступил к исполнению полномочий главы муниципального района на постоянной основе, основанием является решение Совета Левокумского муниципального района СК третьего созыва от 28.01.2013 г. N 27 «Об осуществлении полномочий главы Левокумского муниципального района Ставропольского края на постоянной основе» (л.д.15-17)

23.10.2017 г. ФИО1 обратился в Совет Левокумского муниципального района с заявлением о прекращении исполнения полномочий главы муниципального района на постоянной основе с 31.10.2017 г., в связи с выходом на социальную пенсию по старости (л.д. 13).

Решением Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края четвертого созыва №9 от 03.11.2017 г. на должность главы Левокумского муниципального района Ставропольского края избран ФИО4, п.2 указанного решения прекращены полномочия главы Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО1 с 03.11.2017 г. (л.д.14).

Как следует из записи №19 от 03.11.2017 года копии трудовой книжки, имеющейся в деле, полномочия главы Левокумского муниципального района ФИО1 прекращены 03.11.2017 года, основанием является решение Совета депутатов Левокумского муниципального района Ставропольского края от 03.11.2017г. №9 (л.д. 15- 17).

Не согласившись с основанием прекращения полномочий главы Левокумского муниципального района ФИО1 обратился за защитой в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае.

По итогам проверки по жалобе ФИО1 главным инспектором труда в адрес Совета Левокумского муниципального района внесено предписание 26/12-576-17-И от 27.01.2018 г. с требованием устранить выявленные нарушения в срок до 15.02.2018 г., привести запись №19 от 03.11.2017г. в трудовой книжке в соответствие с требованиями трудового законодательства, выплатить ФИО1 денежную компенсацию за задержку сумм, причитающихся при прекращении полномочий главы, возместив материальный ущерб за задержку выдачи трудовой книжки, выплатив компенсацию за внесение в трудовую книжку неправильной и не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения (л.д.151-152).

Как следует из письма №10-259-1840Б от 29.01.2018г. главного инспектора труда ФИО5, обращение ФИО1 в части правомерности прекращения полномочий главы района Государственной инспекцией труда в Ставропольском крае рассмотрено быть не может, так как действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права на муниципальных служащих распространяются с ценностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

Глава муниципального образования согласно ч.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131 -ФЗ) является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ч.2 ст.43 Федерального закона №131-Ф3, устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.44 указанного закона, уставом муниципального образования должны определяться срок полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.

Согласно ст.24 Устава Левокумского муниципального района Ставропольского края, утвержденного решением Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края от 26.04.2013 г. №34 (зарегистрирован в ГУ Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю 23.05.2013г.), в редакции, действовавшей до 03.11.2017г., глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается Советом муниципального района из своего состава, исполняет полномочия его председателя и вступает в должность с момента принятия решения Совета об его избрании.

Полномочия главы муниципального района начинаются с момента его вступления в должность и прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного главы (ч.5 ст.24 Устава)

Согласно ч.6 ст.24 Устава, глава муниципального района по решению Совета может осуществлять свои полномочия, как на постоянной, так и на непостоянной основе.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 27.06. 2013 г. N 15-П, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного ст.37 (ч.ч.1 и 3) Конституции РФ свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем, из чего следует, что вопросы гарантий прав работающего на постоянной основе главы муниципального образования регулируются трудовым законодательством только при отсутствии специального регулирования в Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из системного анализа положений ст.ст.36,40 Федерального закона N 131-ФЗ и положений ст.24 Устава Левокумского муниципального района следует, что прекращение полномочий главы муниципального района, как выборного должностного лица местного самоуправления предусмотрено в двух случаях: 1) в связи с истечением срока полномочий главы муниципального района, полномочия прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного главы; 2) досрочно, по основаниям, установленным федеральным законом, перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Из вышеприведенных норм законодательства, регламентирующего организацию деятельности местного самоуправления в Российской Федерации, положений Устава Левокумского муниципального района Ставропольского края, решений Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края следует, что понятие прекращение полномочий осуществляющего свою деятельность на постоянной основе главы муниципального района ввиду решения Совета депутатов об осуществлении деятельности этого должностного лица на постоянной основе и понятие прекращение трудовых отношений с ним по своей правовой природе аналогичны, при этом процедура прекращения полномочий главы муниципального района регулируется нормами Федерального закона №131-Ф3 и положениями Устава муниципального образования.

С вышеприведенной правовой позицией суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Из материалов дела следует и не отрицается самим истцом, что он в заявлении от 23.10.2017 г., просил Совет района прекратить исполнение его полномочий главы Левокумского района Ставропольского края на постоянной основе с 31.10.2017 г.

Истец на момент подачи такого заявления продолжал исполнять полномочия главы Левокумского муниципального района Ставропольского края в силу ч.1 ст.24 Устава Левокумского муниципального района Ставропольского края, так как новый глава не был избран, и в должность не вступил, что не оспаривается истцом, который указал в исковом заявлении и в суде, что готов был исполнять полномочия главы муниципального района до избрания нового главы, т.е. до 03.11.2017 г..

В соответствии с решением Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края третьего созыва от 28.01.2013г. N 27 «Об осуществлении полномочий главы Левокумского муниципального района Ставропольского края на постоянной основе» глава Левокумского муниципального района ФИО1 осуществлял свои полномочия на постоянной основе (л.д.11), трудовой договор с ним не заключался, что истец не оспаривал, следовательно, ФИО1 23.10.2017 г. обратился в Совет Левокумского района Ставропольского края с заявлением об отставке по собственному желанию.

Отставка по собственному желанию в силу п.2 ч.б ст.36 Федерального закона №131-Ф3 является одним из случаев досрочного прекращения полномочий главы муниципального района.

Из ч.14 ст.24 Устава муниципального района следует, что добровольное сложение главой муниципального района своих полномочий удовлетворяется Советом на основании его письменного заявления; в случае непринятия Советом решения по данному вопросу глава муниципального района вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи заявления; решение Совета о досрочном прекращении полномочий и освобождении главы муниципального района от занимаемой должности в связи с добровольным сложением полномочий принимается на заседании Совета открытым голосованием простым большинством голосов депутатов, присутствовавших на заседании Совета.

В силу ч.7 ст. 23 Устава муниципального района, в редакции, действовавшей до 03.11.2017г., организацию деятельности Совета муниципального района осуществляет глава муниципального района, общий порядок организации деятельности Совета муниципального района устанавливается утвержденным Советом муниципального района регламентом Совета муниципального района.

Статьей 6 Регламента Совета Левокумского муниципального района СК (утв. решением Совета Левокумского района СК от 18.06.2013г. №56) установлена процедура принятия Советом решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального района, в соответствии с которой, решение Совета о досрочном прекращении полномочий и освобождении главы муниципального района от занимаемой должности в связи с добровольным сложением полномочий принимается на заседании Совета открытым голосованием простым большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании Совета, то есть не предусматривает принятия решения по данному вопросу методом опроса (л.д.70), что опровергает доводы истца о том, что его заявление могло быть рассмотрено Советом методом опроса.

Согласно Регламенту, заседания Совета проводятся не реже одного раза в три месяца.

Ближайшее очередное заседание Совета муниципального района было назначено на 03.11.2017 г. в связи с избранием нового главы Левокумского муниципального района Ставропольского края по результатам конкурса, назначенного решением Совета от 03.10.2017 г., что подтверждается копией выписки из протокола заседания Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края четвертого созыва от 03.11.2017 г. №2 (л.д.25-30 )

В повестку дня указанного заседания Совета не мог быть включен вопрос о досрочном прекращении полномочий ФИО1, так как он просил прекратить полномочия до даты проведения заседания, а именно 31.10.2017 г.. Для рассмотрения заявления ФИО1 необходимо было провести внеочередное заседание Совета Левокумского муниципального района.

В соответствии с п.4 ч.4 ст.36 Федерального закона №131-Ф3,п.1 ч.11 ст.24 Устава Левокумского муниципального района глава муниципального района вправе созывать внеочередное заседание Совета муниципального района.

Согласно ч.1 ст.27 Регламента Совета решение о созыве внеочередного заседания Совета принимается главой муниципального района не позднее пяти дней со дня внесения предложения о его созыве по инициативе главы муниципального района, не менее одной трети от установленной численности депутатов, администрации муниципального района. Заседание проводится в течение десяти дней со дня принятия о его созыве. Часть 4 указанной статьи закрепляет обязанность инициатора предложения о созыве внеочередного заседания представить проекты решений представительного органа, пояснительные записки к проектам и списки предполагаемых докладчиков и приглашенных лиц.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что ФИО1, являясь главой Левокумского муниципального района Ставропольского края до 03.11.2017 г., что им не оспаривается, своего права на проведение внеочередного заседания Совета Левокумского района для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении им полномочий главы Левокумского района Ставропольского края на постоянной основе не реализовал, соответственно данный вопрос Советом рассмотрен не был.

Учитывая изложенное, основываясь на положениях Устава Левокумского муниципального района Ставропольского края, в редакции, действовавшей до 03.11.2017. в силу которых избранный глава Левокумского муниципального района ФИО1 исполнял полномочия председателя Совета района и осуществлял организацию деятельности Совета муниципального района, а также решения Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края от 22.09.2015 г. N145, которым в Устав внесены изменения, касающиеся перечня полномочий и порядка избрания главы муниципального района и председателя Совета муниципального района, в соответствии с которыми избранная председателем Совета района ФИО2 вступила в должность только 03.11.2017 г., в связи с прекращением полномочий главы района ФИО1, суд обоснованно пришел к выводу, рассматривая доводы истца о том, что председатель Совета района ФИО2 не приняла мер по рассмотрению заявления истца от 23.10.2017 г., не издала распоряжения по рассмотрению его заявления методом опроса, не подготовила сама и никому не поручила подготовить проект решения для рассмотрения на заседании Совета, противоречат фактическим обстоятельствам дела и исследованным в судебном заседании муниципальным правовым актам, предоставленным ответчиком.

В соответствии с Уставом муниципального района (с изменениями и дополнениями) и Регламентом Совета (с изменениями от 03.10.2017г.), осуществление организации деятельности Совета района, в том числе соблюдение положений Регламента и процедуры рассмотрения и принятия решения по заявлению истца от 23.10.2017 г. входили до 03.11.2017 г. в обязанности главы Левокумского муниципального района ФИО1. При этом, истцом не предоставлено суду относимых и допустимых доказательств, достоверно подтверждающих, что ФИО2 либо другие лица каким-либо образом чинили ему препятствия в осуществлении им полномочий главы Левокумского муниципального района, как и доказательств того, что при принятии решения о прекращении полномочий главы Левокумского района ФИО1 были допущены нарушения Регламента, так как Выписка из протокола заседания Совета Левокумского муниципального района от 03.11.2017 г. содержит сведения только по одному вопросу повестки дня заседания, а также сведений о том, как нарушения Регламента в случае установления таковых, могли объективно повлияли на законность принятого решения в части прекращения полномочий главы района в случае избрания и вступления в должность нового главы.

Из материалов дела так же следует и установлено судом, что решением Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края четвертого созыва № 9 от 03.11.2017 г. на должность главы Левокумского муниципального района Ставропольского края избран ФИО4, п.2 указанного решения прекращены полномочия главы Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО1 с 03.11.2017 г. (л.д. 14).

Кроме того, суд правомерно указал, что поскольку решение об избрании главой Левокумского муниципального района ФИО4 в соответствии с п. 11 ст.3 Регламента Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края, утвержденного решением Совета Левокумского муниципального района от 18.07.2013г. № 56 (в редакции решения Совета от 03.10.2017г. №7) вступило в силу 03.11.2017 г., 03.11.2017 г. является днем вступления в должность вновь избранного главы, следовательно, решение об избрании нового главы является основанием прекращения полномочий ранее избранного главы Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО1, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе с 03.11.2017 г. в силу прямого указания в ч.3 ст.40 Федерального закона N 131-ФЭ, и прекращает в том числе, исполнение им полномочий на постоянной основе.

Далее, как следует из записи №19 от 03.11.2017 г. копии трудовой книжки, имеющейся в деле, полномочия главы Левокумского муниципального района ФИО1 прекращены 03.11.2017 г., основанием является решение Совета депутатов Левокумского муниципального района Ставропольского края от 03.11.2017г. № 9 (л.д.15- 17).

Доводы истца о том, что запись в трудовой книжке о прекращении полномочий не позволяет реализовать ему права на получение пенсии за выслугу лет, а также на единовременное поощрение за безупречную службу, которое выплачивается в соответствии с правовыми актами при прекращении работы, в связи с выходом на пенсию по старости или инвалидности, предусмотренное законом Ставропольского края №101-кз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" и уставом муниципального образования, рассмотрены судом первой инстанции и правомерно признаны несоответствующими требованиям трудового законодательства, основаны на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с ч.1 ст. 16 Закона Ставропольского края от 29.12.2008 N 101 -кз "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе, достигшему пенсионного возраста или потерявшему трудоспособность в период осуществления им полномочий по должности, освобожденному от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий по основаниям, предусмотренным абз.7 ч.16 ст.35, п.2, п.3, п.6 - 9 ч.б и ч.6 ст.36, ч.7.1, п.5 - 8 ч.10 и ч.10.1 ст.40, 4.1 и ч.2 ст.73 Федерального закона, а также в случае совершения им иных правонарушений, послуживших основанием для прекращения полномочий по замещаемой должности, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с законодательством Ставропольского края.

Аналогичные нормы содержит п.п.1 п.1 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, утвержденное Постановлением Правительства Ставропольского края от 19.05.2010 N 155-п. Увольнение по собственному желанию в связи с выходом на страховую пенсию как основание возникновения права на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с пп.2 п.1 Положения установлено для лиц, замещавших должности муниципальной службы в Ставропольском крае, уволенных с муниципальной службы.

С учетом изложенных положений законодательства Ставропольского края, учитывая, что в соответствии с нормами федерального закона №131-Ф3 и устава Левокумского муниципального района глава муниципального района муниципальным служащим не являлся, а являлся выборным должностным лицом местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, был освобожден от должности в связи с прекращением полномочий по истечении их срока, суд пришел к правомерному выводу, что права и законные интересы на получение пенсии за выслугу, не нарушены, что так же соответствует конституционным положениям и правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 15.11.2001 N 277-0, из которого следует, что установленная ч.14 ст.24 Устава Левокумского муниципального района СК в соответствии с Федеральным законом №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" процедура прекращения полномочий главы района осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, отличная от процедуры прекращения трудового договора, не может рассматриваться как неправомерное ограничение конституционных прав этого лица, так как обусловлена специфическим статусом, который приобретает избранное лицо.

С учетом изложенного, суд пришёл к правильному выводу о том, что прекращение полномочий главы Левокумского муниципального района СК ФИО1 было произведено в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом №131-Ф3 от 06.10.2003 NlSl-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и муниципальными правовыми актами Левокумского муниципального района Ставропольского края. Оснований для признания процедуры его увольнения незаконной, как и требований истца об отмене записи №19 от 03.11.2017 г. в трудовой книжке «Прекратил полномочия главы Левокумского муниципального района Ставропольского края на основании решения Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края от 03.11.2017г. №9» и возложении обязанности на ответчика внести в трудовую книжку ФИО1 запись «Прекратил исполнение полномочий главы Левокумского муниципального района на постоянной основе с 31 октября 2017 года в связи с выходом на страховую пенсию по старости», не имеется, в связи с тем, что Совет муниципального района такого решения не принимал.

Основываясь на ст.84.1 ТК РФ, согласно которой в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 настоящего Кодекса, установив, что в отношении истца ФИО1 были допущены нарушения трудового законодательства РФ, поскольку в нарушение обозначенных требований запись от 03.11.2017 г. в трудовой книжке истца не содержит основание и ссылок на статью Федерального закона РФ, трудовая книжка не была выдана в день прекращения полномочий, не было направлено истцу уведомление о необходимости явиться за новой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте, трудовая книжка выдана только 13.11.2017 г., запрашиваемые документы выданы истцу только 28.11.2017 г., то есть позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления, чем нарушены положения ст.62 ТК РФ, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания незаконными несвоевременное предоставление ФИО1 документов, касающихся работы.

В силу ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Однако, в нарушение данной статьи суммы, причитающиеся истцу, в связи с прекращением полномочий главы района были выданы не в день прекращения полномочий 03.11.2017г., а перечислены через банк на карту истца 15.11.2017 г..

В нарушение требований ст.ст.234,236 ТК РФ истцу не возмещен материальный ущерб за задержку выдачи трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной и не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения, а также компенсация за задержку сумм, причитающихся при прекращении полномочий главы.

Вышеперечисленные нарушения трудового законодательства установлены в том числе, и в ходе проверки государственной инспекцией труда в Ставропольском крае, что подтверждается письмом от 29.01.2018 г. №10-259-18-405, а также предписанием №26/12-576-17-И от 27.01.2018 г., выданным Совету Левокумского муниципального района СК.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части признания несвоевременным проведение окончательного расчета с истцом.

Рассматривая требования ФИО1 о компенсации морального вреда, руководствуясь положениями ч.1 ст.237 ТК РФ, согласно которым во всех случаях причинения работнику морального вреда неправомерными действиями или бездействием работодателя ему возмещается денежная компенсация морального вреда, установив доказанность факта нарушение трудового законодательства в отношении истца со стороны ответчика, выразившееся в несвоевременном предоставление истцу документов, касающихся работы и несвоевременного проведения окончательного расчета с ним, пришел к выводу об их удовлетворении, определив сумму ко взысканию с учетом обстоятельств дела, объём и характер причиненных работнику нравственных и физических страданий, степень вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, в размере один рубль.

Размер компенсации морального вреда соответствует заявленному в иске, и в апелляционной жалобе не оспаривается.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что обжалуемое истцом решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.

Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, свидетельствуют о неверном понимании апеллянтом норм материального права.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией при проверке не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Левокумского районного суда Ставропольского края от 03 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: