Судья Кулик П.П. Дело № 33-3027/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 19 апреля 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Минаева Е.В.
судей Дубинина А.И. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Краснослободцевой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 апреля 2017 года
дело по апелляционной жалобе начальника Управления труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ставропольского края ФИО1
на решение Кировского районного суда Ставропольского края от 10 февраля 2017 года
по делу по иску ФИО2 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ставропольского края о признании права на назначение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ставропольского края о признании права на назначение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование требований указал, что является ветераном боевых действий.
22.12.2016 он обратился в Управление труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ставропольского края с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Однако уведомлением № <…> от 23.12.2016 ему отказано в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки предусмотрены для ветеранов боевых действий, проживающих в многоквартирных домах.
С указанным отказом он не согласен, поскольку согласно вышеуказанной норме закона меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В ст. 19 ЖК РФ указано, что жилищный фонд в зависимости от формы собственности подразделяется на частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц; государственный жилищный фонд и муниципальный жилищный фонд.
Считает, что имеет право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку жилое помещение, в котором он проживает, относится к жилому дому, а в соответствии со ст. 19 ЖК РФ - к частному жилищному фонду.
ФИО2 просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ставропольского края назначить ему указанную компенсацию (л.д. 4-7).
Решением Кировского районного суда Ставропольского края от 10 февраля 2017 года исковые требования ФИО2 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ставропольского края удовлетворены частично.
За ФИО2 признано право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения.
На Управление труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ставропольского края возложена обязанность назначить ФИО2 компенсацию расходов на оплату жилого помещения.
В удовлетворении требований ФИО2 о признании за ним права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на коммунальные услуги отказано.
В апелляционной жалобе начальник Управления труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ставропольского края ФИО1 указывает, что решение суда является незаконным и подлежащим отмене в части признания за ФИО2 права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, поскольку не основано на положениях действующего законодательства РФ.
Предоставление ветеранам боевых действий такой меры социальной поддержки, как компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, статьей 16 Закона «О ветеранах» не установлено, следовательно, право на ее назначение истцу отсутствует.
Компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов, предусматривающей компенсацию расходов платы за наем жилого помещения, платы за содержание и текущий ремонт, а также взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме также не может быть назначена истцу, поскольку он проживает в частном жилом доме.
Законодателем не определен перечень работ, услуг по содержанию частного жилого дома, которые являются расходами на оплату жилых помещений, поэтому выводы суда о том, что истец, проживая в частном доме, несет расходы по содержанию жилого помещения, не основаны на законе.
Судом неправильно применены нормы материального права и неверно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения возникшего спора.
Просит решение суда в части признания за ФИО2 право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и возложения на ответчика обязанности назначить истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения отменить.
Возражений на данную жалобу не поступило.
ФИО2 и его представитель ФИО3 в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения и телефонограммой.
Истец представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Принимая во внимание, что истец и его представитель надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в их отсутствие, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Управления труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ставропольского края ФИО4 и ФИО5, действующих в соответствии с доверенностями, поддержавших доводы и требования апелляционной жалобы в полном объеме, проверив вынесенное по делу решение в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлены фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что ФИО2 имеет статус ветерана боевых действий, что подтверждается удостоверением серии <…> от 27.12.2004 (л.д.12)
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ФИО2 проживает в принадлежащем ему на праве собственности индивидуальном жилом доме по ул. <…> в г.Новопавловске Ставропольского края. Право собственности на указанный жилой дом подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <…> от 28.06.2007 (л.д.19).
Из материалов дела видно, что Управлением труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ставропольского края ФИО2 отказано в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, о чем в адрес истца направлено соответствующее уведомление № <…> от 23.12.2016 (л.д.21).
Удовлетворяя заявление ФИО2 в части признания за ним права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и возложения на Управление труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ставропольского края обязанности назначить истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу, что ФИО2, будучи ветераном боевых действий, имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», в том числе право на меру социальной поддержки по оплате жилого помещения.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что ФИО2 и члены его семьи, проживая в индивидуальном жилом доме, несут расходы по его содержанию и ремонту, а, следовательно, имеют право на компенсацию таких расходов.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения, а также на неверной оценке юридически значимых обстоятельств дела.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» (в редакции от 19.12.2016) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона предоставляется мера социальной поддержки в форме оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
При этом из содержания указанной правовой нормы следует, что компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов распространяется на:
плату за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Согласно положениям пунктов 1, 2, 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 114-19 и 21 данного Федерального закона, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 № 145-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме, который определяет механизм и условия предоставления указанных мер социальной поддержки, в том числе, ветеранам боевых действий.
В соответствии с пунктом 4 названного выше Порядка граждане производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг по установленным тарифам в полном объеме и в сроки, установленные статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 ЖК). Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 ст. 154 ЖК РФ).
Пунктом 14 указанного Порядка (в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 17.02.2016 N 58-п) предусмотрено, что размер компенсации на ЖКУ определяется каждому гражданину индивидуально и состоит из сумм компенсаций на оплату жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взнос на капитальный ремонт), и каждого вида коммунальных услуг, которыми гражданин пользуется ежемесячно.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, зависящих от общей площади жилого помещения, исчисляется исходя из доли граждан в общей площади жилого помещения (далее - доля) и в пределах федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, применяемого для расчета межбюджетных трансфертов (далее - федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения), если иное не предусмотрено настоящим Порядком. Доля рассчитывается путем деления размера общей площади жилого помещения на количество всех зарегистрированных в данном жилом помещении граждан.
При расчете компенсации расходов на оплату жилого помещения ветеранам боевых действий учитывается доля ветерана боевых действий и совместно проживающих членов его семьи, не являющихся получателями мер социальной поддержки по иным основаниям, без ограничения федеральным стандартом социальной нормы площади жилого помещения.
Анализ вышеизложенных положений Федерального закона «О ветеранах», предусматривающих меры социальной поддержки, в системном единстве с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и предусматривающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также с вышеизложенными нормами Постановления Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 № 145-п, позволяет сделать вывод, что предоставление такой меры социальной поддержки, как оплата в размере 50% платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических коммуникаций в многоквартирном доме.
Действующим федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края предоставление ветеранам боевых действий мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения по содержанию индивидуального жилого дома не предусмотрено.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о признании за ФИО2 права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и возложении на ответчика обязанности назначить истцу такую компенсацию не может быть признан законным, поскольку противоречит вышеизложенным требованиям законодательства.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оценивая вышеизложенные обстоятельства дела в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части удовлетворения требований ФИО2 не отвечает указанным выше требованиям, а потому не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.
Поскольку судом установлены фактические обстоятельства дела, однако им дана неверная правовая оценка, а также принимая во внимание, что судом допущены нарушения норм материального права, связанные с их неправильным толкованием, судебная коллегия, отменяя вынесенное по делу судебное решение в указанной части, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований ФИО2 в вышеуказанной части.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда Ставропольского края от 10 февраля 2017 года отменить в части признания за ФИО2 права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и возложении на Управление труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ставропольского края обязанности назначить ФИО2 компенсацию расходов на оплату жилого помещения и вынести по делу в этой части новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ставропольского края о признании за ФИО2 права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и возложения на Управление труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ставропольского края обязанности назначить ФИО2 компенсацию расходов на оплату жилого помещения.
Это же решение в остальной части оставить без изменения.
Апелляционную жалобу начальника Управления труда и социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ставропольского края ФИО1 удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: