Судья Лихоман В.П. Дело № 33а-693/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 18 июня 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Ю.В.,
судей Брянского В.Ю., Луневой С.П.,
при секретаре Пика А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Пятигорска Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования города-курорта Пятигорска к администрации города Пятигорска Ставропольского края о признании незаконным бездействия,
по апелляционной жалобе администрации города Пятигорска Ставропольского края на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 20 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Пятигорска Ставропольского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования города-курорта Пятигорска к администрации города Пятигорска Ставропольского края о признании незаконным бездействия.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой города Пятигорска проведена проверка по обращению Г.И.П. о неоднократном засоре канализационной сети по проезду Кавказскому, 5, г. Пятигорска, в ходе которой установлено следующее: согласно журналу регистрации заявок, на прочистку канализационной сети филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Кавминводоканал» производственнотехническое подразделение Пятигорское за период с 01 января по 07 ноября 2018 года в диспетчерскую службу ПТП Пятигорское поступило 4 сообщения о засоре канализационной сети по проезду Кавказскому, 5, г. Пятигорска.
ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществляет обслуживание водопроводных, канализационных сетей и сооружений, находящихся на балансе предприятия или переданных ему по договорам аренды имущества.
Канализационная сеть, проходящая по пр. Кавказскому от ул. Талькова до ул. 3-я Линия (Д-150 мм, асбестоцемент, протяженностью 450 м) на балансе ПТП Пятигорское не состоит и на обслуживание по акту приема-передачи бесхозяйных сетей от администрации города-курорта Пятигорск не передавалась.
По информации ПТП Пятигорское, осуществлять ремонт и обслуживание за счет средств ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не состоящих на балансе и не переданных предприятию сетей и сооружений невозможно, поскольку эти затраты не включаются региональной тарифной комиссией Ставропольского края в тарифы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на услугу водоотведения.
С целью недопущения ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки и недопущения загрязнения почвы и близлежащего водного объекта, сотрудниками ПТП Пятигорское засоры канализационной сети по пр. Кавказскому, 5, были устранены.
13 августа 2018 года МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» направлен ответ № 410/Г) на заявление Г.И.П. о том, что указанная канализационная сеть находится в удовлетворительном состоянии.
Данная сеть на кадастровом учете в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю не состоит, инвентаризацию не проходила.
Администрацией города Пятигорска в нарушение закона, с августа 2018 года до настоящего времени не приняты меры по принятию на баланс бесхозяйного имущества, находящегося на территории города Пятигорска, - канализационной сети, проходящей по пр. Кавказскому от ул. Талькова до ул. 3-я Линия, и по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии их на учет.
По мнению административного истца, неисполнение органом местного самоуправления требований части 3 статьи 225 ГК РФ нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорска, поскольку сети водоотведения являются объектом жизнеобеспечения населения города.
Административный истец просил суд: признать незаконным бездействие администрации города Пятигорска, выразившееся в непринятии мер с августа по ноябрь 2018 года по постановке на баланс бесхозяйного имущества, находящегося на территории города Пятигорска, - канализационной сети, Д-150 мм, протяженностью 450 м, проходящей по пр. Кавказскому от ул. Талькова до ул. 3-я Линия г. Пятигорска;
возложить на администрацию города Пятигорска обязанность до марта 2019 года принять на баланс бесхозяйное имущество, находящееся на территории г. Пятигорска, - канализационную сеть, Д-150 мм, проходящую по пр. Кавказскому от ул. Талькова до ул. 3-я Линия г. Пятигорска, и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества.
Определением суда от 23 января 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципальное учреждение «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» и муниципальное учреждение «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска».
Определением от 23 января 2019 года о подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Ставропольскому краю.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 20 февраля 2019 года административное исковое заявление удовлетворено частично;
признано незаконным бездействие администрации города Пятигорска Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер в период с августа по ноябрь 2018 года по постановке на баланс бесхозяйного имущества, находящегося на территории города Пятигорска, - канализационной сети Д-150 мм, протяженностью 450 м, проходящей по проезду Кавказскому от улицы Талькова до улицы 3-я Линия города Пятигорска Ставропольского края;
на администрацию города Пятигорска Ставропольского края возложена обязанность принять до июня 2019 года меры по постановке на баланс бесхозяйного имущества, находящегося на территории города Пятигорска, - канализационной сети Д-150 мм, протяженностью 450 м, проходящей по проезду Кавказскому от улицы Талькова до улицы 3-я Линия города Пятигорска Ставропольского края, с последующим обращением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в целях принятия указанной сети на учет как бесхозяйного имущества;
отказано в удовлетворении административного искового требования в части установления срока до марта 2019 года по постановке на баланс бесхозяйного имущества.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации города Пятигорска Ставропольского края Келлер М.А. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Полагает, что в нарушение статьи 39 КАС РФ прокурор при подаче административного иска превысил пределы полномочий, поскольку требования предъявлены не в защиту неопределенного круга лиц, а в интересах конкретных граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах по проезду Кавказскому в городе Пятигорске. При этом, не представлено доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самими собственниками домов в защиту своих интересов.
Указывает, что канализационная сеть работает длительное время, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» взимается плата за водоотведение подключенных к данной сети абонентов. Соответственно, канализационная сеть подключена к сетям ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в установленном порядке.
На территории города Пятигорска в соответствии с утвержденной схемой водоснабжения и водоотведения города Пятигорска деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению осуществляет ФГУП СК «Ставрополькрайводоканал – Пятигорский водоканал», который и является единственной организацией в части предоставления водоснабжения и водоотведения.
Прокурор, обращаясь с требованием о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества, не указал индивидуальные признаки объекта, не представил кадастровый паспорт. В то время, как поставить на учет в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю возможно лишь индивидуально-определенную вещь.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора города Пятигорска Кобыляцкая М.М. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения. По мнению прокурора, суд, удовлетворяя требования, правильно исходил из того, что поскольку спорный участок водопроводной сети находится в границах городского округа города Пятигорска, сведения о зарегистрированных правах на спорный объект отсутствуют, то он является бесхозяйным недвижимым имуществом. В этой связи, судом правомерно сделан вывод о необходимости возложения на администрацию города Пятигорска обязанности принять меры к постановке на баланс и учет в регистрирующем органе в качестве бесхозяйного имущества указанную водопроводную сеть. Прокурор не вмешивается в деятельность органов местного самоуправления и не препятствует администрации города в осуществлении своих полномочий, а посредством судебных решений обязывает администрацию исполнить свои полномочия в полной мере, которые в ином порядке не исполняются.
Представители прокуратуры города Пятигорска, муниципального учреждения «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска», Управления Росреестра по Ставропольскому краю в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении слушания дела ходатайств не заявили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя администрации города Пятигорска, муниципального учреждения «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» Келлер М.А., поддержавшую апелляционную жалобу, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Ледовскую Н.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело общественное значение.
Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения (ст. 1).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе и организация в границах городского округа водоснабжения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Статьей 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой города Пятигорска проведена проверка по обращению Г.И.П. о неоднократном засоре канализационной сети по проезду Кавказскому, 5, города Пятигорска, в ходе которой установлено, что в журнале регистрации заявок на прочистку канализационной сети филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Кавминводоканал» производственно-техническое подразделение Пятигорское (далее - ПТП Пятигорское) за период с 01 января - по 07 ноября 2018 года имеются сведения о четырех обращениях в диспетчерскую службу ПТП Пятигорское с сообщениями о засоре канализационной сети по проезду Кавказскому, 5, города Пятигорска.
ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществляет обслуживание водопроводных, канализационных сетей и сооружений, находящихся на балансе предприятия или переданных ему по договорам аренды имущества.
Канализационная сеть, проходящая по проезду Кавказскому от улицы Талькова до улицы 3-я Линия (Д-150 мм, асбестоцемент, протяженностью 450 м) на балансе ПТП Пятигорское не состоит и на обслуживание по акту приема-передачи бесхозяйных сетей от администрации города-курорта Пятигорск не передавалась.
По информации ПТП Пятигорское, осуществлять ремонт и обслуживание за счет средств ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не состоящих на балансе и не переданных предприятию сетей и сооружений невозможно, поскольку эти затраты не включаются региональной тарифной комиссией Ставропольского края в тарифы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на услугу водоотведения.
С целью недопущения ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки и недопущения загрязнения почвы и близлежащего водного объекта, сотрудниками ПТП Пятигорское засоры канализационной сети по проезду Кавказскому, 5, устранены.
13 августа 2018 года МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» направлен ответ на заявление Ганбаровой И.П. о том, что указанная канализационная сеть находится в удовлетворительном состоянии.
Данная сеть на кадастровом учете в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю не состоит, инвентаризацию не проходила.
Администрацией города Пятигорска с августа 2018 года до настоящего времени не приняты меры по принятию на баланс бесхозяйного имущества, находящегося на территории города Пятигорска, - канализационной сети, проходящей по проезду Кавказскому от улицы Талькова до улицы 3-я Линия, и обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии их на учет, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорска, поскольку сети водоотведения являются объектом жизнеобеспечения населения города.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконном бездействии администрации города Пятигорска по исполнению требований действующего законодательства.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с установленным судом первой инстанции сроком исполнения возложенной на администрацию города Пятигорска Ставропольского края обязанности по восстановлению нарушенных прав и законных интересов.
Поскольку для принятия мер по постановке на баланс бесхозяйного имущества органу местного самоуправления потребуется более длительный срок, принимая во внимание необходимость разрешения вопроса о финансировании соответствующих работ, исходя из принципа разумности, судебная коллегия полагает необходимым установить для этого шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, решение суда в указанной части подлежит изменению с возложением на администрацию горда Пятигорска Ставропольского края обязанности принять меры по постановке на баланс бесхозяйного имущества, канализационной сети, проходящей по проезду Кавказскому от улицы Талькова до улицы 3-я Линия города Пятигорска Ставропольского края, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, административная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 20 февраля 2019 года в части удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным бездействия администрации города Пятигорска Ставропольского края, выразившегося в непринятии мер в период с августа по ноябрь 2018 года по постановке на баланс бесхозяйного имущества, находящегося на территории города Пятигорска, - канализационной сети Д-150 мм, протяженностью 450 м, проходящей по проезду Кавказскому от улицы Талькова до улицы 3-я Линия города Пятигорска Ставропольского края, отказа в удовлетворении требований в части установления срока до марта 2019 года по постановке на баланс бесхозяйного имущества - оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Это же решение в части возложения на администрацию города Пятигорска Ставропольского края обязанности по восстановлению нарушенных прав и законных интересов – изменить.
Возложить на администрацию города Пятигорска Ставропольского края обязанность принять меры по постановке на баланс бесхозяйного имущества, канализационной сети, проходящей по проезду Кавказскому от улицы Талькова до улицы 3-я Линия города Пятигорска Ставропольского края, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: