Судья Коваленко О.Н. Дело №33-2705/2018.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 апреля 2018 года г. Ставрополь
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
судьи-председательствующего Минаева Е.В.,
судей: Киселева Г.В., Медведевой Д.С.,
при секретаре судебного заседания Богдановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10 января 2018 года
по исковому заявлению Харченко А.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о признании права на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить трудовой стаж работы, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,
установила:
18 сентября 2017 года истец Харченко А.В. в лице представителя по доверенности Капшук А.П. обратился в Промышленный районный суд г. Ставрополя с данным исковым заявлением указав, что обратился в ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Решением от 20 июня 2017 года №05/74 ответчик отказал в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ссылаясь на отсутствие требуемого стажа 15 лет работы спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В решении от 20 июня 2017 года №05/74 об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ответчик указал о том, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта отсутствуют сведения о работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ за период работы с 01 июня 1998 года по 15 сентября 2005 года в должности «спасатель» в Комитете по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия (в последствии Управление по обеспечению мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия), с 16 сентября 2005 года по 03 декабря 2007 года в должности «старший спасатель» в Управлении по обеспечению мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 01 января 2008 года по 31 декабря 2012 года в должности «старший спасатель», с 01 января 2013 года по 19 апреля 2016 года в должности «начальник отделения» в территориальной поисково-спасательной службе Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия, с 20 апреля 2016 года по 12 апреля 2017 года в должности «начальника поисково-спасательного отделения» в Казенном учреждении Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты». Ответчик необоснованно не включил в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы Харченко А.В.: с 01 июня 1998 года по 01 июля 1999 года в должности «спасатель» поисково-спасательной службы по 9 разряду Комитета по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 01 июля 1999 года по 01 июля 2004 года в должности «спасатель» по 11 разряду Министерства по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 01 июля 2004 года по 20 апреля 2005 года в должности «спасатель» группы проведения поисково-спасательных работ Спасательно-пожарного центра Министерства по делам ГО И ЧС Республики Калмыкия, с 20 апреля 2005 года по 16 сентября 2005 года в должности «спасатель» территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 16 сентября 2005 года по 31 декабря 2007 года в должности «старшего спасателя» территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 01 января 2008 года по 01 января 2013 года принят в порядке перевода из территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия в Главное управление МЧС России по Республики Калмыкия на должность старшего спасателя по 13 разряду в территориальную ПСС, с 01 января 2013 года по 19 апреля 2016 года переведен на должность начальника отделения территориальной ПСС в Главном управлении МЧС России по Республики Калмыкия, с 20 апреля 2016 года по настоящее время в должности начальника поисково-спасательного отделения территориальной поисково-спасательной службы Казенного учреждения Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты». В 2016 году распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 08 февраля 2016 года № 24-р создано Казенное учреждение Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты». 01 июня 1998 года истец принят на должность спасателя по 9 разряду в поисково-спасательную службу Комитета по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия. 01 июля 1999 года в связи с реорганизацией Комитета по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия переведен в Министерство по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия на должность спасателя по 11 разряду. 01 июля 2004 года поисково-спасательный отряд Министерство по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия переименовано в группу проведения поисково-спасательных работ Спасательно-пожарного центра. 20 апреля 2005 года Министерство по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия преобразовано в Управление по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия, Харченко А.В. назначен на должность спасателя территориальной ПСС. 16 сентября 2005 года переведен на должность старшего спасателя. 01 января 2008 года принят в территориальную ППС главного управления МЧС России по Республики Калмыкия на должность старшего спасателя по 13 разряду в порядке перевода из Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия. 19 апреля 2016 года уволен в порядке перевода и 20 апреля 2016 года принят в порядке перевода из МЧС России по Республике Калмыкия на должность начальника поисково-спасательного отделения в территориальную поисково-спасательную службу казенного учреждения Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты», где и продолжает работать по настоящее время. Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой серии AT-VI №0105183, справкой от 12 апреля 2017 года №46, выданной Главным управлением МЧС России по Республике Калмыкия, справкой от 12 апреля 2017 года №61, выданной Казенным учреждением Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты». Согласно протоколов Республиканской аттестационной комиссии Харченко А.В. прошел аттестацию на подтверждение квалификации «спасатель», «спасатель 3 класса», «спасатель 2 класса», «спасатель 1 класса», что подтверждается книжкой спасателя серия РК номер 303-024. Книжкой спасателя серии РК номер 303-024 подтверждается, что Харченко А.В. за период работы проведены аварийно-спасательные работы, в ликвидациях ДТП в ночное и дневное время суток. Работая в должности спасателя, спасателя 3 класса, спасателя 2 класса, спасателя 1 класса, начальника ПСО казенного учреждения Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты», Харченко А.В. выполнялись те же должностные обязанности, что и у спасателя, спасателя 3 класса, спасателя 2 класса в профессиональных аварийно-спасательных службах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций. С учетом периодов работы на момент обращения Харченко А.В. за досрочной трудовой пенсией, продолжительность специального трудового стажа достигла 15 лет, в связи с чем, пенсия Харченко А.В. должна быть назначена с момента обращения в ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю. Просил суд признать за Харченко А.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с наличием специального трудового стажа. Обязать ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю включить Харченко А.В. в специальный трудовой стаж - стаж работы спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости на основании п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 01 июня 1998 года по 01 июля 1999 года в должности «спасатель» поисково-спасательной службы по 9 разряду Комитета по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 01 июля 1999 года по 01 июля 2004 года в должности «спасатель» по 11 разряду Министерства по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 01 июля 2004 года по 20 апреля 2005 года в должности «спасатель» группы проведения поисково-спасательных работ Спасательно-пожарного центра Министерства по делам ГО И ЧС Республики Калмыкия, с 20 апреля 2005 года по 16 сентября 2005 года в должности «спасатель» территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 16 сентября 2005 года по 31 декабря 2007 года в должности «старшего спасателя» территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 01 января 2008 года по 01 января 2013 года принят в порядке перевода из территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия в Главное управление МЧС России по Республики Калмыкия на должность старшего спасателя по 13 разряду в территориальную ПСС, с 01 января 2013 года по 19 апреля 2016 года переведен на должность начальника отделения территориальной ПСС в Главном управлении МЧС России по Республики Калмыкия, с 20 апреля 2016 года по настоящее время в должности начальника поисково-спасательного отделения территориальной поисково-спасательной службы Казенного учреждения Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты». Обязать ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю назначить Харченко А.В. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю (л.д.3-13).
Обжалуемым решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10 января 2018 года исковые требования Харченко А.В., 27 июня 1975 года рождения к ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворены. За Харченко А.В., 27 июня 1975 года рождения признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с наличием специального трудового стажа. ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю обязано включить Харченко А.В., 27 июня 1975 года рождения в специальный трудовой стаж - стаж работы спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости на основании п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 01 июня 1998 года по 01 июля 1999 года в должности «спасатель» поисково-спасательной службы по 9 разряду Комитета по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 01 июля 1999 года по 01 июля 2004 года в должности «спасатель» по 11 разряду Министерства по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 01 июля 2004 года по 20 апреля 2005 года в должности «спасатель» группы проведения поисково-спасательных работ Спасательно-пожарного центра Министерства по делам ГО И ЧС Республики Калмыкия, с 20 апреля 2005 года по 16 сентября 2005 года в должности «спасатель» территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 16 сентября 2005 года по 31 декабря 2007 года в должности «старшего спасателя» территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 01 января 2008 года по 01 января 2013 года принят в порядке перевода из территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия в Главное управление МЧС России по Республики Калмыкия на должность старшего спасателя по 13 разряду в территориальную ПСС, с 01 января 2013 года по 19 апреля 2016 года переведен на должность начальника отделения территориальной ПСС в Главном управлении МЧС России по Республики Калмыкия, с 20 апреля 2016 года по настоящее время в должности начальника поисково-спасательного отделения территориальной поисково-спасательной службы Казенного учреждения Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты». ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю обязано назначить Харченко А.В., 27 июня 1975 года рождения досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю - с 28 марта 2017 года (л.д.102-138).
В поступившей 12 февраля 2018 года апелляционной жалобе ответчик ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю просит решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10 января 2018 года отменить, указав, что решением от 06 июня 2017 года №05/62 ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю отказало в назначении досрочной страховой пенсии по старости Харченко А.В. в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который на момент обращения составил 0 лет 0 месяцев 0 дней. На запросы ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю получен ответ из ГУ УПФ РФ по г. Элиста о том, что страхователями ГУ МЧС России по РК и КУ РК «Центром гражданской защиты» предоставляется для наблюдательного дела «Перечень рабочих мест, профессий (должностей) работников, претендующих на льготное пенсионное обеспечение». Работа в должности спасатель перечнем не предусмотрена, в связи с отсутствием права. Стаж работы с особыми условиями труда Харченко А.В. не подтвержден. Справки, представленные заявителем выданы на основании трудовой книжки. Периоды работы после регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта. Дата регистрации Харченко А.В. 21 октября 1997 года. В сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта отсутствуют сведения о работе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно п.16 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ за периоды работы, указанные в справке от 21 марта 2017 года №47. По представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счёта в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не засчитаны периоды работы: с 01 июня 1998 года по 15 сентября 2005 года в должности «спасатель» в Комитете по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия (в последствии Управление по обеспечению мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия), с 16 сентября 2005 года по 31 декабря 2007 года в должности «старший спасатель» в Управлении по обеспечению мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 01 января 2008 года по 31 декабря 2012 года в должности «старший спасатель» и с 01 января 2013 года по 19 апреля 2016 года в должности «начальник отделения» в территориальной поисково-спасательной службе Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия, с 20 апреля 2016 года по 21 марта 2017 года в должности «начальника поисково-спасательной службы» территориальной поисково-спасательной службы в Казенном учреждении Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты». Отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости Харченко А.В. является обоснованным, а действия ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю совершены в соответствии с законом в пределах полномочий (л.д.143-150).
05 апреля 2018 года от истца Харченко А.В. в лице представителя по доверенности Капшук А.П. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых истец просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения, указав, что спасатели поисково-спасательного отряда Министерства по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия, группы проведения поисково-спасательных работ Спасательно-пожарного центра Министерства по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия, Территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия, Территориальной поисково-спасательной службы Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия, Территориальной поисково-спасательной службы «Центр гражданской защиты» выполняли виды работ, аналогичные видам работ спасателей в спасательных формированиях, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций городского и краевого значения, локального, местного и территориального масштабов, техногенного и природного характера, пожарах с большой площадью задымления, ДТП с большим количеством жертв и пострадавших, как на территории города, так и в республике в целом, а также с выездами в Ростовскую, Астраханскую области и в Ставропольский край. Объем выполняемых работ в среднем за год составил 450 часов. Должностные обязанности спасателей указанных аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований полностью соответствуют должностным обязанностям спасателей, осуществляющих свою трудовую деятельность в МЧС России. Виды деятельности, осуществляемые спасателями МЧС России полностью соответствуют видам деятельности, осуществляемым спасателями аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований Республики Калмыкия. Харченко А.В. осуществлял свою трудовую деятельность в Поисково-спасательном отряде Министерства по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия, группе проведения поисково-спасательных работ Спасательно-пожарного центра Министерства по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия, Территориальной поисково-спасательной службе Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия, территориальной поисково-спасательной службе Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия, Территориальной поисково-спасательной службе «Центр гражданской защиты», выполнял те же должностные обязанности, что и работа спасателя, спасателя 3 класса, спасателя 2 класса в профессиональных аварийно-спасательных службах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Все записи в трудовой книжке о датах приема, увольнения, номера и даты приказов о приеме и увольнении истца, переводах, номера и даты приказов о переименовании организации, наименования занимаемых должностей, указаны без исправлений и помарок, заверены подписью ответственного лица, печатью организаций, в связи с чем, сомнений не вызывают.
Исследовав материалы гражданского дела №2-312/18, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, в поступивших относительно доводов апелляционной жалобы возражениях, заслушав представителя истца Харченко А.В. на основании доверенности Шамрай А.В., поддержавшую доводы возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с положениями п.16 ч.1ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28декабря2013года №400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года №702 утверждён Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «л» статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в который входят по должности: командир поисково-спасательного отряда и его заместитель по поисково-спасательной работе, начальник поисково-спасательного отряда и его заместитель по поисково-спасательной работе, начальник поисково-спасательной группы, начальники центрального аэромобильного спасательного отряда, аэромобильных спасательных отрядов и их заместители по поисково-спасательной работе, начальник поисково-спасательной службы и его заместитель по поисково-спасательной работе, начальник поисково-спасательного подразделения, спасатель, спасатели 1, 2, 3 классов, спасатель международного класса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года №702 утверждён Перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в который входят по должности: спасатель, спасатели 1, 2, 3 классов, спасатель международного класса.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении указанным ниже лицам трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 16. 17 и 21 пункта 1 статьи 27Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются следующие списки работ, профессий и должностей и перечни должностей и специальностей, утвержденные Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации: а) лицам, проработавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года №702.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 года №551-О-П, досрочное назначение трудовой пенсии по старости спасателям, осуществлявшим профессиональную аварийно-спасательную деятельность в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию Российской Федерации, но и территории зарубежных стран. Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «з» части 1). В развитие указанных конституционных положений статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5 пункта 2, а статья 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусматривает создание в субъектах Российской Федерации собственных аварийно-спасательных служб. При этом согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью. Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации. Соответственно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации не может, вопреки утверждению заявителей, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Применительно к вышеизложенному критериями оценки занятости работников профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение являются занятость спасателей в составе профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Включенные в приведённые Перечни, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года №702 спасатели являются работниками профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России.
Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, и правом на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п.16 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» не пользуются.
Исчисление периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516.
Согласно п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» при подсчете страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.
При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
Согласно Порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённому приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года №258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а так же иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующею периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется.
На запросы управления получен ответ из ГУ УПФ РФ в г. Элисте о том что страхователями ГУ МЧС России по РК и КУ РК «Центром гражданской защиты предоставляется для наблюдательного дела «Перечень рабочих мест, профессий (должностей) работников, претендующих на льготное пенсионное обеспечение», работа в должности спасатель Перечнем не предусмотрена, в связи с отсутствием права. Стаж работы с особыми условиями труда Харченко А.В. не подтверждён. Справки представленные заявителем, выданы на основании трудовой книжки.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта. Дата регистрации Харченко А.В. - 21 октября 1997 года.
В сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствуют сведения о работе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно п.16 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» за периоды работы указанные в справке от 21 марта 2017 года №47.
Применительно к вышеизложенному по представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счёта в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно п.16 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю правомерно не засчитаны периоды работы: с 01 июня 1998 года по 15 сентября 2005 года в должности «спасатель» в Комитете по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия (в последствии Управление по обеспечению мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия), с 16 сентября 2005 года по 31 декабря 2007 года в должности «старший спасатель» в правлении по обеспечению мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 01 января 2008 года по 31 декабря 2012 года в должности «старший спасатель», с 01 января 2013 года по 19 апреля 2016 года в должности «начальник отделения» в территориальной поисково-спасательной службы ГУ МЧС России по Республике Калмыкия, с 20 апреля 2016 года по 21 марта 2017 года в должности «начальника поисково-спасательной службы» территориальной поисково-спасательной службы в казенном учреждении Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты».
По изложенным основаниям решение суда подлежит отмене, доводы апелляционной жалобы - удовлетворению, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении искового заявления Харченко А.В. к ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю о признании права на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить трудовой стаж работы, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10 января 2018 года отменить, апелляционную жалобу ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Харченко А.В. к ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю о признании права на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить трудовой стаж работы, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости отказать.
Судья-председательствующий
Судьи: