Судья Косолапова А.С. дело № 33-3-6075/2020 26RS0002-01-2019-007289-28
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 16 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Переверзевой В.А.,
судей Луневой С.П., Свечниковой Н.Г.,
при секретаре Гриб В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Ставропольского края по доверенности ПодчернинойТ.В.
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 11 июня 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению заместителя прокурора Ставропольского края к Министерство образования Ставропольского края, ректору ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» Редько Людмиле Леонидовне о признании бездействия Министерство образования Ставропольского края,
заслушав доклад судьи Луневой С.П.,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Ставропольского края обратился в суд в интересах Российской Федерации с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что в ходе проверки, проведенной на основании информации УФСБ России по Ставропольскому краю, в деятельности министерства образования Ставропольского края выявлены нарушения требований трудового законодательства.
Проверкой установлено, что приказом министерства от 23 июля 2013 года № № Редько Л.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утверждена на должность ректора государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский государственный педагогический институт», заключен трудовой договор. 10января 2014 министерством с Редько Л.Л. заключен трудовой договор.
Приказом министерства от 25 июня 2018 № № срок трудового договора, заключенного с ректором ГБОУ ВО «СГПИ» Редько Л.Л., продлен до ДД.ММ.ГГГГ (до достижения Редько Л.П. возраста 70 лет).
Приказом министерства от 15 февраля 2019 года № 16-лп срок трудового договора, заключенного с ректором ГБОУ ВО «СГПИ»
Редько Л.Л., вновь продлен до ДД.ММ.ГГГГ (до достижения
Редько Л.Л. возраста 72 лет).
Разделом 6 Устава ГБОУ ВО «СГПИ», утвержденным приказом министерства от 27 июля 2015 года № 1095-пр, предусмотрено, что ректор ГБОУ ВО «СГПИ» избирается общим собранием (конференцией работников (ученым советом) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации, которым является министерство.
Министерством 15 февраля 2019 года в нарушение требований
ст. 332 ТК РФ приказом № ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор № №, заключенный 10 января 2014 года с ректором ГБОУ ВО «СГПИ» Редько Л.Л. продлен до достижения ею возраста семидесяти двух лет (ДД.ММ.ГГГГ. Меры, направленные на устранение нарушений трудового законодательства в связи с достижением 25 марта 2019 года ректором ГБОУ ВО «СГПИ» Редько Л.Л. предельного возраста замещения должности ректора высшего образовательного учреждения (семидесяти лет), не приняты.
По факту выявленных нарушений закона заместителем прокурора края министру образования Ставропольского края 10 сентября 2019 года внесено представление об устранении указанных нарушений, которое 16октября2019 года рассмотрено.
Вместе с тем, министерством требования прокуратуры края, изложенные в представлении об устранении выявленных нарушений трудового законодательства от 10 сентября 2019 года в полном объеме не исполнены, мер, направленных на приведение в соответствие с трудовым законодательством трудовых отношений с Редько Л.Л., занимающей должность ректора ГБОУ ВО «СГПИ» (руководителя высшего образовательного учреждения), не принято.
Просит суд признать незаконным приказ министерства образования Ставропольского края от 15.02.2019 № № «О продлении срока трудового договора Редько Л.Л.»; признать незаконным бездействие министерства образования Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений трудового законодательства в связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ ректором государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» Редько Л.Л. предельного возраста (семидесяти лет); возложить на министерство образования Ставропольского края обязанность прекратить действие трудового договора № №, заключенного 10.01.2014 между министерством образования Ставропольского края и ректором государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский государственный педагогический институт» Редько Л.Л.
Определением Ленинского районного суда города Ставрополя от 11 июня 2020 года прекращено производство по делу в части исковых требований прокурора Ставропольского края о признании незаконным приказа министерства образования Ставропольского края от 15.02.2019 № № «О продлении срока трудового договора Редько Л.Л.»; о возложении на министерство образования Ставропольского края обязанности прекратить действие трудового договора № №, заключенного 10.01.2014 между министерством образования Ставропольского края и ректором государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский государственный педагогический институт» Редько Л.Л. в связи с отказом от иска.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 11 июня 2020 года исковые требования прокурора Ставропольского края удовлетворены.
Признано незаконным бездействие министерства образования Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений трудового законодательства в связи с достижением 25 марта 2019 года ректором государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» Редько Людмилой Леонидовной предельного возраста (семидесяти лет).
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Ставропольского края по доверенности ПодчернинаТ.В. просит обжалуемое решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Указывает, что выводы являются ошибочными и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Определение возраста для лиц, занимающих руководящие должности в образовательных организациях высшего образования, необходимо рассматривать с учетом конкретной ситуации. Комплекс совместных мероприятий, который, в итоге, позволили принять обоснованное и целесообразное решение об издании приказа Минобразования края от 05 июня 2020 года № 94-лп «О переходе на выборную должность Редько Л.Л», является подтверждением разумного и профессионального взаимодействия ответчиков, и, в этой связи, фактически опровергает довод истца о нарушении базовых основ конституционного строя в Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Беланов В.В. просит суд обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При реализации этих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом министерства образования Ставропольского края от 23.07.2013
№ № Редько Л.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утверждена на должность ректора государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский государственный педагогический институт», заключен трудовой договор.
10.01.2014 министерством образования Ставропольского края с
Редько Л.Л. заключен трудовой договор № №.
Приказом министерства от 25.06.2018 № № срок трудового договора, заключенного с ректором ГБОУ ВО «СГПИ» Редько Л.Л., продлен до ДД.ММ.ГГГГдо достижения Редько Л.П. возраста 70 лет).
Приказом министерства от 15.02.2019 № № срок трудового договора, заключенного с ректором ГБОУ ВО «СГПИ» Редько Л.Л. продлен до ДД.ММ.ГГГГ (до достижения Редько Л.Л. возраста 72 лет).
Прокуратурой Ставропольского края на основании информации УФСБ России по Ставропольскому краю проведена проверка соблюдения министерством образования Ставропольского края требований Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
В ходе проверки в деятельности министерства образования Ставропольского края выявлены нарушения требований трудового законодательства.
Проверкой установлено, что министерством образования Ставропольского края 15.02.2019 в нарушение требований ст. 332 ТК РФ приказом № № трудовой договор № №, заключенный 10.01.2014 с ректором ГБОУ ВО «СГПИ» Редько Л.Л., продлен до достижения ею возраста семидесяти двух лет (до ДД.ММ.ГГГГ).
Меры, направленные на устранение нарушений трудового законодательства в связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ ректором ГБОУ ВО «СГПИ» Редько Л.Л. предельного возраста замещения должности ректора высшего образовательного учреждения (семидесяти лет) не приняты.
По факту выявленных нарушений закона заместителем прокурора края министру образования Ставропольского края 10.09.2019 внесено представление об устранении указанных нарушений (л.д. 8-10).
16.10.2019 представление прокурора рассмотрено, министерством образования на имя заместителя прокурора Ставропольского края направлен ответ № № (л.д. 11-13), в котором указано, что для рассмотрения представления приказом министерства была образована комиссия и проведена служебная проверка по доводам, изложенным в представлении. По итогам рассмотрения представления комиссия пришла к выводу, что представление подлежит частичному удовлетворению в части приведения положения о выборах ректора государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт», являющемуся приложением к уставу СГПИ, в соответствие с законодательством Российской Федерации. Соответствующая работа организована министерством совместно с СГПИ. В остальной части представление не подлежит удовлетворению. Указано, что решение о продлении полномочий ректора, достигшего возраста 70 лет, принято учредителем СГПИ - министерством - по ходатайству Ученого совета СГПИ. Основанием обращения ученого совета СГПИ (протокол № 3 от 12 января 2019 года) к министерству, как учредителю, по вопросу продления срока трудового договора с ректором СГПИ Редько Л.Л., явилось отсутствие в действующем трудовом законодательстве Российской Федерации прямого запрета на продление сроков полномочий ректора, достигшего 70-летнего возраста.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установил, что после проведения прокуратурой края проверки, в ходе которой было установлено нарушение министерством образования Ставропольского края требований ст. 332 ТК РФ при издании приказа от 15.02.2019 № № о продлении трудового договора № 138-П с ректором ГБОУ ВО «СГПИ» Редько. Л.Л. до достижения ею возраста семидесяти двух лет (до ДД.ММ.ГГГГ), прокурор направил в адрес министерства образования Ставропольского края представление.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что министерством образования Ставропольского края не исполнены обязанности, которые установлены федеральными законами, меры, направленные на устранение нарушений трудового законодательства в связи с достижением № ректором ГБОУ ВО «СГПИ» Редько Л.Л. предельного возраста замещения должности ректора высшего образовательного учреждения (семидесяти лет). Требования прокуратуры края, изложенные в представлении об устранении выявленных нарушений трудового законодательства от 10.09.2019, в полном объеме не исполнены.
Более того, представление об устранении нарушений министерством длительное время не исполнялось, а нарушения трудового законодательства и законодательства об образовании, а также указанное бездействие министерства по их своевременному устранению наносят вред охраняемым законам интересам государства, поскольку невыполнение требований федеральных законов нарушает базовые основы конституционного строя Российской Федерации.
При этом, суд первой инстанции указал, что квалификация спорных правоотношений и связанный с этим выбор норм, подлежащих применению в конкретном деле, обусловленные исследованием фактических обстоятельств, равно как и установление в каждом конкретном деле наличия оснований для удовлетворения либо отказа в удовлетворении исковых требований, входят в компетенцию суда, рассматривающего данное дело, на основании всестороннего и полного исследования материалов дела, а также доводов участников процесса.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанным выводом, поскольку судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку направлены на иное неверное толкование закона, иную оценку доказательств по делу, которым дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 11июня2020года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи