Судья Демьянов Е.В. | Дело № 33а-1589/2023 Дело № 2а-1501/2023 УИД 26RS0010-01-2023-001912-85 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 14 ноября 2023 г.
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи судей при секретаре судебного заседания | Шишовой В.Ю., Пшеничной Ж.А. и Болотовой Л.А., Матвиенко В.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1501/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Ставропольскому краю к Поделякиной Е.С. о взыскании обязательных платежей и санкций, по апелляционной жалобе административного ответчика Поделякиной Е.С. на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 12 июля 2023 г., которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пшеничной Ж.А., изложившей обстоятельства дела, содержание судебного решения, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Ставропольскому краю (далее также – МИФНС № 14 по Ставропольскому краю, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Поделякиной Е.С., указав, что последняя является собственником недвижимого имущества и транспортных средств, в связи с чем ей произведено начисление соответствующих налогов за 2020 год с направлением налогового уведомления от 1 сентября 2021 г. № 43089502, однако должник сумму налогов не оплатил. На сумму недоимки за 2017-2020 год произведено начисление пеней. Также Поделякина Е.С. является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020 и 2021 год в фиксированном размере. В виду неуплаты страховых взносов Инспекцией на сумму недоимки начислена пеня. В адрес налогоплательщика направлены требования № 36738 по состоянию на 16 декабря 2021 г., № 28264 от 3 ноября 2021 г. Мировым судьей судебного участка № 8 г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края 28 февраля 2022 г. вынесен судебный приказ № 2а-110-07-562/22, который отменен определением от 30 ноября 2022 г. после поступления заявления от должника с возражением относительно исполнения судебного приказа.
На основании изложенного Инспекция просила суд взыскать с Поделякиной Е.С. недоимку на общую сумму 80 953,07 руб., в том числе задолженность по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 54 794 руб., пени по налогу на имущество в размере 7 235,93 руб.; транспортного налога с физических лиц в размере 3 600 руб., пени по налогу на транспорт с физических лиц в размере 920,63 руб.; пени по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчета, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 11 801,32 руб.; пени по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 2 601,13 руб.
Обжалуемым решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 12 июля 2023 г. административные исковые требования МИФНС № 14 по Ставропольскому краю удовлетворены. С Поделякиной Е.С. взыскана задолженность на общую сумму 80 953,07 руб.; в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 628,59 руб.
В апелляционной жалобе административный ответчик Поделякина Е.С. просит об отмене решения суда, указывая, что на основании определения суда об утверждении мирового соглашения от 31 августа 2020 г. автомобиль марки <данные изъяты>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты недвижимости с кадастровыми номерами № были выделены в собственность П.В.В,, который не произвел своевременную перерегистрацию имущества за собой и не исполнил вступивший в законную силу судебный акт. Также суд взыскал налог на транспортное средство Лада Веста, который уплачен.
Принимая во внимание, что участники судебного разбирательства по делу надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, включая дополнительно представленные по запросу судебной коллегии выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №, сведения относительно собственника транспортного средства, копию определения Георгиевского городского суда Ставропольского края от 31 августа 2020 г., карточку учета транспортного средства <данные изъяты>, пояснения налогового органа от 24 октября 2023 г. и от 3 ноября 2023 г., расчет сумм пеней, включенных в требование № 28264, копию решения Георгиевского городского суда Ставропольского края от 24 мая 2023 г., копию постановления о возбуждении исполнительного производства от 8 апреля 2019 г., копию постановления о возбуждении исполнительного производства от 11 января 2019 г., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налогового органа (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов административного дела, обращаясь в суд, налоговый орган указывал на то, что административный ответчик самостоятельно и в установленный срок не исполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2020 год, налога на имущество физических лиц за 2020 год, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование; на сумму задолженности, в том числе и по обязательствам 2017, 2018 и 2019 года, произведено начисление пеней; требования об уплате задолженности оставлены без удовлетворения; определением мирового судьи судебный приказ о взыскании с Поделякиной Е.С. налоговой недоимки был отменен; налог и пени в бюджет в полном объеме не уплачены.
Разрешая заявленные МИФНС № 14 по Ставропольскому краю требования о взыскании с административного ответчика указанной задолженности по обязательным платежам, суд проверил приведенный расчет задолженности и нашел его верным. Приняв во внимание отсутствие доказательств в опровержение доводов истца, а также доказательств оплаты налогов в размере 80 953,07 руб., суд взыскал с Поделякиной Е.С. указанную недоимку.
Названные суждения суда первой инстанции признаются судебной коллегией, подробно исследовавшей материалы дела и представленные сторонами доказательства, оценившей доводы сторон по существу спора, правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения (статья 57 Конституции Российской Федерации, статьи 45, 48, 52, 69, 75 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, главы 28, 32 и 34 Налогового кодекса Российской Федерации), а также позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П о том, что налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Судебная коллегия считает, что суд правомерно удовлетворил административные исковые требования; решение суда об этом является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Так, исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции при рассмотрении административного дела, в период с 20 июня 2005 г. по 13 января 2021 г. Поделякина Е.С. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ИНН №, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 27 января 2023 г., следовательно, в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлась плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
За 2020, 2021 годы Поделякиной Е.С. было произведено начисление страховых взносов пропорционально регистрации налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя.
Поделякина Е.С. страховые взносы не уплатила в бюджет Российской Федерации до настоящего времени.
Также согласно части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поделякина Е.С. является плательщиком налога на транспорт с физических лиц, как собственник автомобиля легкового, государственный регистрационный знак: №, марка/модель: <данные изъяты>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, период владения с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время; автомобиля легкового, государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, период владения с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.
Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
Поделякина Е.С. является собственником следующих объектов недвижимости: жилого дома, с кадастровым номером №, площадью 468,80 кв.м, размер доли - 1/2, по адресу: <адрес>, дата возникновения собственности - ДД.ММ.ГГГГ.; иного строения, с кадастровым номером №, площадью 41,60 кв.м, размер доли - 1/1, по адресу: <адрес>, дата возникновения собственности - ДД.ММ.ГГГГ г.; иного строения, с кадастровым номером №, площадью 82,10 кв.м, размер доли - 1/1, по адресу: <адрес>, дата возникновения собственности - ДД.ММ.ГГГГ г.; иного строения, с кадастровым номером №, площадью 1304,30 кв.м, размер доли - 1/1, по адресу: <адрес>, дата возникновения собственности - ДД.ММ.ГГГГ г.; иного строения, с кадастровым номером №, площадью 1398,80 кв.м, размер доли - 1/1, по адресу: <адрес>, дата возникновения собственности - ДД.ММ.ГГГГ г. Следовательно, Поделякина Е.С. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Административному ответчику исчислена сумма транспортного налога за 2020 год в размере 5 192 руб. из расчета (120.00 (налоговая база) х 30.00 (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 3600 руб.) + (106.10 (налоговая база) х 15.00 (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 1 592 руб.).
Административному ответчику исчислена сумма налога за 2020 год в размере 54 794 руб. Расчет суммы указанного вида налога произведен следующим образом: (1 642 440 руб. (налоговая база) х 0,30% (налоговая ставка) х 1/2 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 1 764 руб.) + (394 219 руб. (налоговая база) х 0,50% (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 1 115 руб.) + (654 542 руб. (налоговая база) х 0,50% (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 1 781 руб.) + (8 843 082 руб. (налоговая база) х 0,50% (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 24 191 руб.) + (9 483 787 руб. (налоговая база) х 0,50% (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 25 943 руб.).
Налогоплательщику направлено налоговое уведомление об уплате налогов № 43089502 от 1 сентября 2021 г. Административный ответчик суммы налога на имущество за 2020 год и транспортного налога за 2020 год оплатила не в полном объеме. Частичная оплата транспортного налога произведена 17 ноября 2022 г. в сумме 1 592 руб., непогашенный остаток на настоящий момент составляет 3 600 руб.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводу административного ответчика Поделякиной Е.С. о том, что определением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 31 августа 2020 г. по гражданскому делу по иску о разделе совместно нажитого имущества утверждено мировое соглашение, на основании которого произведен раздел совместно нажитого имущества супругов, являющегося предметом спора по настоящему делу, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
По смыслу приведенных выше положений статей 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации, как правило, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, которым принадлежит право собственности на указанное имущество. Акт регистрации является подтверждением перехода права собственности.
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 835-О-О, от 29 сентября 2011 г. № 1267-О-О, от 24 декабря 2012 г. № 2391-О и др.).
Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения (пункт 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации).
По правилам пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации, которая в силу частей 3 и 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является единственным доказательством существования зарегистрированного права, признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 этого же Федерального закона одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступивший в законную силу судебный акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 и статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу приведенных законоположений в их системном единстве в качестве объекта налогообложения налога на имущество физических лиц признаются объекты, соответствующие одновременно двум критериям: если право на объект недвижимости было зарегистрировано за налогоплательщиком, и он владел указанным имуществом по смыслу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету транспортных средств, а также объектов недвижимого имущества и при начислении транспортного налога и налога на имущество они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов.
При этом в части 2 статьи 8 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что прежний владелец транспортного средства имеет право обратиться в регистрационное подразделение с заявлением о прекращении государственного учета данного транспортного средства, представив документ, подтверждающий смену владельца транспортного средства.
В данном случае согласно карточке учета транспортного средства марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска его собственником с ДД.ММ.ГГГГ г. числиться Поделякина Е.С.; право собственности на объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами № зарегистрировано за Поделякиной Е.С., что подтверждается выписками из ЕГРН, представленными по запросу судебной коллегии.
Ссылаясь на определение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 31 августа 2020 г. об утверждении мирового соглашения между Поделякиной Е.С. и П.В.В,, согласно которому указанное имущество передано в собственность П.В.В,, административный ответчик Поделякина Е.С. не представила доказательств обращения в регистрирующие органы с соответствующими заявлениями о прекращении права собственности в отношении объектов налогообложения на основании указанного определения, как и не представила доказательств того, что она не обладает правами собственника на указанное имущество.
Основания для перерасчета исчисленных в отношении Поделякиной Е.С. транспортного налога и налога на имущество в связи с разделом совместно нажитого имущества, без выполнения налогоплательщиком действий по обращению в государственные органы с соответствующими заявлениями для снятия с учета транспортных средств и для внесения в ЕГРН записи о прекращении за ней права собственности на недвижимое имущество, отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит верными выводы суда первой инстанции о том, что Поделякина Е.С. до настоящего времени является собственником объектов налогообложения, являющимися предметом спора по настоящему делу, в связи с чем обязана производить оплату налога на транспорт с физических лиц и налога на имущество физических лиц.
Доводы апеллянта об оплате задолженности по транспортному налогу в отношении автомобиля <данные изъяты>, р/з № подлежат отклонению, поскольку оплата налога в сумме 1 592 руб. учтена при расчете задолженности по административному иску, что прямо следует из административного иска.
Также из материалов дела следует, что ко взысканию предъявлены пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 920,69 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 7 235,93 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 11 801,32 руб. и обязательное медицинское страхование в размере 2 601,13 руб.
Исходя из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В своем определении от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 г. N 422-О, следует, что положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
В виду изложенного, поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (неначисление) правового значения не имеет.
Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
В виду неисполнения обязанности по уплате налогов и страховых взносов налогоплательщику Поделякиной Е.С. направлено требование № 28264 от 3 ноября 2021 г. сроком исполнения до 28 декабря 2021 г., согласно которому ей произведено начисление пеней на общую сумму 23 480,77 руб.
Из расчета сумм пеней, включенных в указанное требование, а также пояснений налогового органа, усматривается, что:
за неуплату транспортного налога за 2017 год исчислена пеня за период с 25 июня 2020 г. по 2 ноября 2021 г. в размере 316,18 руб., за неуплату транспортного налога за 2018 год в размере 3 992 руб. исчислена за период с 25 июня 2020 г. по 2 ноября 2021 г. в размере 327,08 руб., за неуплату транспортного налога за 2019 год в размере 5 192 руб. исчислена пеня за период с 4 февраля 2021 г. по 2 ноября 2021 г. в размере 259,26 руб.;
за неуплату налога на имущество за 2017 год в размере 41 168 руб. исчислена пеня за период с 25 июня 2020 г. по 2 ноября 2021 г. в сумме 846,55 руб., за неуплату налога за 2018 год в размере 45 284 руб. исчислена пеня за период с 25 июня 2020 г. по 2 ноября 2021 г. в сумме 3 710,27 руб., за неуплату налога за 2019 год в размере 49 813 руб. исчислена пеня за период с 4 февраля 2021 г. по 2 ноября 2021 г. в сумме 2 487,33 руб.;
за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исчислена пеня в размере 1 857,57 руб. за период с 26 января 2019 г. по 15 декабря 2021 г. за неуплату страховых взносов за 2017 год в размере 23 400 руб.; в размере 56,62 руб. за период с 4 февраля 2021 г. по 2 ноября 2021 г. за неуплату страховых взносов за 2021 год в размере 1 133,94 руб.; в размере 4 905,61 руб. за период с 26 января 2019 г. по 2 ноября 2021 г. за неуплату страховых взносов за 2018 год в размере 26 545 руб.; в размере 3 361,29 руб. за период с 10 января 2020 г по 2 ноября 2021 г. за неуплату страховых взносов за 2019 год в размере 29354 руб.; в размере 1 620,23 руб. за период с 4 февраля 2021 г по 2 ноября 2021 г. за неуплату страховых взносов за 2020 год в размере 32448 руб.;
за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование исчислена пеня в размере 14,70 руб. за период с 4 февраля 2021 г. по 2 ноября 2021 г. за неуплату страховых взносов за 2021 год в размере 294,46 руб.; в размере 364,38 руб. за период с 26 января 2019 г. по 15 декабря 2019 г. за неуплату страховых взносов за 2017 год в размере 4 590 руб.; в размере 1 013,02 руб. за период с 26 января 2019 г. по 2 ноября 2021 г. за неуплату страховых взносов за 2018 год в размере 5 840 руб.; в размере 788,28 руб. за период с 10 января 2020 г. по 2 ноября 2021 г. за неуплату страховых взносов за 2019 год в размере 6 884 руб.; в размере 420,75 руб. за период с 4 февраля 2021 г. по 2 ноября 2021 г. за неуплату страховых взносов за 2020 год в размере 8 426 руб.
Также налогоплательщику направлено требование № 36738 по состоянию на 16 декабря 2021 г., согласно которому Поделякиной Е.С. сообщено о наличии задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере 5 192 руб. и пени в размере 18,17 руб. (период с 2 декабря 2021 г. по 15 декабря 2021 г.), по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 54 794 руб. и пени в размере 191,78 руб. (период с 2 декабря 2021 г. по 15 декабря 2021 г.).
Подробный расчет задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование является приложением к требованиям № 28264 и 36738, и представлен суду с административным исковым заявлением. Расчеты в полной мере отвечают положениям действующего законодательства, в том числе включают в себя информацию о периоде начисления пени, количестве дней просрочки, сумме задолженности, примененных ставках Центрального банка Российской Федерации, результатах математических операций по каждому периоду начисления, итоговых суммах. Какие-либо случаи некорректного начисления, неверных результатов арифметических вычислений судебной коллегий установлены не были. При этом административным ответчиком контррасчет заявленных требований не представлен.
Проверяя обстоятельства принятия налоговым органом своевременных мер ко взысканию сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018-2021 годы и на обязательное медицинское страхование за 2019-2021 годы, о взыскании пеней на которые просит административный истец, судебной коллегией из представленных по запросу документов установлено следующее.
Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование частично погашена в порядке ареста 16 декабря 2019 г. в размере 23 400 руб. в счет погашения за 2017 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование; в размере 3 145 руб. в счет погашения за 2018 год на обязательное пенсионное страхование; в размере 4 590 руб. в счет погашения за 2017 год на обязательное медицинское страхование; в размере 1 250 руб. в счет погашения за 2018 год на обязательное медицинское страхование; 9 апреля 2021 г. в размере 36,40 руб., 53,06 руб., 0,11 руб., 0,05 руб., 0,01 руб. в счет погашения страховых взносов за 2018 год на обязательное пенсионное страхование, в размере 8,54 руб. в счет погашения страховых взносов за 2018 год на обязательное медицинское страхование. Остаток задолженности по страховым взносам за 2018 год взыскан постановлением налогового органа о взыскании за счет имущества налогоплательщика по статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № 262502101, по которому возбуждено исполнительное производство № 33595/19/26010-ИП от 8 апреля 2019 г. Недоимка по страховым взносам за 2019 год взыскана постановления налогового органа о взыскании за счет имущества налогоплательщика по статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. № 262500729, на основании которого возбуждено исполнительное производство № 184068/20/26010-ИП от 11 января 2021 г.
Недоимка по страховым взносам за 2020, 2021 год, а также по транспортному налогу за 2019 год и налогу на имущество физических лиц за 2019 год взыскана на основании решения Георгиевского городского суда Ставропольского края от 24 мая 2023 г. по административному делу № 2а-1508/2023, вступившему в законную силу 4 июля 2023 г., которым также взыскана задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2019 год.
Задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2017 год взыскана на основании судебного приказа от 11 сентября 2019 г. № 2а-777-07-562/2019. Оплата транспортного налога произведена частично, а именно 17 ноября 2022 г. – 1 459 руб. и 7 декабря 2022 г. – 1,73 руб. Налог на имущество физических лиц частично взыскан службой судебных приставов в размере 29 054,05 руб.
Задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018 год взыскана на основании судебного приказа от 12 мая 2020 г. № 2а-288-07-562/2020. Оплата транспортного налога произведена частично, а именно 17 ноября 2022 г. – 1 592 руб. Оплата по налогу на имущество физических лиц не производилась.
В виду изложенного, налоговым органом представлены доказательства взыскания основной задолженности, числящейся за налогоплательщиком Поделякиной Е.С., в связи с чем, учитывая отсутствие доказательств уплаты исчисленных сумм пеней, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с Поделякиной Е.С. задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, транспортному налогу и налогу на имущество.
Также судом первой инстанции проверены обстоятельства соблюдения налоговым органом срока для обращения в суд и установлено, что 28 февраля 2022 г. мировым судьей судебного участка № 8 г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края вынесен судебный приказ № 2а-110-07-562/22 о взыскании с Поделякиной Е.С. задолженности по уплате налогов и пени на общую сумму 82 733,19 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 8 г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от 30 ноября 2022 г. указанный судебный приказ отменен. В определении об отмене судебного приказа мировой судья разъяснил, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.
После отмены судебного приказа МИФНС № 14 по Ставропольскому краю обратилась в Георгиевский городской суд с административным исковым заявлением 27 апреля 2023 г., то есть в течение установленного положениями абзаца 2 пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку доказательств оплаты задолженности не представлено, процедура и срок взыскания задолженности налоговым органом соблюдены.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, признаются коллегией несостоятельными, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта; они основаны на неверном толковании заявителем положений действующего законодательства.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, принято законное и обоснованно решение.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене или изменению решения суда не установлено, заявителем жалобы не приведено. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, принятого с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 307 – 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 12 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Поделякиной Е.С. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационной суд общей юрисдикции путем подачи через суд первой инстанции кассационной жалобы (представления) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 16 ноября 2023 г.
Председательствующий | В.Ю. Шишова | |
Судьи | Ж.А. Пшеничная | |
Л.А. Болотова |