АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 13 января 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Переверзевой В.А.,
судей Муратовой Н.И., Селюковой З.Н.,
при секретаре Димитровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края Боброва А.В. на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 21 августа 2015 года по гражданскому делу по иску Шипилова Н.В. к Межрайонной ИФНС № 11 по Ставропольскому краю, администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края о признании действий ликвидационной комиссии по ликвидации муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» по не включению требований о взыскании задолженности по договорам займов в промежуточный ликвидационный баланс и предоставлении сведений в регистрирующий орган о соблюдении установленного порядка ликвидации юридического лица и расчетов с кредиторами, незаконными, признании недействительной записи, внесенной в ЕГРЮЛ о регистрации прекращения деятельности юридического лица и признании незаконным постановления об изъятии имущества из хозяйственного ведения,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
установила:
Шипилов Н.В. обратился в суд с указанным иском, который мотивирован, что он в соответствии с договором займа от 25 августа 2010 года предоставил беспроцентный заем в сумме …рубля муниципальному унитарному предприятию Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская», сроком выплаты до 25 октября 2010 года. Денежные средства были внесены им в кассу предприятия согласно приходному кассовому ордеру № 1 от 25 августа 2010 года. По расходным кассовым ордерам №№ 1-12 от 25 августа 2010 года вся денежная сумма израсходована на выплату заработной платы работникам. В соответствии с договором займа от 01 июня 2011 года истец предоставил беспроцентный заем в сумме …рублей муниципальному унитарному предприятию Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» сроком выплаты до 30 июня 2011 года. Деньги были внесены им в кассу предприятия согласно приходному кассовому ордеру № 1 от 01 июня 2011 года. По расходным кассовым ордерам №№ 1-6 от 01 июня 2011 года вся денежная сумма израсходована на выплату заработной платы работникам. Свои обязательства по возврату займов предприятие не выполнило. В связи с ухудшением финансового состояния и прекращением деятельности, в июле 2013 года началась ликвидация муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская». Исходя из сложившейся ситуации, истец 21 августа 2013 года обратился в Георгиевский городской суд с иском о взыскании задолженности по указанным договорам займов. В случае просрочки пунктом 3.1. договоров предусматривалось начисление пени в размере 0,3 % от суммы займа. Поэтому в своем иске он требовал взыскание основной задолженности по займам и пени на общую сумму …рублей. Определением Георгиевского городского суда от 26 августа 2013 года его исковое заявление было оставлено без движения в связи с необходимостью оплаты госпошлины. Определением Георгиевского городского суда от 03 сентября 2013 года исковое заявление принято к производству. По его ходатайству в обеспечение иска определением суда от 03 сентября 2013 года был наложен арест на недвижимое имущество ответчика, расположенное по адресу: Георгиевский район, пос. Новый, ул….: производственный корпус, площадью 640,2 кв.м., кадастровый номер…; склад № 1, площадью 568,1 кв.м., кадастровый номер …; нежилое помещение, площадью 555,7 кв.м., кадастровый номер….; склад № 3, площадью 246,4 кв.м., кадастровый номер…; весовая, площадью 147,3 кв.м., кадастровый номер…. В связи с обращением истца в суд, председатель ликвидационной комиссии, директор муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» Бобылев В.Ю. заверил его в том, что его требования будут включены в реестр требований кредиторов и при ликвидации удовлетворены за счет реализации недвижимого имущества, которое находилось под арестом. С учетом данных договоренностей, Шипилов Н.В. не стал настаивать на дальнейшем рассмотрении дела. Определением Георгиевского городского суда от 15 октября 2013 года его иск оставлен без рассмотрения и отменены обеспечительные меры по аресту недвижимого имущества. Поскольку требования Шипилова Н.В. - кредитора о возврате задолженности по займам и пени никем не рассматривались, и прошло достаточно много времени, он снова обратился 06 августа 2014 года с иском в Георгиевский городской суд к муниципальному унитарному предприятию Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» и администрации Георгиевского муниципального района о взыскании задолженности в сумме …рублей. Определением суда от 06 августа 2014 года исковое заявление принято к производству и возбуждено гражданское дело № 2-2067/2014. В ходе рассмотрения дела поступили сведения о том, что муниципальное унитарное предприятие Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» ликвидировано. По запросу суда представлен лист записи Единого государственного реестра юридических лиц, из которого следовало, что предприятие ликвидировано 11 декабря 2013 года. Также были представлены документы о проведении всей процедуры ликвидации, из которых установлено следующее: письмом № 7 от 25 июля 2013 года директор муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» Бобылев В.Ю. обратился к главе администрации Георгиевского муниципального района с просьбой о принятии решения о ликвидации предприятия. Решением Совета Георгиевского муниципального района от 30 июля 2013 года № 431-35 согласована ликвидация муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» и рекомендовано администрации Георгиевского муниципального района осуществить мероприятия по ликвидации. Распоряжением администрации Георгиевского муниципального района от 01 августа 2013 года № 174-р образована ликвидационная комиссия и утвержден план мероприятий по ликвидации предприятия. Согласно протоколу заседания ликвидационной комиссии № 1 от 12 августа 2013 года принято решение о публикации председателем ликвидационной комиссией Бобылевым В.Ю. сведений о ликвидации предприятия в специализированном издании «Вестник государственной регистрации». На заседании комиссии Бобылев В.Ю. сообщил о том, что у предприятия нет кредиторской задолженности, долгосрочные договоры не заключались, и поэтому нет необходимости направлять уведомления кредиторам. На момент проведения ликвидационных мероприятий согласно инвентаризационной описи основных средств, у предприятия на балансе находилось следующее имущество: весовая, общей площадью 147,3 кв.м., стоимостью … рубля; производственны корпус, общей площадью 640,2 кв.м., стоимостью …рубля; склад № 1, общей площадью 568,1 кв.м., стоимостью … рублей; склад № 3, общей площадью 246,4 кв.м., стоимостью … рубля; помещение нежилое, общей площадью 555,7 кв.м., стоимостью … рублей. Итого на сумму … рублей. Как следует из протокола заседания ликвидационной комиссии № 3 от 06 ноября 2013 года, обсуждался вопрос о передаче имущества муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района СК «Семеноводческая станция «Георгиевская». По сведениям члена комиссии Волошиной О.Н. истек срок для предъявления претензий кредиторам предприятия. Претензии не поступали, задолженность предприятия отсутствует. Для подготовки ликвидационного баланса необходимо передать объекты недвижимости, закрепленные за предприятием на праве хозяйственного ведения, учредителю, то есть в казну Георгиевского муниципального района. Постановлением администрации Георгиевского муниципального района от 12 ноября 2013 года № 21946 изъяты из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района СК «Семеноводческая станция «Георгиевская» объекты недвижимости: весовая, общей площадью 147,3 кв.м.; производственны корпус, общей площадью 640,2 кв.м.; склад № 1, общей площадью 568,1 кв.м.; склад № 3, общей площадью 246,4 кв.м.; помещение нежилое, общей площадью 555,7 кв.м. По акту о приеме-передаче здания (сооружения) от 22 ноября 2013 года указанное имущество передано отделу имущественных и земельных отношений администрации Георгиевского муниципального района СК. Распоряжением администрации Георгиевского муниципального района СК от 26 ноября 2013 года № 266-р утвержден ликвидационный баланс муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района СК «Семеноводческая станция «Георгиевская» по состоянию на 26 ноября 2013 года. Согласно листу записи Единого государственного реестра юридических лиц 11 декабря 2013 года внесена запись регистрации о ликвидации юридического лица. Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61-64 ГК РФ. В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия не только помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации юридического лица, но и принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Пунктом 4 ст. 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Таким образом, в нарушение положений ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района СК «Семеноводческая станция «Георгиевская», несмотря на то, что у предприятия имелась задолженность по займам, и Шипилов Н.В. обратился в Георгиевский городской суд с требованиями о взыскании задолженности по договорам займа в сумме …рублей, не установила данную дебиторскую задолженность, не включила его требования в промежуточный ликвидационный баланс, не указала о результатах их рассмотрения и не произвела с ним расчеты по имеющейся задолженности. Тем самым был нарушен порядок ликвидации юридических лиц, установленный действующим законодательством. В соответствии с пп. «а» и «б» п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс. Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации. Данная правовая позиция была изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 октября 2011 года № 7075/11 и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 2013 года № 11925/12. Поскольку ст. 63 ГК РФ предусмотрено удовлетворение требований кредиторов за счет продажи имущества юридического лица, в случае недостаточности денежных средств, незаконным является и Постановление администрации Георгиевского муниципального района от 12 ноября 2013 года № 1946 об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения предприятия. Так как у ликвидируемого предприятия имелась перед истцом задолженность и, отсутствовали денежные средства для ее погашения, требования Шипилова Н.В. должны были быть удовлетворены за счет имеющегося имущества в виде объектов недвижимости: весовая, общей площадью 147,3 кв.м.; производственны корпус, общей площадью 640,2 кв.м.; склад № 1, общей площадью 568,1 кв.м.; склад № 3, общей площадью 246,4 кв.м.; помещение нежилое, общей площадью 555,7 кв.м. 09 декабря 2014 года Шипилов Н.В. обратился в арбитражный суд Ставропольского края с иском к Межрайонной ИФНС России № 11 по СК и администрации
г. Георгиевска о признании недействительной записи регистрации прекращения деятельности юридического лица и признании незаконным постановления об изъятии имущества из хозяйственного ведения. Определением арбитражного суда Ставропольского края от 22 января 2015 года дело по иску Шипилова Н.В. прекращено в связи с не подведомственностью данного спора арбитражному суду. В определении указывается о возможности обращения с подобными требованиями в суд общей юрисдикции.
Шипилов Н.В. просил суд признать действия ликвидационной комиссии по ликвидации муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района СК «Семеноводческая станция «Георгиевская» по не включению его требований о взыскании задолженности по договорам займов в сумме …рублей в промежуточный ликвидационный баланс и предоставлении сведений в регистрирующий орган о соблюдении установленного порядка ликвидации юридического лица и расчетов с кредиторами, незаконными; признать недействительной запись, внесенную Межрайонной инспекцией ФНС России № 11 по Ставропольскому краю 11 декабря 2013 года в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), за государственным регистрационным номером 2132651524531 о регистрации прекращения деятельности юридического лица - муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская», в связи с ликвидацией и обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 11 по Ставропольскому краю аннулировать данную запись в ЕГРЮЛ; признать незаконным постановление администрации Георгиевского муниципального района от 12 ноября 2013 года № 1946 об изъятии из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района СК «Семеноводческая станция «Георгиевская» объектов недвижимости: весовая, общей площадью 147,3 кв.м., производственный корпус, общей площадью 640,2 кв.м., склад № 1, общей площадью 568,1 кв.м., склад № 3, общей площадью 246,4 кв.м., помещение нежилое, общей площадью 555,7 кв.м. и признать незаконным акт приема-передачи данных объектов от 22 ноября 2013 года.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 21 августа 2015 года исковое заявление Шипилова Н.В. удовлетворено.
Суд признал действия ликвидационной комиссии по ликвидации муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» по не включению требований Шипилова Н.В. о взыскании задолженности по договорам займов от 25 августа 2010 года и от 01 июня 2011 года в сумме …рублей в промежуточный ликвидационный баланс и предоставлении сведений в регистрирующий орган о соблюдении установленного порядка ликвидации юридического лица и расчетов с кредиторами, незаконными.
Суд признал недействительной запись Межрайонной инспекцией ФНС России № 11 по Ставропольскому краю 11 декабря 2013 года, внесенную в Единый государственный реестр юридических лиц, за государственным регистрационным номером 2132651524531 о регистрации прекращения деятельности юридического лица - муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская», в связи с ликвидацией.
Суд обязал Межрайонную инспекцию ФНС России № 11 по Ставропольскому краю аннулировать запись, внесенную 11 декабря 2013 года в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2132651524531 о регистрации прекращения деятельности юридического лица - муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская», в связи с ликвидацией.
Суд признал незаконным постановление администрации Георгиевского муниципального района от 12 ноября 2013 года №1946 «Об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края» объектов недвижимости: весовая, общей площадью 147,3 кв.м.; производственный корпус, общей площадью 640,2 кв.м.; склад № 1, общей площадью 568,1 кв.м.; склад № 3, общей площадью 246,4 кв.м.; помещение нежилое, общей площадью 555,7 кв.м.
Суд отменил постановление администрации Георгиевского муниципального района от 12 ноября 2013 года № 1946 «Об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края» объектов недвижимости: весовая, общей площадью 147,3 кв.м.; производственный корпус, общей площадью 640,2 кв.м.; склад № 1, общей площадью 568,1 кв.м.; склад № 3, общей площадью 246,4 кв.м.; помещение нежилое, общей площадью 555,7 кв.м.
Суд признал незаконным акт приема-передачи от 22 ноября 2013 года объектов недвижимости: весовая, общей площадью 147,3 кв.м.; производственный корпус, общей площадью 640,2 кв.м.; склад № 1, общей площадью 568,1 кв.м.; склад № 3, общей площадью 246,4 кв.м.; помещение нежилое, общей площадью 555,7 кв.м.
Суд отменил акт приема-передачи от 22 ноября 2013 года объектов недвижимости: весовая, общей площадью 147,3 кв.м.; производственный корпус, общей площадью 640,2 кв.м.; склад № 1, общей площадью 568,1 кв.м.; склад № 3, общей площадью 246,4 кв.м.; помещение нежилое, общей площадью 555,7 кв.м.
В апелляционной жалобе глава администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края Бобров А.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Так основными доводами апелляционной жалобы является тот момент, что суд не учел положения статьи 63 ГК РФ, которая предусматривает порядок ликвидации юридического лица и предъявление кредиторами требований ликвидационной комиссии. Истцом, в порядке ст.56 ГПК РФ, не представлено суду допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих получение ликвидационной комиссией должника заявления кредитора до обращения с иском в суд и соблюдения установленной ст.63 ГК РФ процедуры, предшествующей обращению кредитора в суд с иском.
Данные доводы у судебной коллегии заслуживают внимание по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что директор муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» обратился к главе администрации Георгиевского муниципального района с просьбой о принятии решения о ликвидации предприятия.
Решением Совета Георгиевского муниципального района от 30 июля 2013 года № 431-35 согласована ликвидация муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» и рекомендовано администрации осуществить мероприятия по ее ликвидации.
Распоряжением администрации Георгиевского муниципального района от 01 августа 2013 года № 174-р образована ликвидационная комиссия и утвержден план мероприятий по ликвидации предприятия.
Сведения о ликвидации предприятия опубликовано в специализированном издании «Вестник государственной регистрации» в соответствии с протоколом заседания ликвидационной комиссии № 1 от 12 августа 2013 года.
Из материалов дела также усматривается, что постановлением администрации Георгиевского муниципального района от 12 ноября 2013 года № 21946 изъяты из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» объекты недвижимости.
Распоряжением администрации Георгиевского муниципального района СК от 26 ноября 2013 года № 266-р утвержден ликвидационный баланс муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» по состоянию на 26 ноября 2013 года. 11 декабря 2013 года внесена запись регистрации о ликвидации юридического лица муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская».
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, указал на нарушение порядка ликвидации юридических лиц так, как ликвидационная комиссия муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» не установила дебиторскую задолженность данного предприятия перед Шипиловым В.Н. по договорам займов от 25 августа 2010 года и 01 июня 2011 года.
При этом суд сослался на положения ст.ст. 61-64 Гражданского кодекса РФ.
Однако указанные выводы сделаны при неправильном определении юридически значимых обстоятельств дела и ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, что в силу ст.330 ГПК РФ влечет отмену постановленного по делу решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 61 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
В силу ст. 62 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.
При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно ст. 63 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.
В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Статья 64 регламентирует, что удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
(в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 6-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 29.06.2015 N 186-ФЗ)
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
(в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 6-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ)
в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
(в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ)
в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;
(в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ)
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
-ФЗ)
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Считаются погашенными при ликвидации юридического лица:
1) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса, не может быть признано несостоятельным (банкротом);
2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
3) требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.
Из материалов дела видно, что в августе месяце 2013 года Шипилов Н.В. обращался в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» о взыскании суммы займа по договорам беспроцентного займа. В качестве третьего лица в исковом заявлении была указана Администрация Георгиевского муниципального района СК, поскольку согласно Уставу администрация являлась учредителем предприятия «Семеноводческая станция «Георгиевская» и к компетенции учредителя относилось согласование сделок по предоставлению и получению займов (т.1 л.д.27-59). Определением Георгиевского городского суда от 15 октября 2013 года исковое заявление Шипилова Н.В. оставлено без рассмотрения в связи с его неявкой в судебные заседания.
Из данных обстоятельств усматривается, что Шипилов Н.В. по своей инициативе не реализовал право по взысканию с предприятия денежных средств по договорам займа.
Кроме того, исходя из текста искового заявления (т.1 л.д.6) Шипилову Н.В. было известно о мероприятиях по ликвидации муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская», однако он также не реализовал свое право по обращению в ликвидационную комиссию для включения в список кредиторов.
Пояснения истца о том, что председатель ликвидационной комиссии в устной форме заверил его о включении требований по договорам займа в реестр требований кредиторов, судебная коллегия принять во внимание не может, поскольку они не соответствуют требованиям ст.60 ГПК РФ.
Исходя из материалов дела, ликвидация предприятия проведена с соблюдением норм гражданского законодательства, регламентирующих данную процедуру.
Таким образом, постановленное решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения, которым в исковых требованиях Шипилову Н.В. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 21 августа 2015 года отменить. Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Шипилова Н.В. к Межрайонной ИФНС № 11 по Ставропольскому краю, администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края о признании действий ликвидационной комиссии по ликвидации муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» по не включению требований о взыскании задолженности по договорам займов в промежуточный ликвидационный баланс и предоставлении сведений в регистрирующий орган о соблюдении установленного порядка ликвидации юридического лица и расчетов с кредиторами, незаконными, признании недействительной записи, внесенной в ЕГРЮЛ о регистрации прекращения деятельности юридического лица и признании незаконным постановления об изъятии имущества из хозяйственного ведения - отказать.