НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 12.10.2023 № 2А-2836/2023

Судья Ковтун В.О. Дело № 33а-1314/2023

Дело № 2а-2836/2023

УИД: 26RS0026-01-2023-000285-44

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 12.10.2023

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе

председательствующего Шеховцовой Э.А.,

судей Полупан Г.Ю. и Шишовой В.Ю.,

при секретаре судебного заседания Гомановой О.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО11ФИО1 инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ставропольскому краю о признании решения незаконным

по апелляционной жалобе административного истца ФИО11 на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 23.05.2023.

Заслушав доклад судьи Полупан Г.Ю., объяснения административного истца ФИО11, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ставропольскому краю Динаевой Л.М., поддержавшей доводы письменных возражений, представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю Рябцевой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам

установила:

ФИО11 обратилась в Промышленный районный суд г.Ставрополя с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ставропольскому краю (далее - МИФНС России № 12 по СК), в котором просила отменить решение налогового органа от 05.12.2022 № 7446 о привлечении её к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Определением суда от 11.04.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного суда привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее – УФНС России по СК).

Решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 23.05.2023 в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО11 просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Жалобу мотивирует тем, что если кадастровая стоимость недвижимости не определена (отсутствует в Едином государственном реестре недвижимости) на 01 января, то налогом на доходы физических лиц облагается доход, указанный в договоре купли-продажи. Дата регистрации права на объект – 18.11.2021, а дата окончания регистрации права – 07.12.2021, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18.11.2021, где кадастровая стоимость объекта недвижимости не определена, и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 07.12.2021, где кадастровая стоимость объекта недвижимости также не определена. Цена сделки по договору купли-продажи гаража с земельным участком от 03.12.2021 – 150 000 рублей, следовательно, декларация по налогу на доходы физических лиц не предоставляется. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости значится 06.12.2021, но это противоречит выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 07.12.2021, в которой кадастровая стоимость объекта недвижимости не определена на момент окончания регистрации права собственности на объект недвижимости. Кадастровая стоимость установлена актом Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставкрайимущество» об определении кадастровой стоимости от 02.12.2021. Акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Следовательно, акт об определении кадастровой стоимости от 02.12.2021 не мог вступить в силу с момента перехода права собственности по сделке купли-продажи недвижимого имущества между административным истцом и ФИО5 (07.12.2021) и окончания соответствующего налогового периода (31.12.2021).

От представителя административного ответчика - МИФНС России № 12 по СК Богомоловой Е.Н. поступили письменные возражения по доводам апелляционной жалобы, в которых выражено мотивированное мнение об отсутствии оснований для её удовлетворения.

В судебном заседании административный истец ФИО11 поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель административного ответчика – МИФНС России № 12 по СК Динаева Л.М. в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – УФНС России по СК Рябцева Е.В. полагала решение суда законным и обоснованным.

Во исполнение требований части 7 статьи 96 КАС РФ информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Ставропольского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Изучив материалы административного дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив оспариваемое решение в соответствии со статьёй 308 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушений такого характера судом первой инстанции по данному делу не допущено.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, 03.12.2021 между ФИО11 и ФИО5 заключён договор купли-продажи гаража с земельным участком.

Согласно пункту 1 договора продавец (ФИО11) продал, а покупатель (ФИО9) купил земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> из земель населённых пунктов под гараж, площадью 37 +/- 1,35 кв.м., и нежилое здание - индивидуальный гараж с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 67,7 кв.м., этажность 2, расположенные по адресу: <адрес>.

Цена объектов недвижимости (земельный участок и индивидуальный гараж) определяется сторонами и продаётся за 150 000 рублей (пункт 4 договора).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18.11.2021 на указанные объекты недвижимости кадастровая стоимость не определена.

При проведении камеральной налоговой проверки расчёта налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от продажи либо дарения объектов недвижимости (первичная декларация за 2021 год), проведённой в отношении Широченко Т.Ф., установлено, что налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в установленные сроки не представлена, налог с продажи не оплачен.

05.12.2022 МИФНС России № 12 по СК приняла решение № 7446 о привлечении ФИО11 (ИНН <данные изъяты> к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением административному истцу предложено уплатить недоимку в размере 46 985 рублей по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьёй 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ в размере 7 048 рублей, пени в размере 1 751 рубля 76 копеек, штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 4 698 рублей 50 копеек.

Решением УФНС России по СК от 18.01.2023 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ФИО11 на решение МИФНС России № 12 по СК от 05.12.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения жалоба административного истца оставлена без удовлетворения.

Полагая свои права и законные интересы нарушенными решением МИФНС России № 12 по СК № 7446 от 05.12.2022, административный истец ФИО11 обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорное недвижимое имущество находилось в собственности налогоплательщика менее трёх лет; до истечения сроков, установленных законом для подачи налоговой декларации и уплаты налога с продажи гаража с земельным участком, административный истец имела возможность получить сведения из Единого государственного реестра недвижимости об определённой кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 18.11.2021; кадастровая стоимость, установленная актом от 02.12.2021, в размере 873 463 рублей 20 копеек подлежит применению с 18.11.2021; административный истец не была лишена возможности правильно определить налоговую базу по налогу на доходы физических лиц за 2021 год; сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости до перехода права собственности по сделке купли-продажи недвижимости между ФИО11 и ФИО5 (07.12.2021) и до окончания соответствующего налогового периода (31.12.2021), а также до окончания срока для представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 год (30.04.2022).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришёл к вышеуказанным выводам, изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Пунктом 1 статьи 207 НК РФ закреплено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в силу положений статей 208 и 209 НК РФ признаётся доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Физические лица в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 названного Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

На основании пункта 17.1 статьи 217 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учётом особенностей, установленных статьёй 217.1 НК РФ, от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.

На основании положений пункта 1.1 статьи 224 НК РФ для физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации в отношении доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 214.10 НК РФ для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, или на сумму фактически произведённых и документально подтвержденных налогоплательщиком расходов, связанных с приобретением этого имущества, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса.

Законом Ставропольского края от 09.03.2016 № 22-кз «Об установлении на территории Ставропольского края минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи объекта недвижимого имущества на территории Ставропольского края» минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года.

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как верно указано судом первой инстанции, в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о дате, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, дата определения кадастровой стоимости – 18.11.2021 и о дате начала применения кадастровой стоимости – с 18.11.2021.

Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 06.12.2021, при этом пункт 2 статьи 214.10 НК РФ не предусматривает, что сведения о кадастровой стоимости должны быть именно внесены в Единый государственный реестр недвижимости до 01 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на этот объект недвижимого имущества.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что до истечения сроков, установленных законом для подачи налоговой декларации и уплаты соответствующего налога, административный истец имела возможность получить сведения из Единого государственного реестра недвижимости об определённой кадастровой стоимости земельного участка на дату 18.11.2021 является правомерным.

Обоснованной является позиция налогового органа, выраженная в письменных возражениях, о том, что из буквального содержания норм абзаца второго пункта 2 статьи 214.10 НК РФ не следует, что для целей применения её положений, относящихся к определению размера налоговой базы при продаже вновь образованного объекта недвижимости, кадастровая стоимость впервые поставленного на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости должна быть фактически внесена в Единый государственный реестр недвижимости в дату постановки его на государственный кадастровый учёт.

Обратное свидетельствовало бы о том, что при любой ситуации, когда ранее не учтённый объект недвижимости продан сразу после внесения сведений о нём в Единый государственный реестр недвижимости (регистрации на него права собственности в указанном публичном реестре), налоговая обязанность физического лица, производящего отчуждение объекта недвижимости, во всяком случае должна быть определена исходя из суммы сделки, а не его кадастровой стоимости, определённой по состоянию на момент постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учёт, но сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости фактически позднее указанной даты, так как внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости ранее не учтённого объекта недвижимости на дату постановки его на государственный кадастровый учёт невозможно.

Соответственно, для целей абзаца второго пункта 2 статьи 214.10 НК РФ подлежит применению кадастровая стоимость вновь образованного объекта недвижимости, определённая по состоянию на момент его постановки на государственный кадастровый учёт, что не тождественно фактическому внесению в указанный реестр сведений о данной кадастровой стоимости.

Гараж с кадастровым номером <данные изъяты> впервые поставлен на кадастровый учёт 18.11.2021, что не оспаривается административным истцом. Его кадастровая стоимость определяется по правилам части 6 статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» на основании акта об определении кадастровой стоимости.

Согласно строке 208 акта Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставкрайимущество» об определении кадастровой стоимости от 02.12.2021 определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 873 463 рублей 20 копеек по состоянию на 18.11.2021, то есть на момент постановки указанного объекта недвижимости на кадастровый учёт.

Учитывая изложенное выше, кадастровая стоимость, установленная актом от 02.12.2021, подлежала применению с 18.11.2021, что и было учтено судом первой инстанции.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы датой определения кадастровой стоимости ранее неучтённого объекта недвижимости является дата постановки его на государственный кадастровой учёт и регистрации права собственности на него – 18.11.2021, а не дата фактического внесения в Единый государственный реестр сведений об определении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

При этом судом первой инстанции принято во внимание, что из представленных в материалы дела выписок о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости следует, что его кадастровая стоимость определена по состоянию на 18.11.2021, то есть на дату регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости, что также является датой начала применения кадастровой стоимости по смыслу пункта 4 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценки».

Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> не подлежит учёту при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по причине её невнесения в Единый государственный реестр недвижимости на момент продажи спорного объекта недвижимости и невступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости подлежит отклонению.

Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что административный истец не была лишена возможности правильно определить налоговую базу по налогу на доходы физических лиц за 2021 год, так как сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости до перехода права собственности по сделке купли-продажи недвижимости между ФИО11 и ФИО5 (07.12.2021) и внесены до окончания соответствующего налогового периода, 31.12.2021, а также до окончания срока, установленного пунктом 1 статьи 229 НК РФ для представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 год (30.04.2022).

В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом юридически значимых обстоятельств по делу.

Оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств дела судебная коллегия не усматривает.

Апелляционная жалоба не содержит ссылки на факты, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения возникшего спора по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.

Несогласие апеллянта с выводами суда по фактическим обстоятельствам настоящего спора направлено на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не может служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда согласно части 1 статьи 310 КАС РФ, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда

определила:

решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 23.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО11 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения путём подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий Э.А. Шеховцова

Судьи В.Ю. Шишова

Г.Ю. Полупан

Апелляционное определение в полном объёме изготовлено 12.10.2023.