Судья Кузнецова Н.М. Дело № 33-3–8861/2023
№ 2-2795/2023
УИД26RS0003-01-2023-002930-21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 12 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Мясникова А.А.
судей Калединой Е.Г. и Мирошниченко Д.С.
при секретаре Фатневой Т.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 октября 2023 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК по доверенности Писаренко Л.И.
на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 27 июля 2023 года по исковому заявлению Юн ФИО7 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю об обязании учесть в величину ИПК периоды работы,
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Юн З.Б. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю об обязании учесть в величину ИПК периоды работы.
Исковые требования мотивированны тем, что Юн З.Б., 14 марта 2023 года обратилась за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК, в назначении которой ей было отказано, по причине отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее по тексту - ИПК. С таким решением истец не согласна и считает его неправомерным, поскольку применены не все необходимые условия для установления ей страховой пенсии по старости.
Истец просила суд обязать Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю учесть дополнительно при определении права на пенсию Юн З.Б. величину индивидуального пенсионного коэффициента за периоды стажа работы с 01.03.2009 по 31.03.2009 - индивидуальная трудовая деятельность (1 мес.) величину 0,08; с 01.01.2021 по 30.12.2011 - индивидуальная трудовая деятельность (1 год) величину 1; с 01.05.2012 по 30.05.2012 - индивидуальная трудовая деятельность (1 мес.) величину 0,08; с 01.01.2013 по 31.12.2014 - индивидуальная трудовая деятельность (2 года) величину 2; с 01.07.2015 по 30.06.2016 - индивидуальная трудовая деятельность (1 год) величину 1; с 01.06.2020 по 31.01.2021 - индивидуальная трудовая деятельность (8 мес.) величину 0,67, всего 4,83..
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 27 июля 2023 года исковые требования Юн З.Б. удовлетворены частично.
Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю учесть дополнительно при определении права на пенсию Юн ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС: №) величину индивидуального пенсионного коэффициента за периоды стажа работы с 01.03.2009 по 31.03.2009 - индивидуальная трудовая деятельность (1 мес.) величину 0,083; с 01.01.2011 по 30.12.2011 - индивидуальная трудовая деятельность (1 год) величину 1; с 01.05.2012 по 30.05.2012 - индивидуальная трудовая деятельность (1 мес.) величину 0,083; с 01.01.2013 по 31.12.2014 - индивидуальная трудовая деятельность (2 года) величину 2; с 01.07.2015 по 30.06.2016 - индивидуальная трудовая деятельность (1 год) величину 1; с 01.06.2020 по 31.12.2020 - индивидуальная трудовая деятельность (7 мес.) величину 0,59, всего - 4,756, в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК по доверенности Писаренко Л.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что спорные периоды работы Юн З.Б. на территории Кыргызской Республики включены Отделением СФР в страховой стаж, при этом в соответствии со ст. 12 Соглашения от 20.12.2019 и Федеральным законом № 400-ФЗ учесть при оценке пенсионных прав величину ИПК за эти периоды работы нельзя, это противоречит законодательству Российской Федерации и Соглашению от 20.12.2019. Таким образом, вывод суда первой инстанции об учете дополнительно при определении права на пенсию Юн З.Б. ИПК за периоды работы с 01.03.2009 по 31.03.2009; с 01.01.2011 по 30.12.2011; с 01.05.2012 по 30.05.2012; с 01.01.2013 по 31.12.2014; с 01.07.2015 по 30.06.2016; с 01.06.2020 по 31.12.2020, за которые не производились страховые взносы в СФР, не основан на законе.
В возражениях на апелляционную жалобу Юн З.Б. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в возражениях на жалобу, выслушав представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК, поддержавшую доводы жалобы и просившую об отмене решения, представителя истца Юн З.Б., просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК от 08.02.2022 №, Юн З.Б., отказано в назначении страховой пенсии по старости.
В подсчет стажа ее работы не были включены периоды работы на территориях Кыргызской Республики, где истец занималась индивидуальной трудовой деятельностью.
Согласно решения пенсионного органа, стаж истца составляет 11 лет 2 месяца 18 дней, ИПК - 11,6, что не дает Юн З.Б. права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Закона № 400-ФЗ.
Разрешая спор, руководствуясь нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 05.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, пришел к вводу об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В частях 9, 10, 11 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены формулы, на основании которых определяется величина индивидуального пенсионного коэффициента, в том числе за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года.
Согласно п. 11 Правил № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Пенсионное обеспечение граждан государств - участников СНГ осуществляется в соответствии с Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Документ денонсирован Федеральным законом от 11.06.2022 N 175-ФЗ с 30.06.2022).
Как следует из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г., правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Как разъяснено в пункте 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР", при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
В пункте 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16)
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, при назначении пенсии, в том числе страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в <адрес>), и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза (заключено в <адрес> 20.12.2019), предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения.
В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.
Согласно ст.12 вышеуказанного Соглашения, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Учитывая приведенные нормы, представленные истцом доказательства (трудовая книжка, формуляр «О стаже работы»; выписка из личного страхового счета за периоды работы за 2009, 2011-2016,2020-2021), суд пришел к верному выводу о частичном удовлетворении исковых требований Юн З.Б., путем возложения на ответчика обязанности учесть дополнительно при определении права на пенсию Юн ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р. величину индивидуального пенсионного коэффициента за периоды стажа работы с 01.03.2009 по 31.03.2009 - индивидуальная трудовая деятельность (1 мес.) величину 0,083; с 01.01.2011 по 30.12.2011 - индивидуальная трудовая деятельность (1 год) величину 1; с 01.05.2012 по 30.05.2012 - индивидуальная трудовая деятельность (1 мес.) величину 0,083; с 01.01.2013 по 31.12.2014 - индивидуальная трудовая деятельность (2 года) величину 2; с 01.07.2015 по 30.06.2016 - индивидуальная трудовая деятельность (1 год) величину 1; с 01.06.2020 по 31.12.2020 - индивидуальная трудовая деятельность (7 мес.) величину 0,59, всего 4,756.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности судебного решения и несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изложенные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы правовое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на законность судебного акта. Они были предметом рассмотрения в суде, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается. Доводы жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда по обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения не содержат.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 27 июля 2023 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 октября 2023 года.