Судья Шандер Н.В. | дело № 33-3-288/2024 |
дело № 2-2205/2022 |
УИД 26RS0003-01-2022-002784-55
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь | 12 января 2024 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Трушкина Ю.А.,
судей Медведевой Д.С., Шурловой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Горбенко Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску А.С.Л. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Трушкина Ю.А.,
установила:
А.С.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, в котором просила признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в назначении пенсии; обязать ответчика включить в страховой стаж для начисления пенсии по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с даты обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ГУ – ОПФ РФ по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого страхового стажа не менее 12 лет и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 21. В страховой стаж для начисления пенсии по старости ответчиком не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ответ на запрос пенсионного фонда, по мнению представителя ответчика, заполнен и заверен организацией, не являющейся компетентным органом, имеющим право на дачу ответа о подтверждении стажа работы.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 01.07.2022 исковые требования А.С.Л. удовлетворены.
Признано незаконным решение ГУ – ОПФ РФ по Ставропольскому краю от 23.03.2022 года№353 в части отказа во включении в страховой стаж А.С.Л. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд возложил на ГУ- ОПФ РФ по Ставропольскому краю включить А.С.Л. в страховой стаж периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного бухгалтера отдела охраны при ОВД Чаренцаванского горисполкома Управления охраны МВД Армянской ССР;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера 1 категории отдела охраны при Чаренцаванском ОВД объединения «Охрана» МВД Республики Армения;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера отделения охраны Чаренцованского ОВД Котайкского РУВД МВД Республики Армения;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера 1 категории Чаренцованского отделения охраны Управления государственной охраны МВД Республики Армения;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера 1 категории отделения охраны Управления государственной охраны при Чаренцованском отделе Котакского регионального управления полиции Республики Армения;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера Чаренцованского отделения охраны Главного управления государственной охраны полиции Республики Армения.
Суд возложил на ГУ- ОПФ РФ по Ставропольскому краю обязанность назначить А.С.Л. страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26.10.2022 решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 01.07.2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по граждански делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 14.02.2023 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26.10.2022, отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11.05.2023 решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 01.07.2022 в части исковых требований о признании незаконным решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в назначении пенсии и возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанности назначить А.С.Л. страховую пенсию по старости с даты обращения - с ДД.ММ.ГГГГ, отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований А.С.Л. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации о признании незаконным решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в назначении пенсии, возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанности назначить А.С.Л. страховую пенсию по старости с даты обращения - с ДД.ММ.ГГГГ, отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11.05.2023, отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца А.С.Л. в судебном заседании просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГА.С.Л. обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№А.С.Л. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа не менее 12 лет и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21.
В страховой стаж включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании трудовой книжки серии ПТ-I №.
Установлено, что в оспариваемом решении Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№указано, что продолжительность страхового стажа А.С.Л., с учетом включенных периодов работы, составляет 5 лет 8 месяцев 12 дней, величина ИПК - 5,976.
А.С.Л. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данным индивидуального (персонифицированного) учета периоды страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют.
Также установлено, что органом пенсионного обеспечения в стаж работы А.С.Л. не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку формуляр о стаже работы, направленный в компетентный орган Республики Армения в соответствии с пунктом 10 Порядка взаимодействия между компетентными органами, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№, заполнен и заверен организацией, не являющейся компетентным органом (главное управление Государственной охраны полиции Республики Армения), имеющим право на дачу ответа о подтверждении стажа работы.
Согласно записям трудовой книжки серии ПТ-I №А.С.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала бухгалтером 1 категории Чаренцаванского ОВД УГО МВД РА; с ДД.ММ.ГГГГ – бухгалтером 1 категории ОО при Чаренцаванском ОВД УГО МВД РА, с 06.06.2011– бухгалтером ФИО1 главного управления Государственной полиции РА, с 11.06.2014– бухгалтером отделения охраны при Чапенцаванском отделе Котайского областного управления полиции РА, с ДД.ММ.ГГГГ – бухгалтером Чаренцаванского отделения охраны главного управления Государственной охраны Пол.РА., ДД.ММ.ГГГГ расторгнут трудовой договор, согласно статье 58 закона РА «О службе в полиции» и пункту 2 части 1 статьи 113 Трудового кодекса РА (в связи с сокращением штата).
Установлено, что Единой социальной службой Республики Армения ДД.ММ.ГГГГ в ответ на запросы, направленные ответчиком в службу социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в ГУ ОПФ РФ по Ставропольскому краю высланы справки о стаже работы, о переименовании организации, о заработной плате на имя гражданки А.С.Л.: формуляр «О стаже работы» от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение № к Порядку взаимодействия между уполномоченными органами…) с указанием сведений о стаже работы по данным архивного дела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в полиции Республики Армения; справки о заработке за указанный период, в которой с 1986г. по 1993г. указан заработок истца в рублях, а с 1994г. по 2015г. – в национальной валюте Армении.
В представленном формуляре «О стаже работы» от ДД.ММ.ГГГГ, заполненном компетентным органом Республики Армения - Главным управлением государственной охраны Республики Армения (так указано в формуляре), подтверждены следующие данные о стаже работы А.С.Л.: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного бухгалтера отдела охраны при ОВД Чаренцаванского горисполкома Управления охраны МВД Армянской ССР; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера 1 категории отдела охраны при Чаренцаванском ОВД объединения «Охрана» МВД Республики Армения; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера отделения охраны Чаренцаванского ОВД Котайкского РУВД МВД Республики Армения; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера 1 категории Чаренцаванского отделения охраны Управления государственной охраны МВД Республики Армения; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера 1 категории отделения охраны Управления государственной охраны при Чаренцаванском отделе Котайкского регионального управления полиции Республики Армения; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера Чаренцаванского отделения охраны Главного управления государственной охраны полиции Республики Армения.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования о включении периодов работы в страховой стаж, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 2, 4, 8, 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ «О страховых пенсиях», ст.ст. 1, 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014№, исходил из того, что при назначении пенсии периоды работы, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами Российской Федерации, которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, при этом периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, за пределами Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии подтверждения указанных периодов справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Суд первой инстанции обоснованно признал допустимыми доказательствами представленные Единой социальной службой Республики Армения 26.01.2022 в ГУ ОПФ РФ по Ставропольскому краю справки о стаже работы (формуляр «О стаже работы» от 22.12.2020), о переименовании организации, о заработной плате А.С.Л., подтверждающие работу истца в оспариваемые периоды, а также сведения об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Армения за оспариваемые периоды работы, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о включении спорных периодов в страховой стаж А.С.Л.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права и представленных в дело доказательствах, которым судом первой инстанции дана оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Как следует из письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18, пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Армения, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13.03.1992).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.02.1991«О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1, Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР») для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Суд первой инстанции, установив, что в материалах дела представлены допустимые письменные доказательства, подтверждающие работу истца в оспариваемые периоды, а также сведения об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Армения за оспариваемые периоды работы, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанным выводом о возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж для начисления пенсии по старости периоды работы истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что в подтверждение периодов своей работы А.С.Л. представлена трудовая книжка серии ПТ-I №, заведенная ДД.ММ.ГГГГ, с ее надлежаще заверенным переводом, согласно которой ДД.ММ.ГГГГА.С.Л. принята на работу в качестве бухгалтера в Чаренцаванский ОВД Армянской ССР. ДД.ММ.ГГГГА.С.Л. временно назначена на должность главного бухгалтера; ДД.ММ.ГГГГА.С.Л. переведена на должность главного бухгалтера отдела охраны при ОВД Чаренцаванского горисполкома; ДД.ММ.ГГГГА.С.Л. переведена бухгалтером, специалистом 2 категории отдела охраны при ОВД Чаренцаванского горисполкома; ДД.ММ.ГГГГ с объявлением новых штатов - бухгалтером Чаренцаванского ОВД; ДД.ММ.ГГГГ с объявлением новых штатов бухгалтер 1-ой категории Чаренцаванском мил. отд. охр. УГО МВД РА; ДД.ММ.ГГГГ с повторным объявлением штатов бухгалтер 1-ой категории ОО при Чарецаванском ОВД УГО МВД РА; ДД.ММ.ГГГГ в связи со структурными изменениями бухгалтер ФИО1 главного управления Государственной охраны полиции РА; ДД.ММ.ГГГГ в связи со штатными изменениями бухгалтер отделения охраны при Чаренцаванском отделе Котайкского областного управления полиции РА; ДД.ММ.ГГГГ в связи со структурными изменениями бухгалтер Чаренцаванского отделения охраны главного управления Государственной охраны Пол. РА; ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с А.С.Л. расторгнут в связи с сокращением штата согласно 58-ой статье закона РА «О службе в полиции» и 2-му пункту 1-ой части 113-ой статьи Трудового кодекса РА (т. 1 л.д. 18-24, 25-26).
Кроме того, согласно представленным по запросу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю сведениям по данным архивного личного дела А.С.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в полиции Республики Армения, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного бухгалтера отдела охраны при ОВД Чаренцаванского горисполкома Управления охраны МВД Армянской ССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера 1-ой категории отдела охраны при Чаренцаванском ОВД объединения «Охрана» МВД Республики Армения; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера отделения охраны Чаренцованского ОВД Котайкского РУВД МВД Республики Армения; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера 1-ой категории Чаренцованского отделения охраны Управления государственной охраны МВД Республики Армения; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера 1-ой категории отделения охраны Управления государственной охраны при Чаренцованском отделе Котайкского регионального управления полиции Республики Армения; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера Чаренцованского отделения охраны Главного управления государственной охраны полиции Республики Армения.
Принимая во внимание учтенный ответчиком в качестве страхового стажа период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также учитывая включение спорных периодов работы А.С.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ее страховой стаж составит 28 лет 10 месяцев 27 дней, то есть более требуемых 12 лет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные периоды не могут быть включены в подсчет страхового стажа, поскольку формуляр «О стаже работы» заполнен и заверен организацией, не являющейся компетентным органом, проверены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае конституционное право А.С.Л. на социальное обеспечение по возрасту не может быть поставлено в зависимость от соблюдения компетентным органом государства-участника Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения – Республики Армения, на территории которого А.С.Л. в спорные периоды осуществляла трудовую деятельность, требований по оформлению и заполнению соответствующих формуляров, предоставляемых на запросы в органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Равно как и само по себе невыполнение работодателем обязанности по надлежащему оформлению документов, подтверждающих периоды работы и размер заработной платы работников, не может быть поставлено в вину работнику и являться основанием для невключения периодов фактически отработанного времени в страховой стаж. Соответственно, реализация права работника на страховую пенсию не может быть поставлена в зависимость от добросовестности работодателя и иных компетентных органов.
Согласно ст. 1 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 компетентный орган - это учреждение (организация) государства-члена, в компетенцию которого входят вопросы, касающиеся реализации законодательства своего государства в области пенсионного обеспечения.
Сведения об уполномоченных органах и компетентных органах представляются государствами-членами в Евразийскую экономическую комиссию при направлении уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу (статья 13).
Ответчиком в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств тому, что Главное управление государственной охраны Республики Армения не является компетентным органом по вопросам, касающимся реализации законодательства своего государства в области пенсионного обеспечения.
Кроме того, в силу положений части 5 статьи 10 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 документы, необходимые для определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов.
Как верно указано судом первой инстанции, в материалах дела представлены допустимые письменные доказательства, подтверждающие работу истца в оспариваемые периоды, а также сведения об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Армения за оспариваемые периоды работы.
Заявленные стороной ответчика в суде апелляционной инстанции доводы о том, что решение суда в части возложения обязанности назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом включенных периодов неисполнимо, поскольку индивидуальный пенсионный коэффициент составляет ниже 21 балла, требуемых при назначении пенсии, не могут быть признаны обоснованными, поскольку заявляя данный довод, представитель ответчика имея одинаковый пакет документов представил в материалы дела три разных расчета ИПК, из которых следует, что в первом расчете ИПК А.С.Л. составил 16,255 (т.1 л.д. 152) во втором расчете ИПК составил 18,505 (т. 2 л.д. 35-37), в третьем расчете ИПК составил 19,161 (т. 2 л.д. 144-149), в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что представленные представителем ответчика расчеты являются недостоверными.
Вместе с тем, судебная коллегия принимает расчет истца в качестве доказательства по делу, из которого следует, что ИПК истца составил 21,411, поскольку он подробно составлен, нагляден и аргументирован, кроме того, указанный расчет согласуется с другими доказательствами по делу, произведен верно, в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства. Расчет ответчиком не опровергнут.
При определении продолжительности страхового стажа периоды учебы, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, включая и периоды до ДД.ММ.ГГГГ, могут быть исчислены в льготном порядке, предусмотренном статьей 91 Закона от 20.11.1990 № 340-1.
Также, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что ответчиком доводов о недостаточности индивидуального пенсионного коэффициента для назначения истцу страховой пенсии по старости не заявлялось, как следует из решения ответчика об отказе в назначении пенсии, основанием для отказа послужило отсутствие требуемого страхового стажа, поскольку поступивший формуляр «О стаже работы» заполнен и заверен организацией, не являющейся компетентным органом, а не индивидуального пенсионного коэффициента, в суде первой инстанции такие доводы ответчиком не заявлялись, судом первой инстанции не рассматривались.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия также не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 01.07.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 12.01.2024.
Председательствующий
Судьи