НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 11.07.2018 № 33-5041/18

Судья Никитенко Т.Н. Дело № 33-5041/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 11 июля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда

в составе председательствующего Киселева Г.В.

судей Шурловой Л.А., Медведевой Д.С.

при секретаре Павловой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика ГУ Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Филиал № 10 в лице директора филиала ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 28 февраля 2018 года по делу по иску ФИО2 к Государственному Учреждению - Ставропольскому региональному отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий, по докладу судьи Шурловой Л.А.,

установила:

ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование указав, что с 04.03.2014 по 18.11.2016 г. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, ею, как работодателем, производились выплаты денежных средств на оплату листков временной нетрудоспособности и оплату пособий по случаю материнства. В начале ноябре 2016 года принято решение о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. К этому времени были произведены расходы на цели обязательного страхования, превышающие сумму начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащих перечислению в отделение Фонда.По состоянию на 01.11.2016 года, согласно сданному в филиал № 10 отделения Фонда расчета, Форма 4 - ФСС РФ, за период январь - октябрь 2016 года указанные расходы составили сумму 150200,29 рублей.

09.11.2016г. истица посредством ТКС (электронная отчетность через оператора связи) был подан ликвидационный расчет по Форме 4 - ФСС РФ за 2016 год в филиал № 10 отделения Фонда с указание суммы задолженности филиала № 10 отделения Фонда на конец отчетного периода в размере 150200,29 рублей.

18.11.2016 г. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской ЕГРИП.

24.11.2016 г. вместе с заявлением исх. № 10 от 21.11.2016 представила в филиал № 10 отделения Фонда документы для возмещения расходов на цели обязательного социального страхования, поскольку указанные расходы превышали сумму начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование, подлежащих перечислению в отделение Фонда, по состоянию на 01.11.2016. Решение по данному заявлению отделением Фонда не было принято.

06.02.2017 г. ею повторно подано заявление о возмещении указанных расходов (исх. №1 от 06.02.2017). На указанное заявление получен отказ филиала № 10 отделения Фонда от 03.03.2017 за № 01-12/03/2049, обжаловала данный отказ путем подачи жалобы на имя управляющего отделения Фонда (исх. № 2 от 09.03.2017) с тем же результатом и 19.04.2017 направила жалобу на официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации г.Москва. В ответе от 23.05.2017 на ее жалобу указано Фондом, что действия сотрудников отделения Фонда являются неправомерными и им дано указание провести проверку правильности расходов на выплату страхового обеспечения, по результатам которой истице могут быть возмещены денежные средства на выплату страхового возмещения. 18.07.2017 истицей получено требование филиала № 10 отделения Фонда от 11.07.2017 за № 7 о предоставлении документов. Затребованные документы сданы 25.07.2017, однако до настоящего времени расходы истицу не возмещены.

Истец считает, что действия Фонда являются незаконными. Обоснованность осуществленных истицей расходов на выплату страхового обеспечения Фонд не оспаривает. Более того, часть указанных расходов в размере, не превышающем начисленные взносы за 2015 – 2016 годы, Фонд зачел в счет уплаты начисленных страховых взносов. Так, согласно расчету по уплаченным и начисленным страховым взносам за 2015г. сумма начисленных взносов составила - 56139,83 рублей, согласно расчету за 2016г. - 27237,90 руб. Данные суммы истец фактически не уплачивала в связи с несением расходов по страховому обеспечению работников. Согласно расчету за 2015г. расходы на выплату страхового обеспечения составили 148405,32 руб. Согласно расчету за 2016г. расходы на выплату страхового обеспечения составили 85172,70 руб. В расчетах за 2015 – 2016 годы было указано, что суммы взносов, подлежащие уплате, отсутствуют. Расчеты за 2015 – 2016 годы были приняты Фондом без замечаний.

При таких обстоятельствах, действия отделения Фонда по отказу в возмещении расходов истца по выплатам страхового обеспечения за период, когда она являлась работодателем, являются незаконными, как противоречащие статьям 4.1, 4.6. Федерального закона № 255–ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Кроме того, указанные действия нарушают права и законные интересы истицы, создают препятствия к осуществлению законного права на возмещение расходов, осуществленных ею в качестве страхователя - работодателя. Своими действиями отделение Фонда в отсутствие законных оснований фактически лишило истицу части ее имущества.

Просит суд признать незаконными действия ГУ - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по отказу в возмещении расходов ФИО2 в размере 150 200,29 рублей, произведенных на выплату страхового обеспечения в качестве страхователя – работодателя, взыскать с ответчика в ее пользу в счет возмещения произведенных расходов на выплату страхового обеспечения в качестве страхователя – работодателя денежные средства в размере 150 200,29 рублей, судебные расходы.

Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 28 февраля 2018 года исковые требования ФИО2 к ГУ- Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ- удовлетворены. Судом признаны незаконными действия ГУ - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по отказу в возмещении расходов ФИО2 в размере 150200,29 рублей, произведенных на выплату страхового обеспечения в качестве страхователя-работодателя. Взыскано с ГУ - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в пользу ФИО2 в счет возмещения произведенных расходов на выплату страхового обеспечения в качестве страхователя - работодателя денежные средства в размере 150200,29 рублей и расходы по уплате государственной пошлины 4 600 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ – директор филиала № 10 ФИО1 указывает о незаконности решения суда, ссылается на пункт 15 статьи 15 Закона № 212-ФЗ, гласящий, что в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Права и обязанности страхователя, являющегося индивидуальным предпринимателем, прекращаются с даты внесения соответствующей записи в ЕГРИП. 18.11.2016 года истец прекратила деятельность индивидуального предпринимателя, 24.11.2016 года обратилась к ответчику за выделением денежных средств, представив первичные документы, подтверждающие произведенные расходы за 2013-2015 года и текущий период 2016 года. Ответчиком обосновано было отказано истцу в возмещение расходов на выплату страхового обеспечения по причине обращения за вышеуказанной выплатой после исключения истца из ЕГРИП. Истцом утрачен правовой статус субъекта в отношениях по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а соответственно, и право получение средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в возражении, заслушав пояснения стороны ответчика- ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, истца и ее представителя ФИО4 об отклонении доводов жалобы, как необоснованных, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к их удовлетворению.

В п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" перечислены плательщики страховых взносов- страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: б) индивидуальные предприниматели;

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. Если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации (ст. 10, Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ )

В ст.15 данного закона, указано, что случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Указанный расчет может быть представлен в форме электронного документа в соответствии с требованиями части 10 настоящей статьи. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

Из положений ст. 16 Закона N 212-ФЗ следует, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Таким образом, закон предусматривает, что до конца расчетного периода плательщики страховых взносов (п.п."б"-индивидуальные предприниматели п.1 ч.1 ст.5), обязаны до дня подачи заявления о государственной регистрации прекращения деятельности представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО5 (в связи со вступлением в брак фамилия изменена на «Бибик») с 04.03.2014 по 18.11.2016 осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (страхователя – работодателя) в филиале № 10 отделения Фонда. За период деятельности ею, как работодателем, производились выплаты денежных средств на оплату листков временной нетрудоспособности и оплату пособий по случаю материнства.

В начале ноябре 2016 года ФИО2 было принято решение о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. К этому времени истицей были произведены расходы на цели обязательного страхования, превышающие сумму начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащих перечислению в отделение Фонда. По состоянию на 01.11.2016 указанные расходы составили сумму 150 200,29 рублей.

09.11.2016 года истцом был подан ликвидационный расчет по Форме 4 - ФСС РФ за 2016 год в филиал № 10 отделения Фонда с указанием суммы задолженности филиала № 10 отделения Фонда на конец отчетного периода в размере 150 200,29 рублей.

18.11.2016 ФИО2 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской ЕГРИП.

24.11.2016 года ФИО2 вместе с заявлением представила в филиал №10 отделения Фонда документы для возмещения расходов на цели обязательного социального страхования, поскольку указанные расходы превышали сумму начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование, подлежащих перечислению в отделение Фонда, по состоянию на 01.11.2016. Решение по данному заявлению отделением Фонда не было принято и истцу не направлено, 26.12.2017 года истица снята ответчиком с соответствующего учета плательщиков страховых взносов.

На обращение истца о возмещении расходов от 06.02.2017г. №1 получен отказ филиала №10 отделения Фонда от 03.03.2017, который мотивирован следующим: ИП ФИО2 зарегистрирована в филиале отделения Фонда в качестве страхователя –работодателя с 11.04.2014 года. Порядок обеспечения расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством регламентируется ФЗ № 255-ФЗ. Согласно указанному закона по общему правилу пособия выплачиваются страхователем (в данном случае- индивидуальным предпринимателем) за счет средства Фонда социального страхования РФ ( ч.1 ст.3, ч.1 ст.4.6 Закона № 255). Обеспечение страхователя необходимыми средствами производиться путем зачета выплаченных страхователем пособий в случае уплаты начисленных им страховых взносов в ФСС РФ. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты пособий, страхователь ( ИП) обращается за необходимыми средствами в подразделением ФСС РФ по месту своей регистрации ( п.1 ч.1 ст.4.1, ч.2 ст.4.6 Закона № 255-ФЗ). Но во всех случаях назначение и выплата пособий по обязательному социальному страхованию осуществляется Фондом через территориальные органы, в которых состоят на учете страхователи-работодатели. Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда страхователей и лиц, приравненных к страхователям, утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2016 № 202н. В соответствии с пунктами 22, 23 указанного Порядка территориальный орган Фонда снимает с регистрационного учета страхователя – физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, при наличии выписки из ЕГРИП о прекращении его деятельности, без соответствующего заявления. Снятие с учета осуществляется независимо от задолженности по обязательным платежам в Фонд. Филиал отделения Фонда на основании имеющейся в распоряжении выписки из ЕГРИП о прекращении деятельности снял индивидуального предпринимателя ФИО2 с учета в качестве страхователя – работодателя. В связи с тем, что за возмещением средств на цели обязательного социального страхования истица обратилась позже прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, возместить произведенные ею расходы, по мнению филиала № 10 отделения Фонда, не представляется возможным.

Истец обжаловала отказ филиала № 10 отделения Фонда от 03.03.2017 и в письме Фонда социального страхования Российской Федерации г.Москва от 23.05.2017 указано, что действия сотрудников отделения Фонда являются неправомерными и им дано указание провести проверку правильности расходов на выплату страхового обеспечения, по результатам которой истице могут быть возмещены денежные средства на выплату страхового возмещения.

18.07.2017 истцом получено требование филиала № 10 отделения Фонда от 11.07.2017 о предоставлении документов: штатного расписания за 2014-2016 годы, правил внутреннего трудового распорядка (положение об оплате труда), табелей учета рабочего времени за 2014-2016 годы. 25.07.2017 указанные документы переданы истцом в филиал № 10, однако до настоящего времени указанные расходы истцу не возмещены.

Суд первой инстанции признал действия отделения Фонда по отказу в возмещении расходов по выплатам страхового обеспечения незаконными сославшись на ст. 1.4, ч. 1 ст.13 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, ФЗ от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», указав, что нормы указанного закона не содержат положений ограничивающих возможность проверки страхователя – физического лица, зарегистрированного в территориальном органе Фонда в качестве индивидуального предпринимателя только в период времени, когда страхователь состоял на учете в территориальном органе Фонда. Проверка такого страхователя может быть проведена как в период, когда страхователь состоял на учете в территориальном отделении Фонда, так и после снятия его с регистрационного учета за период, когда страхователь состоял на учете в территориальном отделении Фонда. Нормы Закона № 255-ФЗ также не предусматривают ограничения по сроку обращения страхователя - физического лица, зарегистрированного в территориальном органе Фонда в качестве индивидуального предпринимателя, за возмещением денежных средств, израсходованных им на выплату страхового обеспечения в период, когда он являлся работодателем. Аналогичная правовая позиция изложена в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.05.2017 № 02-08-01/06-07-4058л. Обоснованность осуществленных истицей расходов на выплату страхового обеспечения отделение Фонда не оспаривает. Более того, часть указанных расходов в размере, не превышающем начисленные взносы за 2015–2016 годы отделение Фонда зачло в счет уплаты начисленных страховых взносов. Расчеты за 2015 – 2016 годы были приняты отделением Фонда без замечаний и возражений относительно неуплаты начисленных взносов в связи с фактическим несением истицей расходов на выплату страхового обеспечения.

Судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы, суть которых сводится к правомерности отказа в возмещение истцу расходов на выплату страхового обеспечения по причине обращения за вышеуказанной выплатой после исключения истца из ЕГРИП, приходит к следующему.

Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством как до, так и после 1 января 2017 г. регламентировался Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом N 255-ФЗ, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с частью 3 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" территориальный орган Фонда социального страхования выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.

При этом период, за который может учитываться сумма расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования для целей уменьшения суммы страховых взносов, не установлен.

Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика, который в соответствии с частью 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 указанной статьи.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь статьей 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьями 2.1, 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", суд обоснованно пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения. При этом, суд исходил из того, что на момент обращения с заявлением о возмещении понесенных заявителем расходов истица состояла на учете в качестве страхователя.

Доводы апелляционной жалобы, направленные к иному толкованию вышеприведенных норм материального права, являются ошибочными, основанными на субъективном толковании норм материального права, и не могут служить поводом к отмене оспариваемого судебного постановления.

Доводы апеллянта о несоблюдении истицей порядка предоставления расчета в орган контроля за уплатой страховых взносов, являются неубедительными. Факт наступления страховых случаев подтвержден материалами дела, период нетрудоспособности застрахованных лиц и факт несения страхователем соответствующих расходов не оспаривается, в связи с чем произведенные расходы по социальному обеспечению подлежат возмещению. Размер расходов на цели обязательного страхования, превышающие сумму начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, фактически был проверен ответчиком по представленным документам и несогласия не высказано. На момент обращения истца к ответчику она являлась страхователем, т.е. субъектом правоотношений в соответствии с законом N 255-ФЗ, следовательно, у ответчика не было правовых оснований в соответствии со ст. 4.6 Закона 255-ФЗ для отказа в возмещении истцу страхового обеспечения, выплаченного ею застрахованным лицам, в период деятельности в качестве ИП.

Возмещение средств из фонда является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя.

По материалам дела не имеется оснований полагать, что действия истицы фактически были направлены на создание искусственной ситуации, связанной с преднамеренным приемом на работу работника в целях неправомерного получения средств бюджета фонда, что могло бы свидетельствовать о правомерном отказе фондом в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату спорного страхового обеспечения.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда по существу требований не опровергают, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и представленных сторонами доказательств, что не является основанием для отмены решения.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не приведено.

Руководствуясь ст.ст. 327, 327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила :

Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 28 февраля 2018 года –оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУ - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ – без удовлетворения.