Судья Коваленко О.Н. Дело №33-2706/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 11 апреля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Киселева Г.В.,
судей Медведевой Д.С., Шурловой Л.А.,
при секретаре Павловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края в лице полномочного представителя Шиянова А.С.
на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10 января 2018 года
по иску Головкова В.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,
установила:
Головков В.П. обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о признании права на назначение досрочной страховой пенсии.
Представленные Истцом документы были рассмотрены Пенсионным Фондом и 06.06.2017 г. вынесено решение № 05/62 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием 15 лет работы специального стажа.
Поводом для отказа послужило то, что отсутствует требуемый стаж 15 лет работы спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданский обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а так же, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствуют сведения о работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ за период работы с 27.06.2000 по 31.12.2007 в должности «спасатель» в Комитете по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 01.01.2008 по 19.04.2016 в качестве «спасателя» и «начальник отделения» в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия и с 20.04.2016 по 12.04.2017 (дата выдачи справки от 12.04.2017 г. № 62) в должности «начальника поисково-спасательного отделения» в Казенном учреждении Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты», в связи с чем, стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по правилам пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, составляет 00 лет 00 месяцев 00 дней при наличии страхового стажа - 18 лет 08 месяцев 14 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение.
Истец полагает, что такой отказ не соответствует обстоятельствам дела, противоречит действовавшему в указанные периоды работы Российскому законодательству, ущемляет его права и подлежит оспариванию с учетом разъяснений п.п. 13-14,16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от i 1.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Истец указал, что Ответчик необоснованно не включил в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды его работы: с 27.06.2000 по 01.07.2004 - в должности «спасатель» поисково-спасательной службы по 9 разряду Министерства по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия; с 01.07.2004 по 20.04.2005 - в должности «спасатель» группы проведения поисково-спасательных работ Спасательно-пожарного центра Министерства по делам ГО И ЧС Республики Калмыкия; с 20.04.2005 по 01.01.2008 - в должности «спасатель» территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия; с 01.01.2008 по 19.04.2016 - в должности «спасатель» по 11 разряду территориальной поисково-спасательной службы Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия; с 20.04.2016 г. в должности начальника поисково-спасательного отделения территориальной поисково-спасательной службы казенного учреждения Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты», на которой продолжает работать по настоящее время. Указанные обстоятельства Истец подтверждает трудовой книжкой серии AT-V11 № 9796321, справкой от 12.04.2017 г. № 44, выданной Главным Управлением Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия, справкой от 12.04.2017 г. № 62 выданной казенным учреждением Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты».
Исковые требования обоснованы тем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно- штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно- спасательные формирования; на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования; на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования. Профессиональные аварийно- спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются: в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Калмыкия создан на основании Указа Президента Республики Калмыкия «О комитете по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Калмыкия» от 22 мая 1997 года № 74 во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1396 "О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» путем реорганизации Штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Калмыкия в Комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Калмыкия, переименован в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Калмыкия с «1» июля 1999 года (Указ Президента Республики Калмыкия от 31 мая 1999г. № 91 «О Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Калмыкия»), 15 апреля 1999 г. приказом министра МЧС России Комитет по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия реорганизован в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Приказом МЧС России от 26.10.2004 г. № 487 Министерство по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия в части, финансируемой из федерального бюджета, реорганизовано в Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия с 01.01 2005 года. В 2016 году распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 8 февраля 2016г. № 24-р создано Казенное учреждение Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты». Управление силами и средствами Центра гражданской защиты осуществляет Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия в пределах полномочий, переданных Соглашением между Республикой Калмыкия и МЧС России, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2011 г. № 752-р. В мае 1996 г. Постановлением Народного хурала (Парламента) Республики Калмыкия принят Закон «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера». В соответствии с законом РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Закона Республики Калмыкия «О защите населения на территории РК от ЧС природного и техногенного характера» и в целях оперативного осуществления экстренных мер по спасению и оказанию помощи людям, оказавшимся в кризисных ситуациях, ликвидации аварий, катастроф и их последствий 26 декабря 1997 г. Постановлением Правительства РК за № 348 создана поисково-спасательная служба. В связи с изложенным, в периоды работы с 27.06.2000 г. по 31.12.2007 г. Истец фактически осуществлял трудовую деятельность в одной организации, в период работы с 01.01.2008 г. по 19.04.2016 г. Истец был принят в порядке перевода в территориальную ПСС ГУ МЧС России по Республике Калмыкия, в период с 20.04.2016 г. и по настоящее время Истец был принят в порядке перевода на должность начальника поисково-спасательного отделения в территориальную поисково-спасательную службу казенного учреждения Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты», Территориальная ПСС ГУ МЧС России по Республике Калмыкия осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям России (далее - МЧС России) от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства по чрезвычайным ситуациям России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований", приказом МЧС России от 13.11.2006 N 646 "Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований". Основными задачами спасательных формирований управления, Главного управления, ПСС МЧС России по Республике Калмыкия, в которых Истец непрерывно осуществлял трудовую деятельность, являются: 1) реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации в пределах установленных полномочий; 2) осуществление управления в пределах своей компетенции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; 3) осуществление в установленном порядке надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации; 4) осуществление деятельности в пределах своей компетенции по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, в том числе по чрезвычайному гуманитарному реагированию, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации; обеспечение готовности органов управления, аварийно- спасательных подразделений к проведению аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, происшествий, несчастных случаев и других экстремальных ситуаций; организация и проведение аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, к ведению которых подразделения аттестованы, а также локализация аварий, устранение неисправностей и аварий во внутридомовых и наружных инженерных сетях и оборудования, обеспечение их дальнейшего функционирования; организация и проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев среди населения; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава, специалистов и спасателей; организация взаимодействия с органами управления и силами РСЧС; осуществление мероприятий по реабилитации, социальной и правовой защите работников службы спасения и членов их семей; создание материально-технической базы для выполнения задач по предназначению.
При выполнении должностных обязанностей, Истец осуществляет профессиональную деятельность и реализует свои полномочия в соответствии с ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»; ФЗ от 14.07.1995 № 151 -ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»: ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ « О пожарной безопасности»; ФЗ от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности». Согласно Протоколов территориальной аттестационной комиссии и протоколов южной региональной аттестационной комиссии Истец прошел аттестацию на подтверждение квалификации «Спасатель» (протокол №6 от 21.06.2001 г.), «Спасатель 3 класса» (протокол № 32 от 05.09.2005 г.), «Спасатель 2 класса» (протокол № 2 от 11.12.2008 г.), «Спасатель 1 класса» (протокол № 1 от 24.03.2011 г), что подтверждается книжкой спасателя серия РК номер 0- 303-086. Из выше изложенного следует, что работая в должности спасателя, спасателя 3 класса, спасателя 2 класса, спасателя 1 класса, начальника ПСО казенного учреждения Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты», истцом выполнялись те же должностные обязанности и характер работы отвечает тем же требованиям, что и работа спасателя, спасателя 3 класса, спасателя 2 класса в профессиональных аварийно- спасательных службах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановление правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 261-0) регламентирует возможность установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27
Федерального закона N 173-ФЭ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Из представленных в суд документов (книжка спасателя, трудовая книжка и т.д.) усматривается тождественность выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии спасатель, спасатель 3 класса, спасатель 2 класса, спасатель 1 класса, начальника ПСО казенного учреждения Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты» работам, выполняемым спасателем, спасателем 3 класса, спасателем 2 класса, спасателем 1 класса, начальником поисково-спасательной группы в профессиональных аварийно- спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Кроме того, организация - работодатель состоит в системе МЧС РФ и является его территориальным подразделением МЧС России.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно - спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" утверждены перечни, в соответствии с которыми правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, работающие в должности "спасатель", установленной им в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665.
В соответствии с пп. 16 п. 2 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Конституционный Суд РФ в постановлении от 29 января 2004 года N2-n указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
В спорный период времени действовал Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 30.12.2001). В соответствии с указанным законом право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста предоставлялось гражданам по достижении 40 лет, которые осуществляли трудовую деятельность в должности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) не менее 15 лет и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии со ст. 12 подп. «л» Федерального закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В Перечне должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях, участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии пунктом "л" статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01 октября 2001 г. N 702, указаны должности спасателя, спасателя 1, 2 и 3 классов, спасателя международного класса.
Истец полагает, что государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Ставрополю Ставропольского края не правомерно отказало в назначении досрочной страховой пенсии по старости, тем самым нарушив конституционные права Истца, чем было вызвано обращение в суд. Просит суд признать за Головковым Валерием Петровичем, 29.12.1976 года рождения право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с наличием специального трудового стажа. Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю включить Головкову Валерию Петровичу, 29.12.1976 года рождения в специальный трудовой стаж - стаж работы спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: - с 27.06.2000 по 01.07.2004 - в должности «спасатель» поисково-спасательной службы по 9 разряду Министерства по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия;- с 01.07.2004 по 20.04.2005 - в должности «спасатель» группы проведения поисково-спасательных работ Спасательно-пожарного центра Министерства по делам ГО И ЧС Республики Калмыкия; - с 20.04.2005 по 01.01.2008 - в должности «спасатель» территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия;- с 01.01.2008 по 19.04.2016 - в должности «спасатель» по 11 разряду территориальной поисково-спасательной службы Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия;- с 20.04.2016 г. по 19.04.2017 г. в должности начальника поисково-спасательного отделения территориальной поисково-спасательной службы казенного учреждения Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты». Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить Головкову Валерию Петровичу, 29.12.1976 года рождения досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК с 20.04.2017 г.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10 января 2018 года исковые требования Головкова В.П. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворены.
Суд признал за Головковым В.П., 29.12.1976 года рождения года рождения право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с наличием специального трудового стажа.
Обязал Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю включить Головкову В.П., …. года рождения в специальный трудовой стаж - стаж работы спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:
с 27.06.2000 по 01.07.2004 - в должности «спасатель» поисково-спасательной службы по 9 разряду Министерства по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия;
с 01.07.2004 по 20.04.2005 - в должности «спасатель» группы проведения поисково-спасательных работ Спасательно-пожарного центра Министерства по делам ГО И ЧС Республики Калмыкия;
с 20.04.2005 по 01.01.2008 - в должности «спасатель» территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия;
с 01.01.2008 по 19.04.2016 - в должности «спасатель» по 11 разряду территориальной поисково- спасательной службы Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия;
с 20.04.2016 г. по 19.04.2017 г. в должности начальника поисково-спасательного отделения территориальной поисково-спасательной службы казенного учреждения Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты».
Обязал Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить Головкову Валерию Петровичу, 29.12.1976 года рождения досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК с 20.04.2017 г.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края в лице полномочного представителя Шиянова А.С. просит отменить решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10 января 2018 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно- спасательных службах и формированиях субъектов РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Головков В.П. в лице полномочного представителя Капшук А.П. просит решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные Ставропольским краевым судом надлежащим образом и своевременно, не явились.
Интересы истца Головкова В.П. представлял его полномочный представитель Шамрай А.В., поддержавшая доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц
Изучив материалы дела, заслушав явившего представителя истца Шамрай А.В., обсудим доводы, изложенные в жалобе и возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела нарушения, перечисленные в ст. 330 ГПК РФ, которые являются основаниями для отмены или изменения решения суда, судом первой инстанции допущены были.
Из материалов рассматриваемого гражданского дела следует, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации решением от 06.06.2017 № 05/62 отказало в назначении досрочной страховой пенсии по старости Головкову В.П. в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который на момент обращения (20.04.2017) составил 0 лет 0 месяц 0 день.
Не согласившись с данным решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации Головков В.П. обратился в суд с иском, полагая, что стаж работы спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций с 27.06.2000 по 01.07.2004 - в должности «спасатель» поисково-спасательной службы по 9 разряду Министерства по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия; с 01.07.2004 по 20.04.2005 - в должности «спасатель» группы проведения поисково-спасательных работ Спасательно-пожарного центра Министерства по делам ГО И ЧС Республики Калмыкия; с 20.04.2005 по 01.01.2008 - в должности «спасатель» территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия; с 01.01.2008 по 19.04.2016 - в должности «спасатель» по 11 разряду территориальной поисково- спасательной службы Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия; с 20.04.2016 г. по 19.04.2017 г. в должности начальника поисково-спасательного отделения территориальной поисково-спасательной службы казенного учреждения Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты» дают ему право на получение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Удовлетворяя заявленные исковые требования о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, вышеуказанных периодов работы истца в качестве спасателя, суд полагал, что указанные истцом должности входят в перечень работ, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может ввиду неверного применения норм материального права.
Правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 30 Федеральный закон № 400-ФЗ установлено лицам, которые проработали не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста (по желанию обратившегося за пенсией).
Круг лиц, пользующихся правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400- ФЗ определен перечнями должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001г. № 702 (далее Перечень № 702).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 № 702 утверждено два перечня. Один перечень содержит наименования должностей руководителей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, к ним относятся должности: командир поисково-спавательного отряда и его заместитель по поисково-спасательной работе; начальник поисково-спасательного отряда и его заместитель по поисково-спасательной работе; начальник поисково-спасательной группы; начальник поисково- спасательной службы и его заместитель по поисково-спасательной работе; начальник поисково-спасательного подразделения. В другой Перечень включены только специалисты, работающие в должности спасателя; спасателя 1,2,3 классов и спасателя международного класса.
Критериями оценки занятости работников профессиональных аварийно- спасательных служб и формирований МЧС России на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, являются:
занятость спасателей в составе профессиональных аварийно- спасательных служб и формирований МЧС России;
- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Включенные в указанные Перечни спасатели являются работниками профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России.
Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому они правом на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно- спасательных служб и формирований, создаваемых в организациях, а также в других федеральных органах исполнительной власти.
Исчисление периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.
При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.
Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Дата регистрации Головкова В.П. - 21.05.1999. «
В сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствуют сведения о работе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно пункту 16 части 1 статьи 30 Федеральный закон № 400-ФЗ за период работы с 27.06.2000 по 31.12.2007 в должности «спасатель» в Комитете по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия, с 01.01.2008 по 19.04.2016 в качестве «спасателя» и «начальник отделения» в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия и с 20.04.2016 по 12.04.2017 (дата выдачи справки от 12.04.2017 № 62) в должности «начальника посково- спасательного отделения» в Казенном учреждении Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты».
Вышеуказанное согласуется с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 551-О-П.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости спасателям, осуществлявшим профессиональную аварийно-спасательную деятельность в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию Российской Федерации, но и территории зарубежных стран.
Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868) на создаваемые в системе данного Министерства профессиональные аварийно-спасательные формирования возложены организация предупреждения и ликвидации чрезвычайных « ситуаций федерального и трансграничного характера и спасание людей при этих чрезвычайных ситуациях; поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации; формирование и доставка в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также эвакуация граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Сохранение за лицами, проработавшими не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и аварийно- спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшими в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении ими возраста 40 лет либо независимо от возраста права на досрочное назначение трудовой пенсии основано на учете существенной специфики выполняемых ими работ, не выходит за пределы полномочий федерального законодателя и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства всех перед законом.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В развитие указанных конституционных положений статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, а статья 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 15 -ОЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусматривает создание в субъектах Российской Федерации собственных аварийно- спасательных служб. При этом согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно- спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации.
Соответственно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации не может, вопреки утверждению заявителей, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Кроме того, субъекты Российской Федерации, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения, что прямо вытекает из статьи 20 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» согласно которой финансовое обеспечение прав и гарантий профессиональных спасателей аварийно-спасательных служб и формирований, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости Головкову Валерию Петровичу является обоснованным, действия Управления были совершены в соответствии с Законом в пределах полномочий.
Суд также при принятии решения указал, что подход ответчика при решении вопроса о праве истца на назначение пенсии по старости согласно представленным документам противоречит конституционным нормам о равенстве всех граждан перед законом (статья 19), в том числе и на социальное обеспечение, является формальным, поскольку данное право истца подтверждается исследованными судом доказательствами.
С данным выводом суда судебная коллегия не может согласится, поскольку находит его ошибочным, основанным на не правильном применении норм материального права.
Таким образом, разрешая спор, суд не верно определил юридически значимые обстоятельства по делу и не правильно применил нормы материального права.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции неправомерно удовлетворил заявленные исковые требования в связи с отсутствием оснований для этого.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10 января 2018 года отменить, апелляционную жалобу ответчика - удовлетворить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Головкова В.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием специального трудового стажа; возложении обязанности включить Головкову В.П. в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, периоды работы: с 27.06.2000 по 01.07.2004 - в должности «спасатель» поисково-спасательной службы по 9 разряду Министерства по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия; с 01.07.2004 по 20.04.2005 - в должности «спасатель» группы проведения поисково-спасательных работ Спасательно-пожарного центра Министерства по делам ГО И ЧС Республики Калмыкия; с 20.04.2005 по 01.01.2008 - в должности «спасатель» территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС Республики Калмыкия; - с 01.01.2008 по 19.04.2016 - в должности «спасатель» по 11 разряду территориальной поисково-спасательной службы Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия; с 20.04.2016 г. по 19.04.2017 г. в должности начальника поисково-спасательного отделения территориальной поисково-спасательной службы казенного учреждения Республики Калмыкия «Центр гражданской защиты»; возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю с 20.04.2017 г. - отказать.
Председательствующий:
Судьи: