НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 09.02.2021 № 33А-163/2021

Судья Хетагурова М.Э.

Дело №33а-163/2021

УИД 26RS0012-01-2019-003855-03

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь

09 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи

Строчкиной Е.А.,

судей

Кострицкого В.А., Пшеничной Ж.А.,

с участием секретаря

Заболоцкой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кюрджиевой М.Я. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 05.10.2020 по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю к Кюрджиевой М.Я. о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафам,

заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.,

установила:

Межрайонная ИФНС России №10 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кюрджиевой М.Я., в котором просила суд взыскать с Кюрджиевой М.Я. налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 11 621 рубль, пени в размере 39 263,41 рублей, штраф в размере 317 003,20 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 в размере 3 703,24 рублей.

Обжалуемым решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 05.10.2020 административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю удовлетворены. Кроме того, с Кюрджиевой М.Я. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 915 рублей.

В апелляционной жалобе Кюрджиева М.Я. просит указанное решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым отказать Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю в удовлетворении ее административных исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что на момент вынесения налоговым органом решения от 03.10.2018 №32976 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган не обладал информацией об извещении Кюрджиевой М.Я. о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, тем самым не обеспечил лицу, в отношении которого проводилась проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, что квалифицируется как несоблюдении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вследствие чего, налогоплательщик был лишен права представлять налоговому органу и его должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, по акту проведенной налоговой проверки и участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки. Считает, что решение налогового органа о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть признано недействительным из-за нарушений процедуры его принятия. Указывает, что документы, приложенные к акту налоговой проверки, не были вручены налогоплательщику. Полагает, что уточненная налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2017 год, регистрационный номер 50770823, с датой подачи и датой принятия налоговым органом 23.05.2018 не может быть признан относимым и допустимым доказательством по делу, так как подана неуполномоченным лицом и с применением подложного документа. Кроме того, в акте налоговой проверки не отражено о получении информации от налогоплательщика, а также не указано в решении налогового органа.

Относительно доводов апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю представлены письменные возражения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю по доверенности Добробаба М.М., судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, Кюрджиева М.Я. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 11.06.2014 по 04.04.2018, осуществляла основной вид деятельности: аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, что подтверждается выпиской из ЕГРИП, являлась плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН), с объектом налогообложения «Доходы».

28.03.2018 Кюрджиева М.Я. подала в налоговый орган налоговую декларацию по УСН за 2017 год, регистрационный номер 49745826. Согласно сведениям, отраженным в декларации, поданной Кюрджиевой М.Я. в налоговый орган, сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, составила 270 314 рублей.

Сроком представления декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2017 год с учетом части 7 статьи 6.1 НК РФ являлось 03.05.2018.

23.05.2018 Кюрджиевой М.Я. представлена уточненная (корректирующая) декларация за 2017 год, регистрационный номер 50770823. Сумма налога, подлежащего доплате, составила 1 800 000 рублей.

На момент представления уточненной (корректирующей) налоговой декларации от 23.05.2018, ИП Кюрджиева М.Я. не уплатила сумму налога в размере 1 800 000 рублей, тем самым не исполнила требование пункта 1 части 4 статьи 81 НК РФ.

Кюрджиевой М.Я. налоговым органом начислены авансовые платежи и налог по уточненной декларации, а именно 25.04.2017 в размере 56 102 рубля (уплачено 63 321, 13 рублей, 25.07.2017 в размере 85 577 рублей, 25.10.2017 в размере 73 305 рублей, 03.05.2018 в размере 1 585 016 рублей.

По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации, регистрационный номер 50770823 по УСН за 2017, представленной 23.05.2018, решением от 03.10.2018 №32976 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Кюрджиевой М.Я. начислен штраф в размере 317 003 рубля. Указанным решением налогового органа установлено, что Кюрджиевой М.Я. 28.03.2018 в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика представлена первичная налоговая декларация по УСН за 2017 год, регистрационный номер 49746324. Сумма налога, подлежащего уплате за налоговый период, составила 244 393 рубля.

В соответствии с нормами налогового законодательства решение налогового органа от 03.10.2018 №32976 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в отношении Кюрджиевой М.Я. в апелляционном порядке обжаловано не было.

Кроме того, Кюрджиевой М.Я. в сроки, установленные законодательством, не уплачены суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии.

Налогоплательщику направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) от 15.11.2018 №7734, от 14.11.2018 №11779, от 19.09.2018 №6921, от 30.10.2018 №12935 с указанием срока уплаты задолженности, однако, сумма налога, пени, штрафа в бюджет не уплачена.

Межрайонная ИФНС России №10 по Ставропольскому краю обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Кюрджиевой М.Я. задолженности в размере 371 590,85 рублей, который 15.07.2019 по заявлению ответчика отменен.

Определением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 28.01.2020 производство по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю к Кюрджиевой М.Я. о взыскании обязательных платежей и санкций, приостановлено до вступления в законную силу решения Ессентукского городского суда Ставропольского края от 22.01.2020 по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю к Кюрджиевой М.Я. о взыскании налогов с физических лиц, по встречному административному исковому заявлению Кюрджиевой М.Я. к Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю о признании действий налогового органа незаконными, признании отчетности, заявленной в налоговой декларации, недействительной, возложении обязанности аннулировать отчетность.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 15.09.2020 постановлено: взыскать с Кюрджиевой М.Я. недоимку по налогу в размере 1 927 358,88 рублей, состоящую из налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 1 725 057,87 рублей, пеней по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 37 353,07 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2017 в размере 163 799 рублей, пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2017 в размере 1 147,96 рублей. В удовлетворении встречных административных исковых требований Кюрджиевой М.Я. к Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю о признании действий налогового органа незаконным, признании недействительной отчетности, заявленной в налоговой декларации, возложении обязанности аннулировать отчетность, отказано.

При этом, установлено, что налоговое законодательство не содержит правовой нормы, предусматривающей возможность аннулирования налоговой отчетности или признания ее недействительной. Споры между налогоплательщиком и налоговым органом относительно размера налоговых или иных обязательных платежей разрешаются иным образом – посредством составления акта разногласий, предоставлением письменных возражений налогоплательщика, составления сверки расчетов и так далее, в результате которых уточняется сумма обязательного платежа, подлежащего уплате в бюджет. На основании части 1 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством РФ.

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (пункт 1 части 1, часть 5 статьи 23 НК РФ).

В соответствии с частями 1, 6 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с НК РФ. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с абзацем 1 статьи 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В силу части 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

Согласно частям 1, 2 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 346.14 НК РФ. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

В соответствии с частью 1 статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно (часть 2 статьи 346.21 НК РФ).

Частью 6 статьи 346.21 НК РФ предусмотрено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

В соответствии с абзацем 1 части 7 статьи 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 НК РФ.

Согласно части 7 статьи 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Абзацем 1 части 1 статьи 81 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 НК РФ.

В силу пункта 1 части 4 статьи 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Согласно части 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации лица в качестве предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.04.2006 №107, Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2015 №306-КГ15-11061 по делу №А12-25999/2014, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.07.2012 по делу №А53-22530/2011).

В силу части 3 статьи 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Статьей 419 НК РФ предусмотрено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.

Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пункте 2 части 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1 статьи 432 НК РФ).

В соответствии с абзацами 1-3 части 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пункте 2 части 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем 2 части 2 статьи 432 НК РФ, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 части 2 статьи 432 НК РФ).

Согласно части 5 статьи 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности, в том числе индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, в качестве плательщика страховых взносов.

В силу части 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Частью 3 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пеня начисляется, если иное не предусмотрено статьей 75 НК РФ и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Согласно абзацам 1-3 части 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В силу абзаца 1 части 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных статьей 48 НК РФ.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В силу части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.

Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение налогового органа о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть признано недействительным из-за нарушений процедуры его принятия, а также, что уточненная налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2017 год, регистрационный номер 50770823, с датой подачи и датой принятия налоговым органом 23.05.2018 не может быть признан относимым и допустимым доказательством по делу, так как подана неуполномоченным лицом и с применением подложного документа, являлись предметом проверки судом первой инстанции при вынесении решения, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что на момент вынесения налоговым органом решения от 03.10.2018 №32976 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган не обладал информацией об извещении Кюрджиевой М.Я. о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, тем самым не обеспечил лицу, в отношении которого проводилась проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, что квалифицируется как несоблюдении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вследствие чего, налогоплательщик был лишен права представлять налоговому органу и его должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, по акту проведенной налоговой проверки и участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, судебная коллегия исходит из того, что решение налогового органа от 03.10.2018 №32976 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в отношении Кюрджиевой М.Я. в апелляционном порядке обжаловано не было.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм материального права, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и иной оценке установленных по делу обстоятельств, иному толкованию норм материального права, что не отнесено статьей 310 КАС РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 05.10.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в течение 6 месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение.

Председательствующий

Судьи