Судья Курбанова Ю.В. Дело № 33-3-8759/2023
Дело № 2-1593/2023
УИД 26RS0010-01-2023-002034-10
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 7 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Калоевой З.А.,
судей Шетогубовой О.П., Селюковой З.Н.,
с участием секретаря Горбенко Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Г.А.А. на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 7 июля 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению Г.А.А. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ставропольскому краю о защите пенсионных прав,
заслушав доклад судьи Шетогубовой О.П.,
УСТАНОВИЛА:
Г.А.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю, впоследствии уточненным, в котором окончательно просил: признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внести дополнения в лицевой счет истца о периодах работы и заработной плате, обязать включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы, установить факт получения заработной платы в определенном размере, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требования истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю согласно ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
ДД.ММ.ГГГГ Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю вынесено решение № об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Впоследствии в решение об отказе внесены изменения решением № от ДД.ММ.ГГГГ и решением от ДД.ММ.ГГГГ№.
С решением об отказе в назначении страховой пенсии по старости истец не согласен, считает данный отказ незаконным и необоснованным, по следующим причинам:
не включены в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в Целиноградском специализированном автопредприятии грузового автоуправления, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в Коммерческом центре Строительного объединения «Казэнергострой» Целиноградской области г. Целиноград, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в ТОО «Стройрем» Целиноградской области г. Ерментау, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности шофера в Совхозе «Казахстанский», данные периоды не засчитаны в страховой стаж, так как они протекали на территории Республики Казахстан;
не включены в страховой стаж периоды работы по сведениям, содержащимся на индивидуальном лицевом счете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности наладчика сельхозмашин и тракторов в ЗАО «Урух», так как за данные периоды работ оплата труда не производилась;
не приняты в целях пенсионного обеспечения представленные истцом архивные справки о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, за период работы с 1982 по 1991 годы: 1982 год: ноябрь 119 руб. 78 коп., декабрь 109 руб. 24 коп.; 1983 год: январь 185 руб. 96 коп., февраль 153 руб. 06 коп., март 119 руб. 58 коп., апрель 198 руб. 28 коп., май 146 руб. 60 коп., июнь 90 руб. 82 коп., июль 90 руб., август 188 руб. 40 коп., сентябрь 497 руб. 22 коп., октябрь 196 руб. 65 коп., ноябрь 266 руб. 47 коп., декабрь 193 руб. 02 коп.; 1984 год: январь 212 руб. 93 коп., февраль 277 руб. 27 коп., март 194 руб. 89 коп., апрель 11 руб.32 коп., май 207 руб. 78 коп., июнь 240 руб. 17 коп., июль 212 руб. 38 коп., август 77 руб. 22 коп., сентябрь 71 руб. 57 коп., октябрь 123 руб. 36 коп., ноябрь 164 руб. 42 коп., декабрь 148 руб. 75 коп.; 1985 год: январь 132 руб.65 коп., февраль 128 руб. 66 коп., март 135 руб. 01 коп., апрель 147 руб. 98 коп., май 172 руб. 09 коп., июнь 156 руб. 09 коп., июль 22 руб. 44 коп., август 188 руб. 37 коп., сентябрь 243 руб. 85 коп., октябрь 378 руб., ноябрь 100 руб. 03 коп., декабрь 43 руб.; 1986 год: январь 145 руб. 21 коп., февраль 227 руб. 50 коп., март 161 руб. 90 коп., апрель 289 руб. 83 коп., август 110 руб., сентябрь 527 руб., октябрь 89 руб. 62 коп., ноябрь 141 руб. 96 коп., декабрь 255 руб. 95 коп.; 1987 год: июль 455 руб. 59 коп., август 376 руб. 05 коп., сентябрь 407 руб. 28 коп., октябрь 473 руб. 99 коп., ноябрь 396 руб. 13 коп., декабрь 405 руб. 50 коп.; 1988 год: январь 191 руб. 40 коп., февраль 343 руб. 84 коп., март 602 руб. 76 коп., апрель 290 руб. 91 коп., май 454 руб. 90 коп., июнь 944 руб. 62 коп., июль 144 руб. 60 коп., август 174 руб. 77 коп., сентябрь 404 руб. 90 коп., октябрь 397руб. 67 коп., ноябрь 536 руб. 86 коп., декабрь 496 руб. 52 коп.; 1989 год: январь 147 руб. 23 коп., февраль 268 руб. 22 коп., март 652 руб. 98 коп., апрель 516 руб. 47 коп., май 929 руб. 40 коп., июнь 1347 руб. 80 коп., июль 233 руб., август 365 руб. 10 коп., сентябрь 124 руб. 63 коп., октябрь 226 руб. 87 коп., ноябрь 136 руб. 80 коп., декабрь 652 руб. 90 коп.; 1990 год: январь 312 руб. 04 коп., февраль 261 руб. 91 коп., март 276 руб. 84 коп., апрель 727 руб. 10 коп., май 223 руб. 85 коп., июнь 930 руб. 49 коп., июль 361 руб. 01 коп., август 463 руб. 28 коп., сентябрь 427руб. 39 коп., октябрь 591 руб. 95 коп., ноябрь 346 руб. 88 коп., декабрь 501 руб. 26 коп.; 1991 год: январь 376 руб. 05 коп., февраль 446 руб. 92 коп.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ установление государственных пенсий, пособий является одной из гарантий социальной защиты в РФ.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно записям трудовой книжки серии № от ДД.ММ.ГГГГ записи о работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оформлены правильно и не содержат неточностей и исправлений.
Указывает, что при подаче заявления о назначении пенсии он согласился с вынесением решения по имеющимся в распоряжении территориального органа СФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета с предоставлением дополнительных сведений о стаже и заработке. При вынесении третьего, во изменение решения, сотрудники Отделения не приняли справки о стаже и заработке без указания на то причин.
Просил учесть, что при назначении ему пенсии по инвалидности с 2000 по 2006 годы (выплатное дело уничтожено в 2011 году), ответчик учитывал вышеуказанные спорные периоды работы, что подтверждается формой СЗВ-К от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ИЛС от ДД.ММ.ГГГГ (правовая оценка обработки данных формы СЗВ-К проведена территориальными органами ПФР, акт № от ДД.ММ.ГГГГ). Указывает, что в настоящее время удалены с его лицевого счета застрахованного лица сведения о спорных периодах работы.
С 01.01.2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 (далее - Соглашение ЕАЭС от 20.12.2019). Государствами-участниками Соглашения ЕАЭС являются Российская Федерация, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.
Реализация Соглашения ЕАЭС от 20.12.2019 осуществляется в соответствии с Порядком взаимодействия, определяющим правила сотрудничества между компетентными органами государств-членов.
Согласно положениям ст. 12 Соглашения ЕАЭС от 20.12.2019 за стаж работы, приобретенный до вступления в силу Соглашения ЕАЭС от 20.12.2019 (т.е. до 01.01.2021), пенсия назначается с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
В рамках данного Соглашения, основанного на территориальном принципе, пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания (места жительства). Предусмотрено положение о том, что для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях, гражданам учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств, являющихся участниками соглашения, а также на территории бывшего СССР, за время до вступления в силу этого Соглашения.
Для подтверждения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в Коммерческом центре Строительного объединения «Казэнергострой» Целиноградской области г. Целиноград, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в ТОО «Стройрем» Целиноградской области г. Ерментау, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности шофера в Совхозе «Казахстанский» и заработной платы за период работы с 1982 по 1991 годы Отделением направленны формуляры «Запрос» в АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес Отделения на вышеуказанные формуляры «Запрос» поступили ответы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан (далее ЕНПФ), свидетельствующие о том, что Г.А.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствует в информационной системе ЕНПФ и не является трудящимся. В связи с этим, предоставление ответов на запросы, не касающиеся пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Соглашением, не входит в компетенцию ЕНПФ.
Считает, что не поступление в установленный срок формуляра «О стаже работы» из компетентного органа Республики Казахстан на запрос Отделения о подтверждении стажа и заработной платы не может быть основанием для отказа в зачете периодов страхового стажа при наличии трудовой книжки, имеющей записи о работе, и подтверждением, надлежащим образом заверенных архивных справок о заработной плате из компетентного органа Республики Казахстан.
Отделение в решении об отказе в назначении страховой пенсии по старости № ссылается на Соглашение ЕАЭС от 20.12.2019: «При переселении трудящихся (членов их семей) на территорию Российской Федерации с территории одного из государств-членов ЕАЭС, пенсия таким гражданам устанавливается в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, согласно которому компетентные органы принимают документы содержащие сведения о стаже работы и (или) заработной плате, выданные в установленном порядке за период до 13.03.1992 без подтверждения, за период с 13.03.1992 документы подлежат подтверждению компетентным органом Республики Казахстан. Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже и заработке, приобретенном на территории иностранного государства после распада СССР, могут быть учтены только после подтверждения». Однако представленные мной архивные справки о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ за периоды до ДД.ММ.ГГГГ не были приняты Отделением в целях пенсионного обеспечения.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»),
13.03.1992 государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерации и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13.03.1992).
В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств- участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства-участники Соглашения от 13.03.1992 берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992).
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 №1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992.
Изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, за иной период в указанное Соглашение не вносилось.
Согласно п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Также считает необоснованным не включение в страховой стаж периодов работы, которые содержатся в трудовой книжке серии № от ДД.ММ.ГГГГ и на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности наладчика сельхозмашин и тракторов в ЗАО «Урух». Данный период работы подлежит принятию в целях пенсионного обеспечения, поскольку ненадлежащее исполнение работодателем обязанности по предоставлению сведений (об оплате труда) в органы СФР не является виной работника, и не может быть основанием к отказу в зачете в страховой стаж.
По представленным документам страховой стаж составляет 43 года 2 месяца 16 дней, из них Отделением учтено только 37 лет 4 месяца 7 дней.
Полагает, что Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю обязано было назначить ему страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, однако отказало, чем нарушило его право на получение пенсии.
Решением Георгиевского городского суда от 07.07.2023 заявленные требования были удовлетворены частично.
Суд установил факт получения Г.А.А.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заработной платы за период работы с 1982 по 1991 годы: 1982 год: ноябрь 119 руб. 78 коп., декабрь 109 руб. 24 коп., 1983 год: январь 185 руб. 96 коп., февраль 153 руб. 06 коп., март 119 руб. 58 коп., апрель 198 руб. 28 коп., май 146 руб. 60 коп., июнь 90 руб. 82 коп, июль 90-00 руб., август 188 руб. 40 коп., сентябрь 497 руб. 22 коп., октябрь 196 руб. 65 коп., ноябрь 266 руб. 47 коп., декабрь 193 руб. 02 коп., 1984 год: январь 212 руб. 93 коп., февраль 277 руб. 27 коп., март 194 руб. 89 коп., апрель 11 руб. 32 коп., май 207 руб. 78 коп., июнь 240 руб. 17 коп., июль 212 руб. 38 коп., август 77 руб. 22 коп., сентябрь 71 руб. 57 коп., октябрь 123 руб. 36 коп., ноябрь 164 руб. 42 коп., декабрь 148 руб. 75 коп., 1985 год: январь 132 руб. 65 коп., февраль 128 руб. 66 коп., март 135 руб. 01 коп., апрель 147 руб. 98 коп., май 172 руб. 09 коп., июнь 156 руб. 09 коп., июль 22 руб. 44 коп., август 188 руб. 37 коп., сентябрь 243 руб. 85 коп., октябрь 378 руб., ноябрь 100 руб. 03 коп., декабрь 43 руб., 1986 год: январь 145 руб. 21 коп., февраль 227 руб. 50 коп., март 161 руб. 90 коп., апрель 289 руб. 83 коп., август 110 руб., сентябрь 527 руб., октябрь 89 руб. 62 коп., ноябрь 141 руб. 96 коп., декабрь 255 руб. 95 коп., 1987 год: июль 455 руб. 59 коп., август 376 руб. 05 коп., сентябрь 407 руб. 28 коп., октябрь 473 руб. 99 коп., ноябрь 396 руб. 13 коп., декабрь 405 руб. 50 коп., 1988 год: январь 191 руб. 40 коп., февраль 343 руб. 84 коп., март 602 руб. 76 коп, апрель 290 руб. 91 коп., май 454 руб. 90 коп., июнь 944 руб. 62 коп., июль 144 руб. 60 коп., август 174 руб. 77 коп., сентябрь 404 руб. 90 коп., октябрь 397 руб. 67 коп., ноябрь 536 руб. 86 коп., декабрь 496 руб.52 коп., 1989 год: январь 147 руб. 23 коп., февраль 268 руб. 22 коп., март 652 руб. 98 коп., апрель 516 руб. 47 коп., май 929 руб. 40 коп., июнь 1347 руб. 80 коп., июль 233 руб., август 365 руб. 10 коп., сентябрь 124 руб. 63 коп., октябрь 226 руб. 87 коп., ноябрь 136 руб. 80 коп., декабрь 652 руб. 90 коп., 1990 год: январь 312 руб. 04 коп., февраль 261 руб. 91 коп., март 276 руб. 84 коп., апрель 727 руб. 10 коп., май 223 руб. 85 коп., июнь 930 руб. 49 коп., июль 361 руб. 01 коп., август 463 руб. 28 коп., сентябрь 427 руб. 39 коп., октябрь 591 руб. 95 коп., ноябрь 346 руб. 88 коп., декабрь 501 руб. 26 коп., 1991 год: январь 376 руб. 05 коп., февраль 446 руб. 92 коп.
В удовлетворении требований о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении дополнений в лицевой счет истца о периодах работы и заработной плате, обязании включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в Целиноградском специализированном автопредприятии грузового автоуправления, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в Коммерческом центре Строительного объединения «Казэнергострой» Целиноградской области г. Целиноград, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в ТОО «Стройрем» Целиноградской области г. Ерментау, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности шофера в Совхозе «Казахстанский», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности наладчика сельхозмашин и тракторов в ЗАО «Урух» по сведениям, содержащимся на индивидуальном лицевом счете, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, - отказано.
В апелляционной жалобе на решение суда Г.А.А. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении его исковых требований, указывает, что его трудовая книжка подтверждает периоды его работы в Республике Казахстан. Считает, что судом неверно истолкованы нормы материального права.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Истец в заседание судебной коллегии не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, участия в нем не принимал.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В части удовлетворения требований истца решение суда не обжалуется, в связи с чем не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
В части отказа удовлетворении исковых требований истца решение суда подлежит отмене с вынесением решения об удовлетворении требований истца по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Отделением СФР ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение №, которым решило отказать в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого страхового стажа не менее 42 лет. Впоследствии ответчиком вынесены решения во изменение решения от ДД.ММ.ГГГГ - № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно ч. 9 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд указал на то, что требования истца в части включения периодов работы истца в Республике Казахстан не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия с таким выводом суда не соглашается по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
К числу международных договоров в сфере пенсионного регулирования относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины), в соответствии с положениями которого, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Статьей 6 вышеуказанного Соглашения установлено что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся на территорию Российской Федерации из государств-членов Евразийского экономического союза, регулируются Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза с применением норм Соглашения, для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, а после указанной даты при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность.
Учитывая вышеизложенное, при установлении пенсии в рамках данного Соглашения необходимо подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенного на территории государств-участников Соглашения, путем направления запросов в адреса компетентных органов этих государств.
Пенсионным органом были направлены запросы в компетентные органы Республики Казахстан о подтверждении периодов работы истца, однако согласно информации АО «Единый накопительный пенсионный фонд» подтверждение трудового (страхового) стажа не входит в компетенцию ЕНПФ.
Вместе с тем спорные периоды трудовой деятельности истца подтверждаются сведениями трудовой книжки, архивными справками о стаже работы и начисленной заработной плате.
До принятия закона «О страховых пенсиях» основания и возникновение и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии был установлен Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 2 Закона «Об основах обязательного социально страхования», законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Закона).
13.02.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение).
В соответствии со ст. 1 Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно п.п. 5, 6 (подпункты а, б, в, г), 11 Правил N 1015, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 28.11.2014 №958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно п.п. 2, 6, 51 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
Приказом министерства труда России утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно указанным Правилам, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В п. 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 9 указанных Рекомендаций в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 01.01.2002.
Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13.03.1992 производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п. 11 Рекомендаций).
С 01.01.2021 начало действовать Соглашение обеспечения трудящихся –членов Евразийского экономического союза между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза.
Соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсий гражданам государств-членов и членам их семей, каждой Договаривающейся Стороной исходя из стажа работы, приобретенного на ее территории после вступления в силу данного проекта соглашения.
Согласно ст. 12 Соглашения за стаж работы, приобретенный до вступления в силу названного Соглашения, пенсия назначается с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 13.03.1992; за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.
Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения.
Относительно стажа работы до 13.03.1992 соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 а, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.
В соответствии с Соглашением, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - участников данного Соглашения, в том числе Узбекистана и Казахстана, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При применении Соглашения для учета периодов стажа работы и (или) заработной платы, приобретенных на территориях других государств-членов территориальным органом ПФР в компетентный орган государства-члена направляется формуляр «Запрос» и копии представленных трудящимся (членом семьи) документов о стаже работы на территории государства-члена, в соответствии с Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 122.
Настоящий Порядок разработан в соответствии с п. 7 ст. 10 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза и определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) между собой, а также с Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) в целях реализации норм Соглашения.
Указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - интегрированная система) в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, с учетом абзаца третьего настоящего пункта.
До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.
Перечень используемых для взаимодействия между компетентными органами стран членов ЕАЭС формуляров приведен в п. 3 Порядка
Для определения права на пенсию с применением п. 2 ст. 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы, посредством направления: формуляра «Запрос»; копий представленных трудящимся (членом семьи) либо его представителем документов о стаже работы на территории государства-члена за период до введения в эксплуатацию информационных систем по учету пенсионных прав.
Компетентный орган государства-члена, получивший запрос о стаже работы трудящегося на территории своего государства-члена, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос.
Если для подтверждения стажа работы требуется проведение дополнительных мероприятий (истребование сведений, документов), в формуляре «О стаже работы» отражается промежуточная информация с указанием планируемых сроков направления формуляра «О стаже работы», содержащего исчерпывающую информацию.
При поступлении формуляра «Запрос» о стаже работы и (или) заработной плате компетентные органы государств-членов направляют имеющуюся в их распоряжении информацию, в том числе полученную от организаций (учреждений) государств-членов.
Как следует из ответа АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан, предоставление сведений не представилось возможным по причине, что истец не является трудящимся.
Между тем, как следует из материалов дела, трудовая книжка истца содержит записи о принятии на работу и об освобождении от занимаемых должностей в спорный период.
Учитывая указанные фактические обстоятельства, вышеприведенное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для отказа в трудовой (страховой) стаж истца спорных периодов работы, указанных в трудовой книжке являются ошибочными, основанными на неверном толковании приведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Доказательства, опровергающие сведения о работе истца в спорные периоды, имеющиеся в трудовой книжке, отсутствуют.
Так, при наличии трудовой книжки, оформленной в установленном законом порядке и содержащей сведения о спорных периодах работы истца, учитывая дополнительно подтверждение части спорных периодов архивными справками территориальных государственных архивов Республики Казахстан, усматривается, что выводы суда об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов работы истца на территории Республики Казахстан в трудовой (страховой) стаж не обоснованы.
Отсутствие дополнительных документов, подтверждающих стаж работы истца в спорный период, не может служить основанием для исключения этого периода при подсчете стажа, и ограничивать право истца на перерасчет страховой пенсии по старости.
Факт не поступления ответа на запрос от компетентного органа или невозможность подтверждения стажа по иным основаниям, не зависящим от действий пенсионера, не должен препятствовать реализации права гражданина на пенсионное обеспечение, с учетом иных имеющихся в деле доказательств, подтверждающих заявленные требования о включении периодов трудовой деятельности в страховой стаж для перерасчета пенсии.
Ссылки суда на отсутствие сведений, оформленных Республикой Казахстан по формуляру, установленному порядком взаимодействия, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку истцом в материалы дела представлены доказательства осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, что подтверждается трудовой книжкой, оформленной надлежащим образом. В связи с чем, отсутствие со стороны Республики Казахстан оформления формуляров в порядке, установленном Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, не может служить единственным основанием для отказа в иске о включении спорных периодов в общий страховой стаж для перерасчета и начисления страховой пенсии по старости.
Также подлежат зачету в счет пенсии периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности наладчика сельхозмашин и тракторов в ЗАО «Урух» как содержащееся в трудовой книжке истца и на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Данный период работы подлежит принятию в целях пенсионного обеспечения, поскольку ненадлежащее исполнением работодателем обязанности по предоставлению сведений (об оплате труда) в органы СФР не является виной работникам и не может быть основанием к отказу в зачете в страховой стаж.
Поскольку ответчиком первоначально было принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии, далее в него вносились изменения решениями № от ДД.ММ.ГГГГ, далее решением № от ДД.ММ.ГГГГ, то указанные решения также подлежат отмене, как вносящие изменения в первоначальное решение, являющиеся составляющими частями первоначального решения, и истцу следует назначить пенсию с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В указанном случае судебная коллегия в интересах законности считает возможным выйти за пределы исковых требований (истцом не заявлено требование о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку в силу положений п. 46 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 22.06.2021 №16 под интересами законности следует считать нарушение пенсионных прав истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 7 июля 2023 года в части отказа в удовлетворении требований Г.А.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю о признании незаконным решения № № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции изменений, внесенных в указанное решение решениям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении дополнений в лицевой счет истца о периодах работы и заработной плате, обязании включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в Целиноградском специализированном автопредприятии грузового автоуправления, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в Коммерческом центре Строительного объединения «Казэнергострой» Целиноградской области г. Целиноград, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в ТОО «Стройрем» Целиноградской области г. Ерментау, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности шофера в Совхозе «Казахстанский», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности наладчика сельхозмашин и тракторов в ЗАО «Урух» по сведениям, содержащимся на индивидуальном лицевом счете, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ - отменить.
В отмененной части постановить новое решение, которым исковые требования Г.А.А. - удовлетворить.
Признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, вынесенное Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в Целиноградском специализированном автопредприятии грузового автоуправления, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в Коммерческом центре Строительного объединения «Казэнергострой» Целиноградской области г. Целиноград, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в ТОО «Стройрем» Целиноградской области г. Ерментау, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности шофера в Совхозе «Казахстанский», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности наладчика сельхозмашин и тракторов в ЗАО «Урух».
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ставропольскому краю назначить Г.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу – удовлетворить.
Мотивированное решение изготовлено 7 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи