НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 07.05.2013 № 33-2436/13

Судья Мигалко С.Л.

Дело №33-2436/13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Ставрополь

07 мая 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего

Гедыгушева М.И.,

Судей

Загорской О.В., Переверзевой В.А.,

при секретаре

Богдановой Т.А.,

с участием прокурора Дрёмовой М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

дело по апелляционной жалобе ГУ МВД по СК

на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 06 марта 2013 года по иску Колесниковой Т.Ф. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о перерасчете и выплате недополученной пенсии,

заслушав доклад судьи Загорской О.В.,

У С Т А Н О В И Л А:

Колесникова Т.Ф. (далее - истица) обратилась в суд с иском, просила обязать Главное управление Министерства внутренних дел РФ по Ставропольскому краю (далее - ГУ МВД РФ по СК, ответчик):

произвести перерасчет и выплатить единовременную выплату недополученной пенсии за период 01.01.2004 года по 01.12.2012 года в сумме … рублей;

производить ежемесячные выплаты в ее пользу с 01.01.2013 года в сумме … рублей.

В обоснование заявленных требований истица указала, что она является матерью К., погибшего … года при участии в боевых действиях при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской Республики, у которого находилась на иждивении. На основании ст.ст.29, 30 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей" (далее – Закон РФ №4468-1) с 01.01.2000 по 01.12.2012 года она получала пенсию по случаю потери кормильца за сотрудника органов внутренних дел, военнослужащего внутренних войск, относящихся к ветеранам боевых действий. Необходимость обращения в суд с настоящим иском обусловлена отказом ГУ МВД РФ по СК от 29.10.2012 года повысить в соответствии с п. "г" ч.1 ст.45 Закона РФ №4468-1 пенсию гражданам, погибшие кормильцы которых, будучи сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, имели статус ветеранов боевых действий или фактически являлись ими на основании Федерального закона от 27.11.2002 N158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" (далее – Федеральный закон №158-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2004 (пенсия ветеранам боевых действий повышалась: с 01.01.2002 - на 100% установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, указанного в ч.1 ст.46 Закона РФ №4468-1; с 01.01.2008 - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 этого Закона). Размер базовой части трудовой пенсии по старости согласно п.1 ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.12.2009 устанавливается в размере 2562 рубля в месяц. Индексированный размер недополученной суммы пенсии по потере кормильца составляет 820 рублей в месяц (2562х32%). Сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине лица, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Ей не производилось повышение пенсии в период с 01.01.2004 по 01.12.2012 из расчета … рублей в месяц, в связи с чем за данный период с ответчика подлежит взысканию в ее пользу … рублей.

Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 06 марта 2013 года иск Колесниковой Т.Ф. удовлетворён.

Не согласившись с указанным решением, ГУ МВД по СК в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как необоснованное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать, поскольку, по его мнению, право на получение пенсии по случаю потери кормильца согласно положениям Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 имеют только сами сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск, а не члены их семей. К тому же для применения ст.45 этого Закона погибший должен был иметь статус ветерана боевых действий, который впервые был установлен Федеральным законом от 27.11.2002 №158-ФЗ с 01.01.2004 и распространялся на правоотношения, возникшие с указанной даты, тогда как сын истицы - К. погиб 09.01.2000, то есть до вступления в силу названного Закона.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327? ГПК РФ, то есть в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав заключение прокурора, в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, в том числе и путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, судебная коллегия приходит к следующему.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел производится на основании Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее – Закон РФ №4468-1).

В соответствии со ст.5 Закона РФ №4468-1, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно ст.49 Закона №4468-1 пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

В ст.45 Закона №4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.

Закон РФ №4468-1 предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст.28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно ст.43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.

Поскольку ст.45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона, сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.29 Закона РФ №4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

В соответствии с п."г" ч.1 ст.45 Закона РФ №4468-1 пенсия гражданам, погибшие кормильцы которых, будучи сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, имели статус ветеранов боевых действий или фактически являлись ими на основании Федерального закона от 27.11.2002 N158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" (далее – Федеральный закон №158-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2004 (пенсия ветеранам боевых действий повышалась:

с 01.01.2002 - на 100% установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, указанного в ч.1 ст.46 Закона РФ №4468-1;

с 01.01.2008 - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 этого Закона).

Доводы жалобы о том, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца согласно положениям Закона РФ №4468-1 имеют только сами сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск, а не члены их семей, а так же о том, что для применения ст.45 Закона РФ №4468-1 ("Повышения пенсий некоторым категориям пенсионеров") погибшему сотруднику органов внутренних дел и военнослужащему внутренних войск необходимо иметь статус ветерана боевых действий, впервые установленный Федеральным законом от 27.11.2002 №158-ФЗ (далее – Федеральный закон №158-ФЗ) с 01.01.2004 - несостоятельны.

В данном случае, апеллянт не учитывает прямое указание ст.5 Закона РФ №4468-1 о том, что в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого Закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца, а так же положения Федерального закона №158-ФЗ, позволяющие считать ветеранами боевых действий сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, погибших в ходе выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнения задач в условиях контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года и не имевших возможности получить удостоверения ветерана боевых действий установленного образца, выдача которых началась по Постановлению Правительства РФ от 19.12.2003 №763.

Из материалов дела видно, что сын истицы - Колесников Сергей Васильевич погиб 09.01.2000 года при участии в боевых действиях при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской Республики. Следовательно, он являлся ветераном боевых действий и в соответствии со ст.45 Закона РФ №4468-1 при жизни имел право на повышение пенсионных выплат с учетом 32%.

На основании ст.ст.29,30 Закона РФ №4468-1 истица относится к числу лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца за сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, относящихся к ветеранам боевых действий.

С 01.01.2000 по 01.12.2012 года истица получала пенсию по случаю потери кормильца.

В ответ на ее обращение ГУ МВД РФ по СК письмом от 29.10.2012 года №16/17216 отказало ей в повышении пенсии в соответствии с п. "г" ч.1 ст.45 Закона РФ №4468-1.

На основании вышеизложенного вывод суда первой инстанции о наличии у истицы права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца постановлен с учетом подлежащих применению правовых норм, из системного толкования которых следует, что указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в ст.45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат. Этот же вывод вытекает и из содержания ч.4 ст.46 того же Закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.

Решение суда от 06.03.2013 года так же соответствует судебной практике Верховного Суда РФ по аналогичным спорам (Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.05.2010 №12-В10-1 по надзорной жалобе С. на судебные постановления по гражданскому делу Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл по иску С. к МВД Республики Марий Эл о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца).

Расчет взысканных денежных сумм судебной коллегией проверен и признан правильным.

Иных доказательств, опровергающих выводы суда, либо свидетельствующих и об их неправильности, а также могущих повлиять на суждение суда первой инстанции, апеллянтом не представлено (ст.56 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст.320,327?,п.1ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 06 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД РФ по СК – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: