НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 05.06.2019 № 33-4019/19

Судья Лихоман В.П. Дело № 33 – 4019/2019

УИД 26RS0029-01-2019-000620-77

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 05 июня 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Шурловой Л.А.,

судей Калединой Е.Г., Чернышовой Н.И.

с участием секретаря Павловой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Губиной А.И. на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 28 февраля 2019 года по иску Губиной А.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным бездействия по пересчету страховой пенсии по старости, обязании производства выплат, денежной компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.

УСТАНОВИЛА:

Согласно исковому заявлению и объяснениям истицы, она неоднократно обращалась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости, в чем ей было отказано.

Как указала истица, размер страховой части трудовой пенсии по старости на дату назначения 16 апреля 2005 года недосчитан работниками пенсионного органа на 1 627 рублей 93 копейки к выплате, что составило 67,769 %.

Расчетный пенсионный капитал, определенный в соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» недосчитан на 263724,066172 рубля по состоянию на 01 января 2004 года, что составило 67,769 % обсчета пенсионных денежных средств для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости на 16 апреля 2005 года.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 31 декабря 2014 года недосчитан на 6819,6272 рубля, что составило 63,848 % обсчета пенсионных денежных средств к выплате.

Расчетный пенсионный капитал, определенный в соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» недосчитан на 1104779,61 рублей по состоянию на 31 декабря 2014 года. Обсчет пенсионных денежных средств, предназначенных для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 31 декабря 2014 года составил 63,848 %.

Согласно доводам истицы, с 01 января 2015 года, с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», величина индивидуального пенсионного коэффициента, учитываемая в целях установления размера страховой пенсии по старости недосчитана на 106,390 баллов по состоянию на 01 января 2015 года, что составляет 63,848 % обсчета страховой пенсии по старости и недополученных пенсионных денежных средств с 01 января 2015 года по 31 декабря 2018 года.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости на дату назначения 16 апреля 2005 года установлен специалистами пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 14 февраля 2005 года № З-ФЗ (ответ от 16 июля 2018 года № 02-00/52) в сумме 900 рублей в месяц, вместо 2 562 рубля, установленных ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пункт 17 ст. 14 названного закона предусматривает увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, на 6 процентов.

Как указала истица, ее страховой стаж составляет 37 лет 7 месяцев 11 дней. 37 лет минус 25 лет равно 12 лет. 6 % х 12 лет = 72 %,

Специалисты пенсионного фонда увеличения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости не произвели, что, по мнению истицы, составляет недоплаченные пенсионные денежные средства по закону с 16 апреля 2005 года по 31 декабря 2014 года.

Согласно ответу Управления пенсионного фонда от 13 февраля 2018 года № 02-008/8, величина ее индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) равна 60,238 баллов, которая рассчитана из размера ее страховой пенсии по старости на 31 декабря 2014 года (3861,28 /64,10), а установленная ей на 01 января 2015 года в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия составила 3 861 рубль 28 копеек, фиксированная выплата к страховой пенсии в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ составила 3 935 рублей.

Отделение Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю в своем ответе от 22 мая 2005 года № 07-15/1306-Г указало, что фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости преобразовал в фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, размер которой с 01 января 2015 года составил 3 935 рублей.

По мнению истицы, подлежит увеличению преобразование на 72 %, 3 935 рубля X 72 % = 2 833,20 рубля + 3 935 рублей = 6 768,20 рублей с 01 января 2015 года - фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, а проиндексированная с 01 января 2015 года по 31 декабря 2018 года. С 01 февраля 2015 года коэффициент индексации - 1,114; 01 февраля 2016 года - 1,04; с 01 февраля 2017 года - коэффициент индексации - 1, 054; 01 января 2018 года коэффициент индексации - 1,037, то есть 6 768,20 х 1,114 х 1,04 х 1,054 х 1,037 = 8570,5971 рублей по состоянию на 31 декабря 2018 года - фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.

Как указала истица, сотрудники пенсионного органа: отдела по городу- курорту Железноводску Управления Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) и отдела ПФР по Ставропольскому краю, объединившись, цинично изгаляясь над ней, используя служебное положение, без права обладания законодательной инициативы, заведомо зная, что их никто не проконтролирует, откровенно цинично изгаляясь, в своих ответах изложили обсчет пенсионных денежных средств на 67,769 % на дату назначения трудовой пенсии по старости, определяя размер страховой части трудовой пенсии по старости из пенсионных прав в денежном выражении: 76713, 48 рублей (величины расчетного пенсионного капитала, определенной при оценке пенсионных прав застрахованных лиц ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, которая является частью расчетного пенсионного капитала - ПК ст. 29.1 п. 1), проиндексировав на один коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии 1,0628 вместо суммарно составляющего с 01 января 2002 года до 16 апреля 2005 года 1,6353710, то есть 1,6353710:1,0628 = 1,53873823861 - не учтенный коэффициент индексации на дату назначения пенсии 16 апреля 2005 года превышает в своем значении суммарно составляющий коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии с 01 января 2010 года по 31 декабря 2014 года, который составляет 1,52641913781. Определили размер страховой части трудовой пенсии по старости 774,21 рубля, приплюсовали подставленными под ПК2 суммы страховых взносов 15314,81 рублей, вместо указанных 15314,26 рублей, страховые взносы начиная с 01 января 2002 года по 2004 года разделили на ожидаемый период 162 и приплюсовали к 774, 21 рубль + 94,53 рубля, назначили страховую часть трудовой пенсии по старости 868,76 рубля, меньше, чем среднемесячная зарплата 898,06 рублей, представленная по справке о заработной плате с 1997 года по 2001 год, прибавили установленную в сумме 900 рублей базовую часть в соответствии с Федеральным законом от 14 февраля 2005 года № З-ФЗ (ответ от 16 июля 2018 года № 20-00/52). С 16 апреля 2005 года по 31 декабря 2009 года выплачивали 32,231% пенсионных денежных средств от положенного по Федеральному закону от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 01 января 2001 года к страховой части трудовой пенсии по старости организовали добавку в размере 574,82 рубля за стаж до 01 января 1991 года - валоризацию, исчисляя расчет с учетом суммарно составляющего коэффициента индексации страховой части трудовой пенсии 3,678413 с 01 января 2002 года по 31 декабря 2009 года, забывая, что расчет по определению размера страховой части трудовой пенсии по старости на 16 апреля 2005 года без учета суммы валоризации и суммарно составляющей 3,678413 за минусом неучтенного суммарно составляющего коэффициента индексации 1,53873823861, так как расчет на 16 апреля 2005 года проиндексирован на один коэффициент индексации 1,0628 вместо суммарно составляющего с 01 января 2002 года до 16 апреля 2005 года 1,6353710.

Истица считала, что организованная добавка за валоризацию с 01 января 2010 года привела к недополученным пенсионным денежным средствам с 16 апреля 2005 года по 31 декабря 2009 года - 62 725,01 рублей, с 01 января 2010 года по 31 декабря 2014 года - 49 030,76 рублей, а в общей сложности в сумме 111 755,77 рублей.

Расчет из одной части от расчетного пенсионного капитала на дату назначения пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии) не проиндексировали по постановлению Правительства РФ от 11 июля 2005 года №417: проиндексировать расчетный пенсионный капитал, определенный по состоянию на 01 января 2004 года на коэффициент индексации в размере 1,114 с 01 августа 2005 года.

Расчет по определению размера страховой части трудовой пенсии по старости на 31 декабря 2014 года по утверждению отдела ПФР по Ставропольскому краю (ответ от 05 июля 2018 г. № 07-15/1691 Т) дословно: в письме Управления ПФР расчет пенсионного капитала производится по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и размер пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года определялся с учетом страховых взносов проиндексированных не на дату назначения пенсии, а на 31 декабря 2014 года.

В ином случае, если специалисты пенсионного обеспечения имеют ввиду страховые взносы в сумме 15 314,26 рублей, начиная с 01 января 2002 года по 2004 год, то страховые взносы в сумме 15 314,26 рублей по состоянию на 16 апреля 2005 года (за 2002, 2003, 2004 гг.), проиндексированные на коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии по старости с 16 апреля 2005 года по 31 декабря 2014 года, то сумма взносов страховых (с 2002 по 2004 года) по состоянию на 31 декабря 2014 года составила 52 579,20 рублей, их в расчете на 31 декабря 2014 года нет.

Как указала истица, в расчете на 31 декабря 2014 года значится плюсом общая сумма страховых взносов 52 654,86 рублей учтенных на индивидуальном лицевом счете, перечисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации до

вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые вместе с пенсионными правами в денежном выражении, приобретенными до вступления в силу указанного закона являются базой для определения размера страховой части трудовой пенсии согласно ст. 2 указанного закона. Основное понятие - расчетный пенсионный капитал.

По мнению истицы, все производные в расчете на 31 декабря 2014 года есть по состоянию на 01 января 2002 года для формирования расчетного пенсионного капитала, однако формула искажена, и сотрудники пенсионного органа не формировали расчетный пенсионный капитал, когда есть сформированный. Сумма обсчета пенсионных денежных средств составила 1 104 779,61 рублей и предназначена для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 31 декабря 2014 года, но не учтенная (1 104 779,61 р. разделить на 162 (ожидаемый период) = 6 819,6272 р. - недосчитанный размер страховой части трудовой пенсии по старости на 31 декабря 2014 года.

Индексация расчета: пенсионный права в денежном выражении (величина расчетного пенсионного капитала) 76 713,48 рублей, с учетом валоризации в сумме 25 315,45 рублей на суммарно составляющий коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года - 5,6148, при этом специалисты пенсионного обеспечения забыли, что расчет по определению размера страховой части трудовой пенсии по старости на дату назначения 16 апреля 2005 года индексировали одним коэффициентом 1,0628 вместо суммарно составляющего с 01 января 2002 года до 16 апреля 2005 года 1,6353710 (5,6148: (1,6353710:1,0628) = 3,64896371527, что осталось для индексации на 31 декабря 2014 года).

Индексируя суммы валоризации - 25 315,45 рублей на суммарно составляющий коэффициент 5,6148, индексация с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, забыли, что расчет по определению размера страховой части трудовой пенсии по старости на дату назначения 16 апреля 2005 года без учета суммы валоризации, решили расчет на 31 декабря 2014 года пополнить невыплаченными пенсионными денежными средствами, с 16 апреля 2005 года по 31 декабря 2009 года не выплатили ни одной копейки, а с 01 января 2010 года по 31 декабря 2014 года недоплатили 49 030,76 рублей, за все годы выплатили 52 644,97 рублей из-за устроенной добавки 574,82 рубля с 01 января 2010 года за валоризацию.

Как указала истица, расчет на 31 декабря 2014 года не проиндексирован, по постановлениям Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 года № 152 необходимо проиндексировать расчетный пенсионный капитал, определенный по состоянию на 01 января 2002 года, коэффициент индексации 1,307 с 01 апреля 2003 года. По постановлению Правительства РФ от 15 марта 2004 № 141 необходимо проиндексировать РПК (в целях реализации ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года), определенного по состоянию на 01 января 2003 года, коэффициент индексации 1,177 с 01 апреля 2004 года. По постановлению Правительства РФ от 11 июля 2005 года № 417 необходимо проиндексировать РПК, определенный по состоянию на 01 января 2004 года коэффициент индексации 1,114 с 01 августа 2005 года. По постановлению Правительства РФ от 24 марта 2006 года № 166 проиндексировать РПК, определенный по состоянию на 01 января 2005 года, коэффициент индексации 1,127 с 01 апреля 2006 года (до дня указанной пенсии ст. 30 п. 11 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года) из сфальсифицированного расчета на 31 декабря 2014 года определили размер страховой части трудовой пенсии по старости 3861,28 рублей, с обсчетом на 63,848% пенсионных денежных средств к выплате. С 01 января 2010 года и по сегодняшний день выплачивают 36,152% от положенного по Федеральному закону от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По изложенным основаниям истица, уточнив требования, просила суд признать незаконным бездействие ответчика в производстве перерасчета выплачиваемой ей пенсии и взыскать с ответчика, недополученные пенсионные денежные средства: с 16 апреля 2005 года по 31 декабря 2014 года в сумме 1 174 523,20 рублей; с 01 января 2015 года по 31 декабря 2018 года в сумме 388 740,55 рублей, с зачислением на счет в сберегательном банке общей суммой 1 563 263 рубля 75 копеек.

Причинен моральный вред действиями специалистов пенсионного отдела по городу-курорту Железноводску, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорск Ставропольского края (межрайонное), который оценила в сумме недоплаченных денежных средств.

Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 28 февраля 2019 года в удовлетворении искового заявления Губиной А.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным бездействия по пересчету страховой пенсии по старости, производстве выплат, компенсации морального вреда, отказано.

В апелляционной жалобе истец Губина А.И. просит решение суда отменить, указав, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Считает, что действиями ответчика нарушаются ее права, поскольку неверно рассчитано пенсионное обеспечение в соответствии с законом №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Судом неверно трактован Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400 – ФЗ. Доводы жалобы аналогичны исковым требованиям Губиной А.И.

В возражениях на апелляционную жалобу начальник Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) Медведева О.А. просит решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 28.02.2019 г. оставить без изменения, поскольку доводы апелляционной жалобы, являлись предметом проверки суда первой инстанции и суд обоснованно с ними не согласился.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения истца Губиной А.И., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.

Пенсионное обеспечение граждан на территории Российской Федерации осуществляется согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» (в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий - Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и Федеральным Законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пенсионное обеспечение Губиной А.И. осуществляется с 16 апреля 2005 года, как лицу, достигшему 5 5-летнего возраста, в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» была установлена трудовая пенсия по старости.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости был исчислен с учетом: общего трудового стажа до 01 января 2002 года продолжительностью 34 года 2 месяца 21 день; отношения среднемесячного заработка (2 697,92 рублей) за период работы с 01 января 2000 года по 31 декабря 2001 года к среднемесячной заработной плате в стране (1 494,50 рублей) за этот же период, равного 0,770 (при максимально возможном 1,2); страховых взносов, начисленных на индивидуальный лицевой счет в ПФР за периоды трудовой деятельности после 01 января 2002 года в сумме 15 314,26 рублей.

В результате, размер трудовой пенсии по старости составил 1 710,31 рублей, где 900,00 рублей - базовая часть трудовой пенсии по старости, 810,31 рублей - страховая часть трудовой пенсии.

Продолжительность общего трудового стажа Губиной А.И. до 01 января 1991 года составляет 23 года 2 месяца 20 дней.

Соответственно, с 01 января 2010 года величина пенсионного капитала, приобретенного до 01 января 2002 года в связи с валоризацией увеличена на 33 % (10 + 23).

Губиной А.И. произведен перерасчет размера пенсии с даты ее назначения исходя из отношения её среднемесячного заработка (897,49 рублей) за 1997-2001 гг. к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период (1 119,85 рублей). Именно с указанным перерасчетом связана образовавшаяся недоплата пенсии за период с 16 апреля 2005 года по 28 февраля 2018 в сумме 16 944,30 рубля, выплата которой произведена в марте 2018 года.

С учетом приобретенных пенсионных прав, размер страховой части трудовой пенсии истицы по старости на 31 декабря 2014 года составил 7 771,73 рубль, где 3 910,34 рублей - фиксированный базовый размер страховой пенсии по старости, 3 861,39 рубль - страховая часть трудовой пенсии по старости без фиксированного базового размера.

С 01 января 2015 года пенсионное обеспечение стало осуществляться по нормам Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которому размеры страховых пенсий определяются исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (далее ИПК) каждого пенсионера.

Требования истицы о признании незаконным бездействия ответчика в перерасчете назначенной ей пенсии, а также взыскании рассчитанных ею сумм, не нашли своего подтверждения и оставлены без удовлетворения.

Со дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2).

С 01 января 2010 года изменилась структура пенсии, вместо базовой части введен фиксированный базовый размер, как составная часть страховой части трудовой пенсии. При этом по состоянию на 01 января 2010 фиксированный базовый размер страховой части соответствует размерам базовых частей трудовых пенсий, установленных на 31 декабря 2009 года в зависимости от категории пенсионера и вида пенсии.

Кроме того, согласно ст. 30.1 в новой редакции Федерального закона № 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (исчисленного с учетом стажа и заработка до 01 января 2002 года) с 01 января 2010 года подлежит валоризации (повышению).Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона, и, сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01 января 1991 года.

Судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что ответчик при расчете размера пенсии истицы верно и правомерно выбрал наиболее выгодный вариант подсчета стажа истца. Соответственно, производить расчет пенсионных прав по варианту, предложенному истицей, нецелесообразно. Данные вопросы пенсионного обеспечения истицы были предметом неоднократных проверок, проводимых пенсионным органом по поручению Пенсионного фонда Российской Федерации (по обращениям истицы), о чем заявителю даны подробные ответы со ссылкой на нормы законодательства и формулы расчета с приведением самого расчета пенсионного обеспечения и иной расчет, представленный истцом, не нашел своего объективного подтверждения и сам по себе не свидетельствует о неправильности выводов пенсионного органа.

Судебная коллегия, учитывая изложенное, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку предложенный истицей расчет пенсии противоречит нормам пенсионного законодательства Российской Федерации.

При разрешении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 28 февраля 2019 года –оставить без изменения, апелляционную жалобу –без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи