НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 03.09.2013 № 33-4408/2013

Судья Такушинова О.М. 33-4408/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 03 сентября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Шетогубовой О.П.,

судей Луневой С.П., Берко А.В.,

с участием прокурора Протасовой О.Б.,

при секретаре Сухомлиновой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Алтухова А.П.

на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 05 июня 2013 года,

по гражданскому делу по исковому заявлению Алтухова А. П. к Военному комиссариату Ставропольского края о перерасчете ежемесячного размера возмещения вреда, причиненного здоровью,

заслушав доклад судьи Луневой С.П.,

УСТАНОВИЛА:

Алтухов А. П. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ставропольского края о перерасчете ежемесячного размера возмещения вреда, причиненного здоровью.

В обоснование иска истец указал, что является полковником в отставке, участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, инвалидом 3 группы. В соответствии с п.25 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. №179-ФЗ, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, была предусмотрена выплата денежных сумм в возмещение вреда здоровью. Военнослужащим, получавшим пенсию согласно закону РФ N4468-1 от 12.02.93 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», на основании части 3 пункта 2 ст. 29 Федерального закона от 24.11.1995 г №179-ФЗ, компенсационные выплаты в возмещение вреда здоровью не производились. Военным комиссариатом с момента вступления в законную силу Федерального закона №5-ФЗ от 12.02.2001 г. ему назначена и выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в размере.. рублей. С 1 января 2013 г. ежемесячная выплата возмещения вреда здоровью выплачивается в размере.. . рублей.

Конституционный Суд в Постановлении от 07.11.2012 г. № 24-П закрепил право военнослужащих - инвалидов, вследствие катастрофы на ЧАЭС, на возмещение вреда в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21. 08. 2001 г. №607.

Военным комиссариатом Карачаево-Черкесской республики на основании Постановления Правительства РФ от 8.06.2001 г. №455 (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.08.2002 г. №629) произведен расчет и ему выплачена неполученная сумма возмещения вреда за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 года в сумме.. . рублей. Расчет производился из денежного довольствия, которое на день выплаты неполученных сумм составляло -.. . руб. Ежемесячная сумма возмещения вреда, с учетом 50% утраты профессиональной трудоспособности здоровью по состоянию на 15.02.2001 г. составила -.. . руб., а реальные выплаты на основании Федерального закона от 12.02.2001 г. №5-ФЗ -... руб..

Считает, что на основании Постановлений Конституционного Суда №21-П от 20.12.2010 г. и №24-П от 07.11.2012 г., а также Определения Конституционного Суда от 29.11.2012г.№2216-0 назначенные ему ответчиком суммы ежемесячных выплат возмещения вреда здоровью подлежат пересмотру и индексации с применением ниже перечисленных коэффициентов: с 15 февраля 2001 г. по росту минимального размера оплаты труда в 1,515 раза; с 1 января 2002 года по росту величины прожиточного минимума в 1,682 раза; с 1 января 2003 г. по росту величины прожиточного минимума в 1,222 раза; с 1 января 2004 г. по росту величины прожиточного минимума в 1,195 раза; с 1 января 2005 г по уровню инфляции в 1,11 раза; с 1 января 2006 г по уровню инфляции в 1,09 раза; с 1 января 2007 г по уровню инфляции в 1,08 раза; с 1 января 2008 г по уровню инфляции в 1,105 раза; с 1 января 2009 г по уровню инфляции в 1,13 раза; с 1 января 2010 г по уровню инфляции в 1,10 раза; с 1 января 2011 г по уровню инфляции в 1,065 раза; с 1 января 2012 г. по уровню инфляции в 1,06 раза; с 1 января 2013 г. по уровню инфляции в 1,055 раза.

По указанным вопросам он обращался в Промышленный районный суд г. Ставрополя с исковыми заявлениями в 2008 и 2011 г.г. (Дела: №2-2636/08 и №2-4116/11). Судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований было отказано, решения суда вступили в законную силу. На основании п. 4 Постановления Конституционного Суда от 07.11.2012 г. №24-П, которым закреплено его право на перерасчет сумм возмещения вреда в том же размере, в каком были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности) вновь обращается в суд с исковым заявлением.

Расчет ежемесячного размера сумм возмещения вреда, причиненного здоровью с 15.02.2001 г по 31.12.2001 г. обосновывает следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 24.11.1995 г. №179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

Правовая позиция и методология подхода к индексации сумм возмещения вреда здоровью за период 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2001 г. изложена в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановлений Пленумов Верховного Суда от 5.04.2005 г. №7 и от 11.05.2007 г. №23). За указанный период суммы возмещения вреда должны индексироваться с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда. При этом Пленум Верховного Суда сослался на статью 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.11.1993 г. №2288), на статью 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. по 29 ноября 2002 г.) допускавшими возможность индексации сумм возмещения вреда пропорционально увеличению в централизованном порядке, установленного законом минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлены минимальные размеры оплаты труда: с 1 июля 2000 года в сумме 132 рублей в месяц; с 1 января 2001 года в сумме 200 рублей в месяц, поэтому необходимо применять коэффициенты: с 1 июля 2000 г.- 1,581 (132:83,49), а с 1 января 2001 г.- 1,515(200:132). В части 1 резолютивной части Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. № 26, указано: «Судам необходимо иметь в виду, что вынесение постановления об индексации сумм возмещения вреда не в соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 (в редакции постановления Пленума от 5 апреля 2005 г. № 7), а в ином порядке свидетельствует о наличии судебной ошибки и такое решение не может быть признано справедливым, а судебная защита - полной и эффективной, поскольку допущена судебная ошибка». На основании изложенного, ежемесячная сумма возмещения вреда должна быть проиндексирована с 15.02.2001 г. по 31.12.2001 с применением коэффициента-1,515.

Расчет ежемесячного размера сумм возмещения вреда, причиненного здоровью с 01.01.2002 г по 31.12.2004 г. обосновывает следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. №5-ФЗ суммы ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. №11-П, данная норма признана противоречащей конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющая право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и до внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г., ориентированы на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующей категории граждан.

В части 4 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда от 05.04.2005 г № 7 указано, что сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти.

26 апреля 2004 г. был принят Федеральный закон №31 -ФЗ, который установил, что суммы возмещения вреда здоровью индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами «О федеральном бюджете на соответствующий год».

В п. 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 4.10.2005 г. №364-0 говорится: «Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 октября 1996 года 17-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах", общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Данная правовая позиция применима и к отношениям, складывающимся в сфере возмещения вреда, причиненного в результате воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а в резолютивной части указывает: «Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы». «В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 г. благоприятно для получателей указанных выплат критерия их индексации».

Согласно вышеизложенной правовой позиции Конституционного Суда РФ гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, при обращении в суды с исками об индексации выплачиваемых им сумм возмещения вреда за указанный период предоставлено право выбора критерия индексации (по величине прожиточного минимума, либо по уровню инфляции, а судам применять благоприятный критерий индексации сумм возмещения вреда здоровью. Поэтому истцом был выбрал критерий индексации сумм возмещения вреда на основе роста величины прожиточного минимума в Ставропольском крае.

Уполномоченным органом исполнительной власти на исчисление величины прожиточного минимума является Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Коэффициенты роста прожиточного минимума для пенсионеров на основании справки, указанного органа, от 11.01.2013г. №17-20/21 составляют: за 2001 г.- 1,682, за 2002 г.-1,222, за 2003 г.-1,195.

Расчет ежемесячного размера сумм возмещения вреда, причиненного здоровью с 1.01.2005 г. по 31.03.2013 г. обосновывает следующим.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. №5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 г. №31-ФЗ) ежемесячные суммы возмещения вреда ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции на очередной финансовый год, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации установлены следующие коэффициенты индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧернобыльскойАЭС:на2005г.1,П ПостановлениеПравительстваРФ24.03.2006 г. №163; на 2006 г.- 1,09 Постановление Правительства РФ от 26.04.2006 г. №246; на 2007г. - 1,08 Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 г. №171; на 2008 г. - 1,105 Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 г. № 992; на 2009 г.- 1,13 Постановление Правительства РФ от 7.07.2009 г. №545; на 2010 г. - 1,10 Постановление Правительства РФ от 16.12.2009 г. №1024; на 2011 г. - 1,065 Постановление Правительства РФ от 21.12.2 010 г. № 1079; на 2012г. - 1,06 Постановление Правительства РФ от 08.12.2011 г. №1019; на 2013 год- 1,055 Постановление Правительства РФ от 04.12.2012 г. №1255

Соответственно, часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов- чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года. Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года № 11 -П, от 5 апреля 2007 года N 5-П и от 10 ноября 2009 года N 17-П).

Учитывая, что в соответствии с нормой закона от 21.1 1.1995 г № 170-ФЗ и правовой позицией Конституционного суда от 03.11.2006 г. №445-0 срок исковой давности на возмещение вреда не распространяется, взыскание недополученных сумм возмещения вреда здоровью необходимо осуществить с 15 февраля 2001 года, момента нарушения материальных прав, а именно с момента нарушения права.

Конституционно-правовая позиция Конституционного Суда, изложенная в пункте 3 мотивировочной части Постановления от 20.12.2010 г. №21-П, как признание государством своего долга по возмещению вреда перед инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и квалифицирована, как отсрочка исполнения обязательств по их выплате, позволяет мне в исковом заявлении применить разъяснения, приведенные в пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда от 14 декабря 2000 г №35.

В п. 16 Постановления указано: «Учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньших размере, чем это предусмотрено, в том числе в связи с отказом в их индексации».

Следовательно, недополученные суммы возмещения вреда здоровью за период с 15.02.2001г. по 31.12.2012г. в связи с их несвоевременными назначением и выплатой подлежат индексации по росту потребительских цен.

Величина суммы недоплат возмещения вреда здоровью, подлежащая выплате военным комиссариатом Ставропольского края за период с 15.02.2001 г. по 31.03.2013 г. составляет:.. .. руб.

Просит суд обязать военный комиссариат Ставропольского края произвести перерасчет ежемесячного размера суммы возмещения вреда здоровью с 15 февраля 2001 г. по росту минимального размера оплаты труда в 1,515 раза, с 1 января 2002 года по росту величины прожиточного минимума в 1,682 раза, с 1 января 2003 г. по росту величины прожиточного минимума в 1,222 раза, с 1 января 2004 г. по росту величины прожиточного минимума в 1,195 раза, с 1 января 2005 г по уровню инфляции в 1,11 раза, с 1 января 2006 г по уровню инфляции в 1,09 раза, с 1 января 2007 г по уровню инфляции в 1,08 раза, с 1 января 2008 г по уровню инфляции в 1,105 раза, с 1 января 2009 г по уровню инфляции в 1,13 раза, с 1 января 2010 г по уровню инфляции в 1,10 раза, с 1 января 2011 г по уровню инфляции в 1,065 раза, с 1 января 2012 г. по уровню инфляции в 1,06 раза, с 1 января 2013 г по уровню инфляции в 1,055 раза, установить и выплачивать ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью с 1 апреля 2013 года в размере.. .. руб.

Обязать военный комиссариат Ставропольского края производить в дальнейшем индексацию ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Взыскать с военного комиссариата Ставропольского края единовременно за счет средств федерального бюджета, недополученную сумму возмещения вреда здоровью за период с 15 февраля 2001 года по 31 марта 2013 года, в размере.. .. рублей.

Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 05 июня 2013 года исковые требования Алтухова А.П. удовлетворены частично. Взыскано с военного комиссариата Ставропольского края в пользу Алтухова Анатолия Платоновича за период с 15 февраля 2001 года по 31 марта 2013 года недополученную сумму в счет возмещения вреда здоровью в размере.. . рублей.. копеек. Суд обязал военный комиссариат Ставропольского края выплачивать Алтухову Анатолию Платоновичу с 01 апреля 2013 года сумму возмещения вреда здоровью в размере.. . рублей.. копеек ежемесячно с дальнейшей индексацией в соответствии с законодательством. В остальной части искового заявления Алтухову А.П. отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Алтухов А.П. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить вынести новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Считает, что принятое судом решение является незаконным и необоснованным, так как оно принято с нарушением норм материального права. Суд не применил закон, подлежащий применению. Так при принятии решения суд не учел разъяснения, изложенные в пункте 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении, постановление Конституционного суда РФ о толковании положения Конституции РФ, подлежащих применению в данном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции РФ нормативных правовых актов, перечисленных в п. «а,б,в» части 2 и части 4 ст. 15 Конституции РФ, на которых стороны основывают свои требования или возражения. При принятии решения судом нарушены требования ч.3 ст.5 ФЗ РФ № 1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также п.3.2 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 04.10.2005 года № 364-О, и п.5,6,16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 35. Судом при принятии решения не учтено письмо Главного финансового управления Министерства Обороны от 24.03.2007 года, № 180/4/4-289. Судом неправильно сделан вывод о том, что индексация возмещения вреда по величине минимального размера оплаты труда и по величине прожиточного минимума в субъекте РФ с 19.06.2002года применению не подлежит. Суд при вынесении решения принял расчеты ежемесячной суммы возмещения вреда, приведенные комиссариатом. Не применение судом индексации возмещения вреда здоровью с 15.02.2001 года по 01.01.2003 года является судебной ошибкой, т.к. нарушены требования закона от 15.05.1991 г. № 1244-1. При оценке доказательств судом не приняты во внимание материалы судебной практики.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Проверив материалы дела, выслушав истца Алтухова А.П., который поддержал доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Протасовой О.Б., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив письменные доводы апелляционной жалобы, проверив обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об оставлении решения суда без изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебная коллегия краевого суда, в процессе проверки решения по доводам апелляционной жалобы установила, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ и состоит на пенсионном учете в военном комиссариате Ставропольского края.

Ответчиком ему назначены и выплачиваются суммы в счет возмещения вреда, как инвалиду-чернобыльцу, предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» (далее по тексту Базовый чернобыльский Закон).

В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» (в ред.ФЗ от 24.11.95 № 179-ФЗ) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российский Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производили органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу третьему пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции абзаца 4 подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", увеличенную на сумму ^ минимального размера пенсии по инвалидности, выплата сумм возмещения вреда, предусмотренного пунктом 25 статьи 14 настоящего Закона, не производится.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 г. № 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" положение, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995г. и касающееся лишения военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, признано противоречащим статьям 19, 42 и 55 Конституции Российской Федерации и утрачивающим силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления.

Федеральным законом от 12.02.2001г. № 5-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которым закреплено, что военнослужащие и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 указанного Закона, т.е. исходя из твердой денежной суммы в зависимости от группы инвалидности.

В силу ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получавшим до вступления в силу данного Закона возмещение вреда причиненного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001 - 2003 годов. Исчисление указанных денежных компенсаций осуществляется со 2 июня 1998 года в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Порядок и условия возврата гражданам недополученных денежных компенсаций определяются Правительством Российской Федерации.

08 июня 2001 года Правительством РФ принято Постановление № 455 «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы», согласно которому данный срок установлен со 02 июня 1998 года и по 15 февраля 2001 года (дата принятия Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ).

Истцу Алтухову А.П. с 21 апреля 1997 года установлена третья группа инвалидности с 50%-ной утратой трудоспособности.

Как видно из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455 (в ред.Постановления Правительства РФ от 24 августа 2002 года № 629) военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики выплатил истцу недополученную сумму в счет возмещения вреда за период с 02 июня 1998 года по 15 февраля 2002 года в размере.. . рублей.

Согласно абз.2 п.3 Постановления Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455 (в ред.Постановления Правительства РФ от 24 августа 2002 года № 629) в денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, подлежат включению оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому (специальному) званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, а также процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную исходя из этих окладов. При этом указанное денежное довольствие и месячная стоимость продовольственного пайка (ежемесячная денежная продовольственная компенсация) принимаются в размерах, действующих на день выплаты.

Из материалов дела следует, что расчет недополученной суммы в счет возмещения вреда осуществлялся 03 декабря 2002 года. На указанную дату размер денежного довольствия составлял.. . рублей. Степень утраты трудоспособности за указанный период (с 02 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года) составляла 50%. Соответственно,.. . рублей. Исходя из рассчитанной суммы, истцу была осуществлена доплата.

Истцу с 30 марта 2001 года установлена сумма в счет возмещения вреда, как инвалиду третьей группы в размере.. рублей с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

В настоящее время истцу выплачивается.. рублей.

Из искового заявлении усматривается, что Алтухов А.П. не согласен с тем, что сумма в счет возмещения вреда здоровью инвалидам - чернобыльцам выплачивалась не из денежного довольствия, в соответствии с которым была осуществлена выплата недополученной суммы в счет возмещения вреда за период с 02 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года согласно Постановлению Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455, а из строго фиксированных сумм в зависимости от группы инвалидности.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 07 ноября 2012 года № 24-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в истолковании, приданном ее положениям в правоприменительной практике после вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П, в связи с жалобой гражданина Р. Инамова" постановил признать часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 42, 46 (часть 1), 53 и 125 (части 4 и 6), в той мере, в какой содержащиеся в ней положения - в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П, сохраняющем силу, - служат основанием для отказа в назначении инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающим пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

Таким образом, суд обоснованно указал, что согласно буквальному толкованию принятого постановления Конституционного Суда РФ № 24-П, ответчику необходимо было продолжать выплачивать истцу с 15 февраля 2001 года по настоящее время сумму в счет возмещения вреда здоровью из денежного довольствия, рассчитанного по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455, а не из строго фиксированных суммы, установленных Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ.

Как было указано выше, расчет недополученной суммы в счет возмещения вреда осуществлялся 03 декабря 2002 года. На указанную дату размер денежного довольствия составлял.. . рублей. Степень утраты трудоспособности за указанный период (с 02 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года) составляла 50%.

Соответственно,.. . рублей. Указанную сумму (.. руб... . коп.) необходимо было выплачивать с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

В связи с чем, требования истца о выплате суммы в счет возмещения вреда, исчисленного из денежного довольствия, законны и обоснованны.

При этом также обоснован вывод суда, что расчет, представленный истцом, является неправильным, не основанным на законе.

Конституционный Суд РФ в своих постановлениях от 07.11.2012 № 24-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в истолковании, приданном ее положениям в правоприменительной практике после вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П, в связи с жалобой гражданина Р. Инамова" и от 20.12.2010 № 21-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина" указал, что в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11 -П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20.12.2010 № 21-П указал, что регулирование, установленное Федеральным законом от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ рассматривается судами общей юрисдикции как не допускающее после 15 февраля 2001 года установление ежемесячной денежной компенсации в размере, исчисленном исходя из денежного довольствия, поскольку они считаются впервые обратившимися за её назначением и, следовательно, имеющими право на ее получение в твердом размере. Между тем статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2 июня 1998 года (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ утратили силу) по 15 февраля 2001 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001 - 2003 годов - определяться Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Данный нормативный правовой акт, как следует из его содержания, не обуславливает выплату инвалидам - чернобыльцам из числа военнослужащих неполученной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия, фактом подачи в течение указанного периода заявления в уполномоченные органы о выплате денежных сумм в возмещение вреда здоровью - в отличие от общеустановленной процедуры, которая предполагает назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, как это предусмотрено пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607).

Тем самым в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того, оно призвано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции Российской Федерации (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 18; статья 21, часть 1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав.

Соответственно, часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года.

Из правового смысла указанных выше Постановлений Конституционного Суда РФ от 20.12.2010г. № 21-П и от 07.11.2012г. № 24-П следует наличие два обязательных условия для их применения, установленные самим Конституционным Судом РФ:

- необходимо иметь статус инвалида вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающего пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности;

- необходимо, чтобы предметом спора было требование о продолжении выплаты суммы в счет возмещения вреда, рассчитанного в порядке, установленном в Постановлении Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455 «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы». Согласно Постановления, Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455 данный срок установлен: начиная со 02 июня 1998 года и по 15 февраля 2001 года (дата принятия Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ).

Однако, как видно из материалов дела, истец в своем расчете требует не продолжения выплаты суммы в счет возмещения вреда, исчисленного по Постановлению Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455 в размере 2743 руб. 67 коп. (на 03 декабря 2002 года) с дальнейшей индексацией по уровню инфляции, а требует назначить новую сумму в счет возмещения вреда здоровью, проиндексированную с применением коэффициентов, которые с 19 июня 2002 года применению не подлежат.

В связи с чем, районным судом обоснованно указано, что расчет ответчика соответствует закону, поскольку произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08 июня 2001 года (в ред.ПП РФ от 24.08.2002 г. №629), в п.3 которого закреплено положение, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно -исполнительной системы, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 23, ст. 2813; 2000, N 50, ст. 4864), выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка (ежемесячной денежной продовольственной компенсации) в зависимости от степени утраты трудоспособности.

В абз.2 п.3 указанного Постановления Правительства РФ № 455 указано, что в денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, включать оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому (специальному) званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, а также процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную исходя из этих окладов. При этом указанное денежное довольствие и месячная стоимость продовольственного пайка (ежемесячная денежная продовольственная компенсация) принимаются в размерах, действующих на день выплаты.

Ответчиком в данном случае представлена распечатка пенсии на 03 декабря 2012 года. Согласно данной распечатке, сумма денежного довольствия, из которого состоит пенсия истца, составляла.. . рублей.. . копейки. Указанная сумма была применена при расчете суммы в счет возмещения вреда за период с 02 августа 1998 года по 15 февраля 2001 года со степенью утраты трудоспособности 50%.

Кроме того, за период с 15 февраля 2001 года по 31 марта 2013 года подлежит выплате единовременная сумма (задолженность за вычетом уже выплаченных сумм по Постановлениям Правительства РФ по годам выплаты) в размере.. . рублей.. . копеек.

Кроме того, как усматривается из материалов дела, ответчиком производилась индексация назначенных сумм возмещения вреда здоровью своевременно, исходя из порядка, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации. Истцом указанный факт не оспаривается.

Решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 04 июля 2011 года в удовлетворении искового заявления Алтухова А.П. к военному комиссариату Ставропольского края об обязании произвести перерасчет ежемесячного размера суммы возмещения вреда здоровью и установить и выплачивать ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью с 1 января 2011 года в размере.. . руб.; производить в дальнейшем индексацию ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; взыскании с военного комиссариата Ставропольского края в свою пользу единовременно за счет средств федерального бюджета, неполученные за период с 1 июля 2000 года по 31 марта 2011 года, суммы возмещение вреда здоровью в размере.. . руб. отказано в полном объеме.

Кассационным определением от 27 сентября 2011 года указанное решение оставлено без изменения, жалоба истца без удовлетворения.

В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Другие доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, которые довольно подробно, со ссылкой на нормы действующего законодательства отражены в мотивировочной части решения суда.

Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от
05 июня 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: