НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 03.01.2018 № 33А-120/20

Судья Волковская М.В. Дело № 33а-1678/2019

26RS0003-01-2018-002287-27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 21 января 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Шеховцовой Э.А.,

судей Болотовой Л.А., Кострицкого В.А.,

при секретаре судебного заседания Ениной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя КУМИ г.Ставрополя Кравченко Д.С., апелляционной жалобе представителя администрации г.Ставрополя Багировой Ю.В.

на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 02 октября 2019 года по административному иску прокурора Октябрьского города Ставрополя к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (заинтересованные лица: администрация Октябрьского района города Ставрополя, комитет градостроительства администрации города Ставрополя, министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, министерство финансов Ставропольского края, Шишков Д.А., Шишков М.А., Кастрюлина Н.И., Кривоус А. В., Джагарян Ю.Г., Дулова Л. К., Никитенко Л.А., Гурмекова Т. Д., Фартушный А.И., Григорьева И.А., Соболева Н.В., Зубенко Л. М., Ткачук Е. Ю., Винокурова Т.И., Егоров А. А., Маркуца Е.М., Горбенко Е. А., Спраговский И.К., Карташова Л.И.) об оспаривании бездействия,

заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.,

установила:

прокурор Октябрьского района города Ставрополя обратился в суд с административным иском к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - КУМИ г. Ставрополя), впоследствии изменив предмет спора в порядке ст. 46 КАС РФ, и просит суд:

признать незаконным бездействие администрации города Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, выразившееся в непринятии своевременных мер по реализации полномочий органа местного самоуправления по созданию условий для осуществления права на жилище, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, предусмотренных ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации;

обязать администрацию города Ставрополя и комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя принять меры к выселению нанимателей по договору социального найма граждан из жилых помещений муниципального жилищного фонда многоквартирного <адрес> признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма из расчета 12 кв. м. на одного члена семьи;

признать за собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес>, , а, , а именно за Шашковыми составом семьи - 5 человек, Кривоус А. В. составом семьи 3 человека, Спраговский И.К. составом семьи 2 человека, Соболева Н.В. составом семьи 2 человека, признанными в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящими на учёте в администрации г. Ставрополя в качестве нуждающихся жилых помещениях при переселении право выбора: предоставление другого равнозначного, благоустроенного, жилого помещения либо его выкуп с учётом их нуждаемости и (или) с сохранением за ними права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нормам предоставления;

признать за собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес>, не признанными в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, при переселении право выбора: предоставление другого равнозначного, благоустроенного жилого помещения либо его выкуп.

В обоснование уточненных требований в административном исковом заявлении указано на то, что прокуратурой Октябрьского района города Ставрополя по коллективному обращению собственников многоквартирного <адрес> в апреле 2018 года проведена дополнительная проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что по <адрес> расположен многоквартирный дом (литеры «А», «А1» 1905 года постройки, «Б» 1900 года постройки, «В» 1910 года постройки, «Г» 1962 года постройки), состоящий из 18 квартир, в том числе 5 муниципальных (далее - МКД).

Постановлением главы администрации города Ставрополя от 10.12.2004 № 5928 «Об утверждении актов технического состояния ветхого и непригодного для проживания муниципального жилищного фонда города Ставрополя, составленных в период до 2000 года» квартиры №,9,13-17 в МКД признаны ветхими, непригодными для постоянного проживания граждан и включены в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 годы и на период до 2010 года», утвержденную постановлением главы города Ставрополя от 16.12.2004.

Постановлением главы города Ставрополя от 31.12.2008 № 530 утверждены акт от 15.12.2008 № 44 обследования многоквартирного <адрес> и заключение от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу, комиссия пришла к выводу о том, что общий физический износ здания составляет более 90 %. Основные конструкции дома разрушаются из-за длительной эксплуатации без капитального ремонта. Капитальный ремонт указанного многоквартирного дома не осуществлялся. Постановлением главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Уставом города Ставрополя, постановление главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ незаконно отменено, что установлено решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановление главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным и подлежащим отмене.

Указанным решением суда постановление главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ 09 в части отмены постановления главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования многоквартирного дома, расположенного в <адрес> и заключения от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу, аварийным и подлежащим сносу» признано незаконным, подлежащим отмене. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнение решения Октябрьского районного суда города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ принято постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части признания утратившим силу абзаца 13».

О техническом состоянии многоквартирного жилого <адрес>, его степени износа органу местного самоуправления было известно, в том числе принимались решения о проведении в нём ремонтных работ в период 2014-2016 года, которые не были выполнены, что установлено решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 23.08.2017.

Вместе с тем, переселение жильцов из аварийного и непригодного для проживания многоквартирного <адрес> до настоящего времени не осуществлено.

В связи с принятием Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) с 2010 год по 2017 год город Ставрополь являлся участником 5 краевых адресных и муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Таким образом, у администрации г. Ставрополя имелась возможность переселить собственников и нанимателей указанного многоквартирного дома в рамках действовавших в указанный период программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013 - 2017 годах», утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п действовала до конца 2017 года, однако администрацией г. Ставрополя никаких мер по включению собственников и нанимателей указанного многоквартирного в указанную программу дома принято не было.

Сведений о том, что по объективным причинам, до окончания сроков действия указанных выше краевых адресных Программ, органом местного самоуправления не было принято мер к расселению граждан по <адрес>, включение многоквартирного дома для участия в указанной программе, не представлено. Установлено, что в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий приняты на учёт нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя собственники и наниматели следующих жилых помещений, расположенных в многоквартирном <адрес>:

семья Шашковых принята на учёт ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес>), состав семьи - 5 человек;

семья Кривоус А. В. принята на учёт ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес>) состав семьи 3 человека;

семья Соболева Н.В. принята на учёт ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес>) состав семьи 2 человека;

Спраговский И.К. принята на учёт ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес>), состав семьи 2 человека;

семья Гурмекова Т. Д. принята на учёт ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес>) состав семьи 8 человека;

семья Зубенко Л. М. принята на учёт ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес>) состав семьи 4 человека.

В соответствии с главой II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, и предусмотрен месячный срок для принятия органом местного самоуправления данного решения.

Однако администрацией г. Ставрополя с момента вступления решения Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 23.08.2017 в законную силу - 22.11.2017, лишь спустя 7 месяцев в отношении многоквартирного <адрес> администрацией города Ставрополя принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу».

Кроме того, указанное постановление принято администрацией г. Ставрополя только после обращения прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в суд с административным иском.

При этом, положениями п. 2 постановления администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок отселения физических лиц из многоквартирного дома - 11 месяцев со дня принятия данного постановления.

В соответствии с п. 3 указанного постановления комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя обязан был организовать выселение граждан из жилых помещений муниципального жилищного фонда с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.

Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мероприятия, указанные в постановлении администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, не исполнены.

Таким образом, бездействие администрации г. Ставрополя по отношению к собственникам и нанимателям жилых помещений по указанному многоквартирному дому длится на протяжении 14 лет, со дня вынесения постановления администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, которым жилые помещения в многоквартирном доме признаны непригодными для проживания, в 2008 году дом подлежал сносу. Бездействие администрации города Ставрополя выражено в непринятии своевременных мер по реализации полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку собственники и наниматели помещений в указанном многоквартирном доме незаконно лишены возможности реализации своих прав на своевременное переселение в рамках целевых программ, действовавших до декабря 2017 года, что привело к нарушению их жилищных прав.

Постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2019 - 2025 годах», согласно которой в перечень многоквартирных домов признанных аварийными, подлежащими сносу и переселению граждан включен многоквартирный жилой <адрес>. Согласно условиям указанной программы срок переселения граждан из многоквартирного <адрес> - четвертый квартал 2019 года.

При этом, постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и реализации их жилищных прав принято решение изъять для муниципальных нужд жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, расположенные в МКД по <адрес> в <адрес>, признанном аварийном и подлежащим сносу.

Поскольку, ранее многоквартирный <адрес>, включённый в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 годы и на период до 2010 года» незаконно из неё исключен, что установлено решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 23.08.2018, данное обстоятельство привело к нарушению прав собственников жилых помещений на безопасное благоустроенное жилое помещение.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 02 октября 2019 года административный иск прокурора Октябрьского района города Ставрополя Филюшкина С.К. к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя - удовлетворен частично.

Признано незаконным бездействие администрации города Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя выразившееся в неприятии своевременных мер по реализации полномочий органа местного самоуправления по созданию условий для осуществления права на жилище, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, предусмотренных ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, имевшее место в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части административные исковые требования прокурора Октябрьского района города Ставрополя Филюшкина С.К. о возложении обязанностей на административных ответчиков принять меры к выселению граждан - нанимателей по договору социального найма, признании за собственниками жилых помещений, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях права выбора, признании за собственниками жилых помещений, не признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий права выбора, - оставлены без удовлетворения в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель КУМИ г.Ставрополя Кравченко Д.С. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что административный иск подан ненадлежащим лицом. Причины, исключающие возможность граждан самостоятельно обратиться в суд, не представлены.

Также полагает, что не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ дела, связанные с реализацией гражданами социальных прав, к которым, в том числе, относится и право на жилище. По мнению КУМИ г.Ставрополя рассмотрение указанного дела необходимо производить по правилам ГПК РФ.

Указывает, что административным истцом не указано, на каком праве необходимо осуществить незамедлительное переселение собственников и нанимателей помещений в многоквартирном <адрес>, либо предоставление жилого помещения в собственность граждан, либо путем предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Кроме того, в период до ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал факт бездействия органа местного самоуправления.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Ставрополя Багировой Ю.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что незаконное бездействие со стороны администрации г.Ставрополя отсутствует, что подтверждается материалами дела.

Указывает, что в резолютивной части решения суда не содержится указания на существо оспоренного бездействия (не указано в чем именно заключается бездействие), не указано какие нормы права нарушаются таким бездействием, не указано какие конкретно полномочия не осуществлялись администрацией города Ставрополя в соответствии с ее полномочиями и требованиями жилищного законодательства.

Также указывает, что решением признано незаконным бездействие администрации и комитета, имевшее место до 20.06.2018, вместе с тем, никаких обязанностей на администрацию и комитет не возложено, не указано на необходимость принятия каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении норм процессуального права и ведут к неопределенности решения суда и невозможности его исполнения.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Филюшкина С.К. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, возражениях на нее, выслушав заинтересованных лиц Гурмекова Т. Д., Кривоус А. В., Винокурова Т.И., Маркуца Е.М., Зубенко Л. М., Соболева Н.В., Джагарян Ю.Г., Дулова Л. К., полагавших решение суда законным и обоснованным, прокурора Колячкину И.В., полагавшую, что не имеется оснований для отмены решения суда, представителя КУМИ г.Ставрополя Каменева А.Ю., поддержавшего доводы жалобы, представителя администрации г.Ставрополя Багировой Ю.В., поддержавшую доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

По данному административному делу было вынесено решение Октябрьского районного суда города Ставрополя 07.08.2018, оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные судебные постановления отменены Постановлением суда кассационной инстанции Президиума Ставропольского краевого суда от 18.04.2019 с направлением административного дела на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в ином составе судей.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Довод жалобы о том, что прокурор не вправе обращаться в суд с таким заявлением является несостоятельным.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В связи с тем, что указанное административное исковое заявление подано прокурором исходя из предоставленных ему законом полномочий, на основании обращения граждан, полагавших, что бездействием органа местного самоуправления нарушено их право на жилище в муниципальном жилищном фонде, правовых оснований для отказа в принятии административного иска не имелось.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что прокурор вправе в данном случае обратиться в суд с административным исковым заявлением, так как бездействие администрации может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами многоквартирного дома, так и иных граждан.

Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2).

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10).

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57).

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В соответствии с пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.

Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

При этом действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение. Таким образом, нуждающимся по смыслу приведенной нормы может быть не только наниматель жилого помещения, но и его собственник, что согласуется с разъяснениями Конституционного Суда РФ в Определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П.

Судом установлено, что постановлением главы администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов технического состояния ветхого и непригодного для проживания муниципального жилищного фонда города Ставрополя, составленных в период до 2000 года» квартиры № многоквартирного дома по адресу: <адрес>, - признаны ветхими, непригодными для постоянного проживания граждан.

Указанные квартиры включены в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 годы и на период до 2010 года», утвержденную постановлением главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, действие которой на основании постановления Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ было продлено до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждены акт от ДД.ММ.ГГГГ обследования данного многоквартирного дома и заключение от ДД.ММ.ГГГГ о признании его аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ отменено.

Постановлением главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23.08.2017 признано незаконным постановление главы города Ставрополя от 23.07.2009 в части отмены постановления главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования многоквартирного дома, расположенного <адрес> и заключения от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу, аварийным и подлежащим сносу».

Во исполнение указанного решения суда, принято постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ в части признания утратившим силу абзаца 13».

Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес>, расположенный по <адрес> в <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 постановления установлен срок отселения физических лиц из многоквартирного дома в течение 11 месяцев со дня принятия указанного постановления, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2019 - 2025 годах» (далее - адресная программа), в которую включен полностью многоквартирный дом по адресу: <адрес>, с установлением окончания переселения - IV квартал 2019 г.

Разрешая административный иск прокурора, при указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации города Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя выразившееся в неприятии своевременных мер по реализации полномочий органа местного самоуправления по созданию условий для осуществления права на жилище, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, предусмотренных ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, имевшее место в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, при разрешении спора районный суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч. 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу ч. 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Согласно требованиям данного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23.08.2017 признано незаконным постановление главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ в части отмены постановления главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования многоквартирного дома, расположенного <адрес> и заключения от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу, аварийным и подлежащим сносу».

Во исполнение указанного решения суда, принято постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ в части признания утратившим силу абзаца 13».

Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес>, расположенный по <адрес> в <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 постановления установлен срок отселения физических лиц из многоквартирного дома в течение 11 месяцев со дня принятия указанного постановления, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая указанные обстоятельства и положения нормативных актов, суд признал бездействие со стороны административного ответчика незаконным, поскольку установлено, что состояние дома неудовлетворительное, проживание в нем невозможно. Администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, не приняты своевременно меры по реализации полномочий органа местного самоуправления по созданию условий для осуществления права на жилище; неправомерно бездействуя, вплоть до принятия постановления администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому многоквартирный <адрес>, расположенный по <адрес> в <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия администрации города Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, выразившееся в неприятии своевременных мер по реализации полномочий органа местного самоуправления по созданию условий для осуществления права на жилище, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно не возложил на администрацию города Ставрополя, комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обязанности по устранению допущенных нарушений в части бездействия со стороны органов местного самоуправления.

Поскольку незаконное бездействие администрации города Ставрополя и комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя прекратилось с ДД.ММ.ГГГГ, то не имеется правовых оснований для возложения на администрацию города каких-либо обязанностей в порядке ч. 3 ст. 227 КАС РФ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, при разрешении спора районный суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.

Апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 84 КАС РФ на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, районным судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены правильного по существу судебного постановления не имеется.

Доводы жалобы о том, что рассмотрение указанного дела необходимо производить по правилам ГПК РФ, не влияют на правильность принятого судом решения и не являются основанием к его отмене.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Соответственно, оспаривание решения государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав, выбор, которого предоставлен лицу, обращающемуся за такой защитой.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации-суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Требования прокурора Октябрьского города Ставрополя, связанные с оспариванием бездействия администрации и комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Административный ответчик реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении граждан, в чьих интересах обратился прокурор с указанным административным иском.

Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 02 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя КУМИ г.Ставрополя Кравченко Д.С. – без удовлетворения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Ставрополя Багировой Ю.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: