судья Котляров Е.А. дело № 33-3-8575/2020
26RS0008-01-2020-002322-77
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 2 декабря 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Шурловой Л.А.,
судей Сицинской О.В., Калоевой З.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-890/2020 по апелляционной жалобе истца ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное)
на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 3 сентября 2020 года, вынесенное по иску ФИО1 к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть в страховой стаж периодов работы и службы в рядах вооруженных сил, возложении обязанности назначить страховую пенсию с даты обращения с первоначальным заявлением,
заслушав доклад судьи Сицинской О.В.,
установила:
ФИО1 обратился с иском в суд к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) (впоследствии уточненным), в котором просил признать незаконным отказ ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) в назначении страховой пенсии по старости; возложить обязанность на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) зачесть в трудовой стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в Самаркандский ремзавод в качестве шофера 3-го класса, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – срочная служба в рядах Вооруженных Сил СССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа Самаркандский ремзавод в качестве шофера 3-го класса; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в Самаркандском автопарке № шофером 2-го класса; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в Акдарьиской райсельхозхимии шофером 2 класса; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в ОПУ «Самаркандтеплокоммунэнерго» оператором котельной; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в Самаркандском АООТ «Автобусный парк №» (переименован ДД.ММ.ГГГГ в ООО АООТ «Автобусный парк №»); назначить ФИО1 страховую пенсию по старости, с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты обращения с первоначальным заявлением.
В основании заявления указал о несогласии с оспариваемым решением ответчика, отказавшего во включении в страховой стаж для назначения пенсии по старости спорных периодов работы. Указывает, что с 25.02.2015 г. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования, что подтверждается свидетельством 187-572-135 07. Для подтверждения страхового стажа предоставил ответчику необходимый пакет документа, в том числе вид на жительство, трудовую книжку, справки архивного учреждения, справки МИФНС, военный билет. Настаивает, что периоды работы в СССР должны быть зачтены в страховой (трудовой) стаж государствами – участниками Соглашения по пенсионному обеспечению от 13.03.1992 г. Стаж работы в Республики Узбекистан, по мнению истца, подтверждается документами, из компетентных органов.
Оспариваемым решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 3 сентября 2020 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Буденновскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) просит об отмене решения суда в части признания незаконным отказа ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) в назначении страховой пенсии по старости ФИО1, возложении обязанности зачесть в страховой стаж для назначения пенсии по старости ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в Самаркандском АООТ «Автобусный парк №» (переименован ДД.ММ.ГГГГ в ООО АООТ «Автобусный парк №»); и возложении обязанности назначить ФИО1 страховую пенсию по старости, с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты его обращения с первоначальным заявлением, и отказе в удовлетворении данных требований.
В доводах апелляционной жалобы указывают о недостаточности у истца величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) и продолжительности страхового стажа, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. В частности, в 2019 г. для выхода на пенсию требуется не менее 10 лет стажа и величина ИПК не менее 16,2. Кроме того, периоды работы, после распада СССР, могут быть зачтены в страховой (трудовой) стаж государств-участников Содружества Независимых Государств в соответствии с Соглашением от 13.03.1992 г. на основании документов компетентных органов государства-участника. Таким образом, включение в страховой стаж периодов работы истца ФИО1 после 1992 года, возможно только при предоставлении документов пенсионным органом Республики Узбекистан о стаже работе и уплате страховых взносов. Подобного документа истцом не предоставлено. С учетом включения периодов работы истца в период СССР, страховой стаж ФИО1 составит 12 лет 1 месяц 04 дня, а величина ИПК составит 12,419, что недостаточно для назначения пенсии в 2019 г.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы апеллянта.
В судебном заседании представитель ответчика – ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Буденновскому муниципальном району Ставропольского края (межрайонное) ФИО5 настаивал на отмене решения суда в оспариваемой части.
Истец ФИО1 и его представитель адвокат ФИО6 полагали не подлежащими удовлетворению доводы апелляционной жалобы, настаивали на законности решения суда.
Выслушав доклад дела, лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела по доводам апелляционной жалобы, возражения на них, судебная коллегия усматривает наличие оснований к частичной отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Статьями 18, 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных основным законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 (шесть) лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на 1 (один) год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона. С 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии. В период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в ч. 19 ст. 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону. Таким образом, в соответствии с положениями указанной статьи продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2019 году составляет 10 лет, а величина ИПК - не ниже 16,2.
В ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 указано, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Как указано в ч. 1 и 2 ст. 14 вышеназванного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ; при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Соглашением о гарантиях прав граждан государств, участников Содружества независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. регулируется, в том числе, пенсионное обеспечение граждан Республики Узбекистан.
Для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Периоды работы по найму после 01.01.2002 г. могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г.
Согласно п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Как установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с заявлением к ответчику ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, предоставив необходимый пакет документов.
Решением ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) № от 06.03.2020 ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого страхового стажа не менее 10 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 16.2.
ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 25.02.2015 г.
Удовлетворяя требования истца ФИО1 суд руководствовался Соглашением от 13.03.1992 г., указав на недопустимость отказа во включении в страховой стаж периодов работы, имевших место до распада СССР.
Решение суда в части включения периодов работы истца до распада СССР с 06.01.1978 по 08.05.1978 г. – работа в Самаркандский ремзавод в качестве шофера 3-го класса, с 24.05.1978 по 22.05.1980 г. – срочная служба в рядах Вооруженных Сил СССР; с 07.06.1980 по 10.11.1980 г. – работа Самаркандский ремзавод в качестве шофера 3-го класса; с 19.11.1980 по 24.01.1982 г. – работа в Самаркандском автопарке № 15 шофером 2-го класса; с 01.02.1985 по 22.10.1987 г. – работа в Акдарьиской райсельхозхимии шофером 2 класса; с 15.10.1987 по 27.12.1987 г. – работа в ОПУ «Самаркандтеплокоммунэнерго» оператором котельной, ответчиком не оспаривается, следовательно, не подлежит апелляционной проверке в соответствии со ст. 327 ГПК РФ.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными в решении суда выводами в оспариваемой части, поскольку они вынесены без учета требований материального права.
Так, согласно материалам дела, с учетом неоспариваемых периодов работы, страховой стаж истца на момент обращения с заявлением о назначении ему пенсии по старости составлял 12 лет 1 месяц 04 дня, а величина ИПК - 12, 419, что не дает истцу права на назначении истцу ФИО1 на назначении страховой пенсии по старости в соответствии с положениями ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
Указанное не учтено судом первой инстанции.
Удовлетворяя требования истца и включая в его страховой стаж период работы с 22.02.1997 года по 22.03.2006 г. – в Самаркандском АООТ «Автобусный парк № 22» (переименован 21.01.2004 г. в ООО АООТ «Автобусный парк № 22») суд первой инстанции не принял во внимание положение п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», требующее подтверждение подобного периода работы справкой компетентного пенсионного органа государства – участника Соглашения от 13.03.1992 г. Из буквального толкования данного требования нормативного акта следует, что единственным допустимым доказательством (ст. 67 ГПК РФ), является справка пенсионных органов Республики Узбекистан. Иными доказательствами установить данный факт невозможно. Подобного доказательства истцом суду не предоставлено.
На основании изложенного, судебная коллегия находит подлежащим отмене решение суда о признании незаконным отказа ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) в назначении страховой пенсии по старости ФИО1, о возложении обязанности на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) зачесть в трудовой стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости ФИО1 период работы с 22.02.1997 года по 22.03.2006 г. – в Самаркандском АООТ «Автобусный парк № 22» (переименован 21.01.2004 г. в ООО АООТ «Автобусный парк № 22»), вынесении в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Требование о возложении обязанности на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) назначить ФИО1 страховую пенсию по старости, с 09.12.2019 года, является производным требованием и зависит от наличия у истца необходимой продолжительности страхового стажа и величины ИПК. судебной коллегией не установлено наличие у истца по данным показателям права на 09.12.2019 г. на значение пенсии по старости, в связи с чем решение суда в указанной части также подлежит отмене с вынесением нового об отказе в данном требовании.
Руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ,
определила:
решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 3 сентября 2020 года в части:
- признания незаконным отказа ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) в назначении страховой пенсии по старости ФИО1,
- возложении обязанности на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) зачесть в трудовой стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости ФИО1 период работы с 22.02.1997 года по 22.03.2006 г. – в Самаркандском АООТ «Автобусный парк № 22» (переименован 21.01.2004 г. в ООО АООТ «Автобусный парк № 22»),
- возложении обязанности на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) назначить Ахмедову Бенали Апраиловичу страховую пенсию по старости, с 09.12.2019 года, т.е. с даты его обращения с первоначальным заявлением, - отменить.
Принять в отмененной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) о:
- признании незаконным отказа ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) в назначении страховой пенсии по старости;
- возложении обязанности на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) зачесть в трудовой стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости ФИО1 период работы с 22.02.1997 года по 22.03.2006 г. – в Самаркандском АООТ «Автобусный парк № 22» (переименован 21.01.2004 г. в ООО АООТ «Автобусный парк № 22»),
- возложении обязанности на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 09.12.2019 года, т.е. с даты обращения с первоначальным заявлением, - отказать.
В иной части решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 3 сентября 2020 г. – оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденовскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное), - удовлетворить.
Председательствующий
судьи