НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 01.04.2016 № 33-1677/2016

Судья: Такушинова О.М. Дело: 33-1677/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 апреля 2016 года г. Ставрополь

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи: Криволаповой Е.А.,

судей: Осиповой И.Г., Журавлевой О.В.,

при секретаре судебного заседания: Калининой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бутовой Н.Ю. и ее представителя Бородина Е.К. на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 15 октября 2015 года по гражданскому делу по иску Бутовой Надежды Юрьевны к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, ООО «Межрегиональный строительный альянс» о признании незаконным ведущееся капитальное строительство перинатального центра, запрете ведения капитального строительства, признании незаконной вырубку деревьев на земельном участке,

по докладу судьи Криволаповой Е.А.,

УСТАНОВИЛА:

Бутова Н.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, ООО «Межрегиональный строительный альянс» о признании незаконным ведущееся капитальное строительство перинатального центра, запрете ведения капитального строительства, признании незаконной вырубку деревьев на земельном участке.

В обоснование заявленных требований указано, что с конца февраля 2015г. ведется капитальное строительство перинатального центра на земельном участке Таманской лесной дачи (Таманского леса) с кадастровым номером ***, площадью 36131 кв.м. Для строительства вырублено значительное количество деревьев на площади около 1000 кв.м. Таманская дача относится к городским лесам, лесопарковой зоне, поэтому рубить деревья и вести капитальное строительство на указанном земельном участке нельзя. Администрацией г. Ставрополя принято постановление от 11.06.2014г. № 2036 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка и предоставлении министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в безвозмездное срочное пользование земельного участка под лечебно-профилактические здания и сооружения (для строительства перинатального центра) по ул. Семашко, 3/1 в квартале 486». Постановление администрации г. Ставрополя № 2036 приводит к уменьшению площади городских лесов, а земельный участок, на котором ведется капитальное строительство, в соответствии с генеральным планом находится в территориальной зоне Р-1 «городские леса». Городская комиссия по охране зеленых насаждений в г. Ставрополе протоколом № 14 от 14.07.2014г. разрешила вырубить на земельном участке 546 деревьев, многие из которых являются реликтовыми.

Городские леса в соответствии со ст. 102 ч.2 п. «г» Лесного кодекса РФ являются защитными лесами. В перечне освоения городских лесов не предусмотрено капитальное строительство и вырубка деревьев. В соответствии со ст. 105 Лесного кодекса РФ, в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства. Постановлением № 2036 изменен вид разрешенного использования земельного участка. В соответствии со ст. 61 Правил землепользования и застройки г. Ставрополя, утвержденный решением Ставропольского городской Думы от 27.10.2010г. № 97, в территориальной зоне Р-1 предусмотрен только один вид разрешенного использования: зона лесных территорий Р-1 выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов. Полагает, что необходимо менять градостроительный регламент, который может быть изменен только после проведения публичных слушаний, которых не было. Это следует из ст. 15 Правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. Истец указывает, что оспариваемое постановление администрации г. Ставрополя № 2036 от 11.06.2014г. и решение комиссии по охране зеленых насаждений в г. Ставрополе не соответствует законодательству - Лесному кодексу РФ, Земельному кодексу, Градостроительному кодексу РФ, которые устанавливают правила использования городских лесов. Кроме того, ведением капитального строительства на земельном участке нарушены права истца, предусмотренные Конституцией РФ на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Ее права нарушены министерством строительства и архитектуры Ставропольского края и ООО «Межрегиональный строительный альянс», которые начали использовать земельный участок Таманской лесной дачи (Таманского леса) площадью 36131 кв.м. под капитальное строительство и вырубку деревьев.

Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 15 октября 2015 года в удовлетворении исковых требований Бутовой Н.Ю. к Министерству строительства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, ООО «Межрегиональный строительный альянс» о признании незаконным ведущееся капитальное строительство перинатального центра, запрете ведения капитального строительства, признании незаконной вырубку деревьев на земельном участке по адресу: г. Ставрополь, ул. Семашко, 3/1, с кадастровым номером *** площадью 36131 кв.м. в квартале 486 - отказано.

Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Бутова Н.Ю. и ее представитель Бородин Е.К. обратились с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить, поскольку полагают, что оно незаконное и необоснованное. Полагают, что суду первой инстанции при вынесении решения следовало руководствоваться исключительно Конституцией РФ и федеральными законами. Считают, что сторона ответчиков не доказала, что земельный участок под строительство представлен на законных основаниях. Полагают, что для незаконного строительства в Таманском лесу существует организованная группа, куда входят глава администрации г.Ставрополя, руководители комитета градостроительства, руководители Ставропольского лесничества, должностные лица (руководители, сотрудники) Управления Росреестра по СК, ФГБУ «Кадастровая палата» по СК, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры, Межрегионального строительного альянса, Министерства строительства и дорожного хозяйства СК. Вынося, как они полагают, незаконные судебные постановления по строительству в Таманском лесу, к этой группе, как они полагают, примкнули судьи. В действиях указанных лиц, как полагают заявители, содержатся признаки состава преступлений, предусмотренных ст.ст. 285, 285.3, 286, 292, 293, 305 УК РФ. Считают, что в соответствии с федеральными законами спорный земельный участок № 16, кадастровый номер 26:12:010522:171, площадью 36131 кв.м. является: защитным городским лесом (ст.ст. 6, 10, 23, 102, 105 Лесного Кодекса РФ), а также землей особо охраняемых территорий – землей природоохранного назначения (ст.ст. 94, 97 ЗК РФ). Полагают, что капитальное строительство перинатального центра, которое ведется на спорном земельном участке, не в соответствии с федеральными законами, а в соответствии с постановлениями администрации г.Ставрополя, разрешениями комитета градостроительства администрации г. Ставрополя – является незаконным. Указывают, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, при этом, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

В своих возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края – Брановская М.Ю. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителей Бутовой Н.Ю. – Бородина Е.К., Ледовского В.И., Маркина В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя третьеголица - администрации города Ставрополя – Божко О.Н., просившую решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленные требования Бутовой Н.Ю. к Министерству строительства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, ООО «Межрегиональный строительный альянс» о признании незаконным ведущегося капитального строительства перинатального центра, запрете ведения капитального строительства, признании незаконной вырубки деревьев на земельном участке по адресу: г. Ставрополь, ул. Семашко, 3/1, с кадастровым номером *** площадью 36131 кв.м. в квартале 486, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении, сославшись на положения ст.ст. 30, 36, 37, 48, 49, 51 ГрК РФ, ст.ст. 7, 11, 29, 83, 85 ЗК РФ, ст. 105 ЛК РФ, а также положений ст. 52 Устава муниципального образования город Ставрополь, согласно которыми правила землепользования и застройки обеспечивают создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия. Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесение изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. Так, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления. При этом, основу правового режима земельных участков определяет именно градостроительный регламент территориальной зоны. Существует несколько видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а именно: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; а также вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. При этом, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. При этом, земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов, земли лесного фонда и другие категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Так, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Так, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе к жилым, общественно-деловым, производственным, рекреационным, иным территориальным зонам, специального назначения. При этом, границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий, следовательно, в границах муниципального образования города Ставрополя располагаются только земли населенных пунктов. Земли лесного фонда, как категория земель - на территории муниципального образования г. Ставрополя отсутствуют. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10, 11 ЗК РФ.

Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, п. 14 ст. 52 Устава муниципального образования г. Ставрополя, утвержденного решением Ставропольского городской Думы от 25.04.2008г. № 81, к полномочиям администрации г. Ставрополя относится предоставление в установленном порядке земельных участков, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах г. Ставрополя для муниципальных нужд. Так, земельный участок, расположенный по адресу: г.Ставрополь, ул. Семашко, 3/1 в квартале 486, с кадастровым номером *** общей площадью 36131 кв.м., находится в муниципальной собственности муниципального образования г.Ставрополя с 28.06.2012. Указанный земельный участок сформирован в 2011 году на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденной распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя - руководителя комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 22.12.2011г. № 2928-р.

Материалами гражданского дела, а именно: постановлением администрации г.Ставрополя от 12.04.2012г. № 869 подтверждается, что МБУ «Ставропольское городское лесничество» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок под городскими лесами № 16, примерно в 33 метрах на север от ориентира - жилого строения по ул. Ленина, 367, с кадастровым номером ***.

При этом, постановлением администрации г. Ставрополя от 06.06.2014г. №1999 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, закрепленным за МБУ «Ставропольское городское лесничество» под городскими лесами в Промышленном районе урочище «Таманская лесная дача», участок № 16 примерно в 33 метрах на север от ориентира - жилого строения по ул. Ленина, 367.

Постановлением администрации г. Ставрополя от 11.06.2014г. № 2036 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** площадью 36131 кв.м. по ул. Семашко, 3/1 на использование под лечебно-профилактические здания (для строительства перинатального центра). Указанным постановлением земельному участку присвоен почтовый адрес: ул.Семашко, 3/1 в квартале 486, и земельный участок предоставлен министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в безвозмездное срочное пользование сроком на 364 дня под лечебно-профилактические здания и сооружения (для строительства перинатального центра). Во исполнение данного постановления между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК 27 июня 2014 года заключен договор безвозмездного пользования земельным участком в границах земель муниципального образования город Ставрополь № 3822.

В тоже время, постановлением администрации г. Ставрополя от 07.04.2015г. №621 министерству строительства и архитектуры Ставропольского края в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером *** площадью 36131 кв.м. под лечебно-профилактические здания и сооружения (для строительства перинатального центра) (код вида разрешенного использования земельного участка - 3.4) по ул. Семашко, 3/1 в квартале 486, категории земель - земли населенных пунктов. 22 апреля 2014 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на основании данного постановления осуществлена государственная регистрация права Министерства строительства, архитектуры и транспорта Ставропольского края постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.

В ходе рассмотрения спора по существу установлено, что решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010г. № 97 утверждены Правила землепользования и застройки г. Ставрополя, которые включают в себя карту градостроительного зонирования, которая в свою очередь загружена в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности «Urbanics» с помощью системы координат СК 95. Так, согласно карте градостроительного зонирования, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Р-1 «зона городских лесов», ОД-5 «зона больниц и других стационарных лечебных учреждений», Ж-3 «зона блокированной и усадебной застройки». В соответствии с градостроительным регламентом зоны ОД-5 (зона больниц и других стационарных лечебных учреждений) к основным видам разрешенного использования для данной зоны относятся, в том числе «лечебно-профилактические здания и сооружения». Следовательно, суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, пришел к верному суждению о том, что при изменении вида разрешенного использования земельного участка градостроительный регламент, установленный для зоны ОД-5, был соблюден.

Вместе с тем, как подтверждается материалами гражданского дела, министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя было выдано разрешение от 22.10.2014г. № RU 26309000-0840-С, на строительство объекта капитального строительства «Ставропольский клинический перинатальный центр» по адресу: г.Ставрополь, ул. Семашко, 3/1, действительное по 30.12.2016, в соответствии со ст. 51 ГрК РФ.

Более того, суду было представлено положительное заключение государственной экспертизы № 575-14/РГЭ-3225/02 (№ в реестре 00-Х1-4-3871-14), утвержденное заместителем начальника Ростовского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» на объект капитального строительства Ставропольский клинический перинатальный центр по адресу: г. Ставрополь, ул. Семашко, 3/1, согласно которому результаты инженерных изысканий соответствуют установленным требованиям. Проектная документация «Ставропольский клинический перинатальный центр» соответствует результатам инженерных изысканий и установленным требованиям. Вместе с тем, в соответствии с государственным контрактом № 2015.57531 от 20.02.2015г. на выполнение подрядных работ по объекту «Ставропольский клинический перинатальный центр» строительство осуществляет ООО Межрегиональный строительный альянс».

Следовательно, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что не нашел свое подтверждение довод истца о том, что капитальное строительство перинатального центра на спорном земельном участке ведется незаконно.

Кроме того, судебная коллегия поддерживает суждение суда первой инстанции о несостоятельности доводов стороны истца о незаконной вырубке зеленых насаждений на спорном земельном участке, поскольку доказательств отнесения спорного земельного участка, отведенного под строительство, к землям особо охраняемых территорий, землям природоохранного значения и того, что для него установлен особый правовой режим, истцом и его представителями не представлено.

Как верно указано судом первой инстанции, строительство перинатального центра не ведется на территории городских лесов, поскольку первоначально у земельного участка был изменен вид разрешенного использования, лишь после чего началось строительство, следовательно, нарушений земельного законодательства допущено не было.

Также, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции имелись основания для отклонения доводов стороны истца об уменьшении выделяемого кислорода, в связи с вырубкой леса, вследствие чего - ухудшении благоприятной окружающей среды, ввиду недоказанности.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, полезные функции лесов распространяются далеко за границы самих насаждений, и их рекреационные функции поставляются человеку всегда, в любое время года и в любое время суток. При этом, за территорией спорного земельного участка находится городской лес, в котором истец также вправе свободно пребывать и реализовывать свое право на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании установлено, что снос зеленых насаждений на спорном земельном участке согласован в установленном порядке. Городской комиссией по охране зеленых насаждений в г. Ставрополе 14.07.2014г. принято решение о возможности сноса зеленых насаждений, попадающих под пятно застройки перинатального центра, с компенсационной выплатой за снос зеленых насаждений. В марте 2015г. в бюджет г. Ставрополя поступила компенсация за снос зеленых насаждений в размере 10 433 488,50 руб., что подтверждается платежным поручением № 176 от 04.03.2015г. В соответствии с Планом мероприятий по озеленению и воспроизводству лесов г. Ставрополя на 2015г. администрацией г. Ставрополя запланирована высадка саженцев на территории городских лесов. Более того, строительство перинатального центра ведется во исполнение Краевой программы модернизации здравоохранения Ставропольского края на 2014-2016 годы в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию Перинатального центра, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29.01.29014г. № 21-п ожидаемые конечные результаты которой, в том числе снижение показателя младенческой смерти, материнской смерти, ранней неонатальной смертности в Ставропольском крае.

Следовательно, проанализировав приведенные выше нормы права, имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными ведущегося Министерством строительства, архитектуры и транспорта СК и ООО «Межрегиональный строительный альянс» капитального строительства перинатального центра, а также вырубки леса на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 36131 кв.м.

Таким образом, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела и подлежащие доказыванию, а так же дал верную правовую оценку представленным сторонам доказательствам в их совокупности.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не влекущими отмену решения.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит постановленное судом первой инстанции решение подлежащим оставлению без изменения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 15 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: