НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Сортавальского городского суда (Республика Карелия) от 05.10.2016 № 11-24/2016

Судебный участок <Номер обезличен><Адрес обезличен>

мировой судья Коломайнен Д.В.

№ 11-24/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 октября 2016 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Летуновой В.Н.,

при секретаре Каргаполовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Маслаковой Н.С. к Государственному казенному учреждению социальной защиты «Центр социальной работы г.Сортавалы» о взыскании денежных средств с апелляционной жалобой Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы г.Сортавалы» на решение мирового судьи судебного участка № 2 г. Сортавала Республики Карелия от 27.07.2016 года,

установил:

Маслакова Н.С. обратилась с иском к Государственному казенному учреждению социальной защиты «Центр социальной работы г.Сортавалы» (далее – ГКУ СЗ «Центр социальной работы г.Сортавалы) по тем основаниям, что является ветераном труда Республики Карелия, проживает в жилом доме, не имеющим центрального отопления. 16.04.2016 обратилась к ответчику с заявлением о компенсации стоимости твердого топлива, однако, ответчик отказал в выплате компенсации. Маслакова Н.С. просила взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию стоимости твердого топлива и его доставке в размере 9800 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.

В последующем истец отказалась от требований в части взыскиваемой денежной суммы по тем основаниям, что ранее ответчик перечислил денежную сумму в размере 2800 рублей в счет предстоящей компенсации. Определением мирового судьи от 20.07.2016 производство по делу прекращено в части заявленных исковых требований в связи с отказом истца от иска в части.

В судебном заседании Маслакова Н.С. требования поддержала, просила иск удовлетворить и взыскать с ответчика 7000 рублей, а также судебные издержки. Представитель истца - Федичев А.С. по устному соглашению, требования истца поддержал.

В судебном заседании представитель Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы г.Сортавалы» Лелекова Е.В., действующая на основании приказа № 345-о от 17.06.2016, с требованиями истца не согласилась. Указала, что в соответствии с п. 11 Порядка предоставления мер социальной поддержки в части оплаты топлива и транспортных услуг по его доставке ветераны труда, проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, предоставляют в Центр социальной работы по месту жительства заявление с приложением справки об общей площади занимаемого жилого помещения и о лицах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства заявителя. Норма продажи топлива населению в год на одну квартиру (дом) до 02.03.2015 была установлена 14 куб.м. на две и более печей, расчет компенсации истцу произведен в размере 2800 руб. Компенсация твердого топлива произведена с учетом данных обстоятельств по приказу Минстроя №27 от 02.03.2015 и по расчетам ответчика должна составлять 1725 рублей 50 копеек, а учитывая то обстоятельство, что истцом была получена уже денежная компенсация в размере 2800 рублей, выплатить дополнительную компенсацию истцу не представляется возможным. Просила отказать в удовлетворении иска.

Решением мирового судьи судебного участка № 2 г. Сортавала от 27.07.2016 требования истца удовлетворены, с ответчика в пользу Маслаковой Н.С. взыскана компенсация стоимости твердого топлива в размере 7000 руб., а также судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 400 руб.

С данным решением не согласен ответчик, просит его отменить, принять по делу новое решение. В апелляционной жалобе ссылается на то, что решение о выплате Маслаковой Н.С. компенсации стоимости твердого топлива принималось в соответствии со ст. 3 ЗРК № 827 от 17.12.2004 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РК», где ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется компенсация на топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива, в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ и приказом Министерства строительства РК № 27 от 03.03.2015. Согласно постановлению Конституционного Суда Республики Карелия от 29.04.2016 приказ не соответствует Конституции РК (ее ст.ст. 5, 6, 19, 41), однако, учитывается, что утрата юридической силы с момента провозглашения может привести к нарушению право граждан в сфере реализации мер социальной поддержки, до приведения правового регулирования в соответствие с данным постановлением граждане были бы лишены возможности реализовать право на получение социальной поддержки, требуется установление порядка, сроков и особенностей исполнения настоящего постановления. Указанный Приказ признан несоответствующим Конституции РК и утрачивает силу по истечении шестимесячного срока со дня провозглашения постановления Конституционного Суда РК. 25.07.2016 принят Закон РК № 2045-ЗРК, в соответствии с которым уполномоченный орган наделен правом утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, а в соответствии с п. 29 Положения о Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК, утвержденного постановлением Правительства РК от 09.07.2013 № 216-П, за Министерством закреплено право утверждать нормативы потребления коммунальных услуг. Поскольку в настоящее время Приказ № 27 не отменен, Центр социальной работы продолжает производить расчет компенсации расходов по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке в соответствии с данным нормативно-правовым актом. Просят отменить решение мирового судьи.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Лелекова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, отметив, что на 29.10.2016 закончилась шестимесячная отсрочка, действующая в соответствии с постановлением Конституционного Суда РК от 29.04.2016. Просит отменить решение мирового судьи, вынести новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.

Маслакова Н.С. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, пояснила, что полагает решение мирового судьи законным и обоснованным. Просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 22 Федерального Закона №5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Положениями ст.ст. 1, 2 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 N 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее – Закон №827-ЗРК от 17.12.2004) гарантированная социальная поддержка отдельных категорий граждан, в том числе, и в отношении ветеранов труда Республики Карелия, проживающих на территории Республики Карелия, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Карелия.

Маслакова Н.Я. является ветераном труда РК и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес обезличен> площадью 40 кв.м. Указанный дом не имеет центрального отопления. В квартире истца две дровяные топки. Маслаковой Н.С. в 2015 году приобретено топливо – дрова, и оплачены транспортные услуги для их доставки. До 01.03.2015 истец ежегодно получала компенсацию 50 % от стоимости топлива по нормам отпуска (14 куб.м.) и услуг по их доставке. Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.

17.03.2015 Маслакова Н.С. приобрела 14 куб м. дров по цене 1190 рублей за 1 куб. м., всего на сумму 16 660 рублей, а также оплатила доставку указанных дров по цене 2940 рублей, всего на сумму 19 600 рублей. Данные обстоятельства подтверждаются накладной №785715 от 17.03.2015, а также квитанцией об оплате №785715 от 17.03.2015.

К мерам социальной поддержки ветеранов труда РК относится, в т.ч. предоставление им ежемесячной денежной выплаты и оплату жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством РК, и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативные положения Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом РК о социальной поддержке отдельных категорий граждан предписывают государственным учреждениям социальной защиты – центрам социальной работы городов и районов Республики Карелия, - при определении общей суммы денежной компенсации оплаты топлива и транспортных услуг по его доставке применять норму продажи топлива населению в год на одну квартиру (дом), установленную органом местного самоуправления муниципального образования.

Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК от 02.03.2015 №27 «Об утверждении нормативов потребления твердого топлива для населения, проживающего в домах (жилых помещениях) с печным отоплением на территории Республики Карелия» установлены новые нормативы потребления твердого топлива для населения, проживающего в домах (жилых помещениях) с печным отоплением на территории Республики Карелия.

Ответчик произвел расчет компенсации расходов по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке Маслаковой Н.С. в 2015 году на основании указанного приказа. В соответствии с расчетом ответчика указанная сумма должна составлять 1725 рублей 50 копеек, с которой не согласен истец.

Постановлением Конституционного Суда РК от 29.04.2016 приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК от 02.03.2015 №27 признан не соответствующим Конституции РК и в соответствии с указанным постановлением утрачивает силу по истечении шестимесячного срока со дня провозглашения Постановления Конституционного Суда Республики Карелия от 29.04.2016. В постановлении от 29.04.2016 Конституционный Суд Республики Карелия отметил, что поскольку вышеуказанный ЗРК, как единственный законодательный акт, предусматривающий применение нормативов потребления топлива в целях предоставления мер социальной поддержки, отсылает к законодательству Российской Федерации, которое, в свою очередь, не содержит такого правового института, а акты Правительства Республики Карелия, принятые во исполнение ЗРК, не указывают на применение нормативов потребления топлива, то утверждение оспариваемым приказом нормативов потребления твердого топлива в целях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг порождает недопустимую правовую неопределенность в отношении порядка расчета предоставляемых мер социальной поддержки, вследствие которой указанные нормативы фактически применяются центрами социальной работы городов и районов Республики Карелия в отсутствие правовых оснований, что не отвечает конституционным принципам юридического равенства, верховенства права, приводит к нарушению принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а потому не соответствует Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (ч. 1), 19 (ч. 1).

Поскольку Приказ №27 от 02.03.2015 издан в отсутствие законодательно определенного органа государственной власти Республики Карелия, уполномоченного на установление нормативов потребления топлива в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также норм, позволяющих определить такой орган, следовательно, оспариваемый приказ не может быть применен, независимо от того, что в своем постановлении Конституционный Суд Республики Карелия указал на необходимость отсрочки исполнения принятого им решения на шесть месяцев.

Таким образом, изучив доводы сторон, проанализировав положения законодательства, регулирующего правила предоставления населению льгот и компенсаций, мировым судьей обоснованно сделан вывод о несостоятельности доводов ответчика, поскольку право истца на предоставление мер социальной поддержки не должно ставиться в зависимость от процедуры внесения изменений в законодательные акты субъекта Российской Федерации. Соответственно, мера социальной поддержки должна предоставляться истцу в полном объеме, т.е. в размере 50% от стоимости приобретенных дров (14 куб.м.), т.е. стоимость компенсации, подлежащей выплате Маслаковой Н.С. должна составлять: 9800 рублей (19 600 рублей / 50%), а, учитывая, что ответчиком сумма в размере 2800 рублей была уже ранее выплачена истцу, с ответчика подлежит взысканию разница в размере 7000 рублей.

Проанализировав доводы жалобы, пояснения сторон, суд считает, что оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ суд,

определил:

Решение мирового судьи судебного участка № 2 г. Сортавала от 27.07.2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению исковому заявлению Маслаковой Н.С. к Государственному казенному учреждению социальной защиты «Центр социальной работы г.Сортавалы» о взыскании денежных средств оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья Летунова В.Н.