НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 31.08.2023 № 2-502/2023

Судья Стеблева И.Б. 33-2567/2023

№ 2-502/2023

67RS0021-01-2023-000116-82

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2023 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего: судьи Руденко Н.В.,

судей: Шустовой И.Н., Федоришина А.С.,

при помощнике: ФИО1

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области, в интересах ФИО2 к Администрации Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании действий незаконными, возложении обязанности

по апелляционной жалобе муниципального образования «Смоленский район» Смоленской на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 20 июня 2023 года.

Заслушав доклад судьи Федоришина А.С., объяснения представителей Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области – ФИО3 и ФИО4, в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения прокурора Божковой Т.А., ФИО2, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Смоленского района Смоленской области обратился в суд в интересах ФИО2, с иском к Администрации Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании действий незаконными, возложении обязанности.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Смоленского района проведена проверка по обращению ФИО2 о соблюдении жилищного законодательства, в ходе которой выявлено нарушение ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое заключается в предоставлении жилого помещения ФИО2 не отвечающего критериям благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. В ходе проверки установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, приобретено Администрацией Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на основании муниципального контракта от 10.08.2015 и на основании договора найма жилого помещения дня детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 01.10.2015 б/н, предоставлено ФИО2 Согласно п. 1.2 муниципального контракта от 10.08.2015 жилое помещение должно быть отдельным, благоустроенным, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям в соответствии с жилищным законодательством, в соответствии с условиями аукциона в электронной форме. В силу п. 1.3 названного муниципального контракта от 10.08.2015 продавец продает, а покупатель (Администрация муниципального образования Хохловского сельского поселения Смоленского района) приобретает жилое помещение -квартиру в соответствии с условиями настоящего контракта и технического задания (приложение №1 к контракту), по адресу: <адрес>, общей площадью 33,5 кв. м Аукционная документация и Техническое задание на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес>, (приложение № 1 к контракту) предусматривают наличие кухни. В соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью документации о проведении запроса предложений на право заключения контракта, жилое помещение (типового качества в соответствии с приказом Росстата от 03.08.2011 № 344 п. 6, п.п. 6.2) в многоквартирном жилом доме должно быть отдельным, благоустроенным (наличие кухни, электрического обеспечения, холодного водоснабжения и санузла, центрального (индивидуального) отопления, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям в соответствии с жилищным законодательством). Вместе с тем в ходе выездной проверки 16.12.2021 установлено, что помещение кухни в квартире по указанному адресу не предусмотрено (помещение общей кухни на четыре квартиры расположено рядом с квартирой , доступ через общий коридор). Постановлением Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 31.03.2014 утверждено Положение о единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области. Единая комиссия и ее состав утверждены распоряжением Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 13.03.2014 . Муниципальным заказчиком по приобретению жилого помещения являлась Администрация МО Хохловского сельского поселения Смоленского района в лице Главы муниципального образования ПАС., которого опросить на момент проверки не представилось возможным в связи с его смертью <дата>. Организатором данного электронного аукциона выступала Администрация в составе единой комиссии в количестве 7 человек, заседание проводилось в присутствии 4 членов комиссии: ПОИ., МВЕ., ГНА., ГОА. Таким образом, Администрацией Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в нарушение ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО2 предоставлено жилое помещение, не отвечающее критериям благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. По результатам выявленных нарушений прокуратурой района 04.05.2022 в адрес главы Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области внесено представление, которое рассмотрено, однако мер к обеспечению ФИО2 жилым помещением надлежащего качества в взамен предоставленного помещения по адресу: <адрес> не предпринято до настоящего времени. Так же в ходе проверки установлено, что согласно постановлению Администрации МО «Смоленский район» Смоленская область от 03.09.2020 с ФИО2 заключен договор найма жилого помещения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 02.10.2020 , сроком на 5 лет на жилое помещение по адресу: <адрес>. В ходе прокурорской проверки установлены грубые нарушения действующего законодательства, влекущие нарушение прав ребенка-сироты ФИО2 на обеспечение жилым помещением соответствующим вышеуказанным требованиям жилищного законодательства. Нарушения, отраженные в представлении, не устранены до настоящего времени - ФИО2 не обеспечена жилым помещением, отвечающим критериям благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. Опрошенная в ходе проверки ФИО2 пояснила, что практически с момента предоставления до настоящего времени не проживала в данном жилом помещении, так как с ребенком в нем проживать невозможно, нет соответствующих условий (кухни), на общей кухне постоянные скандалы соседей, при таких условиях воспитывать ребенка невозможно, в связи с чем она практически всегда снимала съемное жилье. В настоящее время она снимает квартиру по адресу: Смоленский район, <адрес>. На основании изложенного, просит признать действия Администрации Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области по заключению договора найма жилого помещения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 01.10.2015, незаконными; обязать Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области расторгнуть договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 02.10.2020 , обеспечив ФИО2 жилым помещением надлежащего качества, отвечающего критериям благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, взамен ранее предоставленного жилого помещения.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент Смоленской области по образованию и науке.

Помощник прокурора Божкова Т.А., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, пояснив, что в предоставленной квартире не проживает, поскольку в ней отсутствует кухня, а на общей кухне постоянные ссоры соседей, которые в общей кухне распивают спиртные напитки. Указанную квартиру ей предложила гр. Т, которую она ранее не знала, на Колхозной площади раздавали визитки об оказании помощи в получении, лицам из числа детей-сирот жилого помещения, после чего она позвонила по указанному в визитке телефону. В дальнейшем ей гр. Т предложила указанную комнату о том, что в ней нет кухни она знала, но когда гр. Т показывала ей жилое помещение она сказала, что оно соответствует требованиям. Решила обратиться в прокуратуру, так как жить в предоставленной комнате с детьми не может. В 2020 году перезаключила с Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области договор найма на указанную комнату, так как имеются долги за оплату коммунальных платежей, а также необходимость регистрации ее и ее детей, так как иного жилого помещения у нее и ее детей нет. Последние 2 года снимает квартиру в <адрес>. Ранее в Администрацию сельского поселения или в Администрацию МО «Смоленский район» не обращалась.

Представитель ответчика Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям изложенным в письменных возражениях, согласно которых договор найма специализированного жилого помещения заключается сроком на 5 лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение с правом оформления регистрации по месту жительства. Администрацией Хохловского сельского поселения ФИО2 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. ФИО2 сама проявила инициативу по поиску себе жилого помещения и изъявила желание на приобретение Администрацией Хохловского сельского поселения жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 33,5 кв.м, о чем написала заявление от 10.07.2015. На основании обращения заказчика Единой комиссией Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области проведен электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, подана заявка на участие в запросе предложений. При рассмотрении поданных документов (технического паспорта) у членов единой комиссии возник вопрос по отсутствию в указанном жилом помещении кухни, однако заказчиком даны пояснения, что данное помещение оборудовано кухней. По результата запроса предложений заказчиком заключен муниципальный контракт, 01.10.2015 Администрацией Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области с ФИО2 заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которого ФИО2 и членам ее семьи во владение и пользование передано жилое помещение, расположенное по адресу: г. <адрес>. В адрес Администрации Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от ФИО2 обращений по вопросу отсутствия изолированной кухни не поступало. Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области 02.07.2020 проведена проверка условий жизни ФИО2 в жилом помещении по адресу: <адрес>, по результатом которой выявлено, что имеется задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 256 427,85 рублей (Акт обследования жилищных условий от 02.07.2020). Оценив жилищно-бытовые условия ФИО2, исполнение ею обязанностей по договору социального найма жилого помещения от 01.10.2015 Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области выявлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, а именно неисполнение обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения (систематическая задолженность по оплате коммунальных услуг), низкий уровень дохода, нахождение на иждивении малолетнего ребенка (Заключение от 02.09.2020), в с чем, на основании постановления Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 03.09.2020 принято решение оказать ФИО2 содействие в преодолении трудной жизненной ситуации и заключить с ней договор найма жилого помещения по адресу: <адрес>, на новый пятилетний срок, который заключен по добровольному согласию. 14.07.2022 комиссией в присутствии ФИО2 проводилось обследование жилого помещения по адресу: <адрес>. Во время обследования данного жилого помещения жалоб от нанимателя не поступало. По результатам проведенного обследования Комиссией установлено, что обследуемое жилое помещение находится в удовлетворительном санитарном и техническом состоянии, имеется задолженность по оплате коммунальных услуг (Акт обследования санитарного и технического состояния жилого помещения от 14.07.2022). В адрес Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области обращений от ФИО2 по вопросу отсутствия изолированной кухни в жилом помещении, также не поступало. Кроме того, ФИО2 однократно предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Субвенция, выделенная Департаментом Администрации Хохловского сельского поселения на осуществление государственных полномочий по обеспечению ФИО2 благоустроенным жилым помещением, израсходована, в связи с чем полагают, заявленные требования истца в части обеспечения ФИО2 жилым помещением взамен ранее предоставленного жилого помещения, нарушают права и законные интересы третьих лиц - детей сирот и детей, оставшихся без попечения, родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Смоленского района Смоленской области и состоят в списке в настоящее время. Субвенция, выделенная Департаментом бюджету муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не предусмотрена для приобретения ФИО2 благоустроенного жилого помещения взамен ранее предоставленного, а предназначена для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в списке в настоящее время.

Представитель ответчика Администрации Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не заявлял, возражений на иск не представил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не заявлял.

Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 20.06.2023 исковые требования Прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе глава МО «Смоленский район» Смоленской области ФИО6 суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и представитель третьего лица Департамента Смоленской области по образованию и науке не явились, о дне и времени слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением от 03.08.2015 от 03.08.2015 комиссией финансового управление Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области», являющейся уполномоченным органом, на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд, согласовано Администрации Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области размещение заказа у единственного поставщика, в части заключения муниципального контракта с ТИЛ. на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на условиях предусмотренных извещением о проведении запроса предложений, при этом цена заключенного муниципального контракта не должна превышать начальную цену муниципального контракта (л.д.164).

10.08.2015 Администрацией Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, в лице Главы муниципального образования Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области ПАС. и МНВ., за которую на основании доверенности действовала ТИЛ заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 1.2 муниципального контракта под жилым помещением понимается квартира. Жилое помещение должно быть отдельным, благоустроенным, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, в соответствии с условиями аукциона в электронной форме.

Продавец продает, а покупатель приобретает жилое помещение – квартиру в соответствии с условиями настоящего контракта и технического задания (приложение №1 к контракту), находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью 33,5 кв. м (п.1.3 муниципального контракта).

Цена контракта составляет 896580 рублей (п2.1 муниципального контракта) (л.д.159 оборот-162).

В соответствии с техническим задание (являющимся приложением к муниципальному контракту) основными характеристиками жилого помещения (квартиры) указаны: местоположение: Смоленская область, <адрес>; общая площадь – 33,5 кв.м; централизованное водоснабжение, водоотведение, централизованное отопление, централизованное электроснабжение, счетчики учета – в наличии; в ванной комнате – раковина, ванная со смесителем; санузел – унитаз; в кухне: мойка со смесителем, плита (л.д.165).

10.08.2015 между Администрацией Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, в лице Главы муниципального образования Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области ПАС. и МНВ., за которую на основании доверенности действовала ТИЛ., подписан акт приема-передачи на приобретение жилого помещения, согласно которого продавец передал, а покупатель принял в муниципальную собственность Администрации Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области квартиру общей площадью 33,5 кв. м, в том числе жилой 25,7 кв. м, количество жилых комнат- 2, расположена на 3 этаже пятиэтажного дома <адрес>, кадастровый номер объекта (л.д.163).

На основании постановления Администрации Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 09.09.2015, жилое помещение (комнату), находящуюся в муниципальной собственности Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, расположенную по адресу: <адрес>, перевести в специализированный жилищный фонд (жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.166 оборот).

Постановлением Администрации Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 09.09.2015 ФИО2, с учетом ее согласия по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сроком на 5 лет предоставлено отдельная квартира общей площадью 33,5 кв. м, по адресу: <адрес>, включенную в специализированный жилищный фонд муниципального образования Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (л.д.35-36, 93-94).

01.10.2015 Администрацией Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области с ФИО2 заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которого ФИО2 и членам ее семьи (сын – ЖСА., <дата> года рождения) за плату во владение и пользование передано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из двух комнат в квартире (жилого дома) общей площадью 33,5 кв.м. Характеристики предоставляемого жилого помещения, его техническое состояние, а также санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, указано в техническом паспорте жилого помещения; жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (п.п. 1,2 договора) (л.д.30-34, 95-98).

Статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения должны отвечать установленным для них требованиям.

Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства).

Конкретные требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Такие требования установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Так, разделом II Положения, установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Согласно пункту 12, входящему в этот раздел, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Помимо этого, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта (пункт 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 указанной выше статьи).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в абзаце третьем пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", критерий благоустроенности жилого помещения имеет локальный характер и зависит от условий соответствующего населенного пункта, поскольку качественные характеристики жилищного фонда в субъектах РФ и муниципальных образованиях отличаются. Однако необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены указанным выше Положением, носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации.

Таким образом, в качестве жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут использоваться только индивидуальные жилые дома и квартиры. Включение в указанный специализированный жилищный фонд комнат в коммунальной квартире или жилом доме законодательством не допускается. Часть жилого дома, часть квартиры и комната не могут быть включены в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлены им по договорам найма специализированного жилого помещения.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8 ст. 8 Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ).

На основании изложенного, по смыслу правовой гарантии, установленной Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются государством отдельным благоустроенным жилым помещением, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно представленным документом норма предоставления на 2015 год составляла - общая площадь жилых помещений не менее 30 кв. м (л.д.165).

Однако, согласно выписке из технического паспорта в отношении объекта недвижимости, приобретенное по муниципальному контракту и предоставленное по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилое помещение 01.10.2015, ФИО2, является комнатой , расположенной в общежитии дом <адрес> (л.д.149 оборот-150).

Согласно технического паспорта в отношении объекта недвижимости – комнаты <адрес>, комната расположена на 3 этаже имеет общую площадь 33,5 кв. м, в том числе жилой 25,7 кв. м, жилое помещение состоит из: коридора; туалета; ванной комнаты; 2-х жилых комнат; встроенный шкаф (л.д.140-143).

На основании решения Совета депутатов Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 24.09.2020 утвержден перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, передаваемых безвозмездно в муниципальную собственность муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (л.д.99-100).

Согласно перечня объектов в муниципальную собственность муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области передана квартира отнесенная к специализированному жилищному фонду (для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей) по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 33,5 кв. м, балансовой стоимостью 896580 рублей (л.д.101).

На основании постановления Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 28.09.2020, акта приема-передачи от 28.09.2020, указанное жилое помещение принято в муниципальную собственность муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (л.д.102-105).

02.06.2020 комиссией проведено обследование условий жизни ФИО2 в жилом помещении по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт об удовлетворительности санитарного состояния жилого помещения, выявлено, что имеется задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 256 427,85 рублей (Акт обследования жилищных условий от 02.07.2020) (л.д. 106-107).

Оценив жилищно-бытовые условия ФИО2, исполнение ею обязанностей по договору социального найма жилого помещения от 01.10.2015 Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области выявлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, а именно неисполнение обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения (систематическая задолженность по оплате коммунальных услуг), низкий уровень дохода, нахождение на иждивении малолетнего ребенка, о чем составлено заключение от 02.09.2020 (л.д.108-109).

С учетом заключения от 02.09.2020, на основании постановления Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 03.09.2020 принято решение оказать ФИО2 содействие в преодолении трудной жизненной ситуации и заключить с ней договор найма жилого помещения по адресу: <адрес>, на новый пятилетний срок от 02.10.2020 (л.д.110, 111-115).

Согласно выписки из ЕГРН в отношении объекта недвижимости – жилого помещение, с кадастровым номером , площадью 33.5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, объект поставлен на кадастровый учет 16.06.2012, собственником является Муниципальное образование «Смоленский район» Смоленской области, регистрация права 02.10.2020 (л.д.73-74).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 года действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Закон Смоленской области № 114-з от 29.11.2007 года «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями» в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области (далее также - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями (далее - государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями).

В силу положений Закона Смоленской области от 29.09.2005 N 89-з (ред. от 30.06.2022) «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области» (принят Смоленской областной Думой 19.09.2005), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Смоленской области по договорам найма специализированных жилых помещений, а в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями - жилые помещения соответствующего муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, установив, что Администрацией Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области ФИО2 предоставлена комната в общежитии, состоящая из 2-хомнат, винной (санузел), и коридора, которая не отвечает критериям благоустроенного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах, подтвержденных исследованными и оцененными в соответствии со ст. 67 ГПК РФ доказательствами.

Обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может считаться надлежащим образом исполненной в случае предоставления им жилых помещений, не соответствующих требованиям законодательства (например, в доме, признанном аварийным) (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).

Предоставляемые детям-сиротам жилые помещения должны быть благоустроенными, свободными от прав третьих лиц, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям законодательства.

Органы государственной власти субъекта РФ осуществляют контроль за использованием и сохранностью выделенных жилых помещений (п. 35 ч. 1 ст. 44 Закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ; п. п. 4.11 - 4.12 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).

Доводы апелляционной жалобы о том, что указанное жилое помещение предоставлено ФИО2 с ее согласия и претензий с ее стороны, как при заключении договора найма от 01.10.2015, так и при заключении договора найма от 02.10.2020 не поступало, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку согласие ФИО2 в данном случае при заключении муниципального контракта и при заключении договора найма, правового значения не имело, так как законом определены гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получения благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма, критерии которых установлены Федеральным законом. И в данном случае задачей проведения торгов являлось заключение договора на приобретение жилого помещения в целях обеспечения жильем указанной категории детей.

Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области не оспаривается, что ФИО2, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как от 01.10.2015, так и от 02.10.2020 предоставлена комната, в которой помещение кухни отсутствует и изначально техническая документация не предусматривала, а также, что указанное жилое помещение не соответствует критериям благоустроенного жилого помещения, для данной категории лиц, установленной Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Доводы апеллянта о том, что выделенная субвенция Департаментом Смоленской области по образованию и науке на осуществление государственных полномочий не предусмотрена для приобретения ФИО2 благоустроенного жилого помещения взамен ранее предоставленного, не может являться основанием для отказа в иске, поскольку установленными по делу обстоятельствами подтверждено, что ФИО2, имеющей право на обеспечение жилым помещением благоустроенное жилое помещение в соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» до настоящего момента жильем не обеспечена, и законом не ставиться в зависимость от наличия или отсутствия жилищного фонда, достаточности денежных средств для его приобретения.

Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлено, что ФИО2, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 01.10.2015 Администрацией Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области предоставлена комната в общежитии, состоящая из 2-хомнат, винной (санузел), и коридора, которая не отвечает критериям благоустроенного жилого помещения (в виде жилых домов, квартир) в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В целом, все доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном решении, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда, не противоречат фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Смоленского районного суда Смоленской области от 20 июня 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 07.09.2023