Судья Яворская Т.Е. №33-3322
№ 2-2532/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 октября 2020 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Дмитриевой Г.И.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,
при секретаре (помощнике судьи) Богдановой О.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 24 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., возражения истца ФИО1
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к СПК «РОДОМАНОВО» (далее также – Кооператив), ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании пособия.
В обоснование заявленных требований истец указала, что на основании трудового договора <данные изъяты> работала у ответчика в должности <данные изъяты>. В период с 25.06.2017 по 28.03.2020 находилась в отпуске по уходу за первым ребенком ФИО10, <данные изъяты> года рождения. На период с 20.05.2019 по 06.10.2019 ей был выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам. (дата) у нее родился второй ребенок - ФИО11. С 02.11.2018 работодатель находится в стадии ликвидации, его местонахождение ей не известно. Денежные пособия и выплаты, связанные с рождением ребенка, нахождением в отпуске по его уходу, работодателем не выплачиваются. При обращении в ФСС филиал №5 по вопросу назначения и выплаты пособий ей было отказано. Пособие за период с 07.10.2019 по 31.05.2020 ей не выплачено. Размер невыплаченного ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет составляет 51971 руб. 41 коп. Размер пособия по беременности и родам за период с 20.04.2019 по 06.10.2019 составляет 54937 руб. 40 коп., единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности – 655 руб. 49 коп. Указанные суммы она просила взыскать с ответчиков.
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержала.
Представитель ответчика ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - ФИО2, в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что оснований для выплаты пособий не имеется, поскольку работодатель СПК «РОДОМАНОВО» в настоящее время находится в стадии ликвидации, но не ликвидировано.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика СПК «РОДОМАНОВО», извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Обжалуемым решением исковые требования ФИО1 удовлетворены.
С ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу ФИО1 взыскано: 54937 руб. 40 коп. пособие по беременности и родам; 51971 руб. 41 коп. ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет; 655 руб. 49 коп. единовременное пособие при рождении ребенка.
В иске к СПК «РОДОМАНОВО» отказано.
В апелляционной жалобе ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ ставится вопрос об отмене судебного постановления со ссылкой на его незаконность и необоснованность.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии со ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Согласно ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) устанавливаются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, осуществляются территориальным органом страховщика.
Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, осуществляется в установленных размерах территориальным органом страховщика, назначившим указанные пособия, через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя (часть 9 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Как указано в пункте 3 статьи 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательное страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных настоящим Федеральным законом.
Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам в связи с материнством согласно положениям части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Застрахованные лица имеют право своевременно и в полном объеме получать страховое обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 1 части 1 статьи 4.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Основополагающим принципом осуществления обязательного социального страхования является государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика (статья 4 статья 4 ФЗ от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).
С 1 января 2019 года Государственное учреждение - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 21 апреля 2011 года №294 участвует в реализации пилотного проекта и выплачивает пособия по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам, работающим на территории Смоленской области, в соответствии с Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012, 2013 и 2014 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 №294 (далее - Положение).
В соответствии с п. 5 и п. 15 Положения, в случае прекращения страхователем деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического местонахождения, на день обращения застрахованного лица в целях получения пособия застрахованное лицо вправе самостоятельно представить в территориальный орган Фонда по месту регистрации его работодателя в качестве страхователя заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
По страховым случаям, по которым страхователь не произвел назначение и выплату пособия до перехода на назначение и выплату пособий территориальными органами Фонда в соответствии с настоящим Положением, назначение и выплата пособия осуществляется территориальными органами Фонда в соответствии с настоящим Положением.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании трудового договора <данные изъяты> ФИО1 была принята на работу в СПК «РОДОМАНОВО» на должность <данные изъяты>.
Заочным решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 01.06.2020 вышеуказанный трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
Требования истца мотивированы тем, что в связи с рождением детей в настоящее время она находится в отпуске по уходу за ребенком, однако денежные пособия и выплаты связанные с рождением ребенка, нахождением в отпуске по его уходу, работодателем не выплачивались, работодатель находится в стадии ликвидации.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24.08.2020, СПК «РОДОМАНОВО» находится в стадии ликвидации.
Из письма Государственной инспекции труда в Смоленской области от 15.08.2019 следует, что по обращению работника ФИО1 провести проверку в отношении СПК «РОДОМАНОВО» не представляется возможным, ввиду не предоставления Кооперативом необходимых документов.
Как следует из материалов дела, в периоды с 25.06.2017 по 28.03.2020 и с 20.05.2019 по 06.10.2019 ФИО1 находилась в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за детьми ФИО12, (дата) года рождения и ФИО13, (дата) года рождения.
25.06.2019 истец обратилась в ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о назначении и выплате пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.
Письмом ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал № 5) от 19.07.2019 №01-12/05-604 истцу отказано в выплате пособий.
Из справки Отдела социальной защиты населения в г. Смоленске в Промышленном районе от 03.08.2020 №803 следует, что ФИО1 ежемесячное пособие по уходу за ребенком ФИО14, (дата) года рождения, не получала.
С даты вынесения решения о расторжении трудового договора (01.06.2020), истец получает меры социальной поддержки в виде выплат ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, через органы социальной защиты населения по месту жительства.
Разрешая возникший спор, суд, руководствуясь вышеприведенными положениями, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходил из того, что обязанность по назначению и выплате ФИО1 пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком и единовременного пособия при рождении ребенка должна быть возложена на территориальный орган социального страхования; при разрешении данного спора юридически значимым обстоятельством является прекращение деятельности страхователем, а не его ликвидация и исключение из Реестра юридических лиц.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждены имеющимися доказательствами и основаны на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах дела.
По ходатайству истца ФИО1 судом апелляционной инстанции приобщен акт о совершении исполнительных действий от 17.09.2020, адресованный истцу Гагаринским РОСП УФССП России по Смоленской области, из которого усматривается, что при выезде по адресу регистрации СПК «РОДОМАНОВО» установлено, что в настоящее время Кооператив деятельность не осуществляет.
Изложенное свидетельствует о том, что назначать и выплачивать истцу вышеуказанные пособия должен территориальный орган социального страхования.
Доводы жалобы о том, что согласно выписки из ЕГРЮЛ, СПК «РОДОМАНОВО» по состоянию на 09.09.2020 свою деятельность, как юридическое лицо, не прекратил, то есть является действующей организацией, в связи с чем оснований для выплаты пособий не имеется, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, сводятся к субъективному толкованию норм права, переоценке доказательств, аналогичных приведенным в суде первой инстанции, что уже оценено судом надлежащим образом, в связи с чем, не могут повлечь отмену постановленного решения.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения (часть 4 статьи 330 ГПК РФ), судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 24 августа 2020 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ – безудовлетворения.
Председательствующий
Судьи: