Судья Калинин А.В. Дело № 33-3684
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Пудова А.В.,
судей - Козловой А.А. и Дмитриевой Г.И.,
при секретаре - Скорубской Г.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения «...» (далее – МКУ «...») на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 28 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Козловой А.А., объяснения Вислогузова А.К., Николаева А.П. – представителей МКУ «...», возражения Любиченко В.Н., Янкиной И.А. – представителей Твердохлебова А.С., Суханова А.И., судебная коллегия
установила:
Твердохлебов А.С. - ..., уточнив требования, обратился в суд к МКУ «...» с иском о признании незаконными: карты специальной оценки условий труда от (дата) ), отменив ее; дополнительного соглашения к трудовому договору от (дата) , действий ответчика по установлению 40-часовой рабочей недели и отмене дополнительного отпуска за вредные условия труда в размере 7 календарных дней.
До проведения специальной оценки условий труда с учетом особенностей работы спасателя признать действительной карту аттестации №, обязать ответчика ..., ссылаясь на неправомерность проведения ответчиком этой оценки по общей методике без учета особенностей условий труда <данные изъяты>, что повлекло нарушение его трудовых прав (л.д.3-4, 38-41, т.1).
Суханов А.И. обратился в суд к МКУ «...» с аналогичным иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ (л.д.153в-154, 191-194, т.1).
Определением суда от 02.06.2015 гражданские дела по этим искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения (л.д.153, т.1).
Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 28.07.2015 признаны незаконными:
- карта специальной оценки условий труда (дата) ;
- дополнительные соглашения от (дата) ;
- действия ответчика в части отмены истцам ....
МКУ «...» обязано установить истцам <данные изъяты>; в остальной части требований отказано (л.д.100-104, т.2).
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Как следует из материалов дела, истцы работают ... МКУ «...», Твердохлебов А.С. – с (дата) , Суханов А.И. – с (дата) (л.д.5-10, 204-209, т.1).
При аттестации рабочих мест ..., было установлено, что условия их труда относятся к классу вредности <данные изъяты>.
В качестве компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда ..., было предусмотрено установление ..., что нашло отражение в трудовых договорах, заключенных с ними при приеме на работу (л.д.5-10, 204-209, т.1).
(дата) в МКУ «...» была проведена специальная оценка условий труда работников, в том числе и спасателя <данные изъяты>, что явилось основанием для заключения (дата) с истцами дополнительных соглашений к трудовым договорам <данные изъяты> (л.д.11-13, 200-202, т.1).
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения Твердохлебова А.С., Суханова А.И. с настоящим иском в суд.
Принимая решение об удовлетворении требований истцов, суд исходил из того, что, поскольку порядок проведения специальной оценки условий труда ... законодательно не урегулирован, осуществлена она без учета специфики их трудовой деятельности, то оснований для отмены ранее предоставленных льгот и компенсаций не имелось.
Судебная коллегия находит этот вывод суда обоснованным ввиду следующего.
01.01.2014 вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральные законы № 426 и 421), которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, определяющие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона № 426 специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч.3 ст.8 данного Закона).
Частью 7 ст.9 Закона предусмотрено, что в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Такой Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290, куда включены и рабочие места работников, ... (п.9).
Министерство труда и социальной защиты РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обязано было до 01.01.2015 утвердить особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении предусмотренных Перечнем рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности.
Вместе с тем, не только к указанному сроку, но и до настоящего времени особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении работников, ... не утверждены.
Частью 5 ст.27 Закона определено, что до установления уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти особенностей проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, указанных в части 7 статьи 9 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда проводится в общем порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Специальная оценка условий труда <данные изъяты> осуществлена на основании Методики и Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н.
Однако, принимая во внимание, что специальная оценка условий труда <данные изъяты> осуществлена по общей методике за пределами срока, до истечения которого должна была быть утверждена специальная методика, проведена она в расположения отряда, условия труда ... не оценивались, особенности трудовой деятельности <данные изъяты>, определенные ЕКС не учитывались, снижение класса условий труда истцов произошло по причинам сокращения количества оцениваемых показателей факторов производственной среды и трудового процесса, а также введения ограничений признаков идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, то суд пришел к обоснованному выводу о недействительности ее результатов и невозможности их использования при определении вида и объема компенсаций, предоставляемых истцам.
В силу ч.3 ст.15 Федерального закона № 421 пересмотр по результатам проведения специальной оценки условий труда ранее предоставляемых гарантий и компенсаций, в том числе в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени, возможен лишь в случае объективного улучшения факторов производственной среды и трудового процесса.
Поскольку доказательств объективного улучшения самих этих факторов ответчиком не представлено, то применение положений вышеназванного Закона невозможно.
Доводы МКУ «...», изложенные в жалобе, тождественны его возражениям относительно иска, которые проверялись судом первой инстанции и обоснованно им отвергнуты.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 28 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ «...» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: