Судья Гайдук Н.С. Дело №33 – 635/2020
№ 2-768/2019
67RS0005-01-2019-000753-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 февраля 2020 года г.Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коржакова И.П.,
судей: Дмитриевой Г.И., Филенковой С.В.
при секретаре (помощнике судьи) Игнатовой Г.А.
при участии представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию Пряхина А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барвеновой Натальи Алексеевны к Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области о признании незаконным постановления, восстановлении нарушенных прав,
по апелляционной жалобе Барвеновой Натальи Алексеевны на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 2 декабря 2019 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию Пряхина А.И.,
установила:
Барвенова Н.А. обратилась в суд с требованием к Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области о признании незаконным постановления Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области №863 от 05.06.2019 года «Об утверждении протокола от 03.06.2019 года №6 заседания жилищной комиссии о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий», просила восстановить на учете и возложить обязанность на ответчика включить ее в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации от 30.12.2017 года №1710 «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В обоснование заявленных требований сослалась на то, что она относится к категории граждан, добровольно выехавших из зоны отселения, на основании чего ей Департаментом строительства и архитектуры Брянской области 28.04.2015 года выдано удостоверение, которое подтверждает ее право на получение мер социальной поддержки и льготу, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ответчиком она была признана нуждающейся в жилом помещении и включена в состав основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ от 30.12.2017 года №1710 «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Постановлением Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области № 863 от 05.06.2019 года она снята с учета и исключена из состава участников вышеуказанного мероприятия на основании того, что ей по решению суда выплачена компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества по случаю выезда за пределы зоны радиоактивного загрязнения. С данным решением не согласна, считает, что она стояла на учете на получение государственного жилищного сертификата, а не на получение жилья по договору социального найма, и за ней сохраняется право на получение как возмещения ущерба, так и на получение сертификата.
В суде Барвенова Н.А. иск поддержала, указав, что единовременная компенсация за утраченное имущество является возмещением материального ущерба, а выдача жилищного сертификата - мерой социальной поддержки при добровольном выезде из зоны проживания с правом на отселение.
Представители Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области иск не признали, ссылаясь на то, что ответчиком принято законное решение о снятии Барвеновой Н.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также с учета на получение государственного жилищного сертификата, поскольку истец по решению суда от 2016 года получила компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества по случаю выезда за пределы зоны отселения. Заявленные по настоящему иску требования являются однородными, а в силу действующего законодательства она имеет право на выбор одного из двух видов компенсационных выплат. Поскольку истец сделала свой выбор, получив компенсацию, за ней не сохраняется право на получение сертификата.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела.
Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 2 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований Барвеновой Н.А. отказано.
В апелляционной жалобе Барвенова Н.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает на то, что она имеет право на возмещение вреда в соответствии со ст.17 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1; отказ в выдаче жилищного сертификата означает уменьшение объема возмещения вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, уже признанного государством. Считает ошибочным вывод суда о том, что меры социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью и единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, направлены на достижение одной и той же цели - создание условий для приобретения жилья, то есть являются однородными, так как ни в одном законодательном акте не указано, на какие цели может быть израсходована денежная компенсация, на приобретение жилья или на возмещение вреда здоровью.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.11 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Согласно ст.22 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
В соответствии со ст.17 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 данным гражданам гарантируются, в том числе, единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества; обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Согласно п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством
Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с п.п.«е» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют следующие граждане Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Из материалов дела видно, чтоБарвенова Н.А. на основании удостоверения, выданного Департаментом строительства и архитектуры Брянской области 28.04.2015 года, относится к категории граждан, добровольно выехавших из зоны отселения, и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1.
Судом установлено, что истец, являлась собственником индивидуального жилого дома, площадью <данные изъяты> и земельного участка, расположенного под ним, площадью <данные изъяты>.м по адресу: ...
Решением Советского районного суда г.Брянска от 26 февраля 2016 года, вступившим в законную силу 05.04.2016 года, по иску Барвеновой Н.А. к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за Барвеновой Н.А. признано право на получение компенсации за утраченное имущество, расположенное по адресу: ... вследствие катастрофы на ЧАЭС, Департамент строительства и архитектуры Брянской области был обязан включить Барвенову Н.А. в список граждан на получение компенсацию за утраченное имущество в размере <данные изъяты> руб. После получения Барвеновой Н.А. компенсации за утраченное имущество, право собственности на него прекращается.
Из сообщения Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области №4235 от 30 апреля 2019 года следует, что Барвеновой Н.А. компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выездом за пределы зоны отселения получена в сумме <данные изъяты> руб. на основании решения суда в мае 2016 года, что истец подтвердила в суде, пояснив, что указанную сумму выплаты на приобретение нового благоустроенного жилья не использовала.
Согласно договору безвозмездного пользования жилым помещением от 29 сентября 2016 года Соловых Е.Н. предоставила Барвеновой Н.А. в безвозмездное пользование для проживания с правом регистрации принадлежащую ФИО1. на праве собственности квартиру ... состоящую из одной комнаты с правом продления срока действия договора на тех же условиях и на тот же срок.
13.06.2018 года истец обратилась в Администрацию МО «Гагаринский район» Смоленской области с заявлениями о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Постановлением Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области №1002 от 28.06.2018 года был утвержден протокол заседания жилищной комиссии №8 от 27.06.2018 года, где Барвенова Н.А. с составом семьи 1 человек была признана нуждающейся в жилом помещении.
10.09.2018 года истец обратилась в Администрацию МО «Гагаринский район» Смоленской области с заявлениями о включении ее в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Постановлением Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области от 12.09.2018 года №1420 Барвенова Н.А., на основании протокола заседания жилищной комиссии № 10 от 12.09.2018 года была включена в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации от 30 декабря 2017 года №1710 «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состав семьи 1 человек.
Согласно постановлению Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области от 05.06.2019 года № 863 Барвенова Н.А., на основании протокола заседания жилищной комиссии № 6 от 03.06.2019 года была снята с жилищного учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и исключена из состава участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных
федеральным законодательством» государственной программы Российской
Федерации от 30.12.2017 года №1710 «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на основании того, что в мае 2016 года ей по решению суда была выплачена компенсация материального ущерба в размере <данные изъяты> руб., в связи с утратой имущества по случаю выезда за пределы зоны
радиоактивного загрязнения.
Проанализировав законодательство, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, суд принял во внимание, что меры социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью и единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества направлены на достижение одной и той же цели - создание условий для приобретения жилья, то есть являются однородными, и предоставляются в рассматриваемом случае одной и той же категории граждан - лицам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Суд учел, что одинаковые права, льготы и иные меры социальной поддержки предоставляются гражданам только один раз вне зависимости от количества имеющихся у них оснований на пользование такими правами и получение мер социальной поддержки, в противном случае это приведет к необоснованному обогащению, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое постановление является законным, соответствующим требованиям ст.ст.49,52 ЖК РФ, положениями Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Суд указал, что Барвенова Н.А. воспользовалась своим правом на получение компенсации за утраченное имущество вследствие аварии на ЧАЭС, что лишает ее возможности претендовать на улучшение жилищных условий путем получения социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Поскольку оснований для признания за истцом права на получение государственного жилищного сертификата и включения ее в список граждан, как участника программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации от 30 декабря 2017 года №1710 «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» не имеется, суд обоснованно отказал Барвеновой Н.А. в удовлетворении заявленных требованиях.
При этом доводы истца о том, что ее требования и получение компенсации за утраченное имущество являются разными мерами социальной поддержки и не являются однородными выплатами, судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку в данном случае основой двух рассматриваемых федеральных льгот (предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета посредством выдачи государственного жилищного сертификата и предоставление денежной компенсации за утраченное имущество) является, прежде всего, факт утраты возможности проживать в жилом помещении, расположенном в зоне с правом на отселение в связи с радиационным загрязнением данной местности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем указанные льготы не могут быть применены к одному и тому же лицу.
По смыслу вышеуказанных положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1, данным законом предусмотрено право
на однократное обеспечение жилой площадью нуждающихся в улучшении жилищных условий. Необходимость улучшения жилищных условий истца была вызвана утратой им жилого помещения, в счет которой ею получена единовременная денежная компенсация в сумме 2 753 000 руб., что не отрицает Барвенова Н.А.
Полученная компенсация не была использована истцом на улучшение своих жилищных условий, тем самым, как верно посчитал суд, Барвенова Н.А. создала своими действиями условия, повлекшие ее дальнейшую нуждаемость в жилом помещении.
При этом предоставление гражданам, указанным в п.11 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, мер социальной поддержки по нескольким основаниям не предусмотрено.
В соответствии с ч.2 ст.3 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 гражданин Российской Федерации обладает правом выбора, по какому основанию, предусмотренному вышеуказанным законом, ему должны предоставляться льготы и компенсации.
Ссылка в жалобе на то, что меры социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью и единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества,являются разными мерами социальной поддержки, не являются однородными, так как ни в одном законодательном акте не указано, на какие цели может быть израсходована денежная компенсация, на приобретение жилья или на возмещение вреда здоровью, основаны на неверном толковании закона, чему в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку одинаковые права, льготы и иные меры социальной поддержки предоставляются гражданам только один раз вне зависимости от количества имеющихся у них оснований на пользование такими правами и получение мер социальной поддержки, Барвенова Н.А. воспользовалась своим правом на получение компенсации за утраченное имущество вследствие аварии на ЧАЭС, что, как верно указал суд, лишает ее возможности претендовать на улучшение жилищных условий путем получения социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
При таких обстоятельствах Барвенова Н.А. была правомерно снята Администрацией с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и исключена из состава участников вышеуказанной программы, на который первоначально она была принята необоснованно.
Доводы жалобы Барвеновой Н.А. о том, что она имеет право на возмещение вреда в соответствии со ст.17 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1; отказ в выдаче жилищного сертификата означает уменьшение объема возмещения вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, уже признанного государством, основаны на неправильном толковании закона.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и правильно применил нормы материального и процессуального права, исходя из предмета и основания заявленного иска.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 2 декабря 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Барвеновой Натальи Алексеевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи