НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 25.06.2019 № 33-2191/19

Судья Макарова К.М. Дело № 33 – 2191/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июня 2019 года город Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пудова А.В.,

судей Коженовой Т.В., Филенковой С.В.,

при секретаре Семакове В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании с участием истца Корнея В. И., его представителя Старовойтова О. Л., представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Смоленском районе Смоленской области (межрайонное) Ахмадеевой О. А. дело по апелляционной жалобе указанного ответчика на решение Ленинского районного суда города Смоленска от 3 апреля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения представителя ответчика Ахмадеевой О.А., поддержавшей доводы жалобы, объяснения истца Корнея В.И. и его представителя Старовойтова О.Л., возражавших относительно доводов жалобы, судебная коллегия

Установила :

Корней В.И. обратился в Ленинский районный суд города Смоленска с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Смоленском районе Смоленской области (межрайонное) (далее также – Управление ПФР) о возобновлении выплаты пенсии, сославшись на то, что является гражданином Республики Беларусь, имеет вид на жительство в Российской Федерации, ответчиком ему была назначена страховая пенсия по старости по условиям и нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». С 1 (дата) выплата пенсии прекращена, поскольку (дата) истек срок действия вида на жительство иностранного гражданина, а с (дата) назначена вновь, так как (дата) им было получен новый вид на жительство. Однако, выплата пенсии стала осуществляться в размере меньшем, чем по состоянию на ... при этом в выплате пенсии за период с ... отказано, что, по мнению истца, является незаконным.

Управление ПФР иск не признало. Его представитель Ахмадеева О.А. пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» одним из условий выплаты пенсии иностранному гражданину является его постоянное проживание на территории Российской Федерации, что должно подтверждаться действующим видом на жительство. С <данные изъяты> у истца отсутствовал вид на жительство иностранного гражданина, поэтому права на получение пенсии в период <данные изъяты> он не имеет.

Обжалуемым решением суд обязал ответчика возобновить выплату Корнею В.И. страховой пенсии по старости с (дата) в размере, соответствующем ее размеру на день прекращения выплаты.

В рассматриваемой апелляционной жалобе Управление ПФР просит отменить решение, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права, определяющие условия выплаты страховой пенсии по старости иностранному гражданину. Указывает на то, что проживание в России иностранного гражданина без вида на жительство, в том числе в случае установления факта его постоянного проживания судом, само по себе не порождает право на получение пенсии по условиям и нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.

Из дела видно, что Корней В.И., (дата) ., является гражданином Республики Беларусь. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа с (дата) Корнею В.И. была назначена трудовая пенсия по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по условиям и нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом положений статей 10, 11 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения».

В последующем размер пенсии был пересчитан в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г. В период с ... выплата пенсии осуществлялась в размере <данные изъяты> С (дата) решением Управления ПФР ее выплата была приостановлена. С (дата) пенсия назначена вновь. Ее размер на дату повторного установления составил <данные изъяты> (л.д. 11).

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документом, удостоверяющим право иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Пунктом 4 части 1 статьи 24 Закона № 400-ФЗ установлено, что в случае истечения срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство), выплата страховой пенсии приостанавливается на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия указанного документа.

Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии.

Правилами предусмотрено, что выплата пенсии приостанавливается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определенном частью 1 статьи 24 Федерального закона «О страховых пенсиях». Распоряжение о приостановлении выплаты пенсии принимается в течение одного рабочего дня, следующего за днем, в котором истекает срок ее выплаты, либо истекает срок, указанный в правоустанавливающем документе, либо поступили документы (сведения) об обстоятельствах, влекущих приостановление выплаты пенсии.

В период приостановления выплаты пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации выясняет причины, по которым необходимые для выплаты пенсии документы заблаговременно не поступили, проводит работу по их истребованию от юридических лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, от пенсионера.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при устранении обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение выплаты пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», до приостановления или прекращения выплаты пенсии продлевает выплату этой пенсии.

Судом установлено, что Корнею В.И. был выдан (дата) вид на жительство иностранного гражданина сроком до (дата) Затем (дата) истцом был получен новый вид на жительство сроком до (дата) (л.д. 6-7).

Согласно справке (дата) истец в период с <данные изъяты> был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: ..., в период <данные изъяты> – по адресу: ..., с <данные изъяты> – по адресу: город ... с ... – по адресу: .... С (дата) Корней В.И. постоянно зарегистрирован по адресу: ... (л.д. 8).

Материалами дела подтверждается, что Корнею В.И. на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: ... (л.д. 9). Он поставлен на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации с (дата) (л.д. 10).

Из объяснений истца следует, что вид на жительство не был своевременно продлен им по семейным обстоятельствам, однако при этом он продолжал постоянно проживать на территории Российской Федерации.

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. № КАС05-149, - которым оставлено без изменения решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 января 2005 г. № ГКПИ2004-1491 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца первого пункта 16 «Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.. .», утвержденного Постановлением Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19ПА от 27.02.2002 г., - отмечается, что требование вида на жительство от иностранного гражданина в подтверждение факта постоянного проживания для назначения пенсии не исключает возможности установления такого факта судом при наличии законных к тому оснований.

Разрешая спор, суд пришел к выводам о том, что истец имеет право на возобновление выплаты пенсии с (дата) в ее прежнем размере, так как, несмотря на истечение срока действия вида на жительство иностранного гражданина , он в период с <данные изъяты> продолжал постоянно проживать на территории Российской Федерации, что подтверждается данными о его регистрации по месту пребывания за период с <данные изъяты>, отраженными в справке (дата) , а также наличием в собственности жилого дома, расположенного по адресу: ..., сведениями о постановке на учет в налоговом органе.

Кроме того, как указал суд, страховая пенсия была назначена Корнею В.И. с учетом положений статей 10 и 11 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения» - по пропорциональному принципу, т.е. исходя из стажа работы на территории Российской Федерации. Назначенная истцу по указанным основаниям пенсия не подлежала приостановлению либо прекращению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.

В силу части 3 статьи 2 Закона № 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения» каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений данного Договора и своего законодательства (часть 1 статьи 10). При переезде лица, которому назначена пенсия (за исключением социальной пенсии), с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания выплата пенсии продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей (часть 2 статьи 10). При определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (часть 1 статьи 11). В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории (часть 2 статьи 11). При определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации - досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (часть 4 статьи 11).

Назначенная Корнею В.И. страховая пенсия по старости заработана им в Российской Федерации, с территории которой он по истечении срока действия вида на жительство не выезжал, и лишение его этой пенсии лишь на том основании, что им несвоевременно получен новый вид на жительство противоречит вышеуказанным положениям Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. о сотрудничестве в области социального обеспечения.

Суд, вопреки доводам жалобы, правильно определил юридически значимые обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, которые установлены надлежащими доказательствами.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения (часть 4 статьи 330 ГПК РФ), не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила :

Решение Ленинского районного суда города Смоленска от 3 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Смоленском районе Смоленской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий :

Судьи :