Судья Макарова К.М. Дело № 33 – 2191/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июня 2019 года город Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Коженовой Т.В., Филенковой С.В.,
при секретаре Семакове В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием истца Корнея В. И., его представителя Старовойтова О. Л., представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Смоленском районе Смоленской области (межрайонное) Ахмадеевой О. А. дело по апелляционной жалобе указанного ответчика на решение Ленинского районного суда города Смоленска от 3 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения представителя ответчика Ахмадеевой О.А., поддержавшей доводы жалобы, объяснения истца Корнея В.И. и его представителя Старовойтова О.Л., возражавших относительно доводов жалобы, судебная коллегия
Установила :
Корней В.И. обратился в Ленинский районный суд города Смоленска с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Смоленском районе Смоленской области (межрайонное) (далее также – Управление ПФР) о возобновлении выплаты пенсии, сославшись на то, что является гражданином Республики Беларусь, имеет вид на жительство в Российской Федерации, ответчиком ему была назначена страховая пенсия по старости по условиям и нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». С 1 (дата) выплата пенсии прекращена, поскольку (дата) истек срок действия вида на жительство иностранного гражданина, а с (дата) назначена вновь, так как (дата) им было получен новый вид на жительство. Однако, выплата пенсии стала осуществляться в размере меньшем, чем по состоянию на ... при этом в выплате пенсии за период с ... отказано, что, по мнению истца, является незаконным.
Управление ПФР иск не признало. Его представитель Ахмадеева О.А. пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» одним из условий выплаты пенсии иностранному гражданину является его постоянное проживание на территории Российской Федерации, что должно подтверждаться действующим видом на жительство. С <данные изъяты> у истца отсутствовал вид на жительство иностранного гражданина, поэтому права на получение пенсии в период <данные изъяты> он не имеет.
Обжалуемым решением суд обязал ответчика возобновить выплату Корнею В.И. страховой пенсии по старости с (дата) в размере, соответствующем ее размеру на день прекращения выплаты.
В рассматриваемой апелляционной жалобе Управление ПФР просит отменить решение, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права, определяющие условия выплаты страховой пенсии по старости иностранному гражданину. Указывает на то, что проживание в России иностранного гражданина без вида на жительство, в том числе в случае установления факта его постоянного проживания судом, само по себе не порождает право на получение пенсии по условиям и нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.
Из дела видно, что Корней В.И., (дата) ., является гражданином Республики Беларусь. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа с (дата) Корнею В.И. была назначена трудовая пенсия по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по условиям и нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом положений статей 10, 11 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения».
В последующем размер пенсии был пересчитан в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г. В период с ... выплата пенсии осуществлялась в размере <данные изъяты> С (дата) решением Управления ПФР ее выплата была приостановлена. С (дата) пенсия назначена вновь. Ее размер на дату повторного установления составил <данные изъяты> (л.д. 11).
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документом, удостоверяющим право иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Пунктом 4 части 1 статьи 24 Закона № 400-ФЗ установлено, что в случае истечения срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство), выплата страховой пенсии приостанавливается на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия указанного документа.
Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии.
Правилами предусмотрено, что выплата пенсии приостанавливается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определенном частью 1 статьи 24 Федерального закона «О страховых пенсиях». Распоряжение о приостановлении выплаты пенсии принимается в течение одного рабочего дня, следующего за днем, в котором истекает срок ее выплаты, либо истекает срок, указанный в правоустанавливающем документе, либо поступили документы (сведения) об обстоятельствах, влекущих приостановление выплаты пенсии.
В период приостановления выплаты пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации выясняет причины, по которым необходимые для выплаты пенсии документы заблаговременно не поступили, проводит работу по их истребованию от юридических лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, от пенсионера.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при устранении обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение выплаты пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», до приостановления или прекращения выплаты пенсии продлевает выплату этой пенсии.
Судом установлено, что Корнею В.И. был выдан (дата) вид на жительство иностранного гражданина № сроком до (дата) Затем (дата) истцом был получен новый вид на жительство № сроком до (дата) (л.д. 6-7).
Согласно справке (дата) истец в период с <данные изъяты> был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: ..., в период <данные изъяты> – по адресу: ..., с <данные изъяты> – по адресу: город ... с ... – по адресу: .... С (дата) Корней В.И. постоянно зарегистрирован по адресу: ... (л.д. 8).
Материалами дела подтверждается, что Корнею В.И. на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: ... (л.д. 9). Он поставлен на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации с (дата) (л.д. 10).
Из объяснений истца следует, что вид на жительство не был своевременно продлен им по семейным обстоятельствам, однако при этом он продолжал постоянно проживать на территории Российской Федерации.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. № КАС05-149, - которым оставлено без изменения решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 января 2005 г. № ГКПИ2004-1491 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца первого пункта 16 «Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.. .», утвержденного Постановлением Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19ПА от 27.02.2002 г., - отмечается, что требование вида на жительство от иностранного гражданина в подтверждение факта постоянного проживания для назначения пенсии не исключает возможности установления такого факта судом при наличии законных к тому оснований.
Разрешая спор, суд пришел к выводам о том, что истец имеет право на возобновление выплаты пенсии с (дата) в ее прежнем размере, так как, несмотря на истечение срока действия вида на жительство иностранного гражданина №, он в период с <данные изъяты> продолжал постоянно проживать на территории Российской Федерации, что подтверждается данными о его регистрации по месту пребывания за период с <данные изъяты>, отраженными в справке (дата) , а также наличием в собственности жилого дома, расположенного по адресу: ..., сведениями о постановке на учет в налоговом органе.
Кроме того, как указал суд, страховая пенсия была назначена Корнею В.И. с учетом положений статей 10 и 11 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения» - по пропорциональному принципу, т.е. исходя из стажа работы на территории Российской Федерации. Назначенная истцу по указанным основаниям пенсия не подлежала приостановлению либо прекращению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 2 Закона № 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения» каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений данного Договора и своего законодательства (часть 1 статьи 10). При переезде лица, которому назначена пенсия (за исключением социальной пенсии), с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания выплата пенсии продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей (часть 2 статьи 10). При определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (часть 1 статьи 11). В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории (часть 2 статьи 11). При определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации - досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (часть 4 статьи 11).
Назначенная Корнею В.И. страховая пенсия по старости заработана им в Российской Федерации, с территории которой он по истечении срока действия вида на жительство не выезжал, и лишение его этой пенсии лишь на том основании, что им несвоевременно получен новый вид на жительство противоречит вышеуказанным положениям Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. о сотрудничестве в области социального обеспечения.
Суд, вопреки доводам жалобы, правильно определил юридически значимые обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, которые установлены надлежащими доказательствами.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения (часть 4 статьи 330 ГПК РФ), не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила :
Решение Ленинского районного суда города Смоленска от 3 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Смоленском районе Смоленской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :