НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 25.04.2017 № 33-1406/2017

Судья Макарова К.М. Дело № 33 – 1406/2017АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пудова А.В.,

судей Коженовой Т.В. и Козловой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании с участием истца Винокурова Д.А., представителя ответчика – прокуратуры Смоленской области Поповой Е.В. дело по апелляционной жалобе указанного истца на решение Ленинского районного суда города Смоленска от 8 февраля 2017 года.

Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения истца Винокурова Д.А., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ответчика Поповой Е.В., возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия

Установила :

Винокуров Д.А. обратился в Ленинский районный суд города Смоленска с иском к прокуратуре Смоленской области (далее – Прокуратура) о признании права на пенсию за выслугу лет и установлении ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии за выслугу лет.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что проходит службу в прокуратуре <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, имеет классный чин, его стаж с учетом периода службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с (дата) по состоянию на <данные изъяты> превысил 20 лет, что дает ему право на пенсию за выслугу лет. Прокурорам, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, продолжающим работать и не получающим пенсию, устанавливается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии за выслугу лет. Однако на его обращение с заявлением об установлении надбавки был дан ответ, что право на пенсию за выслугу лет и, соответственно, право на получение надбавки возникнет не ранее <данные изъяты> г.; засчитать период прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с <данные изъяты> не представляется возможным ввиду отсутствия межгосударственных соглашений в области пенсионного обеспечения прокурорских работников.

По мнению Винокурова Д.А., отказ в установлении надбавки является незаконным. После его переезда из Республики Казахстан он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации; при увольнении со службы период <данные изъяты> был засчитан в выслугу лет на основании Соглашения стран СНГ от 24 декабря 1993 г. «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств».

Возможность включения в трудовой стаж, учитываемый при назначении пенсии, периодов работы на территории Республики Казахстан предусмотрена также Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.) и пунктом 1 Письма Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 г. № 1-369-18.

Прокуратура иск не признала. Ее представитель Попова Е.В. пояснила, что Соглашения от 13 марта 1992 г. и от 24 декабря 1993 г. регулируют соответственно порядок исчисления трудового стажа для назначения трудовых пенсий и порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел; указанные Соглашения с учетом специфики прохождения службы в органах прокуратуры не могут применяться при исчислении стажа прокурорских работников, дающего право на пенсию за выслугу лет. Без учета периода прохождения истцом службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с <данные изъяты>. его выслуга составляет менее 20 лет, что исключает возможность установления ежемесячной надбавки.

Обжалуемым решением суда в удовлетворении исковых требований Винокурова Д.А. отказано.

В рассматриваемой апелляционной жалобе он просит отменить решение и принять новое – об удовлетворении иска. Обращает внимание на то, что суд сослался в решении на Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2009 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 г.), который разъясняет правовую позицию Верховного Суда РФ по вопросу включения в выслугу лет прокурорских работников периодов их службы в органах прокуратуры государств – участников СНГ, однако не учел, что предметом спора в настоящем деле является период его, истца, службы в органах внутренних дел. Полагает, что суд неправильно применил нормы международного права, которые в силу статьи 15 Конституции РФ имеют приоритет над национальным законодательством. Считает, что его выслуга, которая была определена при увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации на основании Соглашения стран СНГ от 24 декабря 1993 г. «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств», не может быть уменьшена.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.

Согласно пункту 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»).

Прокурорам, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации (далее - работники), имеющим выслугу не менее 20 лет и классный чин прокурорского работника, устанавливается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии за выслугу лет, которая могла быть им назначена.

Из дела видно, что Винокуров Д.А., <данные изъяты>., поступил в <данные изъяты> в <данные изъяты> высшую школу государственного следственного комитета Республики Казахстан, после окончания которой проходил службу в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> РОВД <данные изъяты> области. Период службы <данные изъяты> составил 04 года 3 месяца 12 дней.

После переезда в Российскую Федерацию истец проходил службу в органах внутренних дел. Период службы с <данные изъяты> составил 05 лет 00 месяцев 15 дней.

Согласно выписке из приказа начальника УВД по Смоленской области от <данные изъяты> при увольнении Винокурова Д.А. в выслугу был засчитан период службы в Республике Казахстан. Выслуга по состоянию на <данные изъяты> составила 09 лет 3 месяца 27 дней.

В период с <данные изъяты> истец проходил службу в прокуратуре Смоленской <данные изъяты>, в период с <данные изъяты> – в следственном управлении при прокуратуре <данные изъяты> области.

С <данные изъяты> по настоящее время Винокуров Д.А. проходит службу в прокуратуре Смоленской области, занимает должность <данные изъяты>.

На обращение истца с заявлением об установлении ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии за выслугу лет письмом прокурора Смоленской области от 26.09.2016 № 6-38-2016 было разъяснено, что в его стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет прокурорским работникам и, соответственно, право на установление надбавки тем из них, которые продолжают работать и не получают пенсию, включены только периоды прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации (в том числе в следственном управлении). Ввиду отсутствия межгосударственных соглашений в области пенсионного обеспечения прокурорских работников время службы после 31.12.1991 г. в других государствах в выслугу лет для назначения пенсии по линии прокуратуры Российской Федерации не засчитывается. Таким образом, право на пенсию за выслугу лет наступит у него <данные изъяты>

Выслуга лет для назначения пенсии прокурорским работникам определяется в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» и Положением об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, действие которых распространено на работников органов и учреждений прокуратуры, а также соглашениями (договорами) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией с другими государствами.

Пунктом 1.3 Положения предусмотрено, что периоды службы (работы, учебы) засчитываются в выслугу лет, если эта служба (работа, учеба) проходила в органах и организациях (учреждениях) Российской Федерации, а также Союза ССР и республик в составе СССР, если иное не оговорено соответствующими межгосударственными соглашениями.

Как следует из содержания пункта 2 статьи 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г.

Вопросы взаимного зачета в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах - участниках СНГ регулируются одноименным Соглашением от 25 ноября 1998 г.

В соответствии со статьей 2 названного Соглашения трудовой стаж и выслуга лет в качестве прокуроров и следователей органов прокуратуры, научных и педагогических работников научных и образовательных учреждений прокуратуры, в том числе исчисленные в льготном порядке, приобретенные в связи с трудовой деятельностью на территориях государств - участников СНГ, взаимно признаются Сторонами для выплаты надбавок (доплат) в размере, предусмотренном внутренним законодательством за выслугу лет к заработной плате (денежному содержанию), и не подлежат изменению в одностороннем порядке.

Данное Соглашение имеет специальное значение и предусматривает взаимное признание государствами - участниками Соглашения трудового стажа и выслуги лет в качестве прокуроров и следователей органов прокуратуры, научных и педагогических работников научных и образовательных учреждений прокуратуры исключительно для выплаты соответствующих надбавок (доплат) прокурорским работникам.

При этом в силу статьи 4 Соглашения от 25 ноября 1998 г. Стороны считают первым этапом всестороннего сотрудничества в области социальной защиты трудовой деятельности работников органов и учреждений прокуратуры и предполагают рассмотреть вопрос о разработке взаимосогласованного акта о социальном обеспечении указанных работников.

До настоящего времени взаимосогласованного акта по вопросу пенсионного обеспечения работников прокуратуры не подписано.

Что касается Соглашения от 24 декабря 1993 г. «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств», то указанный международный правовой акт, - как следует из его наименования и содержания, - регулирует вопросы взаимного признания стажа только сотрудников органов внутренних дел.

Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к правильному выводу о том, что действующее законодательство не предусматривает возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам прокуратуры Российской Федерации, периодов службы в органах внутренних дел других государств, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Винокурова Д.А.

С доводами жалобы согласиться нельзя.

Данные доводы по существу сводятся к иному толкованию законодательства.

Между тем, Соглашение от 24 декабря 1993 г., - на которое приводится ссылка в жалобе, - не распространяется на прокурорских работников и, соответственно, период службы истца в органах внутренних дел Республики Казахстан с <данные изъяты> засчитанный в его выслугу при увольнении <данные изъяты> из УВД по <данные изъяты> области, не может быть учтен при исчислении стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет как работнику прокуратуры.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила :

Решение Ленинского районного суда города Смоленска от 8 февраля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Винокурова Д.А. - без удовлетворения.

Председательствующий :

Судьи :