НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 23.12.2020 № 2-196/11

Судья Нахаев И.Н. № 33-3132

№ 2-196/2011

67RS0005-01-2011-000283-43

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 декабря 2020 г. г.Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Алексеевой О.Б.,

судей Никоненко Т.П., Мацкив Л.Ю.,

при секретаре Лебедевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Смоленской области и кассационной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 31 марта 2011 г. по делу по иску Катахова Андрея Владимировича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области, Администрации Смоленской области об изменении категории разрешенного использования земельных участков.

Заслушав доклад судьи Алексеевой О.Б., объяснения представителя ответчика Администрации Смоленской области – Гришутиной Е.А., третьего лица Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания – Бугаевой Е.Г., третьего лица Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу - Корнюш Н.М, возражения представителя истца Катахова А.В. - Маковского А.В., судебная коллегия

установила:

Катахов А.В. обратился в суд с требованием к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Смоленской области об изменении в государственном кадастре недвижимости вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в д.Савино Самуйловского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области, с кадастровыми номерами: , с земли «под лесами» на земли «для сельскохозяйственного производства», ссылаясь на заключение 30.10.2008 с СПК КХ «Восток» соглашения об уступке прав и переводе долга по договорам долгосрочной аренды названных объектов недвижимости с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», который впоследствии, без проведения публичных слушаний, был незаконно изменен на земли «под лесами», о чем ему стало известно при получении 28.04.2010 кадастровых паспортов и что исключает возможность их использования в целях, для которых они арендованы.

Определением Гагаринского районного суда Смоленской области от 01.03.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечены: администрация Самуйловского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области, Департамент Смоленской области по лесному хозяйству и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Смоленской области, Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (т.1, л.д.1, 45, 57).

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Смоленской области Захаров С.В. не признав иск, указал, что полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости возложены на ФГУ «ЗКП» с 15.09.2010, то есть после изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков, в свою очередь Катахов А.В. обращался к ним в январе 2011 года не по форме, утвержденной приказом Минюста РФ от 20.02.2008 № 34.

Представитель Департамента Смоленской области по лесному хозяйству Костючков А.И., возражая против удовлетворения иска, утверждал, что спорные земельные участки находятся под лесами, но межевание лесов не проводилось, имеются только их условные кадастровые номера.

Представитель третьего лица администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области Епишина СМ. и представитель Росреестра по Смоленской области - Колышкина Л.С. указали, что регистрация названных в иске соглашений об аренде Катаховым А.В. земельных участков сельскохозяйственного назначения, как и регистрация права собственности России на участки лесного фонда произведена законно, на основании представленных документов, однако межевание лесных участков не проводилось, конкретные границы не установлены в отличие от спорных объектов недвижимости, в отношении которых составлены межевые дела с точным определением их границ, с учетом земель сельхозназначения.

Администрация Самуйловского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области и ТУ Росимущества в Смоленской области, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте разбирательства по делу, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания по делу не просили.

Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 31.03.2011 Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» обязана внести в государственный кадастр недвижимости изменения в отношении земельных участков, расположенных в д.Савино Самуйловского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области с кадастровыми номерами: , указав вместо вида разрешенного использования «под лесами» разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства».

В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области поставило вопрос об отмене решения суда ввиду неправильно установленных обстоятельств по делу, ошибочного применения норм материального права.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 14.06.2011 решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 31.03.2011 оставлено без изменения, а кассационная жалоба Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области – без удовлетворения.

06.04.2020 в Гагаринский районный суд Смоленской области поступила апелляционная жалоба на решение от 31.03.2011 лица, не привлеченного к участию в деле, - Администрации Смоленской области, содержавшая ходатайство о восстановлении срока на её подачу (т.2, л.д. 2-5).

Определением Гагаринского районного суда Смоленской области от 29.05.2020 Администрации Смоленской области в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы отказано (т.2, л.д.61-62).

Апелляционным определением Смоленского областного суда от 04.08.2020 определение Гагаринского районного суда Смоленской области от 29.05.2020 отменено, Администрации Смоленской области восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы (т.2, л.д.115-116).

Определением Гагаринского районного суда Смоленской области от 31.08.2020 произведена замена сторон на настоящему гражданскому делу, а именно: с ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Смоленской области на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области); с администрации Самуйловского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области на администрацию Кармановского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области; с ТУ Росимущества по Смоленской области на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее – МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях); с Департамента Смоленской области по лесному хозяйству на Департамент Смоленской области по охране, контролю, и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (т.2, л.д.221).

В апелляционной жалобе Администрация Смоленской области просит отменить решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 31.03.2011, ссылаясь на нарушение принятым судебным актом её прав, как высшего исполнительного органа государственной власти Смоленской области, правомочного выступать в защиту государственных и публичных интересов, поскольку никем не оспоренным и в установленном порядке недействительным не признанным распоряжением от 05.12.2007 № 1035 – р/адм «Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков земель, входящих в состав земель сельскохозяйственных организаций» был изменен вид разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «земли под лесами», последующее изменение которых на основании оспоренного судебного акта привело к масштабному сведению лесов под видом расчистки сельскохозяйственных угодий (т.2, л.д.3-5).

Протокольным определением от 27.10.2020 судебная коллегия перешла к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Смоленской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное агентство лесного хозяйства и Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (т.3 л.д. 82-84, т.4, л.д.10-12).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Администрации Смоленской области - Гришутина Е.А., третьего лица Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания – Бугаева Е.Г., третьего лица Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу - Корнюш Н.М. считали решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду неправильного установления обстоятельств по делу, нарушения норм материального и процессуального права, просили в удовлетворении заявленных требований Катахову А.В. отказать.

Представитель Катахова А.В. – Маковский А.В. считал решение суда от 31.03.2011 законным и обоснованным, а заявленные требования - подлежащими удовлетворению в полном объеме, просил также об отложении слушания по делу по просьбе своего доверителя, выразившего желание лично участвовать в судебном заседании посредством видеоконференц-связи.

Истец Катахов А.В. в суд не явился, находится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области, обеспечил явку своего представителя, в собственноручно составленном ходатайстве просил об отложении слушания по делу ввиду осуществления 23.12.2020 следственных действий с его участием, а также введением ограничений на посещение адвоката и отсутствием возможности выработать позицию своей защиты.

Судебная коллегия, разрешая ходатайство Катахова А.В. и его представителя Маковского А.В. об отложении слушания по делу по существу, принимая во внимание мнение представителей Администрации Смоленской области - Гришутиной Е.А., третьего лица Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания – Бугаевой Е.Г., третьего лица Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу - Корнюш Н.М., возражавших против его (ходатайства) удовлетворения, исходит из следующего.

По состоянию на 23.12.2020 настоящее дело находится в производстве Смоленского областного суда три месяца, в течение которых состоялось 5 судебных заседаний (27.10.2020, 10.11.2020, 13.11.2020, 10.12.2020, 23.12.2020), участие в них принимал представитель Катахова А.В. – Маковский А.В., 17.11.2020 ознакомленный в полном объеме с материалами дела и получивший электронные копии документов.

10.12.2020 судебное заседание по ходатайству Маковского А.В. уже откладывалось в связи с задержанием Катахова А.В., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.260 Уголовного кодекса Российской Федерации, правоохранительными органами и заключением его под стражу на основании постановления судьи Ленинского районного суда г.Смоленска от 04.12.2020 по тем же основаниям (в связи с невозможностью согласования позиции по делу) (т.4, л.д. 30-44).

Принимая во внимание задачи гражданского судопроизводства, в числе которых своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел (ст.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также требования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускающей злоупотребление правом, и разъяснения, содержащиеся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25, судебная коллегия, руководствуясь ст.155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что Катахов А.В., лично не заявлявший ходатайство об осуществлении видеоконференц-связи, в полном объеме реализовал свое право на участие в судебном разбирательстве, обеспечив явку своего представителя Маковского А.В., у которого была возможность до задержания истца правоохранительными органами, согласовать позицию по настоящему делу с учетом новых доказательств, с содержанием которых он был ознакомлен, однако никаких письменных пояснений на протяжении всего судебного разбирательства не представил.

В этой связи, судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие истца Катахова А.В., а также представителей ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области», третьих лиц: МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Управления Росреестра по Смоленской области, администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области, администрации Кармановского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области, Федерального агентство лесного хозяйства, извещенных о времени и месте разбирательства по делу, о причинах неявки не сообщивших, об отложении слушания по делу не просивших.

Заслушав объяснения представителей Администрации Смоленской области - Гришутиной Е.А., третьего лица Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания – Бугаевой Е.Г., третьего лица Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу - Корнюш Н.М., возражения представителя Катахова А.В. – Маковского А.В., судебная коллегия, исследовав материалы дела, приходит к следующим убеждениям.

Согласно ч. 1 ст. 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом (ч.3 ст. 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в силу части 4 статьи 13 и части 3 статьи 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, не привлеченные к участию в деле, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в случае, если данным решением разрешен вопрос об их правах и обязанностях, то есть они лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности. При этом такие лица не обязательно должны быть указаны в мотивировочной и (или) резолютивной частях судебного постановления.

В соответствии с п. 4 ч. 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Учитывая, что решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 31.03.2011 были разрешены права и обязанности Администрации Смоленской области, чему дана оценка в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 04.08.2020, то при изложенных обстоятельствах решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 31.03.2011 на основании п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может быть признано законным и подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, данным в пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Часть 4 статьи 198 ГПК РФ предусматривает, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. Согласно части 5 той же статьи резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части.

Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.

Разрешая заявленные Катаховым А.В. требования об изменении в государственном кадастре недвижимости вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в д.Савино Самуйловского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области, с кадастровыми номерами: (в настоящее время имеет статус «архивный»,поскольку снят с кадастрового учета 15.11.2013 в связи с образованием земельных участков с кадастровыми номерами , с земли «под лесами» на земли «для сельскохозяйственного производства», судебная коллегия приходит к следующим убеждениям.

Лесной кодекс РСФСР, действовавший до 17.04.1993, провозгласил в преамбуле исключительную государственную собственность на леса основой лесных отношений.

Распоряжение единым государственным лесным фондом было отнесено к компетенции Союза СССР, РСФСР (на территории республики), автономных советских социалистических республик вне пределов компетенции Союза СССР и РСФСР.

В силу статьи 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 № 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли отнесены к землям лесного фонда Российской Федерации.

Единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов, лесов заповедников и колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование (ст. 4 Закона РСФСР от 08.08.1978 «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» (вместе с «Лесным кодексом РСФСР»)).

Постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 № 144 было утверждено «Положение о колхозных лесах», согласно которому колхозные леса являлись частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признавались леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Площадь колхозных лесов определялась при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов. Ведение хозяйства в колхозных лесах осуществлялось колхозами непосредственно или через межхозяйственные предприятия (организации) по ведению лесного хозяйства.

Согласно ст. 25 Лесного кодекса РСФСР леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, признаются колхозными лесами. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов/совхозов.

В свою очередь землями государственного лесного фонда признавались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.

В силу ст. 118 Лесного кодекса РСФСР лесоустройство включало систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышения продуктивности, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также повышения культуры ведения лесного хозяйства. Лесоустройство включает следующие лесоустроительные действия: определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, учреждения и организации.

Документальным подтверждением отнесения земель к лесному фонду служила лесоустроительная документация, являвшаяся первичными правоустанавливающими документами на земли лесного фонда.

Из имеющихся в материалах дела на бумажном и электронном носителях реестровых дел спорных земельных участков следует, что постановлением главы администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области от 05.05.2008 № 380 СПК КХ «Восток» предоставлены в аренду сроком на 49 лет земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: Смоленская область, Гагаринский район, Самуйловское сельское поселение, АОЗТ «Верхне-Палатское» с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, в числе которых: площадью 281213 кв.м, с кадастровым номером 67:03:0030101:1515; площадью 330223 кв.м, с кадастровым номером ; площадью 140368 кв.м, с кадастровым номером ; площадью 307051 кв.м, с кадастровым номером площадью 65075 кв.м, с кадастровым номером ; площадью 65053 кв.м., с кадастровым номером , площадью 71107 кв.м, с кадастровым номером ; площадью 322437 кв.м, с кадастровым номером площадью 164004 кв.м, с кадастровым номером ; площадью 650575 кв.м, с кадастровым номером .

Пунктом 3 Постановления определено считать утратившим силу право постоянного (бессрочного) пользования СПК КХ «Восток» на вышеупомянутые земельные участки после регистрации аренды на них (т.3, л.д. 94, 109).

При этом из сообщения ТУ Росимущества по Смоленской области от 13.05.2008, администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области от 02.06.2008, Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 12.05.2008 усматривается, что названные земельные участки в собственность Российской Федерации, в государственную собственность Смоленской области, в муниципальную собственность не разграничены (т.3, л.д. 94, 110-112).

29.05.2008 между МО «Гагаринский район» Смоленской области и СПК КХ «Восток» были заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами по адресу: Смоленская обл., Гагаринский район, Самуйловское сельское поселение, АОЗТ «Верхне-Палатское» для сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровой карте (плане), сроком с 05.05.2008 до 05.05.2057..

Соглашениями от 30.10.2008 СПК КХ «Восток» передало Катахову А.В. все свои права и обязанности по заключенным 29.05.2008 с МО «Гагаринский район» Смоленской области договорам аренды находящихся в государственной собственности земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенных в границах АОЗТ «Верхне-Палатское» Самуйловского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области, с кадастровыми номерами

25.12.2008 произведена государственная регистрация названных договоров аренды (т.1, л.д. 20-29).

Решением Совета депутатов Самуйловского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области от 12.12.2008 утверждена 1 часть Генерального плана Самуйловского сельского поселения с проектом границы д.Савино, в связи с чем спорные участки переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов (т.3, л.д.94, 108, 125, 127, 144, 159, 172).

21.09.2011 между МО «Гагаринский район» Смоленской области и Катаховым А.В. заключены дополнительные соглашения к договорам аренды спорных земельных участков от 29.05.2008 и к соглашениям об уступке прав и переводе долга по договору долгосрочной аренды от 30.10.2008, согласно которым, новым арендатором земельных участков указан Катахов А.В., а указание в тексте на категорию земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства заменено на категорию населенных пунктов для сельскохозяйственного производства (т.3, л.д.94, 130, 149, 179, 187, 192).

Обращаясь в суд с настоящим иском, Катахов А.В. ссылается на необоснованность перевода спорных земельных участков на основании письма управления Роснедвижимости № 01-14/01/2474 от 11.09.2009 и распоряжения Главы администрации Смоленской области № 1035-р/адм от 05.12.2007 из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли под лесами, что отражено в полученных им 28.04.2010 кадастровых паспортах на эти земельные участки.

Действительно, распоряжением Главы Администрации Смоленской области № 1035-р/адм от 05.12.2007 «Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций» Администрацией Смоленской области отнесено к землям лесного фонда лесоустроенные участки земель общей площадью 1090794 га, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций (т.1, л.д.33).

Из приложения к постановлению, содержащему перечень лесоустроенных участков, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, относимых к землям лесного фонда, усматривается, что за Гагаринским сельским лесхозом числится участок лесного фонда общей площадью 64402 га, дата свидетельства о государственной регистрации права на участок лесного фонда – 17.07.2007 (т.3, л.д.69-72).

Из письма руководителя управления Роснедвижимости по Смоленской области от 11.09.2009 следует, что на основании указанного выше распоряжения уполномоченным органом были внесены изменения в ЕГРП и выданы свидетельства о государственной регистрации права на лесные (земельные) участки на указанные в распоряжении площади земель в разрезе муниципальных районов и лесничеств.

При этом подчеркнуто, что кадастровый учет таких земельных участков не проводился потому, что постановке на кадастровый учет подлежат конкретные сформированные в соответствии со статьями 11.2-11.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки с определенными характеристиками (адрес, местоположение и т.д.). В настоящее время земельные участки, занятые сельскими лесами, стоят на кадастровом учете в составе земельных участков – «единых землепользований», на которые сельскохозяйственным организациям предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования («большие» земельные участки, в которые входят сельские леса, дороги, болота, кустарники, под водой, прочие земли и т.д.), и отражены границы таких земельных участков в соответствии с правоустанавливающими документами и материалами перераспределения земель сельскохозяйственного назначения (т.1, л.д.32).

Из свидетельств о государственной регистрации права от 12.03.2004 и от 14.05.2008 (выдано повторно взамен свидетельства от 17.07.2007), а также повторного свидетельства от 13.04.2012, выданных на основании Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 и ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997, следует, что в собственности Российской Федерации находится участок лесного фонда (леса) общей площадью 64402000 кв.м (64402 га), с условным номером , а впоследствии – , расположенный по адресу: ... ограничения и обременения права не зарегистрированы (т.1, л.д.67, 74).

Из кадастровых паспортов спорных земельных участков следует, что образованы они из земельного участка с кадастровым номером , находившегося в государственной собственности с 1963 года, в свою очередь кадастровые номера внесены в государственный кадастр недвижимости 26.02.2008 и 27.02.2008 (т.1, л.д.10-19, 89, 93, 97, 101, 105, 109, 113, 117).

Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером , что на основании свидетельства № 1 от 31.12.1992 на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, СПК «Верхне-Палатское» на основании постановления от 14.12.1992 № 471 главы администрации Гагаринского района для производства сельхозпродукции, переработке, хранения и реализации предоставлено 2559 га в собственность бесплатно, из которых сельхозугодий 2559 га, из них: 1372 га – пашня, 647 га – сенокосы, 540 га – пастбища, а также в постоянное (бессрочное) пользование 6215 га – прочих угодий (т.3, л.д.260-269).

В свою очередь, пунктом 4 постановления главы администрации Гагаринского района от 14.12.1992 № 471 о закреплении земельных угодий за предприятием «Верхне-Палатское» определено, что земли под лесами, кустарниками, болотами, дорогами и другими сельскохозяйственными угодьями в границах коллективно-долевой и арендуемых земель общей площадью 6215 га передать предприятию «Верхне-Палатское» в бессрочное пользование и установить, что они являются землями общего пользования. Лесохозяйственная деятельность в лесах разрешается только в соответствии с лесным законодательством.

Таким образом, переданные АОЗТ «Верхне-Палатское» на основании свидетельства от № 1 от 31.12.1992 в постоянное (бессрочное) пользование, а не в собственность, земли площадью 6215 га, поименованные как прочие угодья, состояли из земель под лесами, кустарниками, болотами, дорогами и другими сельскохозяйственными угодьями, что полностью согласуется с письмом руководителя управления Роснедвижимости по Смоленской области от 11.09.2009, а также с установленной категорией земельного участка с кадастровым номером – сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.1997 № 1601 «Об утверждении Положения об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций» использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и передаваемых им в безвозмездное пользование, регулируются Лесным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.

Участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передаются им в безвозмездное пользование в соответствии со статьей 36 Лесного кодекса Российской Федерации. Передача участков лесного фонда в безвозмездное пользование не затрагивает прав сельскохозяйственных организаций на землю. Безвозмездное пользование участками лесного фонда осуществляется сельскохозяйственными организациями в целях обеспечения их собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах. Объемы лесопользования для удовлетворения потребностей сельскохозяйственных организаций в древесине и других лесных ресурсах устанавливаются в соответствии с нормативами, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Безвозмездное пользование лесными ресурсами на указанных участках лесного фонда сверх установленных потребностей сельскохозяйственных организаций не допускается. Предоставление указанных участков лесного фонда в пользование для заготовки древесины и других лесных ресурсов сверх установленных потребностей сельскохозяйственных организаций осуществляется в соответствии с частью второй статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ по договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется предоставить лесопользователю в случае, предусмотренном статьей 130 настоящего Кодекса, участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Согласно ст. 130 Лесного кодекса Российской Федерации участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, могут предоставляться сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса. Сельскохозяйственные организации вправе осуществлять на предоставленных им в пользование участках лесного фонда все виды лесопользования. Нормативы объемов лесопользования сельскохозяйственным организациям в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании п. 7 постановления Администрации Смоленской области от 05.05.1999 № 291 «О развитии лесохозяйственного комплекса Смоленской области», органом исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства Россий Федерации от 19.12.1997 № 1601 «Об утверждении Положения об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций» предписывалось до 01.07.1999 передать в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям участки лесного фонда, ранее находившиеся в их владении.

Во исполнение названного постановления 01.10.1999 между Гагаринским лесхозом Федеральной службы лесного хозяйства и АОЗТ «Верхне-Палатское» заключен договор о передаче в безвозмездное пользование участков лесного фонда, их использовании, охране, защите, и воспроизводстве, площадью 6096 га, ранее находившихся во владении АОЗТ «Верхне-Палатское», сроком на 49 лет. Настоящий договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству 15.10.1999, регистрационный № 6 (т.3, л.д.262-263).

Условиями названного договора установлено, что лесхоз управления лесами осуществляет выписку разрешительных документов (лесорубочных билетов) по материалам, подготовленным межхозяйственным лесхозом бесплатно, а ООО межхозяйственный лесхоз «Гагаринский» ведет лесное хозяйство в соответствии с Правилами лесопользования, проекта лесоустройства.

Из проекта организации и ведения лесного хозяйства ФГУ «Гагаринский сельский лесхоз» ФГУ «Смоленсксельлес» Министерства сельского хозяйства Российской Федерации усматривается, что ГУ «Гагаринский сельский лесхоз» был организован в марте 1972 года на базе межколхозного лесничества. До организации лесхоза ведение лесного хозяйства проводили сами колхозы и совхозы.

В 1986 году 2-ой Минской лесоустроительной экспедицией Белорусского лесоустроительного предприятия проводилось лесоустройство на площади 54690 га.

В 2001 году лесоустройство проводилось 2-й Брянской лесоустроительной экспедицией Западного федерального государственного унитарного лесоустроительного предприятия (ЗФГУЛП) «Брянсклеспроект». Лесоустроительные работы проводились по 1 разряду точности в соответствии с требованиями «Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России» (1995г). Геодезической основой при составлении планшетов и планов лесонасаждений служили планы внутрихозяйственного землеустройства.

За ревизионный период (1986 – 2001 г.г.) площадь земель лесного фонда ГУ «Гагаринский сельский лесхоз» увеличилась на 9712 га, в основном, за счет уточненных данных землеустройства 1989 года и облесившихся нелесных земель.

Структура лесхоза состояла из Кармановского лесничества, Акатовского лесничества, Гагаринского лесничества и Мишинского лесничества, общей площадью 64402 га (государственные леса и сельские леса), что полностью согласуется с данными, содержащимися в свидетельстве о праве собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 67:03:000000000:311.

В свою очередь площадь входящего в Кармановское лесничество лесного фонда АОЗТ «Верхне-Палатское» по состоянию на 01.11.2001 составляла 6096 га из общей площади 9433 га (т.4, л.д.83-90).

Таким образом, на основании землеустроительных и лесоустроительных работ в границы хозяйства АОЗТ «Верхне-Палатское» (ранее совхоз - «Верхне-Палатское») входило 6096 га земель лесного фонда, на которых в соответствии с законодательством велись лесохозяйственные работы.

В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Границы земель лесного фонда, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

В соответствии со ст. 4.2. Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 201-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно ст. 47 Федерального закона от 24.04.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Федеральный закон № 122-ФЗ), признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ) обусловило необходимость изменения Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы в части корректировки задач, направлений развития лесного хозяйства и комплекса мероприятий по ее реализации на 2007 - 2010 годы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 69-р была одобрена новая концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, в которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации полагалось подготовить и принять нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации, необходимых для реализации Лесного кодекса Российской Федерации (т.3, л.д.58-68).

Именно в целях приведения учета земель лесного фонда в соответствии с федеральным законодательством (ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.101 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.4 ст.15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую») распоряжением от 05.12.2007 № 1035-р/адм «Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций» Администрацией Смоленской области отнесены к землям лесного фонда лесоустроенные участки земель общей площадью 1090794 га, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, в том числе Гагаринский сельский лесхоз, площадью 64402 га, в состав, которого входили земли лесного фонда, переданные в пользование АОЗТ «Верхне-Палатское».

Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» приказом МПР Российской Федерации от 04.10.2007 № 258 был утвержден порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.

В материалах дела имеется заявление председателя СПК КХ «Восток» (правопреемника АОЗТ «Верхне-Палатское») о приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации приведенного выше договора от 01.10.1999 о безвозмездном пользовании участками лесного фонда и передаче в аренду кооперативу участков лесного фонда общей площадью 6096 га сроком на 49 лет для заготовки древесины, ведения сельского хозяйства, осуществления рекреационной деятельности, переработки древесины и лесных ресурсов, с приложением к заявлению свидетельства № 1 о праве собственности на землю и постановления № 471 от 14.12.1992 «О закреплении земельных угодий за предприятием «Верхне-Палатское» (земельный участок с кадастровым номером ) (т.4, л.д.190).

Из ответа Департамента Смоленской области по лесному хозяйству председателю СПК КХ «Восток» от 03.03.2008 следует, что переоформить договор безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка не представляется возможным до осуществления процедуры инвентаризации сельских лесов и разработки лесохозяйственных регламентов (т.4, л.д.194-195).

Таким образом, вместо надлежащего оформления договора аренды земельного участка лесного фонда площадью 6096 га, являвшегося составной частью участка с кадастровым номером 67:03:0000000:0272, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения АОЗТ «Верхне-Палатское» и отнесенного к лесам, расположенным на землях иных категорий (ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации), а впоследствии (05.12.2007) распоряжением Администрации Смоленской области № 1035 р/адм, - к землям лесного фонда, из его части были образованы новые участки, в том числе, с кадастровыми номерами , которые 26.02.2008 и 27.02.2008 внесены в государственный кадастр недвижимости.

То обстоятельство, что образованные из земельного участка с кадастровым номером земельные участки с кадастровыми номерами входили первоначально в состав лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а после принятии Распоряжения Администрации Смоленской области № 1035 р/адм, были отнесены к лесным участкам подтверждено материалами перераспределения земель совхоза «Верхне-Палатский» Гагаринского района Смоленской области (1992), которые обозревались в судебном заседании в присутствии специалиста-эксперта отдела геодезии и картографии, землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Смоленской области Ничкасовой Г.А., а также наряду с материалами лесоустройства, землеустроительным делом по межеванию земельных участков, находящихся в бессрочном (постоянном) пользовании АОЗТ «Верхне-Палатское» в районе д.Аржаники, в районе д.Савино Гагаринского района Смоленской области (т.4, л.д.29, на электронном носителе) и сведениями из ЕГРН были предметом исследования и анализа специалиста ФГБУ «Рослесинфорг» - «Заплеспроект» Лаврентьева Е.Ю. (т.4, л.д.134-170).

При этом по координатам спорных земельных участков установлено, что они, будучи по материалам лесоустройства лесными участками, отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждено соответствующими схемами и обзорным планом № 1 к схеме графического совмещения границ участков лесного фонда Кармановского лесничества с материалами перераспределения совхоза «Верхне-Палатское», где отражены лесные угодья с соответствующим обозначением и материалами лесоустройства 2001 г.

Названные схемы подготовлены ФИО22 - кадастровым инженером, инженером 1 категории отдела земельных отношений филиала ФГБУ «Рослесинфорг» - «Заплеспроект», имеющим высшее образование по специальности «Лесное хозяйство», а также действующий аттестат кадастрового инженера (т.3, л.д.235).

Из заключений ФГБУ «Рослесинфорг» - «Заплеспроект», выполненных на основании имеющихся в кадастровых делах спорных земельных участков координат поворотных точек границ и установленных Учреждением границ земель лесного фонда Кармановского лесничества (АОЗТ Верхне-Палатское) также следует практически полное пересечение (наложение) границ первых на второй (т.3, л.д. 32-54, 74-76).

Судебная коллегия принимает во внимание, что в силу ст. 4.2. Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 201-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно ст. 47 Федерального закона от 24.04.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ), кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Федеральный закон № 122-ФЗ), признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.

Учитывая изложенное, документами, подтверждающими отнесение земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

В соответствии со ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.10.2008 № 302 «Об определении количества лесничеств на территории Смоленской области и установлении их границ» (в редакции приказов Рослесхоза от 01.07.2009 № 278, от 27.10.2009 № 438, от 03.12.2009 № 500, от 11.08.2015 № 289), на основании результатов работ, выполненных ФГБУ «Рослесинфорг» - «Заплеспроект» по государственному заданию, приказом Рослесхоза от 31.03.2016 № 116 были установлены границы Гагаринского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Смоленской области (т.3, л.д.237-242).

Из Устава ФГБУ «Рослесинфорг» - «Заплеспроект» следует, что учреждение является западным филиалом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза), осуществляющего от имени Российской Федерации полномочия собственника федерального имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, основными видами деятельности (работ, услуг), осуществляемыми за счет средств субсидий федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, в рамках государственного задания являются, в том числе, обеспечение установления границ лесничеств (лесопарков), а также осуществление государственной инвентаризации лесов, в том числе дистанционного мониторинга использования лесов, проведение и участие в проведении экспертиз и подготовка аналитических записок по вопросам лесного хозяйства, использования лесов и землеустройства (п.п. 3.2., 3.2.3., 3.2.4., 3.3.50 Устава) (т.3, л.д. 214-234).

При изложенной ситуации ссылку представителя Катахова А.В. – Маковского А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции об отсутствии у ФГБУ «Рослесинфорг» - «Заплеспроект» и специалиста Лаврентьева Е.Ю. соответствующих полномочий для выполнения приведенных выше схем и аналитических заключений в целях установления факта наложения спорных участков на земли лесного фонда, границы которого определены на основании государственного задания именно этим специализированным учреждением, судебная коллегия находит неубедительной.

Проанализировав представленные участниками судебного разбирательства доказательства в их совокупности по правилам ст.ст.59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также основываясь на положении приведенных выше норм, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности факта отнесения к землях лесного фонда спорных земельных участков с кадастровыми номерами на момент принятия Главой Администрации Смоленской области распоряжения № 1035-р/адм от 05.12.2007 «Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций» и обоснованности внесения изменений ФГУ «Земельная кадастровая палата» в их вид разрешенного использования с «земли для сельскохозяйственного назначения (соответствует назначению земельного участка с кадастровым номером 67:03:0000000:0272, из которого они были образованы) на «земли под лесами» на основании указанного выше распоряжении и письма Управления Роснедвижимости №01-14/01/2474 от 11.09.2009.

При изложенных обстоятельствах оснований для соблюдения предусмотренной ст.30, ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 191-ФЗ процедуры перевода спорных земель из одного вида разрешенного использования в другой, на что ссылались в решении суды первой и кассационной инстанции, не имелось, поскольку доказательств того, что они, будучи участками лесного фонда, выбыли из федеральной собственности на основании решения Правительства Российской Федерации (п.1 ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации и Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48) стороной истца не представлено.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований Катахова А.В. о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами с указанием вместо вида разрешенного использования «под лесами» разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства» не имелось.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, не установления существенных обстоятельств по делу, оно подлежит отмене.

В соответствии с разъяснениями пункта 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в случае, когда суд апелляционной инстанции рассматривал дело с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и после вынесения апелляционного определения поступили апелляционные жалоба, представление от других лиц, которым был восстановлен пропущенный срок апелляционного обжалования, суд апелляционной инстанции принимает такие жалобу, представление к своему производству и рассматривает их в порядке, предусмотренном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Если при рассмотрении вновь поступивших апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции придет к выводу о незаконности и необоснованности судебного постановления суда первой инстанции, то оно отменяется вместе с ранее вынесенным апелляционным определением и принимается новое апелляционное определение.

В этой связи, с учетом положений ч.4 ст.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 4 июня 2011 г. также подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 31 марта 2011 г. и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 4 июня 2011 г. отменить, принять новое решение, которым исковые требования Катахова Андрея Владимировича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области, Администрации Смоленской области об изменении категории разрешенного использования земельных участков оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: