НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 23.10.2012 № 33-3707

  Дело № 33-3707

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 октября 2012 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Пудова А.В.,

судей: Коженовой Т.В., Дмитриевой Г.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной налоговой службы России по Смоленской области, ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 1 августа 2012 года, которым частично удовлетворен иск Соколовой С.А.

Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителя истицы Соколовой С.А. - Ефимовича А.В., представителя УФНС по Смоленской области – Шишовой Н.В., представителя ГУ СРО ФСС РФ – Никитиной К.Ю., судебная коллегия

установила:

Соколова С.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы России по Смоленской области (далее УФНС России по Смоленской области), ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ СРО ФСС РФ) о взыскании недополученной суммы пособия, ссылаясь на то, что с 11.08.2005 г. замещает должность государственной гражданской службы РФ государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства в УФНС России по Смоленской области. С 29.12.2007 г. по 16.05.2008 г. и с 17.05.2008 г. по 01.06.2008 г. она находилась в на больничном по беременности и родам, с 18.07.2008 г. по 01.03.2011 г. – в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. При исчислении пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет работодатель не включил в расчет суммы материального стимулирования. Уточнив требования, просила взыскать с ответчиков солидарно недополученную сумму пособия по беременности и родам за период с 29.12.2007 г. по 01.06.2008 г. в размере ... руб. ... коп., пособие по уходу за ребенком до полутора лет за период с 18.07.2008 г. по 01.03.2011 г. в размере ... руб. ... коп., компенсацию морального вреда по ... руб. с каждого, расходы на оплату услуг представителя ... руб.

В судебном заседании представитель истицы Ефимович А.В. исковые требования поддержал.

Представители УФНС России по Смоленской области – Шматова А.И., Шишова Н.В., ГУ СРО ФСС РФ – Максимова Е.Г. исковые требования не признали.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 01.08.2012 г. исковые требования Соколовой С.А. удовлетворены частично. С УФНС России по Смоленской области в пользу истицы взыскано: недополученная сумма пособия по беременности и родам за период с 29.12.2007 г. по 01.06.2008 г. в сумме ... руб. ... коп.; пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за период с 18.07.2008 г. по 01.03.2011 г. в сумме ... руб. ... коп.; расходы на оплату услуг представителя ... руб.; компенсация морального вреда ... руб. С УФНС России по Смоленской области в доход местного бюджета взыскана госпошлина ... руб. ... коп. В удовлетворении остальной части иска, а также в удовлетворении иска к ГУ СРО ФСС РФ Соколовой С.А. отказано.

В апелляционной жалобе УФНС России по Смоленской области просит отменить решение, указав, что средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. Средства материального стимулирования выплачиваются сверх фонда оплаты труда. Единовременные поощрения к праздникам и материальная помощь относятся к выплатам социального характера. Источником выплат спорных сумм являются средства Фонда социального страхования РФ.

В апелляционной жалобе ГУ СРО ФСС РФ просит отменить решение как незаконное и необоснованное, указав, что средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания истицы. Действиями ГУ СРО ФСС РФ права истицы не нарушены.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, доводы жалоб и возражений на них, не находит оснований для отмены судебного решения.

Из материалов дела видно, что приказом от 24.10.2002 г.   Соколова С.А. принята на службу в УФНС России по Смоленской области на должность государственного налогового инспектора отдела принудительного взыскания недоимки, с 11.08.2005 г. переведена на должность главного государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства.

Судом установлено, что истице в связи с нахождением на больничном по беременности и родам было назначено и выплачено пособие за период с 29.12.2007 г. по 16.05.2008 г. в сумме ... руб. ... коп., за период с 17.05.2008 г. по 01.06.2008 г. – ... руб. ... коп. За период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 18.07.2008 г. по 01.03.2011 г. истице было выплачено пособие в размере ... руб. ... коп.

При этом исчисление причитающихся к выплате пособий по беременности и родам, а также по уходу за ребенком произведено УФНС России по Смоленской области без учета полученных истицей сумм материального стимулирования, а именно средств материального стимулирования в сумме ... руб., единовременной выплаты к ежегодному отпуску в сумме ... руб., единовременных поощрений к праздникам в сумме ... руб., сумм материальной помощи в общей сумме ... руб. ... коп.

Данные обстоятельства ответчиками не оспаривались.

В соответствии с ч. 2 ст. 139 ТК РФ, для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Действие трудового законодательства в соответствии со ст. 11 ТК РФ распространяется на государственных гражданских служащих с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службе.

В силу ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон) оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч. 10).

Статьей 183 ТК РФ установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ.

Согласно п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007г. №375 (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), в заработок, из которого исчисляется пособие, включаются, в частности, денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы, а также премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам за год.

Премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), единовременные премии за особо важное задание, вознаграждения по итогам работы за квартал, за год включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде (п. 14).

В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 г. № 611 «Оматериальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» с 01.01.2007 г. и в 2008-2011 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС осуществляется в виде премий в зависимости от качества работы, материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников их территориальных органов.

Таким образом, законодатель сам предусмотрел указанные выплаты (СМС, премии, материальная помощь, единовременная выплата к ежегодному оплачиваемому отпуску) в системе оплаты труда государственных служащих.

Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований истицы, поскольку выплаченные ей материальная помощь и единовременная выплата к ежегодному отпуску входят в состав денежного содержания гражданского служащего, выплаты материального стимулирования (премии, СМС) носят системный характер, являются стимулирующими выплатами и, следовательно, в силу ст.ст. 129, 135 ТК РФ входят в систему оплаты труда и являются составляющей частью оплаты труда (заработной платы), в том числе и государственного служащего, учитывая, что спорные суммы облагались социальным налогом, они подлежали учету при расчете выплаченных истцу сумм пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет.

Кроме того, условия, размер и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет определяются не ст. 50 Закона и Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 г. № 611, а специальным законодательством – Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и принятыми во исполнение данного Закона нормативными правовыми актами.

Довод жалоб о том, что средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, основан на неправильном толковании норм права.

В соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 г. № 90н, материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы.

Однако в 2007, 2008 и 2009 годах при решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования, выплачиваемых в виде премий) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо было соблюдение двух условий, установленных ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ: выплата должна была быть предусмотрена системой оплаты труда; выплата должна была учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.

Суд обоснованно указал, что поскольку суммы материального стимулирования выплачивались истице с учетом этих условий, то они подлежали учету в среднем заработке для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком.

Довод жалобы УФНС России по Смоленской области о том, что единовременные поощрения к праздникам и материальная помощь относятся к выплатам социального характера, несостоятелен, т.к. указанные выплаты относятся к денежному содержанию государственных служащих, выплачиваются в одинаковом размере всем служащим. При этом ответчиками не доказано, что данные выплаты не имеют непосредственного отношения к выполнению истицей своих обязанностей.

Ссылка в жалобе УФНС России по Смоленской области о том, что источником выплат спорных сумм являются средства Фонда социального страхования РФ, не обоснованна, т.к. обязанность по выплате указанных сумм лежит на работодателе.

Довод жалобы ГУ СРО ФСС РФ о том, что действиями ГУ СРО ФСС РФ права истицы не нарушены, правового значения не имеет, поскольку в удовлетворении иска Соколовой С.А. к ГУ СРО ФСС РФ отказано.

Доводы жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и применил нормы материального и процессуального права, подлежащие применению, оценил представленные сторонами доказательства, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Решение суда является законным и обоснованным, по доводам жалоб оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 1 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы России по Смоленской области, ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: