НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 22.01.2013 № 33-380/2013

Судья Моисеева М.В. Дело № 33-380/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 января 2013 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Пудова А.В.,

судей Дмитриевой Г.И., Коженовой Т.В.,

при секретаре Лялиной О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 2 ноября 2012 года.

Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения представителя Управления ФНС России по Смоленской области Шишовой Н.В., ГУ Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Никитиной К.Ю., судебная коллегия

установила:

Решетовская Н.В., уточнив требования, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Управлению ФНС России по Смоленской области о взыскании недополученной суммы пособий по беременности и родам в размере ... руб., по уходу за ребенком – ...., компенсации морального вреда – ... рублей с каждого ответчика, расходов на оплату услуг представителя в размере ... руб.

В обоснование своих требований истец указала, что при расчете среднего заработка для выплаты пособий не были учтены полученные в 2007-2008 годах суммы материального стимулирования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти».

В судебном заседании представитель истца Ефимович А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме; при этом уточнил сумму необходимого к выплате истцу пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет: вместо ранее заявленных .... – ..., как об этом указано в расчете ответчика.

Представители ответчиков ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и Управления ФНС России по Смоленской области Максимова Е.Г., Шишова Н.В. с требованиями истца не согласились, ссылаясь на то, что в указанный период стимулирующие выплаты не входили в состав денежного содержания государственного гражданского служащего. Представитель Управления ФНС России по Смоленской области Шишова Н.В. уточненный расчет сумм, подлежащих выплате по мнению представителя истца, не оспаривала.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 2 ноября 2012 г. исковые требования Решетовской Н.В. удовлетворены частично. С Управления ФНС России по Смоленской области в пользу истца взысканы: недополученная сумма пособия по беременности и родам за период с ... г. по ... г. в сумме .... и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за период с ... г. по ... г. в сумме ....; компенсация морального вреда в размере ... руб. В удовлетворении остальной части исковых требований к Управлению ФНС России по Смоленской области отказано.

В апелляционной жалобе УФНС России по Смоленской области просит отменить решение, указав, что средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. Средства материального стимулирования выплачиваются сверх фонда оплаты труда. Единовременные поощрения к праздникам и материальная помощь относятся к выплатам социального характера. Источником выплат спорных сумм являются средства Фонда социального страхования РФ.

Судебная коллегия, проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований для его отмены не находит.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Решетовская Н.В. состоит в трудовых отношениях с Управлением ФНС России по Смоленской области с (дата) .

С (дата)  по (дата)  она находилась на больничном по беременности и родам, в связи с чем, ей начислено и выплачено пособие в сумме ....

С (дата)  по (дата) . истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; за указанный период ей выплачена общая сумма пособия ....

При этом исчисление причитающихся к выплате пособий по беременности и родам, а также по уходу за ребенком произведено Управлением ФНС России по Смоленской области без учета полученных истицей сумм материального стимулирования.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Действие трудового законодательства в соответствии со ст. 11 ТК РФ распространяется на государственных гражданских служащих с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службе.

В силу ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон) оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч. 10).

Статьей 183 ТК РФ установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ.

Согласно п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. № 375 (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), в заработок, из которого исчисляется пособие, включаются, в частности, денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы, а также премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам за год.

Премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), единовременные премии за особо важное задание, вознаграждения по итогам работы за квартал, за год включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде (п. 14).

В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» с 01.01.2007 г. и в 2008-2011 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС осуществляется в виде премий в зависимости от качества работы, материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников их территориальных органов.

Таким образом, законодатель сам предусмотрел указанные выплаты (СМС, премии, материальная помощь, единовременная выплата к ежегодному оплачиваемому отпуску) в системе оплаты труда государственных служащих.

Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований истца, поскольку выплаченные ей материальная помощь и единовременная выплата к ежегодному отпуску входят в состав денежного содержания гражданского служащего, выплаты материального стимулирования (премии, СМС) носят системный характер, являются стимулирующими выплатами и, следовательно, в силу ст.ст. 129, 135 ТК РФ входят в систему оплаты труда и являются составляющей частью оплаты труда (заработной платы), в том числе и государственного служащего, учитывая, что спорные суммы облагались социальным налогом, они подлежали учету при расчете выплаченных истцу сумм пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет.

Кроме того, условия, размер и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет определяются не ст. 50 Закона и Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 г. № 611, а специальным законодательством – Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и принятыми во исполнение данного Закона нормативными правовыми актами.

Довод жалобы о том, что средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, основан на неправильном толковании норм права.

В соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 г. № 90н, материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы.

Однако в 2007, 2008 и 2009 годах при решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования, выплачиваемых в виде премий) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо было соблюдение двух условий, установленных ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ: выплата должна была быть предусмотрена системой оплаты труда; выплата должна была учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.

Суд обоснованно указал, что поскольку суммы материального стимулирования выплачивались истице с учетом этих условий, то они подлежали учету в среднем заработке для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком.

Довод жалобы УФНС России по Смоленской области о том, что единовременные поощрения к праздникам и материальная помощь относятся к выплатам социального характера, несостоятелен, т.к. указанные выплаты относятся к денежному содержанию государственных служащих, выплачиваются в одинаковом размере всем служащим. При этом ответчиками не доказано, что данные выплаты не имеют непосредственного отношения к выполнению истцом своих обязанностей.

Ссылка в жалобе УФНС России по Смоленской области о том, что источником выплат спорных сумм являются средства Фонда социального страхования РФ, не обоснованна, т.к. обязанность по выплате указанных сумм лежит на работодателе.

Вместе с тем, поскольку истцом заявлены требования к двум ответчикам: УФНС России по смоленской области; ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, суду в силу ст. 198 ГПК РФ в резолютивной части решения следовало указать об отказе в удовлетворении требований истца к ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования. Поэтому судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения данным указанием.

Поскольку требования истца о компенсации морального вреда являются производными от требований о взыскании недополученных сумм пособий, то суд обоснованно удовлетворил иск в данной части.

Другие доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и применил нормы материального права, подлежащие применению, оценил представленные сторонами доказательства, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

резолютивную часть решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 2 ноября 2012 года (третий абзац) дополнить указанием: в удовлетворении требований к ГУ – Смоленскому региональному отделению Фонда социального страхования – отказать, в остальном данное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: