Судья Киселев К.И. 33 –1369
Дело № 2-405/2020
УИД67RS0002-01-2019-005884-17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2020 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.
судей: Филенковой С.В., Коженовой Т.В.
при секретаре, помощнике судьи Ткаченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Коломенцева Юрия Викторовича к Смоленской таможне о взыскании стимулирующей выплаты, компенсации за задержку выплаты, взыскании компенсации морального вреда, с апелляционной жалобой Коломенцева Ю.В. на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 6 февраля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Филенковой С.В., пояснения истица Коломецева Ю.В, представителя ответчика Смоленской таможни Масловой Н.В.,
установила:
Коломенцев Ю.В. обратился в суд с требованием к Смоленской таможне о взыскании задолженности по выплате денежных средств в сумме 34 800 руб. с начислением компенсации за задержку перечисления указанной суммы в размере 6 441 руб. 48 коп., а также денежной компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей. Указал, что 28 сентября 2018 года сотрудникам Смоленской таможни выплачены денежные средства в вышеуказанном размере, с учетом удержания установленных законодательством налоговых отчислений. Безосновательное и немотивированное непринятие ответчиком мер по выплате соответствующей денежной суммы Коломенцеву Ю.В. является незаконным. По мнению истца, в отсутствие данных о его депремировании и привлечении к дисциплинарной ответственности в течение 2018г., невыплата отмеченной суммы противоречит закону.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 6 февраля 2020 г. в удовлетворении исковых требований Коломенцева Ю.В. к Смоленской таможне о взыскании стимулирующей выплаты, компенсации за задержку выплаты, взыскании компенсации морального вреда отказано.
В апелляционной жалобе Коломенцев Ю.В. просит отменить решение суда и вынести новое об удовлетворении заявленных требований.
Ответчиком - Смоленской таможней представлены возражения.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
В соответствии со ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К числу дополнительных выплат отнесены премии за выполнение заданий особой важности и сложности, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.
Приказом ФТС России от 30 октября 2006 г. № 1058 утвержден "Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации" согласно которому премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган (структурное подразделение таможенного органа) согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется ежеквартально за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели, в виде премий, выплачиваемых гражданским служащим должностным лицам таможенных органов при условии достижения соответствующими таможенными органами показателей эффективности их деятельности, утвержденных Приказами ФТС России (Приказ ФТС России от 05 июля 2013 г. № 1260 "Об утверждении порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной таможенной службы").
Критерии оценки эффективности работы гражданских служащих и соответствующие им коэффициенты (приложение к Порядку) определяют степень участия гражданского служащего в решении поставленных перед соответствующим подразделением таможенного органа задач, качество и сложность выполняемых Должностным лицом функциональных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией (должностным регламентом) и их результативность.
Начальник таможенного органа принимает решение о распределении средств материального стимулирования таможенного органа между его структурными подразделениями.
Из материалов дела следует, что с 28 января 2004г. Коломенцев Ю.В. осуществляет государственную гражданскую службу в Смоленской таможне.
15 сентября 2011г. между сторонами оформлен служебный контракт, по условиям которого указанный гражданский служащий принят на должность главного государственного таможенного инспектора Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста на неопределенный срок.
В приказе «О назначении» от 15 сентября 2011г. №380-к отмечается, что Ю.В. Коломенцеву установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере от 1 429 руб. до 1 729 руб. в месяц со дня возникновения права на него, согласно приказу таможни; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере до 30 процентов этого оклада со дня возникновения права на него, согласно приказу таможни; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере от 90 до 120 процентов этого оклада, конкретный размер которой устанавливается приказом таможни на определенный период (но не более чем на год); премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным начальником таможни; ежемесячного денежного поощрения в размере до одного должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач до 2 (двух) должностных окладов; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Аналогичные положения отражены в Разделе IV служебного контракта от 15 сентября 2001г., оформленного с Коломенцевым Ю.В. (л.д.7-10).
При этом вышеуказанным приказом от 15 сентября 2011г. №380-к Отделу бухгалтерского учета поручено выплачивать Коломенцеву Ю.В.: должностной оклад в размере 4 510 руб. в месяц; месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы в размере 1 429 руб.; ежемесячное денежное поощрение по замещаемой должности в размере одного должностного оклада; ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 15 процентов этого оклада; ежемесячную надбавку к должностному за особые условия государственной гражданской службы в размере 120 процентов этого оклада; ежемесячное денежное поощрение за сложность, объем и важность выполняемых задач в соответствии с приказом ФТС России от 10 июня 2005г. №533 в размере двух должностных окладов по замещаемой должности; ежемесячную премию за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в размере 16,7 процентов от оклада денежного содержания (л.д. 12-13).
Материалами дела установлено, что в соответствии с приказом начальника Смоленской таможни от 24 сентября 2018г. Коломенцеву Ю.В. выплачено единовременное поощрение в виде премии по итогам работы во 2 квартале 2018г. (квартальная премия). Размеры указанной премии являлись фиксированными применительно к занимаемым должностям сотрудников таможни, в связи с чем, истец получил денежные средства в сумме 11 530 руб. (л.д.24-25, 27-29).
На основании приказа от 17 сентября 2018г. №133-ПГ за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы в 3 квартале 2018г. Коломенцеву Ю.В. выплачены денежные средства в сумме 3 357 руб. (л.д.30-35).
Как следует из представленных письменных материалов, начальником таможенного поста Черепниным В.В. в адрес начальника Смоленской таможни подана докладная записка от 12 сентября 2018г. №40-13/04168, в которой содержались предложения относительно возможного распределения единовременной поощрительной выплаты государственным гражданским служащим Стабнинского таможенного поста (л.д.45-47). Однако руководитель таможенного органа не согласился с предложением относительно возможного премирования Коломенцева Ю.В., отметив, наличие сведений о неисполнении указанным лицом служебных обязанностей в связи с пребыванием в отпуске по уходу за ребенком (л.д.46).
В этой связи приказ начальника Смоленской таможни от 24 сентября 2018г. №139-ПГ не содержал сведений о предоставлении соответствующего единовременного поощрения Коломенцеву Ю.В. (л.д.42-44).
В соответствии с приказом Смоленской таможни от 17 июля 2017г. №506-К Коломенцеву Ю.В. на основании ст.256 ТК РФ и его заявления предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 13 июля 2017г. по 9 июня 2020г.
В соответствии с приказом Смоленской таможни от 20 июля 2017г. №511-К, находясь в отпуске по уходу за ребенком, Коломенцев Ю.В. приступил к работе с 21 июля 2017г. на условиях неполного рабочего дня.
Исходя из приказа Смоленской таможни от 4 июня 2018г. №288-КГ, Коломенцев Ю.В. вышел из отпуска по уходу за ребенком с 14 июня 2018г. на условиях полного рабочего дня.
В соответствии с приказом Смоленской таможни от 29 июня 2018г. №329-КГ Коломенцеву Ю.В. на основании ст.256 ТК РФ и его заявления вновь предоставлен отпуск по уходу за ребенком.
В дальнейшем по приказу Смоленской таможни от 13 июля 2018г. №352-КГ Коломенцев Ю.В., находясь в отпуске по уходу за ребенком, приступил к работе на условиях неполного рабочего дня с 16 июля 2018г. (впоследствии указанный приказ отменен приказом Смоленской таможни от 20 августа 2018г. №414-КГ).
На основании приказа Смоленской таможни от 21 сентября 2018г. №474-кг, находясь в отпуске по уходу за ребенком, Коломенцев Ю.В. повторно приступил к работе на условиях неполного рабочего дня с 24 сентября 2018г.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в их удовлетворении.
Применительно к спорным правоотношениям суд, исходил из положений приказа ФТС России от 30 октября 2006г. № 1058 в контекстном сопоставлении с нормами, закрепленными в приказе ФТС России от 5 июля 2013 г. № 1260, согласно которым право определения единовременного поощрения в виде премии конкретному государственному служащему принадлежит начальнику таможенного органа, при этом учитывается личный вклад служащего, результативность, качество и сложность выполненных в отчетном периоде заданий, исполнение должностного регламента с учетом коэффициентов, соответствующих критериям оценки эффективности работы гражданских служащих.
В силу ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации выплата поощрений является правом, а не обязанностью работодателя и зависит от его усмотрения. Из содержания ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что премия является выплатой стимулирующего характера.
Анализ норм закона дает основание для вывода о том, что поощрение работников за добросовестный труд (в том числе, произведение доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат) является правом, а не обязанностью работодателя. При этом премия является изменяемой величиной и определяется по решению нанимателя (представителя нанимателя), вынесенному с учетом критериев эффективности и результативности работы государственного служащего, указанных в его служебном контракте.
В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, в том числе премии, не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера - прерогатива работодателя.
Депремирование (или снижение размера надбавки) работника не является мерой дисциплинарного взыскания и не требует соблюдения процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности, предусмотренной ст.ст. 192, 193 ТК РФ.
Также, премия или надбавка, являясь дополнительной выплатой, не должна утрачивать свою поощрительную и стимулирующую функцию и не должна превращаться в автоматически начисляемую часть денежного содержания. Именно поэтому условием выплаты денежного поощрения и премии является не просто отсутствие дисциплинарных взысканий у государственного гражданского служащего и соблюдение служебной дисциплины, но и качество исполнения должностных обязанностей, исполнения документов и поручений руководителей, а также уровень профессионализма.
В соответствии с приказом ФТС России от 20.02.2018 № 232 «Об утверждении Порядка оценки профессиональной служебной деятельности должностных лиц таможенных органов РФ» начальниками структурных подразделений (постов) Смоленской таможни произведена оценка профессиональной служебной деятельности всех должностных лиц таможенного органа, в том числе Коломенцева Ю.В.
Ссылки истца на имевшее место получение им ранее аналогичной выплаты, относящейся к именно числу средств дополнительного стимулирования профессиональной служебной деятельности, не могут быть признаны основанием для удовлетворения заявленных требований.
Указание истца на издание в отношении него приказов от 16 июля 2018г. №454-КМ и от 09 августа 2018г. №499-КМ «О командировании должностных лиц», а также ссылки на служебную записку о состоянии дисциплины в сентябре 2018г. не опровергают выводов суда, что отнесенная законодательством к исключительной компетенции руководителя таможенного органа оценка служебной деятельности подчиненных позволяла начальнику Смоленской таможни принять решение о невыплате Коломейцеву Ю.В. единовременной поощрительной премии.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств для дела, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 6 февраля 2020 г.
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Коломенцева Юрия Викторовича– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи