НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 16.06.2022 № 2-1338/2022

Судья Коршунов Н.А. № 33-1709/2022

№ 2-1338/2022

67RS0003-01-2022-001284-38

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 июня 2022 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи Дмитриевой Г.И.,

судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,

при секретаре (помощнике судьи) Наконечной В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ильющенкова Геннадия Николаевича на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 5 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения в поддержание доводов жалобы, возражения относительно доводов жалобы

УСТАНОВИЛА:

Ильющенков Г.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области (далее – ГУ – ОПФР России по Смоленской области) о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии.

В обоснование исковых требований указал, что в настоящее время является получателем трудовой пенсии по старости в размере 9733, 73 руб. В период с 23.11.1982 по 20.06.2000 он осуществлял свою трудовую деятельность в ОАО «Озерненское АТП» в должности водителя 3, 2 класса; размер заработной платы составлял 300 руб. 26.06.2000 он был уволен из ОАО «Озерненское АТП» по собственному желанию. Впоследствии упомянутая организация была ликвидирована. При этом работодатель не исполнил возложенную на него обязанность по передаче в архив документов в период ликвидации предприятия. Справку о заработной плате за период с 01.01.1983 по 31.12.1987 истребовать не представляется возможным. Им (истцом) запрошена справка от 29.11.2021 в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области, в которой указана необходимая информация для начисления пенсии. Вместе с тем, при обращении в пенсионный орган с заявлением о перерасчете трудовой пенсии в более выгодное положение получил отказ, поскольку средние данные о заработной плате по предприятию, региону или отрасли не могут быть использованы для подтверждения индивидуального характера заработка.

Просит суд признать действия ответчика незаконными и возложить на последнего обязанность осуществить перерасчет пенсии.

В судебном заседании истец Ильющенков Г.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика - ГУ – ОПФР России по Смоленской области БодроваС.А. просила отказать в удовлетворения иска по основаниям, изложенным в возражениях на него, сводящимся к тому, что заявление о перерасчете страховой пенсии по форме согласно соответствующему Административному регламенту ИльющенковымГ.Н. не подавалось, следовательно, решение об отказе в перерасчете пенсии не принималось. На обращение Ильющенкова Г.Н. от 21.12.2021 по вопросу перерасчета размера пенсии с даты назначения (08.08.2021) на основании справки, выданной Федеральной службой государственной статистики по Смоленской области о среднемесячной заработной плате работников отрасли «Транспорт» за 1983-1987 годы, ГУ– ОПФР России по Смоленской области 19.01.2022 направлены разъяснения, что усредненные показатели – средние данные о заработной плате по предприятию, региону или отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах не могут быть использованы для подтверждения среднемесячной заработной платы, поскольку это противоречит условию обязательного подтверждения индивидуального характера заработка. В целом, доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права.

Обжалуемым решением исковые требования Ильющенкова Г.Н. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Ильющенков Г.Н. просит отменить вышеуказанное решение суда, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушения и неправильное применение норм процессуального и материального права, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ – ОПФР России по Смоленской области Бодрова С.А. просит оставить судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу Ильющенкова Г.Н. – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, уважительных причин неявки, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не представили.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, приходит к следующим выводам.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что с 08.08.2021 ИльющенковГ.Н. является получателем страховой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Размер пенсии ИльющенковаГ.Н. рассчитан с учетом среднемесячного заработка за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.

21.12.2021 Ильющенков Г.Н. обратился в ГУ – ОПФР России по Смоленской области с заявлением по вопросу перерасчета размера пенсии с даты назначения (08.08.2021) на основании справки от 29.11.2021 № НГ-6903/83-ОГ, выданной Федеральной службой государственной статистики по Смоленской области, о среднемесячной заработной плате работников отрасли «Транспорт» за 1983-1987 годы, которое рассмотрено пенсионным органом в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

19.01.2020 в адрес Ильющенкова Г.Н. направлен ответ исх. № 5613/1430, в котором заявителю разъяснено, что усредненные показатели – средние данные о заработной плате по предприятию, региону или отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах не могут быть использованы для подтверждения среднемесячной заработной платы, поскольку это противоречит условию обязательного подтверждения индивидуального характера заработка, определенному нормами действующего пенсионного законодательства.

Разрешая исковые требования, суд исходил из того, что в силу действующего пенсионного законодательства установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.

Представленные истцом сведения Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области не подтверждают конкретный размер именно его заработной платы, не содержат данных, достоверно свидетельствующих об индивидуальном характере заработка Ильющенкова Г.Н., следовательно, не могут служить основанием для перерасчета пенсии исходя из размера заработной платы, указанной в справке, среднемесячный заработок за соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными органами на основании первичных бухгалтерских документов.

Такой вывод признается судебной коллегией правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «Остраховых пенсиях» (далее– Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ) размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 ст. 30.1 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячные заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

В силу пунктов 2 - 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованное о лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.

Согласно пункту 2 ст. 18 названного Федерального закона перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2002 №30 Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России постановлением от 27.02.2002 № 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Согласно пункту 26 Перечня среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. Вслучае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также: расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения; копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.

Данный Перечень признан утратившим силу приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 1027н, Пенсионного Фонда Российской Федерации № 494п от 11.12.2014. Вместе с тем, пунктом 70 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н предусмотрено, что обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31.12.2014, подтверждаются в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

Согласно Письму Министерства труда Российской Федерации № 8389-ЮЛ, Пенсионного Фонда Российской Федерации № ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников» в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Данный перечень документов не является исчерпывающим, но в любом случае к этим документам установлено обязательное требование - подтверждение индивидуального характера заработка работника.

При этом такие документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника, могут быть приняты пенсионным органом для перерасчета только в случае представления заявителем доказательств утраты первичных документов работодателя о заработке работников вследствие чрезвычайных событий (наводнений, землетрясений, ураганов).

В связи с отсутствием каких-либо документов, подтверждающих индивидуальный характер заработка Ильющенкова Г.Н. в спорный период, требования истца о перерасчете размера его пенсии удовлетворены быть не могут.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.

Поскольку юридически значимые обстоятельства дела и его фактические обстоятельства судом установлены полностью и правильно, все выводы в решении мотивированы и основаны на верном толковании норм материального права, нарушений норм процессуального закона не допущено, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не находит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 5 апреля 2022 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ильющенкова Геннадия Николаевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме

Мотивированное определение изготовлено