Судья Мельничук Е.В. Дело № 33 – 2239/2020
№ 2-340/2020
67RS0007-01-2020-000162-56
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2020 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего (судьи) - Коржакова И.П.,
судей: - Коженовой Т.В., Филенковой С.В.,
при секретаре (помощнике судьи) - Потапченко С.И.,
при участии истца Шерлибиной О.В., представителя истца Шерлибиной О.В. – Копыловой О.М., представителя ответчика Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе Смоленской области (межрайонное) – Солдатенковой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шерлибиной О.В. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе Смоленской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии,
по апелляционной жалобе Шерлибиной Оксаны Вячеславовны на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 25 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения истца Шерлибиной О.В., представителя истца Шерлибиной О.В. – Копыловой О.М., возражения представителя ответчика Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе Смоленской области (межрайонное) Солдатенковой М.С.,
установила:
Шерлибина О.В. обратилась в суд с требованием к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Сафоновском районе Смоленской области о включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии, указывая, что согласно трудовой книжке она работает в ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» с 19 апреля 1995 г. по настоящее время фельдшером скорой медицинской помощи. Считает, что при исчислении стажа, дающего право на досрочную пенсию, должен применяться коэффициент, как к работнику, осуществляющему трудовую деятельность в сельской местности. 11 сентября 2019 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, полагая, что имеется 25 лет специального стажа. ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе Смоленской области в назначении пенсии было отказано в связи с тем, что стажа недостаточно для назначения льготной пенсии. Решением ответчика № от (дата) указаны периоды, подлежащие зачету: с 19 апреля 1995 г. по 31 января 2000 г.; с 16 марта 2000 г. по 27 сентября 2004 г.; с 13 ноября 2004 г. по 25 октября 2009 г.; с 29 ноября 2009 г. по 29 ноября 2009 г.; с 11 декабря 2009 г. по 31 марта 2011 г. – работа в качестве фельдшера скорой помощи Дорогобужской ЦРБ (г. Дорогобуж); с 1 апреля 2011 г. по 27 июня 2014 г.; с 4 июля 2014 г. по 19 октября 2014 г.; с 27 ноября 2014 г. по 2 ноября 2015 г.; с 4 ноября 2015 г. по 10 сентября 2019 г. работа в качестве фельдшера скорой помощи Дорогобужской ЦРБ (п. Верхнеднепровский). При этом периоды работы в должности фельдшера скорой помощи с 19 апреля 1995 г. по 31 марта 2011 г. не включены в специальный стаж в льготном исчислении (как работа в сельской местности), так как период работы протекал в г. Дорогобуже; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 31 января 2000 г. по 15 марта 2000 г., с 28 сентября 2004 г. по 12 ноября 2004 г., с 20 октября 2014 г. по 26 ноября 2014 г., с 3 ноября 2015 г. по 3 ноября 2015 г. не включены в льготном исчислении (трудовая деятельность в сельской местности и в поселке городского типа) в специальный стаж для назначения пенсии; периоды с 26 октября 2009 г. по 28 ноября 2009 г. и с 30 ноября 2009 г. по 10 декабря 2009 г. также не зачтены в стаж в календарном исчислении (трудовая деятельность в отделении «Скорой медицинской помощи» № 2 г. Дорогобужа). Просила обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы в должности фельдшера скорой помощи Дорогобужской ЦРБ с 19 апреля 1995 г. по 31 декабря 2007 г. с применением коэффициента 1,3, как лицу, осуществляющему в данный период трудовую деятельность в сельской местности и поселке городского типа при наличии смешанного стажа работы; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 31 января 2000 г. по 15 марта 2000 г., с 28 сентября 2004 г. по 12 ноября 2004 г., с 20 октября 2014 г. по 26 ноября 2014 г., с 3 ноября 2015 г. по 3 ноября 2015 г. с применением коэффициента 1,3 как лицу, осуществляемую трудовую деятельность в сельской местности и поселке городского типа при наличии смешанного стажа работы; курсы повышения квалификации с 26 октября 2009 г. по 28 ноября 2009 г., с 30 ноября 2009 г. по 10 декабря 2009 г. – в календарном исчислении.
Истец Шерлибина О.В., представитель - адвокат Копылова О.М. в судебном заседании требования поддержали, указав, что Шерлибина О.В. имеет право на зачет в специальный стаж периода трудовой деятельности в должности фельдшера скорой помощи Дорогобужской ЦРБ с 19 апреля 1995 г. по 31 декабря 2007 г. с применением коэффициента 1,3, как лицу, осуществляющему в данный период трудовую деятельность в сельской местности и поселке городского типа, при наличии смешанного стажа работы, а так же просили суд включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Представитель ответчика - ГУ - УПФ РФ в Сафоновском районе Смоленской области (межрайонное) Бордунова Е.В. возражала против удовлетворения требований, указала, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж.
Решением Сафновского районного суда Смоленской области от 25 мая 2020 г. исковые требования Шерлибиной О.В. удовлетворены частично. Судом постановлено: обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе Смоленской области (межрайонное) включить в специальный стаж для назначения Шерлибиной О.В. досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 31 января 2000 г. по 15 марта 2000 г., с 28 сентября 2004 г. по 12 ноября 2004 г., с 26 октября 2009 г. по 28 ноября 2009 г., с 30 ноября 2009 г. по 10 декабря 2009 г. в календарном исчислении; периоды с 20 октября 2014 г. по 26 ноября 2014 г., с 3 ноября 2015 г. по 3 ноября 2015 г. - в льготном исчислении как один год за один год и три месяца.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Шерлибина О.В. просит изменить решение суда в части отказа во включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода работы в должности фельдшера скорой помощи Дорогобужской ЦРБ с 19 апреля 1995 г. по 31 декабря 2007 г., включая периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 31 января 2000 г. по 15 марта 2000 г., с 28 сентября 2004 г. по 12 ноября 2004 г., с применением коэффициента 1,3, как лицу, осуществляющему в данный период свою трудовую деятельность в сельской местности и поселке городского типа при наличии смешанного стажа работы, удовлетворив в данной части заявленные исковые требования.
Указывает на то, что суд необоснованно решил, что период ее работы с 19 апреля 1995 г по 31 декабря 2007 г. протекал в г. Дорогобуже.
Также суду надлежало проверить, правомерно ли работодатель ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» представлял в пенсионный орган сведения персонифицированного учета за период ее работы до 31 декабря 2007 г. с указанием кода льготы 27-ГД, то есть работа в городе.
При указанных обстоятельствах считает, что обжалуемое решение является незаконным и необоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу Шерлибиной О.В. ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе Смоленской области (межрайонное) просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
Указывает на то, что на дату обращения – 11 сентября 2019 г. у Шерлибиной О.В. имеется стаж 25 лет 11 месяцев 25 дней подтвержденного документами специального стажа лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии. Если документально подтверждается факт осуществления медицинским работником лечебной деятельности непосредственно в городе (например: приказ (распоряжение) по учреждению о работе в городе), независимо от того, что трудовое соглашение указанным работником заключено с учреждением здравоохранения, территориально расположенным в сельской местности или поселке городского типа, то такая работа может быть квалифицирована, как работа в условиях города.
Полагает, что факт зачисления Шерлибиной О.В. на основании трудового договора в Дорогобужскую ЦРБ не является юридически значимым критерием при определении порядка исчисления стажа работы, поскольку исполнение должностных обязанностей имело место в г. Дорогобуже.
Периоды работы в должности фельдшера скорой помощи с 19 апреля 1995 г. по 31 марта 2011 г. нельзя засчитать в специальный стаж в льготном исчислении (как работа в сельской местности), так как согласно справке № от (дата) уточняющей особый характер работы, выданной ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ», данный период работы протекал в г. Дорогобуже.
Актом документальной проверки факта льготной работы от (дата) Шерлибиной О.В. за период с 19 апреля 1995 г. по 7 октября 2019 г. в должности фельдшера скорой помощи выявлено, что в состав Дорогобужской ЦРБ входило отделение скорой медицинской помощи № 1 и отделение скорой медицинской помощи № 2. С апреля 1995 г. по март 2011 г. Шерлибина О.В. значится в лицевых счетах г. Дорогобужа в качестве фельдшера скорой медицинской помощи.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета, Шерлибина О.В. зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета в качестве застрахованного лица с 21 января 1999 г. Сведения за период работы с 1 января 1998 г. по 31 марта 2011 г. сданы работодателем с кодом льготы 27-ГД, с 1 апреля 2011 г. сведения поданы с кодом льготы 27-СМ. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие осуществление истцом медицинской деятельности непосредственно в сельской местности.
Указывает, что ссылка истца в апелляционной жалобе на показания свидетелей Волковой Т.В. и Алхименковой Т.А., а также на решение суда, в основу которого положены показания свидетелей, несостоятельна, так как характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 40-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, закреплено в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 названного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В пп. "н" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 - 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее Список N 464);
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Обращено внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Из материалов дела видно, что 11 сентября 2019 г.Шерлибина О.В.обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Однако решением УПФР вСафоновском районеСмоленской области (межрайонное) № от (дата) в назначении пенсии истцу отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа, который, согласно расчету ответчика, на момент обращения за назначением пенсии составил 25 лет 11 месяцев 25 дней.
В специальный стажШерлибиной О.В.пенсионным органом не включены периоды работы в должности фельдшера скорой помощи с19 апреля 1995 г. по 31 марта 2011 г., так как она работала в городе Дорогобуже, а также: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 31 января 2000 г. по 15 марта 2000 г., с 28 сентября 2004 г. по 12 ноября 2004 г., с 20 октября 2014 г. по 26 ноября 2014 г., с 3 ноября 2015 г. по 3 ноября 2015 г., с 26 октября 2009 г. по 28 ноября 2009 г., с 30 ноября 2009 г. по 10 декабря 2009 г.
Разрешая требования Шерлибиной О.В., суд сделал вывод о том, что в период с19 апреля 1995 г.по 31 марта 2011 г.истец осуществляла трудовую деятельность вг. Дорогобуж в должности фельдшера скорой помощи Дорогобужской ЦРБ и, как следствие, смешанного стажа не имеет.
Из справки ОГБУЗ «Дорогобужской ЦРБ» № от (дата) уточняющей особый характер работы, усматривается, что спорный период работы Шерлибиной О.В. протекал в городе Дорогобуже.
Актом документальной проверки факта льготной работы Шерлибиной О.В. в должности фельдшера скорой помощи от (дата) выявлено, что в состав Дорогобужской ЦРБ входило отделение скорой медицинской помощи № 1 и отделение скорой медицинской помощи № 2. В соответствии с приказами о закреплении за отделениями, табелями учета рабочего времени, лицевыми счетами, работа Шерлибиной О.В. протекала в отделении скорой медицинской помощи № 2, расположенного в городе Дорогобуже. Приказом от (дата) бригады скорой медицинской помощи, располагающиеся на территории города Дорогобуж, переведены с 1 апреля 2011 г. на базу скорой медицинской помощи пгт. Верхнеднепровский под единый контроль диспетчерской службы. Из карточки-справки за 2003 г. усматривается место работы истца: отделение скорой медицинской помощи в г. Дорогобуже. При этом документов, подтверждающих перевод истца на работу в сельскую местность либо в поселок городского типа, что предполагает льготный стаж работы, суду представлено не было.
В соответствии с частью 1,2 статьи 14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 14 Закона №400-ФЗ).
После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы подтверждаются только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу ст. 8,11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования на территории Российской Федерации» (далее – Закон № 27-ФЗ) страхователи представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в том числе: периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Именно работодатель определяет, подлежит ли должность включению в Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Шерлибина О.В. зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета в качестве застрахованного лица с 21 января 1999 г. Сведения за период работы с 1 января 1998 г. по 31 марта 2011 г. поданы с кодом льготы 27-ГД, то есть работа в городе.
В этой связи и в соответствии с вышеназванными правовыми нормами пенсионного законодательства, не позволяющими применить льготное исчисление, суд пришел к выводу, что уШерлибиной О.В.отсутствует необходимый специальный стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции не проверил, правомерно ли работодатель ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» представлял в пенсионный орган сведения персонифицированного учета за период работы истца до 31 декабря 2007 г. с указанием кода льготы 27-ГД, то есть работа в городе, ошибочен, так как при оценке доказательств суд установил, что деятельность истца протекала в городе.
После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы подтверждаются только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из индивидуального лицевого счета Шерлибина О.В. зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета в качестве застрахованного лица с 21 января 1999 г.
Сведения за период работы с 1 января 1998 г. по 31 марта 2011 г. сданы работодателем с кодом льготы 27-ГД, с 1 апреля 2011 г. сведения поданы с кодом льготы 27-СМ. При этом решение исполкома Дорогобужского районного Совета народных депутатов от 20 января 1982 г. №30 об объединении центральной районной больницы с больницей поселка Верхнеднепровский с указанием считать базовым лечебно-профилактическим учреждением района Верхнеднепровскую больницу, назвав Дорогобужской ЦРБ, отсутствие сведений в Уставе учреждения и данных о лицензии не указывает на то, что истец работала в сельской местности или пгт.Верхнеднепровский. При этом ссылка на показания свидетелей не может быть принята во внимание, так как специальный характер работы не может подтверждаться данными доказательствами (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). А поскольку пенсионный спор носит индивидуальный характер, не может быть принята во внимание и ссылка на решение суда в отношении Тарасовой С.А.
При этом появление в штатном расписании отдельной структуры – отделения скорой медицинской помощи №2, расположенной в г.Дорогобуже, с 1 января 2008 г. лишь формализовало фактически сложившееся функционирование данной службы в Дорогобужском районе Смоленской области.
В то же время факт работы истца именно в городе Дорогобуже подтверждается, в том числе, сведениями, содержащимися в карточке-справке за 2005 г., 2004 г., 2003 г.(л.д.150-155), в которых указано подразделение – Дорогобуж, справкой работодателя, сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. При этом, поскольку работодателем выдана более поздняя справка №35, предыдущая справка не может быть принята во внимание.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда о включении в специальный стаж периодов нахождения Шерлибиной О.В. на курсах повышения квалификации.
В силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Помимо этого, статьёй 196 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 72, п. 8 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вступившего в силу с1 января 2012 г., медицинские работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Обязанность по обеспечению профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников возложена на медицинскую организацию.
В соответствии с требованиями ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от22 июля 1993 г.№ 5487-1, действовавших в период до1 января 2012 г., повышение квалификации для медицинского работника являлось обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
Из справки(дата) представленной работодателем - ОГБУЗ «Дорогобужская центральная районная больница» - следует, что в период работы в указанном учреждении здравоохраненияШерлибина О.В.с31 января 2000 г. по 15 марта 2000 г., с 28 сентября 2004 г. по 12 ноября 2004 г., с 26 октября 2009 г. по 28 ноября 2009 г., с 30 ноября 2009 г. по 10 декабря 2009 г., с 20 октября 2014 г. по 26 ноября 2014 г., с 3 ноября 2015 г. по 3 ноября 2015 г. находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы.
Упомянутые периоды нахождения на курсах включены в специальный стажШерлибиной О.В. При этом периоды с20 октября 2014 г. по 26 ноября 2014 г., с 3 ноября 2015 г. по 3 ноября 2015 г., - с применением коэффициента 1,3, так как сведения о работе истца работодателем с1 апреля 2011 г.поданы с кодом льготы 27-СМ. Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации, в учебном отпуске приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направляется на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за профессиональную деятельность в указанные периоды.
Поэтому не могут быть удовлетворены и доводы жалобы истца о расчете периодов нахождения на курсах в льготном порядке применительно к периодам работы в сельской местности как один год работы за один год и 3 месяца.
По существу, доводы жалобы основаны на ошибочном понимании норм материального права, не соответствуют установленным судом обстоятельствам.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 25 мая 2020 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шерлибиной О.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи